Что должен знать социальный работник

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения

что должен знать социальный работник

В целях оказания практической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)», предусмотренных приказом Минтруда России от 18 января 2013 года N 21 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет рекомендации для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения.

Приложение: на 4 листах.

Социальный работник

Должностные обязанности. Выявляет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в социальной поддержке; информирует их о видах услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания.

Осуществляет социальный патронаж (социальное сопровождение) обслуживаемой категории населения, в том числе: обеспечивает доставку на дом продуктов питания, горячих обедов, медикаментов по рецептам врача, промышленных товаров первой необходимости и других необходимых товаров; помогает поддержанию обслуживаемыми личной гигиены; оказывает помощь в приготовлении пищи; производит оплату коммунальных услуг и других услуг; оказывает содействие в уборке помещений.

Сдает вещи в ремонт, химчистку, прачечную. Организует ремонт жилого помещения. Осуществляет обработку приусадебного участка. Организует обеспечение обслуживаемых топливом. Оказывает содействие в получении консультативно-информационных и правовых услуг, в том числе, по вопросам пенсионного обеспечения, предоставления мер социальной поддержки и других социальных выплат. Проводит разъяснительную работу по обеспечению безопасности обслуживаемых клиентов.

Осуществляет проверку правильности предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат, начисления пенсий и пособий. Оказывает содействие в проведении медико-социальной экспертизы, оформлении ИПР, в получении технических средств реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий. Оказывает содействие в предоставлении услуг «Социального такси» или другими транспортными службами. Обеспечивает качество предоставляемых социальных услуг.

Оказывает первичную медицинскую помощь: измерение температуры тела, накладывание горчичников, компрессов. Оказывает первичную психотерапевтическую помощь. Сопровождает обслуживаемых в лечебные учреждения, посещает их при помещении в больницу. Имеет постоянные контакты с лечащим врачом обслуживаемых. Вызывает врача на дом. Оказывает содействие в поддержании контактов с родными, близкими.

Помогает в написании писем и заявлений, в ознакомлении с печатными изданиями. Обеспечивает в целях наиболее эффективного оказания услуг клиентам взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, органами занятости, полицией и др. Организует оказание ритуальных услуг. Оказывает платные социальные услуги.

Соблюдает правила внутреннего распорядка, порядок работы со служебной информацией, правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности. Обеспечивает конфиденциальность полученных в результате своей деятельности сведений об обслуживаемых клиентах.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации, на территории которого находится учреждение социального обслуживания, в котором работает социальный работник, и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов социальной защиты населения, основные положения законодательства об охране здоровья граждан, основные положения трудового законодательства, основные положения пенсионного законодательства, основы законодательства в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов; порядок установления групп, причин и сроков инвалидности; нормативные правовые акты, регламентирующие организацию социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, современные формы и методы социального обслуживания на дому; нормативные правовые акты, регламентирующие организации ведения домашнего хозяйства, санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами в домашних условиях; основные приемы и методы оказания неотложной доврачебной помощи; основы психологии лиц старшего возраста; основы психологии профессионального общения, правила этики поведения; правила внутреннего трудового распорядка; правила охраны труда и пожарной безопасности; теорию и практику работы на компьютере.

Требования к квалификации:

начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее полное (общее) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;

высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.

Специалист по социальной работе

Должностные обязанности. Выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи.

Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы. Способствует улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства. Содействует в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения.

Представляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления и т.д. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам.

Участвует в работе по формированию социальной политики, развитии сети учреждений социального обслуживания населения территории.

Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

Должен знать: особенности психологии личности и отдельных категорий населения; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; теорию и практику социальной работы; основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; законы, постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.

Приведены рекомендации для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций соцобслуживания населения.

Они предназначены для разработки планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 гг.)».

Рекомендации касаются соцработников и специалистов по социальной работе. Указаны их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70227986/

Будни соцработника: и помощник, и психолог, и друг

что должен знать социальный работник

Находить общий язык с людьми, помогать им, а зачастую быть единственной опорой и поддержкой — это все о женщинах, которые около 20 лет назад пришли в один из центров социального обслуживания Москвы и до сих пор остаются преданными своей профессии. Они помогают ветеранам, инвалидам, пенсионерам и многодетным семьям, занимаются культурно-досуговой и реабилитационной деятельностью с детьми, в том числе имеющими ограничения по здоровью.

В январе Сергей Собянин наградил 54 работника учреждений социальной защиты населения столицы. Среди них специалисты по социальной работе, медсестры, старшие воспитатели и заведующие отделениями соцобслуживания.

Mos.ru поговорил с некоторыми из них и узнал, кого социальные работники называют своими подопечными, как обрести способность смотреть позитивно на любую ситуацию и почему так важно просто разговаривать с людьми.

Татьяна Телегина: Благодарность людей — высшая оценка нашей работы 

Специалист по социальной работе территориального центра социального обслуживания «Ломоносовский» 

— В социальной сфере я работаю с 1997 года. Называю эту дату счастливой семеркой: пришла на работу 17.07.1997. А до этого была инженером-проектировщиком, занималась чертежами. В перестройку при реорганизации нашего учреждения я оказалась перед выбором, в итоге пришла в социальную сферу и поняла, что это мое призвание — работать с людьми.

Уже более 20 лет тружусь в сфере социальной защиты, сейчас — в должности специалиста по социальной работе.

Получатели социальных услуг — а это более 20 тысяч человек — жители района Коньково.

Среди них пенсионеры, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны и труда, семьи льготных категорий — многодетные, неполные, с детьми-инвалидами, малообеспеченные и неблагополучные. Они обращаются за помощью по мере необходимости.

Чаще всего это связано с социально-экономическими вопросами: получением товаров длительного пользования, электронного социального сертификата на продукты питания, вещевой помощи и так далее.

Традиционно проходят общегородские благотворительные мероприятия «Семья помогает семье». В августе мы участвуем в проведении акции «Соберем ребенка в школу»[вот тут эти два мероприятия идут как одна акция. Неравнодушные горожане приносят портфели, канцелярские принадлежности и другие необходимые для учебы вещи, которые перед 1 сентября мы дарим тем, кому это особенно необходимо.

Благодаря акции «Подготовимся к школьному балу!» помогаем выпускникам из малообеспеченных семей найти костюм или платье для торжественного вечера, чтобы сделать этот день незабываемым. Счастливые улыбки, довольные лица школьников. Благодарность людей — высшая оценка нашей работы.

Социальный работник — и помощник, и психолог, и друг. Людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию, особенно нужна поддержка. Приходится общаться с разными людьми. Многие находятся в тревоге, стрессе от потери близкого человека. А мы в любой ситуации должны быть спокойны и позитивно смотреть на мир, делиться добротой с другими. Есть хорошая история на эту тему.

Мы ездили на экскурсию в Подмосковье с нашими пенсионерами. Их было более 40 человек. Поездка прошла хорошо, но время в пути значительно затянулось. Казалось бы, пожилые люди должны были проявить недовольство, но Они пели песни, читали стихи, делились друг с другом бутербродами.

Вот в такой нестандартной ситуации проявилось чувство коллективизма. Я была очень удивлена, что никто не ворчал, а, наоборот, всех это объединило и сплотило. Те, кто участвовал в этой поездке, до сих пор приходят в гости и вспоминают путешествие с теплотой. Мы остались друзьями.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Недостача в магазине что делать

Наталия Никифорова: Даже спустя 20 лет хожу на работу с удовольствием 

Социальный работник территориального центра социального обслуживания «Зюзино» 

— Можно сказать, что профессию я выбрала случайно или, возможно, она выбрала меня. В центре работаю практически с открытия — в январе исполнилось 20 лет, как я устроилась. До прихода сюда я мало что знала про эту работу, на тот момент еще и находилась в декретном отпуске. Случайно увидела объявление в газете, где было написано, что открылся центр социального обслуживания и требуются сотрудники. Так я нашла работу и даже спустя много лет хожу сюда с удовольствием.

Я помогаю тем людям старшего поколения и инвалидам, которые находятся на надомном обслуживании. Решаю их бытовые проблемы, помогаю в уборке, разогреваю еду, кормлю и делаю многое другое.

Еще нужно обязательно уметь слушать человека, где-то подбодрить или рассмешить, в какой-то ситуации успокоить или, наоборот, уговорить, например, сходить к врачу. Как правило, это одинокие или одиноко проживающие люди.

Зачастую их родственники живут далеко и у них нет возможности часто навещать близкого человека.

Есть люди очень позитивные и открытые, несмотря на заболевания и какие-то жизненные проблемы. С такими легко общаться. Есть люди посложнее, но и к ним удается ключик подобрать. Все разные, как, собственно, и мы.

Есть у меня семейная пара на обслуживании, супруги вместе прожили уже больше 65 лет. Это тот самый случай, когда приходишь к ним с хорошим настроением и уходишь со спокойной и легкой душой. Они никогда не жалуются, не перекладывают свою боль на другого человека, наоборот, стараются поделиться своим душевным теплом. Старшее поколение, наши ветераны — это вообще золотой фонд, у которого есть чему поучиться.

Наталья Дубовенко:Людям не хватает общения

Социальный работник отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов № 5 территориального центра социального обслуживания «Марьино» 

— Я уже более 22 лет занимаюсь социальной работой: приношу подопечным продукты, хожу с ними в поликлинику, покупаю лекарства, оплачиваю счета и помогаю в оформлении документов, и многое другое.

В профессии оказалась по особому стечению обстоятельств. Я потеряла мать, и мне было настолько тяжело, что четыре года не могла прийти в себя. И знакомая, которая сама работала в этой сфере, предложила мне устроиться в центр социального обслуживания.

Я решилась и не пожалела о своем выборе. Причем не только сама помогала людям, но и у них находила поддержку.

Так сложилась судьба, что у меня нет родственников, а бабушки и дедушки стали в определенной степени моей семьей, о которой нужно заботиться и всячески помогать.

Социальная помощь особенно нужна тем людям, которые совсем не выходят из дома. Многие из них одиноки и по-детски относятся к миру, несмотря на возраст.

А еще, кроме решения насущных проблем, им не хватает общения. Мои подопечные — инвалиды и пенсионеры от 67 до 95 лет. Они очень разные, но все нуждаются в том, чтобы их слушали, хотят делиться своим опытом и впечатлениями, хотят быть нужными. И это нормально.

У меня была одна подопечная, вот она мне говорила: «Наташенька, ты для меня как свет. Я тебя всегда очень жду». А другие часто спрашивают: «Ой, ты что, уже убегаешь?»

Бывает, придешь и рассмеешься вместе с ними — тебе и частушку споют, и веселую историю какую-нибудь расскажут. А бывает, и плачем с ними, это тоже иногда полезно, но чаще смеемся, конечно. Все очень интересные люди с колоссальным жизненным опытом.

Елена Курышина: Нам важно, чтобы дети были готовы к взрослой жизни 

Старший воспитатель центра содействия семейному воспитанию «Юнона» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы 

— Я выросла в семье педагогов, но сначала нарушила традицию и получила медицинское образование. Чуть позже окончила педагогический университет и оказалась здесь. Видимо, зов крови. А иначе как еще это назвать?

Старший воспитатель следит за порядком и процессом обучения. В нашем учреждении восемь детских групп с ребятами от нуля до 18 лет. Многие находятся на постоянном проживании (это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), некоторые — на пятидневном.

Нам важно, чтобы дети развивались, чтобы им было интересно и они смогли уверенно войти во взрослую жизнь. Все наши подопечные — с ограниченными возможностями здоровья, поэтому с этого года реализуем проект по формированию социально-бытовых навыков у детей «Мир вокруг меня». Во второй половине дня дети занимаются лепкой, аппликацией, конструированием. Есть и часы творчества, когда дети сами выбирают, чем заняться. Таким образом они реализуют свой потенциал и развивают таланты.

В конце первого полугодия проводили отчетное мероприятие, где ребята в возрасте от семи до 18 лет участвовали в различных конкурсах. Например, сервировали стол к обеду, одевались на зимнюю прогулку, готовили выставку работ, которые сделали сами.

Есть и проект для родителей — «Особый ребенок», это специальный клуб. Мы стараемся больше и чаще привлекать родителей для участия в его жизни. Они помогают в организации праздников, проведении образовательных мероприятий, участвуют в украшении центра к Новому году. Тем самым мы все вместе помогаем детям развиваться и взрослеть.

Еще работает проект «Монтессори», в нем две группы детей от двух до семи лет. С ребятами работает терапевт по методике Монтессори, который проходил обучение в Германии. К нам регулярно приезжает член экзаменационного комитета Международной ассоциации Монтессори (AMI) руководитель отдела Монтессори-терапии Мюнхенского центра детства и автор метода Лоре Андерлик. Они нас курируют и помогают в развитии детей.

Вся работа направлена на проработку комплекса упражнений, которые помогут детям в повседневной жизни: мы учим их накрывать на стол, убирать, стирать одежду, правильно мыть руки, чистить зубы, одеваться и многому другому, что сделает их самостоятельными и независимыми.

Нашим воспитанникам в первую очередь важны бытовые навыки, но также они изучают цифры и буквы, готовят руку к письму. Интересные занятия проводят воспитатели по развитию сенсорики и мелкой моторики.

Проект работает с августа 2017 года, и уже сейчас виден результат — дети стали более самостоятельными и собранными.

У нас очень много детей взяты на воспитание в семьи. Я считаю, что это большая заслуга всех нас, всего нашего коллектива. Проделывается большая работа, и в итоге дети обретают семью. Это самое главное.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/35916073/

Об утверждении квалификационных требований к социальным работникам в сфере здравоохранения и правил их аттестации

что должен знать социальный работник
Ссылки из документа Ссылки на документ

      В соответствии с подпунктом 2) статьи 8 Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года «О специальных социальных услугах» ПРИКАЗЫВАЮ:
      Сноска. Преамбула в редакции приказа Министра здравоохранения и социального развития РК от 30.09.2015 № 772 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемые:
      1) Квалификационные требования к социальным работникам в сфере здравоохранения;
      2) Правила аттестации социальных работников в сфере здравоохранения.
      2. Департаменту науки и человеческих ресурсов (Хамзина Н.К.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      3.

Департаменту административно-правовой работы (Молдагасимова А.Б.) направить настоящий приказ после его государственной регистрации на официальное опубликование в средствах массовой информации.
      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Биртанова Е.А.
      5.

Настоящий приказ вводится в действие по истечении 21 календарного дня со дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    Ж. Доскалиев

      «СОГЛАСОВАНО»                           «СОГЛАСОВАНО»
      Министр труда и социальной защиты       Министр образования и науки
      населения Республики Казахстан          Республики Казахстан
      _______________ Г. Абдыкаликова         ____________ Ж. Туймебаев
      16 марта 2009 года                      16 марта 2009 года

Утверждены            приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан      

от 16 марта 2009 года № 134  

Квалификационные требования к социальным работникам
в сфере здравоохранения

      1. Настоящие квалификационные требования предъявляются к следующим социальным работникам в сфере здравоохранения:
      1) социальный работник по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах в сфере здравоохранения;
      2) социальный работник по оказанию социальной помощи на дому в сфере здравоохранения.
      2.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как заказать социальное такси

Социальный работник должен знать:
      Кодексы Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения», «О браке (супружестве) и семье», Законы Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах».
      Сноска.

Пункт 2 в редакции приказа Министра здравоохранения и социального развития РК от 30.09.2015 № 772 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      3.

Требования к квалификации социального работника по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах в сфере здравоохранения:       высшее профессиональное образование (по социальной работе, по медицинскому, психологическому, педагогическому профилям) или специализация/магистратура по предоставлению специальных социальных услуг.

      4. Требования к квалификации социального работника по оказанию социальной помощи на дому в сфере здравоохранения:

      техническое и/или профессиональное или послесреднее образование (по социальной работе, по медицинскому, психологическому, педагогическому профилям).

Утверждены            приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан      

от 16 марта 2009 года № 134  

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила аттестации социальных работников в сфере здравоохранения (далее — Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «О специальных социальных услугах» и определяют порядок аттестации социальных работников, оказывающих специальные социальные услуги в сфере здравоохранения Республики Казахстан.
      2.

Аттестации социальных работников в сфере здравоохранения подлежат социальный работник по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах в сфере здравоохранения, социальные работники по оказанию социальной помощи на дому в сфере здравоохранения (далее — аттестуемые лица).
      3.

Аттестация проводится в целях обеспечения системы здравоохранения высококвалифицированными кадрами, владеющими современными теоретическими и практическими навыками в сфере предоставления специальных социальных услуг.
      4. Аттестация проводится один раз в пять лет, при этом аттестуемые лица, находящиеся в отпуске по уходу за детьми, аттестуются не ранее, чем через шесть месяцев после выхода на службу.
      5.

Аттестация социального работника по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах в сфере здравоохранения включает в себя:       1) тестирование;       2) собеседование.

      6. Аттестация социального работника по оказанию социальной помощи на дому в сфере здравоохранения проводится в форме собеседования.

2. Документы, предоставляемые для сдачи аттестации

      7. Для сдачи аттестации аттестуемые лица подают в местный орган государственного управления здравоохранением областей, (города республиканского значения, столицы) (далее — местный орган) следующие документы:       1) заявление;       2) личный листок по учету кадров;       3) копию диплома об образовании, заверенную нотариально;

      4) копию трудовой книжки, заверенную кадровой службой организации.

3. Организация работы по проведению аттестации

      8. Для проведения аттестации местный орган создает постоянно действующую аттестационную комиссию (далее — Комиссия).
      9. Комиссия состоит из членов в количестве не менее пяти человек и секретаря комиссии. Комиссию возглавляет Председатель.

Председатель Комиссии руководит ее деятельностью, председательствует на ее заседаниях, планирует ее работу, осуществляет общий контроль и несет ответственность за деятельность Комиссии и принимаемые ею решения.
      10.

В состав Комиссии включаются работники местного органа, курирующие вопросы предоставления специальных социальных услуг и преподаватели высших учебных заведений по специальным и смежным дисциплинам (по согласованию).
      11. Секретарь Комиссии осуществляет техническое обслуживание деятельности Комиссии.
      12.

В случае неявки аттестуемого лица на заседание Комиссии по уважительной причине, рассмотрение вопроса его аттестации переносится на более поздний срок, указанный комиссией.       В случае неявки аттестуемого лица на заседание Комиссии без уважительных причин, он признается неаттестованным.

      13. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствовали не менее двух третей ее состава.

Источник: https://tengrinews.kz/zakon/pravitelstvo_respubliki_kazahstan_premer_ministr_rk/zdravoohranenie/id-V090005628_/

Профессия социальный работник

Деньги не могут купить счастья,но они решают 95% проблем,

делающих несчастным.


Социальный работник — это специалист, который оказывает помощь в быту, а также моральную и правовую поддержку незащищенным слоям населения (пенсионеры, дети-сироты, беженцы и др.).

Заслугой такого работника становится оказание помощи в распределении и получении различного вида поддержки, в большинстве случаев материальной или правовой, от государственных социальных служб и органов опеки.

В социальной помощи в основном нуждаются одинокие престарелые граждане, инвалиды, многодетные матери, дети-сироты, люди, страдающие неизлечимыми болезнями, алкоголизмом, наркоманией.

Более того, социальные работники оказывают психологическую поддержку лицам, находящимся в состоянии психической нестабильности, вызванной как объективными (войны, экологические катастрофы, международные конфликты, религиозные разногласия), так и субъективными факторами (трагедии в семье, потеря имущества).

Личные качества

Профессия социального работника в первую очередь требует высокого уровня гуманности, развитую интуицию, умения сопереживать чужому горю, а также способности вникнуть в каждую конкретную сложившуюся ситуацию и, исходя из обстоятельств, заниматься индивидуальным оказанием необходимых видов социальной помощи.

Личностные качества должны также включать порядочность, честность, бескорыстие. Для получения желаемых результатов работник должен быть целеустремлённым, трудолюбивым и ответственным. Вместе с этим эмоциональная устойчивость, спокойствие и приятный голос помогут добиться доверия нуждающихся в помощи людей.

Средняя зарплата

От 14 000 до 18 000 рублей в месяц. Иногда чуть больше. Хоть служба и государственная , но платят неприлично мало. И украсть ничего не получится. Уже все украдено.

Как правило, предлагается социальный пакет. После 3-х лет работы доплата за выслугу — 20%, после 5-ти лет — 30%, оплата служебных поездок, — но это не везде.

Образование (Что надо знать?)

В зависимости от сферы применения, работник должен иметь как общие социологические знания, так и некоторые прикладные, включающие в себя знание этики, социологии, экономики, права, медицины. При работе с детьми становится обязательным педагогическое образование. Однако, в целом, залогом успеха является получение социально-гуманитарного образования в учебных заведениях.

Специальности вузов и колледжей

Социальная работа

Организация работы с молодежью

Право и организация социального обеспечения

Социальная работа

Место работы и карьера

Школы, приюты, дома престарелых, колонии, центры социального обслуживания и т.д

Родственные профессии:

, Врач, Логопед, Медсестра, Психолог, Социолог, Учитель

Источник: http://obrazovanie66.ru/prof/sotsialnyj-rabotnik/

Профстандарт социального работника | АБиУС

3 окт. 2019

Елена Олейникова

10 минут

На сегодняшний день работники социальной службы востребованы на рынке труда. Соцработники требуются в пенсионные фонды, бюджетные и благотворительные учреждения, дома престарелых.

Какие функции выполняет социальный работник? В чем специфика деятельности? Какие существуют требования к образованию и опыту работы социальных работников? Давайте разберемся.

В своей деятельности социальные работники руководствуются основными требованиями действующего законодательства РФ (обязательны для всех профессиональных отраслей) и специальными.

К основным законодательным документам относят Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ и ряд федеральных законов:

  • Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195 «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в котором прописаны основные принципы социального обслуживания, даны определения понятиям «трудная жизненная ситуация», «социальные услуги».
  •  Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122 «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».  Регулирует право соцработника, занятого в государственном или муниципальном учреждении социального обслуживания, на повышение квалификации за счёт работодателя, на получение спецодежды и необходимого для работы инвентаря, на обслуживание в торговых центрах/ банках / вне очереди в рабочее время, бесплатный проезд и другие льготы.

Профессиональный стандарт социального работника

 Специальным документом, регулирующим деятельность соцработников, является профессиональный стандарт «Социальный работник» (утв. Мин. Труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н).

В профессиональном стандарте сформулированы общие сведения о трудовой деятельности социального работника и выделены его трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и навыков.

Особое внимание стоит обратить на требования к образованию и опыту работы:

— среднее профессиональное образование — программы подготовки рабочих и служащих (профессиональное обучение)

ИЛИ

— среднее общее образование и стажировка на рабочем месте;

— освоение программы оказания первой медицинской помощи;

Особые условия допуска к работе: отсутствие судимости и обязательное прохождение медицинских осмотров.

Введение профстандарта соцработника было необходимой мерой для решения ряда основных проблем в этой отрасли:

  • отсутствие профильного образования у работников 

До принятия профстандарта социальным работником мог работать практически кто угодно (с любым уровнем образования и опытом работы в этой сфере), что негативно сказывалось на качестве социальных услуг.

  • разобщенные требования к образованию и опыту работы при трудоустройстве

Эти требования руководители социальных служб определяли самостоятельно,  что приводило к недопонимаю и конфликтам между работодателями и сотрудниками.

  • сложности у работодателей в проведении аттестации сотрудников

Для понимания, что из себя представляет работа в социальной службе и какие существуют требования к профессии, следует изучить этот профстандарт.

Функции и обязанности социального работника

Согласно действующему профстандарту «Социальный работник» (утв. Мин. труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н), обязанности соцработников состоят в оказании следующих услуг:

Социально-бытовые и социально-медицинские услуги   Основные обязанности по уходу за пожилыми людьми заключаются в покупке и доставке продуктов питания и лекарств, приготовлении еды. При необходимости – кормление и купание, помощь в уборке дома, стирка, оплата жилья и коммунальных услуг. Также специфика деятельности подразумевает организацию досуга: чтение слабовидящим газет или книг, сопровождение на прогулке.  Соцработник должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. Он постоянно наблюдает за состоянием здоровья подопечного. В его обязанности также входит участие в реабилитационных мероприятиях для пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья (например, работа по программе реабилитации инвалидов). Еще одна функция — содействие подопечным в получении помощи в медицинских учреждениях: записать на приём, сопровождать в поликлинику, напоминать про график приёма лекарств.
Социально-психологическая поддержка   Важная часть деятельности социального работника – общение с подопечным. Это может быть непринужденная беседа на бытовые темы, разговор «по душам». Соцработник должен следить  за настроением подопечного, содействовать в получении психологической помощи, если в ней есть потребность.
Социально-правовые услуги   Необходимо информировать подопечного об социальных услугах, оказывать помощь в оформлении документов для получения государственных и муниципальных услуг, содействовать в получении юридической помощи.
Социально-экономические услуги   Если подопечный желает поступить учиться или найти работу, соцработник содействует в подготовке и подаче необходимых для этого документов.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Налоговый агент это кто

Специфика деятельности социального работника

Соцработник оказывает помощь и поддержку людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию: одинокие пожилые люди, сироты и беспризорные дети, малообеспеченные семьи, инвалиды, те, кто лишился крова или в силу болезни неспособны о себе позаботиться.

Наиболее важные качества, которыми должен обладать такой специалист: доброта, чуткость, милосердие, альтруизм, общительность.
Соцработник, подобно доктору или медсестре, должен уметь сохранять спокойствие и невозмутимость в любой сложившиеся ситуации, как мудрый наставник быть терпимым к человеческим слабостям, и самое важное, чувствовать в себе желание помогать людям.

Если вы обладаете такими качествами, то можете смело приступать к освоению этой благородной профессии.

Аттестация социальных работников

Аттестация соцработников проводится в учреждении, где они работают. Введена с целью повышения эффективности работы сотрудников, а также для стимулирования мотивации к повышению квалификации и ответственности за результаты работы.

Аттестация проводится планово, о чём заранее предупреждают сотрудников, чаще всего, в виде тестирования. Иногда в виде индивидуального или группового собеседования. Большая часть материалов касается проверки знаний действующего закодательства, регламентирующего работу социальных служб, первой медпомощи. Проверяется соответствие знаний и умений работника современным требованиям к этой профессии. 

Экзамен проводит экспертная комиссия. По результатам аттестации комиссия оглашает результаты и отмечает их в протоколе. Протокол передают руководителю социальной службы, который принимает окончательное решение по каждому сотруднику.

Как подготовиться к аттестации соцработнику? Для этого достаточно регулярно проходить программы повышения квалификации по социальной работе и первой медицинской помощи.

Какое обучение необходимо для работы

Пройти обучение на соцработника в России можно на базе 9 или 11 классов в учреждениях среднего профессионального или дополнительного профессионального образования.

Например, в АБиУС действует программа профессионального обучения «Соцработник».  Программа содержит только профильные дисциплины, поэтому освоить новую профессию можно приблизительно за 2 месяца. Получив свидетельство о должности служащего, вы будете соответствовать требованиям профстандарта, сможете устроиться на работу и заниматься любимым делом. Эта программа будет подходящим решением и для тех, кто окончил училище или колледж по другой специальности.

Если вам требуется консультация по выбору подходящей программы обучения, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам. Они подберут программу с учетом уровня образования, конкретной жизненной ситуации и финансов.

Источник: https://www.akbiz.ru/publications/profstandart-socialynyy-rabotnik

Должностная инструкция социального работника дома-интерната

[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия] Утверждаю[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждатьдолжностную инструкцию][число, месяц, год]М. П.

Должностная инструкция социального работника дома-интерната [наименование учреждения]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Социальный работник дома-интерната относится к категории служащих и непосредственно подчиняется [наименование должности руководителя].

1.2. Социальный работник дома-интерната назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности].

1.3. На должность социального работника дома-интерната принимается лицо, имеющее [вписать нужное] образование и стаж работы по специальности не менее [значение] лет.

1.4. Социальный работник дома-интерната должен знать:

— нормативные документы, регламентирующие его деятельность, содержание, методы и формы социального обслуживания категорий клиентов;

— нормы профессиональной этики работника социальной службы;

— санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и нетрудоспособными гражданами;

— приемы оказания неотложной доврачебной помощи;

— специфику работы с лицами пожилого возраста;

— основы трудового законодательства;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила санитарной, личной гигиены;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

На социального работника дома-интерната возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Разъяснение клиенту целей и задач учреждения, ознакомление с распорядком дня, расположением служб помощи и администрации.

2.2. Организация социально-бытовой и социально-психологической адаптации клиента с учетом возрастных интересов, личностно-характерологических особенностей.

2.3. При необходимости оказание помощи клиентам в соблюдении личной гигиены.

2.4. Осуществление смены постельного и нательного белья проживающих в доме-интернате.

2.5. Выполнение просьб клиентов, связанных с почтовыми отправлениями, оформлением документов и т. п.

2.6. Оказание содействия в получении необходимой медицинской помощи.

2.7. Осуществление работы по активному вовлечению клиентов в общение, по развитию контактов между ними, по созданию микросоциальных групп, проведению занятий по интересам.

2.8. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Социальный работник дома-интерната имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию и документы от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.

3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы.

3.4. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

3.5. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Социальный работник дома-интерната несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-socialnogo-rabotnika-doma-internata

Описание профессии

Востребованность профессии социального работника на рынке труда сегодня высокая. В наше время экономической нестабильности все больше людей нуждаются в помощи. Эту специальность можно скорее назвать призванием, а не профессией.

Особенность профессии социального работника состоит в том, что только гуманные люди, умеющие сострадать, готовы помочь детям-сиротам, инвалидам, многодетным матерям, престарелым, могут ею заниматься. Эти слабозащищенные слои населения могут рассчитывать на консультацию социальных специалистов по вопросам льгот и различных преимуществ.

Без их внимания не останутся и люди, страдающие такими заболеваниями, как алкоголизм и наркомания. Работники этой сферы также занимаются оформлением необходимых документов.

Социальные работники проводят исследования для выявления нуждающихся в материально-бытовой помощи. Они всячески пытаются задействовать в своей работе государственные и общественные структуры, добиваясь от них принятия необходимых решений. Социальные работники также отвечают за программу по реализации реабилитационных мероприятий.

Представители этой профессии оказывают психологическую и морально-правовую поддержку людям, которым тяжело справиться с проблемами, вызванными объективными и субъективными факторами. Речь идет о лицах, пострадавших в военных действиях, экологических катастрофах, международных конфликтах, в семейных ссорах, в пожарах и т.д.

Социальные помощники купят и доставят необходимые продукты, лекарства, сдадут вещи в прачечную или химчистку, уберут в доме или квартире, произведут ремонт жилого помещения для тех, кто не в состоянии сделать это самостоятельно. Своим подопечным представители этой профессии измерят давление, температуру, поставят горчичники и т.д.

Несмотря на обширный фронт работы, зарплата социального работника, к сожалению, очень низкая. Роль таких сотрудников, которые стремятся улучшить материальные и бытовые условия жизни незащищенных и слабозащищенных слоев населения, неоценима. Этот факт можно отнести к плюсам профессии социального работника. Минусом является то, что такой труд сегодня не считается престижным у современной молодежи.

Свой профессиональный день социальные работники празднуют 8 июня. Именно в этот день людей благородной профессии поздравляют и благодарят за выполнение особой миссии.

Образование (Что нужно знать?)

Человек, выбравший профессию социального работника, должен быть осведомлен в нравственных, социальных и гуманитарных вопросах. Этим работникам необходимо знать такие предметы, как социология, психология, экономика, медицина, психотерапия, этика. Также следует обладать определенными знаниями, чтобы давать консультации правового характера.

От образования зависит род деятельности социального работника. Для работы с детьми требуется наличие педагогического образования. Диплом юриста потребуется лицам, которые занимаются правовыми вопросами. Для консультирования людей по телефонам доверия необходимо иметь образование психолога. Диплом медицинского работника потребуется тем работникам, которые специализируются по уходу за одинокими и инвалидами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от юриста