44 фз что это такое

44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

44 фз что это такое

Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам). Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Разобраться в нем — непростая задача для новичков. Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Какие закупки регулирует 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.

Как организована контрактная система

Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.

По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан;
  • Единая электронная торговая площадка;
  • Российский аукционный дом;
  • ТЭК — Торг;
  • Электронные торговые системы;
  • Сбербанк — Автоматизированная система торгов;
  • РТС — тендер;
  • Электронная торговая площадка ГПБ.

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Электронный аукцион

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Открытый конкурс

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

Запрос котировок

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. рублей. С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/goszakupki/2019/10/15107

Госзакупки: краткое руководство для начинающего поставщика

44 фз что это такое

У вас есть свое дело, и вы слышали о госзакупках, но еще не участвовали в них. Почему бы и не попробовать? Разбираемся, что такое государственные закупки и как получить свой первый заказ. 

Что такое госзакупки?

Госзакупки — это система, с помощью которой государственные компании ищут поставщиков товаров, работ и услуг. Причем закупки эти могут быть любого масштаба — от покупки канцелярских кнопок до постройки стадионов. 

Зачем участвовать в госзакупках?

Госзакупки позволяют получить крупного и надежного заказчика, который точно заплатит. Это еще и возможность увеличить объем продаж и расширить географию торговли.

Ходят слухи, что госконтракты получить удается только «своим», мол, «со стороны» не стоит и пытаться. Не верьте этому. Если вы производите качественный продукт или оказываете квалифицированную услугу, то есть все шансы получить госзаказ.

И для этого не нужно тратить деньги на рекламу, но придется потратить время и силы, чтобы разобраться в деталях. 

С чего начать?

Начните с самого главного — с изучения двух федеральных законов: № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

  • Закон № 44-ФЗ регулирует закупки компаний, которые полностью, на 100%, принадлежат государству. Условия контрактов здесь прописаны строго, существует жесткий регламент.
  • Закон № 223-ФЗ регулирует закупки компаний, которыми государство владеет как минимум на 50%. Этот закон мягче, он не регламентирует все этапы сделки и позволяет изменять уже заключенный договор, в отличие от закона № 44-ФЗ. 

Какие бывают госзакупки?

Госзакупки делятся на открытые (вы можете подать заявку по своему желанию) и закрытые (участвовать могут только те поставщики, которых пригласил заказчик).

Открытые закупки бывают неконкурентные (договор заключается с определенным исполнителем) и конкурентные (участникам предстоит побороться за право поставлять свой товар или предоставлять услугу).

Неконкурентный способ — это так называемая закупка у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя. По закону такое возможно, например, если закупка разовая и сумма контракта не превышает 100 тыс. рублей. Если годовая выручка компании больше 5 млрд рублей, то сумма контракта не должна превышать 500 тыс. рублей. Также неконкурентный способ применяют, если услугу предоставляет лишь одна компания — допустим, заказчику нужно подключить воду, газ или отопление.

Конкурентные способы бывают четырех видов: запросы котировок, запросы предложений, конкурсы, аукционы. Например, в ходе конкурса заказчик выбирает поставщика по разным критериям, а аукцион выигрывает тот, кто предложит самую низкую цену.

С 2019 года все открытые конкурентные госзакупки проводятся в электронной форме — через интернет. Если ваша услуга не эксклюзивна, то проще всего начать с электронного аукциона, в котором может принять участие любой предприниматель.

Где проходят электронные аукционы?

На электронных торговых площадках. Есть 8 площадок, где проводятся открытые госзакупки, в которых могут участвовать только малые и средние предприятия:

На сайтах этих площадок можно искать объявления о госзакупках и там же заключать договоры и контракты.

Где еще узнавать о госзакупках?

Есть несколько сайтов, на которых собрана информация о планах закупок сразу всех государственных компаний:

  • Портал госзакупок. Это единая информационная система, в которой есть все данные о заказах госкомпаний. Там можно посмотреть не только актуальные закупки, но и информацию о тех заказах, которые уже закрыты или только планируются.В объявлении о предстоящих торгах компания прописывает, в какое время и на какой площадке пройдет аукцион, обозначает условия договора или контракта и называет максимальную стоимость, которую она готова заплатить поставщику. С этой суммы в назначенное время начнется аукцион.
  • Сайт Корпорации МСП. Корпорация публикует планы закупок крупнейших заказчиков, участниками которых могут быть только малые и средние предприятия. Отдельно представлены планы закупок региональных компаний.Корпорация предоставляет предпринимателям и другие услуги. Она помогает представителям МСП запрашивать банковскую гарантию или кредит, чтобы внести залог для участия в аукционе.
  • Портал Бизнес-навигатора МСП. Портал аккумулирует информацию о закупках, которые планируют или уже объявили крупные заказчики — не только государственные, но и частные. Сориентироваться на этом портале проще, чем на Портале госзакупок. Бизнес-навигатор позволяет отслеживать планы закупок по номенклатуре продукции. Или подписаться на обновления и сразу узнавать о закупках, которые планируют проводить интересующие вас компании.Портал предлагает предпринимателям множество дополнительных сервисов — от составления бизнес-плана до подбора недвижимости.

Еще один источник информации о госзакупках — региональные многофункциональные центры (МФЦ). Через МФЦ доступны все услуги Корпорации МСП.

Можно использовать сразу несколько способов поиска. Например, настроить уведомления от Портала Бизнес-навигатора МСП, а детали аукциона смотреть на Портале госзакупок или на сайте конкретной площадки.

Я готов участвовать в аукционе. С чего начать?

1. Для начала купите электронно-цифровую подпись (ЭЦП), без нее участвовать в аукционах нельзя. Подписать электронную бумагу ЭЦП — все равно что заверить личной подписью обычный документ. ЭЦП продают специальные удостоверяющие центры.

2. Зарегистрируйтесь на Портале госуслуг. Сначала как гражданин, если у вас еще нет такой регистрации.

Зайдите на портал под своим логином и паролем.

Затем, если вы индивидуальный предприниматель, вам нужно зарегистрироваться на портале как ИП.

Если вы руководитель компании, зарегистрируйте на портале юридическое лицо. Для этого вам понадобится ЭЦП. Затем определите людей, которые будут представлять вашу компанию на госзакупках. Их личные учетные записи на Портале госуслуг нужно будет прикрепить к учетной записи вашей организации.

3. Зарегистрируйтесь на Портале госзакупок.

Зайдите в личный кабинет участника закупок. Для этого потребуется пароль и логин от входа на Портал госуслуг.

Заполните форму регистрации. Часть данных автоматически загрузится с Портала госуслуг. Приложите необходимые документы. Заверьте регистрацию ЭЦП.

Если от вашей компании в закупках будут участвовать несколько сотрудников, подтвердите их полномочия — также с помощью ЭЦП.

Регистрация на Портале госзакупок бесплатная и действует три года.

4. Аккредитуйтесь на электронных площадках.

На каждой из площадок нужно зарегистрироваться и аккредитоваться отдельно.

Часть данных о вас электронная площадка автоматически получит от Портала госзакупок. Остальные документы нужно будет предоставить самостоятельно. После того как вы загрузите все необходимые данные, в течение одного рабочего дня площадка вас аккредитует.

Аккредитация тоже бесплатная и выдается на три года.

Для входа на сайты электронных площадок вам (или уполномоченным сотрудникам вашей компании) также нужно будет вводить логин и пароль от Портала госуслуг.

5. Участвуйте в закупках.

Ищите подходящие закупки, изучайте условия каждой из них и подавайте заявки на участие в торгах.

Если вы правильно оформите заявку, выполните все условия и предложите самую выгодную цену, то сможете выиграть закупку и заключить контракт или договор.

Что нужно прикладывать к заявке?

Обычно к заявке необходимо приложить дополнительные документы — их список заказчик указывает в условиях закупки.

До даты аукциона организатору торгов нужно перечислить плату за участие в закупке и предоставить обеспечение заявки.

Плату за участие в закупке берет площадка. Это депозит, который спишут с вашего счета, если вы станете победителем аукциона. А если нет — вернут. Вы должны будете завести личный счет на торговой площадке и внести на него нужную сумму. Размер депозита невелик — до 6 тыс. рублей (в зависимости от суммы заказа).

Обеспечение заявки — это своего рода страховка для заказчика. Если поставщик, подрядчик или исполнитель нарушат условия контракта, не отработают аванс или не выплатят неустойку, этот залог перейдет заказчику.

Размер обеспечения устанавливает заказчик. Для заказов на сумму меньше 5 млн рублей он может быть и нулевым. Для остальных заказов — от 0,5 до 5% в зависимости от начальной цены контракта.

Вы можете сами выбрать вариант обеспечения — перечислить залог на специальный счет или получить банковскую гарантию на эту сумму.

Специальные счета открывают только в тех банках, которые аккредитовало Правительство. Актуальный список этих банков есть на сайтах уполномоченных торговых площадок.

Гарантию для госзакупок также можно получить только в аккредитованных банках. Если банк согласится оформить гарантию, он зарегистрирует ее в специальном реестре на Портале госзакупок. Вы получите уникальный номер гарантии, его нужно отправить площадке вместе с заявкой на участие в закупке.

Если вам не удастся победить в аукционе, залог вернут в течение пяти дней, а гарантию просто аннулируют.

Если же вы станете победителем и получите госзаказ, то по мере исполнения контракта вам будут постепенно возвращать залог. Условия, сроки и суммы возврата должны быть прописаны в договоре.

Заказчик будет сообщать об этапах исполнения контракта в единую информационную систему на Портале госзакупок. Эти данные увидят не только участники контракта, но и торговая площадка. Площадка передаст информацию в банк, который открыл специальный счет или выдал гарантию. Банк вернет часть залога. Если вы работаете с банковской гарантией, то по мере исполнения контракта заказчик будет постепенно отказываться от прав по ней.

Что еще стоит изучить, прежде чем участвовать в госзакупках?

Если вы решили побороться за заказы государственных компаний, вам пригодится эта информация:

Чтобы изучить все тонкости госзакупок, придется потратить время. Но итогом может стать крупный заказ надежной компании.

Источник: https://fincult.info/article/goszakupki-kratkiy-gid-nachinayushchego-postavshchika/

Преференции по 44-ФЗ: что это значит и кто может ими воспользоваться?

44 фз что это такое

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Наверняка, вы прекрасно понимаете смысл термина преференция. Это определенное преимущество или льгота, которая предоставляется кому-либо.

Такие преимущества могут предоставляться государствам, предприятиям или организациям для поддержки определенных видов деятельности. В 44-ФЗ также предусмотрен ряд преференций, о которых пойдет речь ниже в этой статье.

Мы подробно разберемся с тем, что это за преимущества и кто ими может воспользоваться. Итак, давайте начнем

1. Преференция: что это значит по 44-ФЗ? 
2. Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ
3. Преференции организациям инвалидов по 44-ФЗ
4. Преференции УИС по 44-ФЗ

1. Преференция: что это значит по 44-ФЗ?

Цель Федерального закона № 44-ФЗ заключается не только в создании открытой и конкурентной среды при проведении госзакупок, но и в поддержке определенных категорий поставщиков, которые в этих закупках участвуют.

Согласно требований 44-ФЗ льготные условия предусмотрены для 3-х категорий участников:

1 категория — субъекты малого предпринимательства (сокращенно — СМП) и социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) (ст.30 44-ФЗ);

2 категория — учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы (УИС) (ст.28 44-ФЗ);

3 категория — организации инвалидов (ст.29 44-ФЗ).

Давайте теперь более подробно рассмотрим, какие преференции предусмотрены для каждой категории участников.

2. Преференции СМП и СОНКО по 44-ФЗ

Прежде чем рассказывать о преимуществах для СМП и СОНКО, установленных 44-ФЗ, предлагаю детально разобраться с тем, что это за участники и каким требованиям они должны соответствовать.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как получить гражданство рф по родителям

Субъекты малого предпринимательства (СМП) должны отвечать требованиям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Во-первых, доля РФ в уставном капитале СМП должна быть не более 25%, а доля иностранных юр. лиц и юр. лиц (не являющихся СМСП) в уставном капитале должна быть не более 49%.

Во-вторых, средняя численность работников СМП не должна превышать 100 человек включительно.

В-третьих, выручка без НДС или балансовая стоимость активов не должна превышать 800 млн. рублей (Примечание: Предельные значения дохода определены Постановлением Правительства РФ № 265 от 04.04.2016 года).

С субъектами малого предпринимательства мы разобрались, идем дальше

Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО)

Источник: https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/preferentsii-po-44-fz.html

Документация по 44 ФЗ, необходимая для участия в тендере

С начала 2014 года и по сегодняшний день в нашей стране все закупки государственных заказчиков проходят в том порядке, который регламентирован текстом Федерального Закона №44.

Новый закон под названием «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» охватывает собой все стороны и нюансы закупочной деятельности, в том числе, детально прописывая то, какой должна быть нормативная документация по 44 ФЗ, необходимая для участия в тендере.

Реестр документов по 44 ФЗ

Для того чтобы принять участие в розыгрыше тендера, необходимо подготовить пакет документов:

  • Заявка на участие, оформляемая согласно типовому образцу в составе конкурсной документации по 44 ФЗ
  • Выписка из ЕГРЮЛ или ее заверенная нотариально копия – не старше 6 месяцев на момент подачи заявки
  • Документы, подтверждающие полномочия участника тендера – это может быть Устав предприятия, протокол заседания, на котором был избран директор компании-участника, либо нотариально заверенная доверенность на представителя директора
  • Заверенные копии учредительных документов
  • Декларацию за прошедший год
  • Копии контрактов или иные документы, свидетельствующие о соответствии участника требованиям, заявленным со стороны организатора
  • Сертификат банковской гарантии
  • Коммерческое предложение
  • В случае, когда речь идет о строительном или ином сложном производственном тендере, коммерческую часть заявки необходимо подкреплять техническими аспектами. Это может быть мини-проект, эскиз, технические характеристики и др.

Общие правила оформления документации по 44 ФЗ

Следуя норме Федерального Закона №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заявку на участие в тендере можно подать как в письменном виде (в бумажном запечатанном конверте), так и в электронном варианте. Последняя форма становится единственно возможной, когда речь идет о федеральных площадках и крупных тендерах всероссийского масштаба.

Если говорить о письменной заявке, то основное правило ее проведения заключается в том, что она должна быть прошита и зарегистрирована, запечатана в конверт. К заявке мы прилагаем опись приложенных к ней документов. Впрочем, последнее нужно подавать и при электронном проведении тендеров. Разница здесь будет лишь в том, что при подачи электронной заявки, потребуется ЭП (электронная подпись).

Как вы успели заметить, процесс сбора документов по 44 ФЗ – очень кропотливое и сложное дело, и иногда его невозможно грамотно и быстро произвести без профессиональной поддержки.

Только на площадке bicotender.ru вы сможете получить:

  • Бесплатные экспертные консультации
  • Надежное всестороннее сопровождение, включающее помощь при оформлении документации по 44 ФЗ
  • Гарантию того, что вашу заявку примут, и вы станете участником закупки.

Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника — bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Источник: https://www.bicotender.ru/articles/dokumentaciya-po-44-fz.html

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

Статья актуальна на 1 июля 2019

Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.

Заказчик

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков. 
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках. 

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,  

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги. 

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация. 

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ. 

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки. 

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке. 

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики, 
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).

Появится в 2020 году

  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. 

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью: 

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках.  С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре. 

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали. 

Способы проведения закупок 

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Это основание для планов-графиков. Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.
В описании каждой закупки есть:
  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.
В описании каждой закупки есть:
  • Название, номер, требования к товарам и участникам, 
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете. Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.   Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.  Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной. С 1 июля 2019 года можно будет объявлять закупку через 1 день после изменения плана-графика.Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны. 
В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами. В плане-графике нужно обосновать НМЦ,.Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и должны проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

* С 1 октября 2019 года заказчики будут планировать закупки только по планам-графикам на 3 года, планы закупок будут отменены. До конца 2019 года по-прежнему нужно составлять план закупок и план-график.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.  

Все госзакупки нормируются.

Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ. 

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС. 

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить контракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь. 

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11. 

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1142-44-fz-1

Регистрация поставщиков в ЕИС с 1 января 2019 года

  1. Особенности регистрации в ЕИС 
  2. Кто должен пройти регистрацию в ЕИС?   
  3. Должностные лица, выполняющие действия по регистрации в ЕИС 
  4. Сроки регистрации 
  5. Какие документы нужны для регистрации в ЕИС?   
  6. Основания для прекращения регистрации в ЕИС  
  7. Почему могут отказать в регистрации в ЕИС?  
  8. Регистрация юрлиц в ЕИС 

С 1 января 2019 года вступили в силу поправки в № 44-ФЗ (ч. 5, ст. 24.2), согласно которым участники закупок для аккредитации на электронной площадке и участия в электронных процедурах должны зарегистрироваться в ЕИС. 

С 1 января 2020 года без регистрации в ЕИС нельзя будет участвовать в электронных процедурах ни на одной из отобранных, в соответствии с требованиями 44-ФЗ, электронной площадке.

Примечание: Если вы хотите оперативно зарегистрироваться в ЕИС, то вы можете воспользоваться помощью специалистов «ЕЭТП», которые помогут вам пройти все шаги для получения регистрации.

Особенности регистрации в ЕИС 

  1. Регистрация в ЕИС бесплатная. 
  2. Регистрация в ЕИС будет действовать 3 года
  3. Если у вас есть аккредитация (действующая в 2019), на электронных площадках, отобранных в соответствии с 44-ФЗ, то вы можете работать на этих площадках без регистрации в ЕИС до 31 декабря 2019 года.
  4. Если срок аккредитации истек/истекает в ближайшие 3 месяца, то нужно зарегистрироваться в ЕИС, иначе, участник не сможет подавать заявки на участие в электронных процедурах, так как доступ к площадкам будет заблокирован.  

*С 1 января 2019 года без регистрации в ЕИС невозможно открыть спецсчет.

 

Пройдя регистрацию в ЕИС, участники закупок  получат доступ ко всем электронным площадкам, отобранным для проведения закупок в рамках 44-ФЗ. На этих же площадках проводятся закупки среди субъектов  223-ФЗ с ограничением «только для субъектов МСП»  и торги по капитальному ремонту в соответствии с постановлением Правительства  РФ № 615.  

Кто должен пройти регистрацию в ЕИС?   

  • Участники закупок в рамках 44-ФЗ
  • Участники процедур по 223-ФЗ с ограничением «только для субъектов МСП»  
  • Участники торгов по капремонту ПП РФ № 615  

Должностные лица, выполняющие действия по регистрации в ЕИС 

  1. Руководители организации  – лица, указанные в выписке из ЕГРЮЛ в качестве руководителя юрлица или лица, имеющего право действовать от имени юрлица. Физлица, указанные в ЕГРИП в качестве ИП.
  2. Лица, уполномоченные Руководителем на осуществление действий в ЕИС и на электронных площадках от имени участника закупки (например, подача заявок, подписание контрактов и пр.

    ) и на определение иных лиц, уполномоченных, на осуществление аналогичных действий. 

  3. Лицо, уполномоченное оператором электронной площадки на осуществление  действий по формированию информации и документов для размещения в ЕРУЗ при регистрации иностранных юридических и физических лиц, а также лиц без гражданства.  
  4. Физлица, в том числе иностранные, которые не являются ИП.

     

  5. Руководители иностранных юрлиц.

Примечание. Для регистрации в ЕИС нужна усиленная квалифицированная электронная подпись. Получить электронную подпись вы можете в любом Удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязи РФ.  К таковым относится Удостоверяющий центр АО «ЕЭТП».

Удостовериться, что ваша электронная подпись  подходит для госзакупок можно при помощи специального сервиса проверки. 

Регистрация юрлиц в ЕИС 

  1. Руководитель организации, указанный в ЕГРЮЛ, регистрирует юрлицо  в ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации на портале госуслуг).

     

  2. Руководитель определяет уполномоченных лиц из числа работников, зарегистрированных в ЕСИА, прикрепив их к организации и распределив им роли (Руководитель, Администратор, Уполномоченный специалист)
  3. Уполномоченные лица,  используя личный кабинет ЕИС могут наделить необходимыми полномочиями  иных уполномоченных лиц из числа работников, прикрепленных к организации в ЕСИА
  4. Далее уполномоченное лицо  заполняет регистрационные данные в ЕИС и прикладывает необходимые документы 

Сроки регистрации 

  1. Процедура регистрации в ЕИС занимает до 5 дней.  
  2. Аккредитация на электронных площадках осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации в ЕИС.  

Какие документы нужны для регистрации в ЕИС?   

Устав организации, решение (или копия) о согласии на совершение крупных сделок. Шаблон документов вы можете скачать здесь. 

Основания для прекращения регистрации в ЕИС  

  • истечение срока регистрации участника закупок в ЕИС 
  • по заявлению участника закупки
  • после получения сведений о прекращении деятельности юрлица, ИП, филиала или представительства
  • если страну, где зарегистрирован участник, включили в офшорную зону
  • в Казначейство поступил судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя о запрете на регистрацию участника закупки в ЕИС либо на размещение информации и документов в ЕРУЗ 

Почему могут отказать в регистрации в ЕИС?  

  • Были нарушены Правила регистрации 
  • Участник закупки является офшорной компанией 

По вопросам регистрации в ЕИС обращайтесь в службу техподдержки 

Источник: https://www.roseltorg.ru/knowledge_db/registration/eis

Электронная торговая площадка для госзакупок по 44-ФЗ

В основе решения – профессиональная электронная торговая система, которая используется крупными российскими и зарубежными предприятиями и торговыми операторами.

Узнайте больше

Специальная версия ЛотЭксперт Pro для 44-ФЗ обеспечивает проведение торгов в электронной форме, заключение электронных контрактов и все функции электронной площадки, в полном соответствии с требованиями Федерального Закона №44-ФЗ о контрактной системе.

ЛотЭксперт – это решение, на которое можно положиться. Система имеет превосходные показатели надежности и отказоустойчивости, адаптирована к высоким нагрузкам и обкатана на многочисленных внедрениях.

Поддерживаются отказоустойчивые кластерные конфигурации для обеспечения максимального уровня доступности. Торговый движок системы специально оптимизирован и обеспечивает высокое быстродействие, которое подтверждается результатами нагрузочного тестирования и опытом эксплуатации.

Более 20 электронных торговых площадок на платформе ЛотЭксперт с нашей помощью успешно прошли в Минэкономразвития России отбор торговых операторов по реализации имущества в рамках закона от 26.10.2002 №127-ФЗ. Наши консультанты окажут Вам всестороннюю поддержку в подготовке необходимой организационно-технической инфраструктуры для прохождения отбора электронных площадок по 44-ФЗ.

ЛотЭксперт Pro – это многопрофильная торговая платформа, позволяющая объединить в единой торговой площадке различные виды электронных торгов, например, корпоративные закупки, закупки по закону 223-ФЗ, реализацию имущества, электронную приватизацию и пр. А для 44-ФЗ система позволяет проводить не только электронные аукционы, но и другие предусмотренные законом процедуры определения поставщиков в электронной форме, такие как электронные конкурсы, запросы котировок и запросы предложений.

Ознакомьтесь с готовыми отраслевыми решениями семейства ЛотЭксперт. Соберите Ваш многопрофильный торговый портал.

Система предусматривает интеграцию с Единой информационной системой РФ в сфере закупок zakupki.gov.ru.

ЛотЭксперт осуществляет автоматическую проверку участников закупок по Федеральному реестру недобросовестных поставщиков, реестрам ЕГРЮЛ/ЕГРИП, а также по базам данных Росстата о балансовой отчетности, по базам должников, сведений о банкротстве, сведений об арбитражных судах и пр.

Электронная торговая площадка может быть подключена к целому ряду систем массового информирования поставщиков о проводимых торгах, в частности, к информационно-аналитической системе Seldon. Это позволяет существенно повысить степень информированности поставщиков о проводимых торгах, способствует повышению конкуренции и росту экономии по результатам торгов.

Полнофункциональный финансовый (биллинговый) модуль обеспечивает ведение лицевых счетов участников, блокировку на лицевых счетах средств обеспечения заявок на участие в закупках, списание оплаты, автоматическое формирование счетов и актов.

Интеграция с одной из наиболее распространенных бухгалтерских систем 1С:Бухгалтерия, и поддержка интеграции с системами класса «банк-клиент», позволяют полностью автоматизировать управление финансовыми потоками торговой площадки.

Система также поддерживает интеграцию с сервисами кредитования и банковской гарантии для предоставления участникам закупок смежных услуг в целях обеспечения заявок участников, обеспечения исполнения контрактов, факторинга.

Электронная подпись, шифрование и защита конфиденциальной информации

Торговые процедуры в системе проводятся с обязательным применением электронной подписи. Сертификат электронной подписи возможно использовать также и для входа в «личный кабинет» пользователя.

Применяемые технические решения обеспечивают строгое разграничение доступа и надежную защиту конфиденциальной информации, поддерживается шифрование каналов связи.

Для применения электронной подписи и шифрования в систему встроены сертифицированные ФСБ средства криптозащиты.

Уровень безопасности и защиты конфиденциальной информации соответствует классу 1Г ФСТЭК.

Электронные договора и документооборот Электронные сделки!

По результатам закупочных процедур система позволяет заключать договора в электронной форме, и более того – подписывать электронной подписью все приемочные документы, акты, накладные, счета-фактуры через встроенную систему юридически значимого электронного документооборота, в соответствии с требованиями Минфина и ФНС России.

Интегрированный электронный документооборот может использоваться и для оформления с электронной подписью всех документов между оператором электронной торговой площадки и клиентами ЭТП.

С учетом соглашений Таможенного союза, электронная торговая площадка для 44-ФЗ должна предусматривать возможность участия нерезидентов в проводимых торгах, с применением криптосредств иностранного государства.

ЛотЭксперт позволяет проводить трансграничные электронные торги и сделки с электронной подписью на основе технологии Доверенной Третьей Стороны.

В платформе ЛотЭксперт также поддерживается возможность прямого применения импортных криптосредств, в частности, белорусской и казахской электронной цифровой подписи.

Многофункциональный аналитический модуль обеспечивает возможность всестороннего анализа закупок на электронной торговой площадке, формирования интерактивных отчетов с фильтрацией по различным критериям. Предусмотрен визуальный конструктор отчетов.

Источник: http://www.ultimeta.ru/lotexpert-pro/44-fz/

44 ФЗ: идеальных законов не бывает

Планы по реализации национальных проектов амбициозны, однако без упрощения процедур закупок выполнить их в поставленные руководством страны сроки может оказаться проблематично. Об этом заявили ключевые эксперты в сфере закупок — представители Минфина и Казначейства России, Государственной думы, ФАС — на пресс-конференции в ТАСС.

Привычная волна критики в адрес Закона № 44‑ФЗ грозит перерасти в цунами. Причина тому — национальные проекты. На заседании Государственного совета в Ялте, посвященном реализации нацпроектов, губернаторы пожаловались президенту, что закон о контрактной системе не позволит завершить капстроительство в срок. Действующая система сложна, недостаточна гибкая и нуждается в донастройке.

Большая порция критики вылилась на 44‑ФЗ и на февральском съезде Общероссийского конгресса муниципальных образований. Тогда представители муниципального сообщества в один голос заявили: «С 44-м мы нацпроекты не реализуем!» Призыв одного из мэров российских городов отменить закон о контрактной системе был поддержан громом аплодисментов.

К жалобам глав регионов и муниципальных властей наконец-то прислушались. Первый вице-премьер, министр финансов РФ А. Г. Силуанов еще в феврале поручил всем заинтересованным ведомствам и службам представить предложения по упрощению законодательства о закупках.

За медиацию и сокращение сроков

Справедливости ради стоит заметить, что и эксперты, и заказчики, и участники закупок уже давно указывают на то, что Закон № 44‑ФЗ стал громоздким и неэффективным, оброс огромным количеством нормативных актов, однако только серьезные риски, такие как срыв реализации нацпроектов, заставили Правительство РФ заняться вопросом вплотную. Как отметил координатор проекта «За честные закупки», депутат Государственной думы А.

 А. Гетта, сейчас срок проведения конкурса — с момента объявления о закупке до подписания контракта — составляет 50 дней. По мнению депутата, это недопустимый срок. «Учитывая, что сегодня существует определенная трудность с доведением средств до регионов, к которой присоединится проблема очень длительных закупочных процедур, угроза невыполнения сроков, обозначенных Президентом РФ, становится реальностью», — полагает спикер.

По его мнению, сократить сроки прохождения процедуры позволят простые решения, например объединение плана с планом-графиком. Эта тема обсуждается давно, в том числе она звучала в 2018 году на форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ — ЗА честные закупки», и сегодня с этим предложением согласны и ФАС, и Минфин России. Еще одна мера, озвученная Геттой, касается наделения заказчика правом заключать контракт со вторым участником в случае расторжения контракта с победителем.

Чтобы многочисленные вопросы, возникающие между поставщиком и заказчиком при реализации контракта, решались оперативно, без судебных тяжб, спикер предложил подумать о внедрении такого механизма, как медиация. «Соответствующий закон о медиации[1] у нас действует и его необходимо распространить на сферу закупок», — полагает координатор проекта «За честные закупки».

Следующая задача, которую, по мнению депутата, нужно решать, — приемка и контроль результатов исполнения контрактов. Спикер предложил разработать механизм независимой экспертизы принимаемых работ, товаров и услуг. «Когда мы оплатили из бюджета, к примеру, ремонт дорог, то в высоком качестве исполнения работ должны быть уверены все — и общественники, и заказчики, и в том числе поставщики», — отметил он.

Также Гетта сообщил о том, что в первом чтении принят законопроект, расширяющий полномочия Счетной палаты РФ.

«Мы хотим наделить Счетную палату правом проверять дочерние организации российских госкорпораций, чтобы аудиторы могли ревизовать всю цыпочку прохождения федеральных средств с момента выделения денег из бюджета до получения их подрядчиком или поставщиком и делать соответствующие выводы об эффективности расходования средств и об аукционных хитросплетениях», — описал суть новации депутат.

Предложение регулятора

Предложения Минфина России по совершенствованию контрактной системы озвучила директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы ведомства Т. П. Демидова.

Она напомнила, что в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах есть раздел, посвященный совершенствованию системы закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.

Заявленные в документе направления развития контрактной системы положены в основу работы Минфина по оптимизации Закона № 44‑ФЗ.

В частности, она рассказала о совершенствовании процедур заключения и исполнения контрактов по строительству. Ключевым нововведением здесь станет введение предквалификационного отбора. То есть возможность подать заявку на выполнение строительных работ будут иметь только участники, предоставившие оператору электронной площадки документы об опыте выполнения строительных работ в составе аккредитационных сведений.

Революционным предложением Демидова назвала то, что при проведении закупок строительных работ участнику необходимо будет дать только «электронное согласие» участвовать в такой закупке.

Законопроект исключает обязанность участника заполнять в заявке множество параметров и характеристик по качеству.

Ведь документация о закупке должна в обязательном порядке включать проектно-сметную документацию, которая уже предусматривает все необходимые требования к объекту строительства, включая требования к качеству строительных материалов.

Предлагается расширить имеющиеся права заказчика закупать за единицу в случае невозможности заблаговременного определения объемов товаров, работ, услуг, которые потребуются при исполнении контракта.

«Сейчас в законе есть перечень случаев, в которых допускается закупка за единицу, — напомнила спикер.

 — В законопроекте предусмотрена возможность заказчика закупать за единицу по любому предмету закупки независимо от наименования, в случае если он не может определить объем закупаемых товаров, работ, услуг».

Минфин предлагает сократить срок, на который формируется и размещается план закупки, с года до трех месяцев.

«Действующая в настоящее время обязанность на год вперед распланировать закупки приводит к постоянному внесению изменений и, как следствие, затягиванию сроков, так как потребности у заказчика меняются», — пояснила Демидова.

Также законопроект предусматривает введение единых правил нормирования госзакупок и переход к нормированию предметов закупки на основе единого каталога товаров, работ и услуг.

Кроме того, ведомство предлагает оптимизировать способы проведения закупок, оставив только аукцион, конкурс и запрос котировок, и максимально сократить сроки их проведения. Регулятор также намерен избавиться от цикличности закупочных процедур.

«В настоящее время заказчик обязан проводить процедуру закупок до тех пор, пока на нее не придет хотя бы один участник. Нельзя сказать, что данная модель эффективна, — отметила Демидова.

 — Наше предложение — прервать эту цикличность и предусмотреть возможность заключать контракт с любым участником закупки, который соответствует требованиям документации, по согласованию с контрольным органом».

Введение предквалификации участников для всех закупок — еще одно предложение Минфина России. В ведомстве считают, что в этом случае на крупные закупки будут заявляться только ответственные участники, а наличие положительного опыта гарантирует качественное исполнение контракта. По словам Демидовой, Минфин России рассчитывает, что законопроект, получивший неофициальное название «оптимизационный», будет принят до конца этого года.

Долой 44-й?

Заместитель руководителя ФАС России М. Я. Евраев согласен, что система госзакупок требует существенного упрощения. Однако он убежден, что совершенствовать нужно действующее законодательство, а не принимать новое.

«Несмотря на то что по-прежнему считаю принятие Закона № 44‑ФЗ серьезным откатом назад, я не сторонник позиции все сломать и построить заново, — высказал свою точку зрения спикер. — Это плохая традиция каждые шесть лет принимать новый закон на одну и ту же тему».

Защищая 44-й, Евраев отметил, что в этом законе появилось много хорошего, чего не было в Законе № 94‑ФЗ. «Идеальных законов не бывает», — поставил он точку в дискуссии.

Что касается предложений по упрощению системы в рамках 44‑ФЗ, то Евраев обозначил исключение избыточных способов закупок, таких как запрос предложений, двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием. Также он отметил важность ухода от проведения «бесконечных процедур закупок». Кроме того, предложил увеличить начальную (максимальную) цену «короткого аукциона» с 3 до 50 миллионов рублей, что позволит осуществлять закупки в более сжатые сроки.

Ключевым направлением, по мнению представителя антимонопольной службы, является развитие электронных агрегаторов закупок, которые позволят заказчикам приобретать необходимые им товары в течение суток. ФАС предлагает ввести возможность закупки на таких агрегаторах до 500 тысяч рублей по торговой марке и до 20 миллионов рублей по группе товаров из каталога Минфина России.

Евраев поддержал предложение Минфина России о введении предквалификационного отбора участников в отношении всех видов закупок на средних и крупных торгах.

Кроме того, антимонопольная служба предлагает ввести рейтинг деловой репутации предпринимателей, который будет автоматически присваиваться в ЕИС в зависимости от качества, количества и стоимости исполненных контрактов.

«В частности, такая мера позволит не только формировать объективную оценку квалификации участников, но и поощрять добросовестные компании путем понижения для них уровня предоставления финансового обеспечения на подаваемые заявки и исполняемые контракты», — сказал Евраев.

Также он высказался за включение банков (держателей спецсчетов) в субъекты контроля по 44‑ФЗ и введение для них административной ответственности. «Сегодня банки не несут никакой ответственности в случае, когда из-за технического сбоя они не подтверждают блокировку денежных средств для обеспечения заявки участника, — подчеркнул Евраев. — Это очень серьезная проблема».

Контроль и ЕИС

Замруководителя ФАС рассказал о планах ведомства в части совершенствования контрольной деятельности. В частности, он предложил ввести для участников закупок пошлину, которую нужно будет заплатить в случае признания жалобы необоснованной. Это позволит защитить заказчика от «профессиональных жалобщиков». По словам спикера, сегодня 56% жалоб в сфере госзакупок признаются необоснованными.

Также Евраев считает, что развитие контроля в данной сфере должно быть неразрывно связано с ЕИС. Он полагает, что направление жалоб и уведомлений всем заинтересованным лицам необходимо осуществлять только через ЕИС, вся претензионная и иная официальная переписка заказчика с исполнителем также должна вестись в ЕИС. Кроме того, было предложено узаконить дистанционное рассмотрение жалоб.

Спикер затронул еще один вопрос: одностороннее расторжение контракта со стороны заказчика. Ключевой проблемой здесь является отсутствие у предпринимателей возможности защищать свои права при исполнении контракта. Только за 2018 год из восьми тысяч случаев одностороннего расторжения 43% контрактов было расторгнуто безосновательно.

Это является одной из причин низкого количества заявок на торгах. «При одностороннем расторжении контракта со стороны заказчика предприниматель, даже если он добросовестно исполнял контракт и не был включен в реестр недобросовестных поставщиков, теряет и контракт, и до 30 процентов обеспечения по нему, — подчеркнул Евраев.

 — Ему остается только судебная защита, которая может длиться долго». В качестве решения проблемы он предложил предусмотреть право исполнителя обжаловать решение заказчика о расторжении контракта. Решение заказчика должно вступать в силу только при условии доказательства недобросовестных действий поставщика.

Причем разбирательство по таким вопросам должно проходить по существу и в срок до пяти рабочих дней.

М. И. КУЛЬКОВА

[1] Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193‑ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Источник: http://bujet.ru/article/375090.php

44 ФЗ для чайников — коротко о главном

Федеральный закон №44 был издан для регулирования контрактных отношений в области госзакупок товаров, работ, услуг, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

44 ФЗ кратко

ФЗ 44 для чайников регламентирует все правовые договорные отношения проводимые на государственном уровне. Законопроект был принят в Государственной Думе 22 марта 2013 года, через 5 дней он был одобрен Советом Федерации. Датой вступления закона в силу считается 5 апреля 2013 года.

Краткое содержание Федерального закона «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 представлено в 8-и главах:

  1. (Ст. 1-15) Описаны общие положения настоящего закона, т.е. в какой сфере применяется, основные понятия, принципы заключения контрактов и далее;
  2. (Ст. 16-23) Здесь описаны правила по планированию госзакупок;
  3. (Ст. 24-96) Описывается по каким правилам осуществляются госзакупки и какими характеристиками должен обладать поставщик (участник, исполнитель или подрядчик). Детально статью 34 можно изучить тут: статья 94 здесь;
  4. (Ст. 97-98) 4-ая глава содержит в себе аспекты мониторинга закупок и аудит в сфере госзакупок;
  5. (Ст. 99-104) В эту главу часто вносились изменения, т.к. она является одной из важных составляющих ФЗ 44 для чайников, статьи в этой главе регламентируют контроль в сфере госзакупок;
  6. (Ст. 105-107) Данная часть законодательного акта содержит информацию по разрешению споров;
  7. (Ст. 108-111) Каждая статья этой главы посвящена особенностям заключения и исполнения контракта при отдельных видах госзакупок;
  8. (Ст.-112-114) Последняя глава содержит заключительную информацию ФЗ 44 для чайников.

В вышеуказанные главы государственные власти вносили изменения 7 июня 2017 года. Законная сила ФЗ 44 для чайников наступила 18 июня 2017.

Основные моменты

Чтобы участвовать в госзакупках, необходимо знать положения ФЗ 44 для чайников. Требования и инструкция, как работать с ФЗ 44 для начинающих (чайников):

  • соответствовать критериям, указанным в законодательстве России, чтобы лица вправе были осуществлять поставку товара (услуг);
  • компания поставщика не находится на стадии банкротства или ликвидации;
  • деятельность компании поставщика не приостановлена на законодательном уровне, например, по КоАП России;
  • у организации поставщика нет долговых обязательств по налогам и сборам;
  • у лица, выступающего в роли потенциального поставщика, не должно быть судимости в сфере экономических преступлений;
  • по 44 Федеральному Закону для чайников, при заключении контракта нет конфликта интересов;
  • компания поставщика не принадлежит к офшорным организациям.

Условия проведения госзакупок:

  • Все сделки по покупке товаров (услуг) заключаются через специально разработанный сайт;
  • Заказчики указывают свои данные в системе (указываются данные, согласно ФЗ 44 для чайников). Поставщики обязаны пройти аккредитацию на электронных торговых площадках;
  • Все потенциальные поставщики, вправе в поисковой системе на сайте госзакупок найти подходящие для них заказы, затем принять участие в торгах;
  • По 44 ФЗ для чайников, когда заказчик выбирает наиболее выгодный для себя вариант, то заключает контракт с поставщиком. На основании контракта стороны выполняют свои обязательства.

Ознакомьтесь  Закон о пчеловодстве: описание, изменения

Разница между ФЗ 44 и ФЗ 223

Федеральный закон 223 вступил в законную силу 18 июля 2011 года. С момента его вступления в силу в него были внесены изменения, также как и в ФЗ 44 для чайников. Оба законодательных акта регламентируют закупки товаров, работ и услуг, однако они имеют массу отличий (схема отличий).

Система закупок в обоих законах одинаковая, но по ФЗ 44 для чайников есть ограничение — госзакупка осуществляется только у одного поставщика.

Требования к заказчикам в обоих законах разные.

По ФЗ 44 для чайников в качестве заказчиков могут выступать: 

  • государственные бюджетные учреждения;
  • муниципальные.

По ФЗ 223 для чайников в качестве заказчиков вправе выступать:

  • предприятия, где есть доля государства больше 50%;
  • организации, занимающиеся определенными видами деятельности — водоснабжение, энергетика и т.д.;
  • организации монополисты — газовые, РЖД и т.д.;
  • бюджетные организации, осуществляющие госзакупки за счет внебюджетных средств (например, за счет грантов).

Закупки по 44 ФЗ: с чего начать?

Начать процедуру участия в государственных госзакупках затруднительно. Все самое важное, что нужно знать из 44 ФЗ о госзакупках:

  • изучить Федеральный Закон 44 для чайников;
  • подготовить пакет документов, подтверждающий права организации на принятие участия в торгах;
  • подготовить пакет документов на товар (услугу), соответствующий требованиям заказчика;
  • разработать систему мероприятий, которые проводятся до заключения контракта;
  • назначить ответственных лиц за проведение мероприятий.

Для заключения контракта необходимо учитывать сроки, установленные Федеральным Законом 44.

Скачать текст закона

По 44 ФЗ для чайников, госзакупки делятся на:

  • конкурсы;
  • аукционы (электронное размещение заказов);
  • котировки;
  • госзакупка у единственного поставщика.

Чтобы стать поставщиком, необходимо изучить ФЗ 44 для чайников. Скачать Федеральный закон «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», можно по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://210fz.ru/44-fz-dlya-chajnikov-korotko-o-glavnom/

Что такое спецсчет в банке и зачем он нужен в 2020 году

Применение спецсчетов в России практикуют давно: их используют нотариусы, платежные агенты, застройщики (подробнее о видах). В сфере государственных закупок они стали обязательными с 1 октября 2018 года (ст. 44 Федерального закона № 44-ФЗ).

Специальный счет – это такой же счет в банке, как и обычный расчетный счет для бизнеса, но который нужен для обеспечения заявок, участвующих в тендерах по 44-ФЗ и 223-ФЗ (два закона, где прописаны все основные правила проведения торгов).

Для чего нужен спецсчет

Опишем на примере и более простыми словами зачем нужен спецсчет:

  1. Есть заказчики, как правило, государственные компании, которые хотят что-то купить. Например, канцелярские товары или принтеры. Они размещают заказы (тендеры) на специальных сайтах — электронных торговых площадках (ЭТП).
  2. Есть потенциальные исполнители (поставщики) — юридические лица, ИП или даже физлица, которые аккредитованы (зарегистрированы) на ЭТП. На площадках они подают заявки на исполнение тендеров (участвуют в торгах).
  3. Прежде, чем подать заявку на аукцион, поставщику сначала нужно ее обеспечить денежными средствами (через спецсчет) или банковской гарантией (документ, подтверждающий, что такой-то банк обеспечит заявку вместо поставщика).

Обеспечение заявки необходимо заказчику на случай, если поставщик откажется от заключения госконтракта. Оно будет играть роль материальной компенсации за понесенные убытки. Размер обеспечения заявки зависит от цены контракта (НМЦК). В среднем от 0,5 до 5%.

Раньше поставщики для обеспечения заявок переводили деньги на свой личный счет внутри каждой ЭТП. В 2020 году при работе с госзаказами больше этого делать не нужно — достаточно открыть один универсальный спецсчет в банке.

В чем отличие 44-фз и 223-фз

По 44-ФЗ тендеров проводится значительно больше. Заказчиками могут быть только государственные организации, а все положения для проведения закупок описаны максимально подробно, что исключает их любое неправильное толкование.

В 223-ФЗ правила для госзаказов описаны только в общих чертах, а детали и нюансы заказчики должны прописывать в отдельном положении. Заказчиками, как правило, являются крупные государственные компании, но могут быть и коммерческие организации, доля государства в которых больше 50%.

Кто обязан открывать спецсчет

Специальный счет для торгов должны открывать:

  • в рамках 44-ФЗ — все участники (ИП, ООО и физлица);
  • в рамках 223-ФЗ — только субъекты МСП (малый и средний бизнес).

Читайте подробнее в нашей статье о том, кому нужен специальный счет.

Кому не нужно открывать спецсчет

Специальный счет не нужно открывать:

В каких случаях Пояснение
Для тендеров, в которых не требуется обеспечение заявок По 44-ФЗ — часть тендеров до 1 млн руб. По 223-ФЗ — все тендеры до 5 млн руб.
Для закупок в бумажной форме С 1 января 2019 года почти все тендеры электронные
Для обеспечения контрактов (не путайте контракт с заявкой — это разные вещи) Контракты обеспечиваются банковской гарантией или деньги вносятся сразу на счет заказчика

В каких банках можно открыть спецсчет

Специальный счет можно открыть только в одном из 23 банков утвержденных правительством (распоряжения №1451-р, №213-р, №214-р, №1494-р):

Один из лучших банков — Точка входит в финансовую корпорацию «Открытие» (номер 7 из списка). Поэтому он тоже может открывать спецсчета, несмотря на то, что в официальном перечне не присутствует.

Данный список периодически дополняется и переутверждается чиновниками. Самую актуальную информацию о последнем утвержденном перечне можно посмотреть тут.

В каждом из банков есть свои преимущества и недостатки, поэтому для подбора счета вы можете воспользоваться этим сервисом:

Подбор спецсчета через онлайн-сервис

Как открыть спецсчет

Общий алгоритм очень прост и похож на открытие обычного расчетного счета. Участнику нужно подготовить стандартный пакет учредительных документов и подать их в банк удобным способом. Во многих банках, счет можно заранее зарезервировать онлайн.

Если у юридического лица или ИП уже есть действующий р/с в банке, то открыть спецсчет можно по упрощенной процедуре. Для этого достаточно заполнить и подписать всего два документа:

  1. Заявление (анкету) на открытие специального счета.
  2. Договор (допсоглашение) на открытие спецсчета.

Обычно эти бумаги можно распечатать и подписать прямо в отделении банка. Более подробно про открытие спецсчета для торгов читайте здесь.

В 2020 году перед открытием спецсчета, поставщикам сначала нужно изготовить ЭЦП и пройти регистрацию в ЕИС (единая информационная система по учету аккредитованных участников).

Можно ли использовать р/с, как специальный

По факту специальный счет — это обычный банковский счет, но на практике все зависит от конкретного банка. В некоторых из них намеренно разделяют операции по спецсчетам и р/с, чтобы не создавать путаницы, в других интерфейс позволяет управлять сразу всеми счетами в одном личном кабинете.

Выплата процента по остатку на спецсчете

В отличие от торговых площадок, банки теперь должны ежемесячно начислять каждому владельцу спецсчета процент от остатка денежных средств. Выплата рассчитывается со всех денег, в том числе и заблокированных для обеспечения заявок.

Условия в каждом банке индивидуальные. В большинстве из них — это минимальная ставка 0,01% годовых, но в некоторых банках процент может достигать и 5% (например, в Точке), но ограничиваться максимальной суммой выплаты.

Вознаграждение в пользу ЭТП

Участник, который победил в тендере должен заплатить комиссию торговой площадке, на которой проводился аукцион. Размер вознаграждения составляет:

  • 1% от контракта (НМЦК), но не более 2 000 руб. — для субъектов МСП;
  • 1% от контракта (НМЦК), но не более 5 000 руб. — для остальных тендеров.

Комиссию всегда платит только первый победитель получивший контракт, даже в том случае, если он уклонится от исполнения и госконтракт передадут другому исполнителю.

Перевод денег в пользу ЭТП

Денежные средства переводятся после подписания контракта с заказчиком. Площадка делает запрос (требование) в банк, после чего, тот перечисляет деньги со специального счета победителя на расчетный счет оператора площадки.

Если на спецсчете не хватает денег, площадка выдвигает требование о переводе. Это означает, что победителю нужно самостоятельно перечислить средства по реквизитам ЭТП или пополнить свой тендерный лицевой счет на площадке.

Источник: https://spec-scheta.ru/base/chto-takoe-specschet/

Отмена процедуры закупки 44 фз | ITCOM удостоверяющий центр

Хозяйственная деятельность государственной организации имеет свои особенности, в том числе в отношении обязанностей перед распорядителями бюджетных средств. Так учреждение должно:

  • публиковать на портале единой информационной системы (ЕИС) свой закупочный план;
  • выбирать поставщиков товаров/услуг;
  • следовать опубликованному плану;
  • соблюдать права всех участников закупочной деятельности.

В ситуациях, когда заказчик будет находиться в невыгодных условиях при торгах, бюджетная организация вполне может отказаться от закупок в соответствии с 44-ФЗ. Но эту процедуру нужно оформить по всем правилам и на должных основаниях.

В статье 36 44-ФЗ указан общий порядок действий при отказе от всех способов торгов, кроме запроса предложений.

Причины отмены закупок со стороны заказчика

Причины отмены закупки по 44-ФЗ заказчиком могут быть разными, но все они строго регулируются законодательством:

  • отсутствие бюджетных средств для осуществления заказа;
  • значительные изменения в конъюнктуре рынка, которые могут привести к получению некачественных товаров по завышенной цене;
  • изменение государственных программ, касающихся финансирования;
  • форс-мажорные ситуации.

Нередко с трактовкой последнего пункта возникают трудности. Это связано с расплывчатой формулировкой термина «форс-мажорные обстоятельства», который описан в гражданском кодексе РФ (статья 401). Она не предусматривает конкретного списка таких обстоятельств, а только ограничивается общим определением.

Лучший выход в такой ситуации – обратиться в Торгово-промышленную палату, которая может выдать документ о том, что заказчик действует в форс-мажорных обстоятельствах.

Процедура отмены до размещения в ЕИС

Рассмотрим правильный порядок действий при отказе от закупки по 44-ФЗ, пока информации еще нет на ЕИС:

  • принятие решения об отмене;
  • оформление приказа об исключении закупок из закупочного плана;
  • подписание документа директором или другими уполномоченными лицами;
  • внесение изменений в закупочный план и план-график на портале ЕИС (на это дается 3 рабочих дня после подписания приказа).

В официальном решении должен указываться сам факт отмены лота и причины таких действий. В приказе утверждается, что решение было обоснованным, и перечисляются дальнейшие действия в силу такого обстоятельства.

Если закупки были отменены, а контрактная служба не внесла в установленный срок информацию в государственный закупочный реестр, виновные должностные лица будут обязаны заплатить штраф до 30 тыс. рублей.

Отмена закупки после публикации в ЕИС

Согласно установленным нормам, заказчик может отменить торги не позже, чем за 5 дней до завершения приема заявок (этот срок сокращается до 2 дней при запросе котировок). Эти нормы допускается не соблюдать только в случае форс-мажорных обстоятельств.

Закон предусматривает отдельный план действий, если бюджетная организация уже разместила данные в ЕИС о предстоящих закупках:

  • оформление решения с отказом;
  • издание приказа;
  • публикация информации в ЕИС и изменение закупочного плана-графика в течение 1 рабочего дня;
  • отправка каждому участнику торгов на электронную почту уведомления об отмене;
  • возврат денежного обеспечения заявок.

Заказчик вправе отказаться при любых торгах, если следовал нормам законодательства. Только если в результате его недобросовестных действий участники потерпели убытки, он обязан ответить по закону. Например, если сроки размещения информации об отмене процедуры закупки по 44-ФЗ были нарушены, ответственным за это должностным лицам грозят штрафные санкции.

Таким образом, заказчик может отменить любой лот по своему усмотрению, но должен действовать при этом в соответствии с законом.

Если у вас остались вопросы о процедуре закупок или порядке их отмены, вы можете проконсультироваться у сотрудников компании ITCOM. Мы можем проанализировать законность каждого конкретного случая и дать независимую профессиональную оценку.

Источник: https://uc-itcom.ru/article/otmena-procedury-zakupki-44-fz

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от юриста