Как отменить закупку по 223 фз

Изменения в закупках с 1 июля 2018 года

как отменить закупку по 223 фз

Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

В самом конце 2017 года был принят федеральный закон[1], который внес изменения в правила закупок в рамках Закона № 223-ФЗ[2]. Последние изменения в закупках можно охарактеризовать как продолжение «закручивания гаек» и постепенного ограничения свободы заказчиков, касающейся установления в своих положениях о закупке собственных правил. Что поменяется в работе заказчиков в ближайшем будущем?

В февральском номере журнала[3] мы уже начали рассматривать принятые поправки – речь шла об изменениях, вступивших в силу 1 января 2018 года. Сейчас приведем краткий обзор тех нововведений, которые появятся в Законе № 223-ФЗ 1 июля. С учетом последних изменений в 223 ФЗ, заказчики (в том числе автономные учреждения) должны скорректировать свои положения о закупке и разместить их в единой информационной системе (ЕИС) не позднее 1 января 2019 года.

Сразу же отметим: для введения новых норм в практику предусмотрен переходный период. Закупки, извещения об осуществлении которых будут размещены в ЕИС до даты публикации новой редакции положения о закупке, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения соответствующего извещения (ч. 3 ст. 4 Закона № 505-ФЗ). Таким образом, у заказчиков еще достаточно времени для того, чтобы подготовиться к ведению закупочной деятельности по-новому.

Ограничивается число способов закупки

Закон № 505-ФЗ закрепляет определенный перечень применяемых заказчиками способов закупки, которые считаются торгами. В положении о закупке заказчика должны предусматриваться конкурентные и неконкурентные закупки. При этом к первым относятся:

  • торги – конкурс (открытый, в электронной форме, закрытый), аукцион (открытый, в электронной форме, закрытый), запрос котировок (в электронной форме, закрытый), запрос предложений (в электронной форме, закрытый);
  • иные способы, предусмотренные положением о закупке и в соответствии с ч. 3.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ) подпадающие под понятие «конкурентная закупка».

То есть все перечисленные в Законе № 223-ФЗ конкретные способы конкурентных закупок (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений) сейчас будут считаться торгами. Ведь в силу п. 4 ст.

447 ГК РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Важным последствием здесь станет то, что не только к конкурсу и аукциону, но и к запросу котировок, запросу предложений должны будут применяться требования, установленные в гражданском законодательстве по отношению к торгам в целом.

Среди таких требований – например, нормы о том, что участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов (если торги не состоялись, задаток подлежит возврату; задаток возвращается также лицам, участвовавшим в торгах, но не выигравшим их), что при заключении договора с победителем торгов сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору и что обязательства участников по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой (банковской) гарантией (п. 5 ст. 448 ГК РФ). И если сейчас заказчики обязаны требовать от участников закупок обеспечение заявок только в случае проведения конкурса или аукциона, в скором времени они согласно букве гражданского законодательства должны будут делать это и при запросе предложений или котировок. Правда, из данного правила в самом Законе № 223-ФЗ будут предусмотрены исключения (об этом – ниже).

Вводятся единые требования к конкурентным закупкам

Теперь в своих положениях о закупке заказчики при установлении правил применения того или иного способа конкурентной закупки должны будут учитывать условия, обозначенные в Законе № 223-ФЗ. К наиболее значимым относятся следующие условия.

1. Участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения о закупке и (или) документации о ней.

В течение трех рабочих дней с даты поступления такого запроса заказчик должен разъяснить положения документации о конкурентной закупке и разместить этот документ в ЕИС, указав предмет запроса, но не указав участника, от которого поступил данный запрос.

Но заказчик вправе не делать такое разъяснение, если запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие.
2. Заказчик может отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) только до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие.

Решение об отмене должно размещаться в ЕИС в день его принятия. По истечении указанного срока и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством[4]. Эта новация призвана положить конец относительной «вольнице» заказчиков с определением правил отказа от закупки.

Последние изменения в 223 ФЗ. Для введения новых норм в практику предусмотрен переходный период. Закупки, извещения о которых будут размещены в ЕИС до даты публикации новой редакции положения о закупке, завершаются по правилам, действовавшим на дату размещения извещения.

 3. Участник конкурентной закупки вправе подать лишь одну заявку в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до даты и времени окончания срока подачи заявок, предусмотренных закупочной документацией.

При этом участник вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока ее подачи.

Заявка на участие в конкурентной закупке считается измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие.

4. Договор по результатам конкурентной закупки должен заключаться не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам закупки.

5. Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование об обеспечении заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. В извещении об осуществлении закупки, документации о ней должны быть указаны размер обеспечения и иные требования к нему, в том числе условия банковской гарантии (если данный способ обеспечения заявок предусмотрен положением заказчика о закупке).

Отметим, что установление требования об обеспечении заявки в Законе № 223-ФЗ отнесено к правам заказчика, но в силу гражданского законодательства при применении поименованных в Законе № 223-ФЗ конкурентных способов закупки, являющихся торгами, это уже обязанность заказчика (см. выше).

Более того, согласно последним изменениям в 223-ФЗ заказчик не должен устанавливать требование обеспечения заявок на участие, если начальная (максимальная) цена договора не превышает 5 млн руб.

При превышении этой суммы заказчик вправе требовать обеспечение заявок в размере не более 5% начальной (максимальной) цены договора.

 Случаи, когда обеспечение заявки не возвращается участнику закупки, тоже будут определены в самом Законе № 223-ФЗ.

Это ситуации, в которых победитель, во-первых, уклоняется или отказывается заключить договор, во-вторых, не предоставляет (предоставляет с нарушением установленных условий) до заключения договора заказчику обеспечение исполнения договора (если в извещении, документации о закупке установлены условие о необходимости обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

6.Подробно прописывается порядок осуществления конкурентной закупки в электронной форме.

Например, не допускается проводить переговоры заказчика с оператором электронной площадки и оператора электронной площадки с участником конкурентной закупки в электронной форме, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в закупке и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации. Участник «электронной» конкурентной закупки не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие вправе отозвать свою заявку либо внести в нее изменения, направив уведомление оператору электронной площадки.

Важно, что любые конкурентные закупки должны будут осуществляться в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке. Исключение составят закупки, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства (об этом – ниже). 

Последние изменения в закупках. Любые конкурентные закупки должны будут проводиться в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

7. Появятся правила описания объекта конкурентной закупки.

В частности, в данное описание не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам, если такие требования влекут необоснованное ограничение количества участников (кроме случаев, когда нет другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки). А при указании на товарный знак в описании предмета закупки необходимо использовать слова «(или эквивалент)». В отношении последнего правила предусматривается ряд исключений. Например, правило можно будет не применять при закупке запчастей к уже имеющемуся оборудованию.

8. В извещении, документации вместо сведений о начальной (максимальной) цене договора можно будет установить цену единицы товара, работы, услуги и максимальную цену договора. Таким образом, в Законе № 223-ФЗ будет формально закреплена возможность осуществлять конкурентные закупки без фиксированного объема.

Регулируются закупки у малых и средних предпринимателей

Конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства[5], будут проводиться исключительно в электронной форме. В Законе № 223-ФЗ установлены отдельные правила этих закупок.

В частности, они могут проводиться лишь такими способами, как конкурс в электронной форме, аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме или запрос предложений в электронной форме.

В качестве обеспечения заявки здесь могут использоваться не только денежные средства, но и банковская гарантия.

Данные закупки будут проводиться только на электронных площадках, функционирующих в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ[6], и некоторыми дополнительными требованиями Закона № 223-ФЗ.

Напомним: с 1 января 2018 года требование о целевых закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства стало распространяться на те автономные учреждения, у которых общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг за предшествующий календарный год, превышает 250 млн руб.[7]

Корректируются правила продления срока подачи заявок

Правила продления срока подачи заявок при внесении изменений в извещение или документацию о закупке тоже меняются. Если коррективы вносятся в извещение о конкурентной закупке, документацию о ней, срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен так, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок оставалось не менее половины срока подачи заявок, установленного положением о закупке для данного способа.

[1]Федеральный закон от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 505-ФЗ).

Источник: https://www.audar-press.ru/poslednie-izmeneniya-v-zakupkah-ru

Можно ли отменить закупку по 223-ФЗ: алгоритм действий для заказчика, оформление протокола отмены закупки

как отменить закупку по 223 фз

Отказ от закупки по 223-ФЗ состоит в праве заказчика прекратить закупочную процедуру выбора поставщика. При этом заказчик должен придерживаться определенного регламента действий.

Правила отмены закупки

Нередко у заказчика возникает необходимость отменить ту или иную закупочную процедуру, и он обладает правом на это. Согласно 223-ФЗ, заказчики вправе отменить как конкурентную, так и неконкурентную закупку.

Если необходимо отменить неконкурентную закупку у единственного поставщика, то заказчику необходимо руководствоваться собственным Положением о закупке. Связано это с тем, что в 223-ФЗ никак не регламентируется вопрос отмены неконкурентных закупок.

До недавнего времени 223-ФЗ не содержал порядка действий при принятии решения об отказе от проведения закупки. Порядок проведения данной процедуры заказчику следовало установить самостоятельно и отобразить его в Положении о закупках по ч. 6 Постановления Правительства №908 от 2012 года.

С июля 2018 года процедура подверглась изменениям после вступления в силу поправок в 223-ФЗ. Так, с указанной даты именно 223-ФЗ, а не локальное Положение заказчика будет регулировать процедуру отмены закупки. Согласно вступившим в силу ч. 5, 7 ст. 3.

2 223-ФЗ об отмене конкурентных способов закупки, организатор торгов вправе отменить предложение по одному или нескольким пунктам до даты окончания приема предложений.

Правила, которые вступили в силу с июля 2018 года, заказчик обязан продублировать в своем Положении о закупках.

Алгоритм действий

Процедура отмены закупки будет зависеть от того, на каком этапе это нужно сделать. Так, если сведения о закупках содержатся только в плане закупок, то заказчику нужно просто его скорректировать и разместить обновленный план в ЕИС.

Но когда извещение о закупке уже было опубликовано в ЕИС, то отменить ее будет сложнее. Процедура в данном случае будет выглядеть следующим образом:

  1. Заказчик принимает решение об отказе от закупочной процедуры и оформляет его в письменной форме. Решение оформляется в виде протокола или приказа.
  2. Размещает решение о прекращении приема заявок в ЕИС. Именно с этой даты процедура официально считается отмененной.

После окончания приема заявок процедуру отменить можно только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы по Гражданскому кодексу.

Закон 223-ФЗ обязывает заказчиков размещать не менее 18% от совокупного объема государственного заказа у субъектов малого предпринимательства.

Сам порядок проведения таких закупочных процедур регламентирован ст. 3.4 223-ФЗ, а правила их отмены аналогичны общему порядку, который действует в отношении всех закупок.

При этом до вступления в силу ч. 15 ст. 3.2 223-ФЗ можно было также отменить закупку уже после принятия всех заявок путем отказа от подписания контракта с победителем. Но по новым правилам заказчики теперь не вправе отказывать поставщикам в подписании договора.

Такие изменения должны были появиться в Положениях о закупках у всех заказчиков до января 2019 года. Но в данных положениях закона речь идет только о конкурентных процедурах, следовательно, отказ от подписания договора по результатам неконкурентных способов будет правомерен.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как узнать свой инн

При этом заказчику не нужно забывать о внесении правок в план закупок.

В 223-ФЗ не указаны причины для отмены закупки, но данный перечень в обязательном порядке прописывается в Положении заказчика. Это обязанность прямо вытекает из пп. 5, 31 Постановления Правительства №908 от 2012 года.

В качестве типовых оснований можно определить:

  1. Изменение финансовых программ заказчика.
  2. Изменение (исчезновение) потребностей в товарах, работах и услугах.
  3. Необходимость исполнения предписания от контролирующих инстанций.
  4. Изменение законодательных норм.

В случае если закупка отменяется заказчиком по основаниям, которые не были прописаны его Положением о закупке, то она признается необоснованной и ограничивающей конкуренцию.

Данный вывод следует из Постановления Арбитражного суда Московского округа от 2017 года №Ф05-12698/2016.

В какие сроки возможна отмена

Заказчик вправе отменить закупку после того, как извещение о ней появилось в ЕИС. Согласно ч. 5 ст. 3.2 223-ФЗ, отменить закупку можно только до наступления даты окончания подачи заявок на участие в ней.

Хотя формально заказчик может отменить закупку и в последний день подачи заявок, но одно из решений ФАС указывает на то, что это не соответствует закону.

Но по 44-ФЗ требования к срокам отмены закупок еще более жесткие (не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок на конкурс или аукцион), поэтому это нельзя рассматривать как ущемление прав заказчика.

Согласно ч. 7 ст. 3.2, заказчик имеет право на отмену закупки и в последний день приема заявок, и даже после истечения указанных сроков, но только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы по Гражданскому кодексу.

С учетом положений п. 3 ст.

401 Гражданского кодекса для признания обстоятельства непреодолимой силы необходимо его соответствие условиям чрезвычайности (то есть исключительности и нетипичности при обычных условиях) и непредотвратимости (то есть невозможности избежать последствий от него).

Таким образом, если наступление обстоятельств каким-то образом зависело от воли сторон, то они не считаются обстоятельствами необратимой силы.

В п. 23 ст. 3.2 223-ФЗ указывается на то, что если заказчик принял решение об отмене конкурентной закупки с участием СМП, то оператор электронной площадки, на которой она проводится, не передает заказчику поступившие заявки на участие.

Оформление протокола или приказа

Независимо от основания отмены закупки заказчик должен его грамотно запротоколировать.

В п. 31 Постановления №908 указано, что документ об отказе от закупочной процедуры по 223-ФЗ должен содержать дату принятия соответствующего решения и основания.

В остальном форма протокола или приказа никак законодательно не регулируется, и заказчик вправе разработать ее самостоятельно на основании собственных предпочтений.

Само решение, оформленное в виде протокола или приказа, относится к внутренней документации заказчика и не подлежит размещению в открытом доступе, но заказчик вправе разместить документацию в ЕИС.

Порядок размещения сведений в ЕИС

Согласно п. 6 ст. 3.2 223-ФЗ, для отмены закупки заказчик в обязательном порядке размещает об этом информацию в ЕИС. Оно оформляется в виде извещения об отмене закупки и содержит в обязательном порядке:

  • номер и наименование закупки;
  • сведения о заказчике;
  • дата принятия решения;
  • основание отмены.

Извещение размещается в ЕИС в день принятия соответствующего решения. Вместе с извещением заказчик вправе разместить и иные документы об отказе по своему усмотрению (протоколы, само решение и пр.).

Перед размещением документации она подписывается с помощью электронной квалифицированной подписи.

За неразмещение положенной информации об отказе от проведения торгов заказчику грозит штраф по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП. Для должностных лиц величина штрафных санкций составляет 30000-50000 руб., для юрлиц – от 100000 до 300000 руб.

Согласно судебной практике, должностное лицо заказчика могут привлечь к ответственности и за неразмещение в документации основания для отмены закупки.

Таким образом, до июля 2018 года 223-ФЗ лишь рамочно регулировал вопросы отмены закупок, но после принятия поправок в законодательство здесь появились более четкие ограничения. Все заказчики по данному закону должны привести в соответствие собственные Положения о закупках.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/otmena-3.html

Закупки среди МСП по 223-ФЗ стали электронными — Новости

как отменить закупку по 223 фз

С 1 октября 2018 года все закупки по 223-ФЗ у малых и средних предприятий (далее — МСП) проходят по новым правилам. Закон перевел их в электронную форму, разрешил проводить закупки только на федеральных ЭТП госзакупок и ограничил перечень способов определения исполнителя.

Почему это важно?

Правительство сделало большой шаг в поддержку МСП. Теперь компании с госучастием, монополии и другие субъекты 223-ФЗ могут закупаться у малого и среднего бизнеса по правилам 44-ФЗ. Вход в закупки по 223-ФЗ стал проще, а их правила более понятными.

Напомним, что именно изменилось:

БЫЛО СТАЛО
На каких ЭТП? 99% всех закупок по 223-ФЗ проводили на 49 различных площадках* со своими правилами регистрации и работы. Сейчас их число сократилось до 8 (те же самые, что для закупок по 44-ФЗ). Работа на них регламентирована законом и знакома большинству поставщиков. В закупках среди МСП плату берут только с победителя закупки — 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб.
Какими способами? Заказчики использовали более 5000* закупочных процедур. У каждой были свои правила, и разобраться в них было сложно. Конкурентные аукционы и конкурсы занимали всего 3,6%*. Остальное — закупки у единственного поставщика и так называемые иные способы закупки.* данные мониторинга Минфина Правительство обязало закупать товары у МСП только четырьмя видами электронных процедур:
  • аукцион
  • конкурс
  • запрос котировок
  • запрос предложений
Правила закупок Раньше правила проведения закупки устанавливал сам заказчик. Например, заказчик мог отменить результаты запроса котировок, просто потому что передумал проводить закупку. Сейчас это невозможно. Сейчас все процедуры являются торгами по Гражданскому кодексу, поэтому заказчик:
  • Должен отвечать на запрос предложений в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса.
  • Может отменять закупку, только пока не закончился срок приема заявок и при форс-мажоре.
  • Должен продлевать срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
  • Обязан заключать контракт с победителем не раньше 10 дней и не позже 20 дней с публикации итогового протокола.
Формат Заказчик сам решал, в каком виде проводить закупку: мог собирать предложения по электронной почте, в бумажных конвертах или на ЭТП. Сейчас все закупки у МСП проходят только в электронном виде:
  • Снизился риск сговора. Заказчик будет рассматривать все части заявок анонимно. Подгонять результат под своего поставщика стало значительно сложнее.
  • Каждая из восьми площадок использует автоматизированный контроль. Это снижает шансы ошибиться при подаче заявки.

Эти изменения могут существенно повлиять на возможность МСП заработать на закупках у госкомпаний. Объем закупок по 223-ФЗ больше в четыре раза, чем госзакупки по 44-ФЗ. При этом 15% договоров должны быть заключены строго с МСП. Это значит, что малый и средний бизнес с 1 января 2019 года получит  около 2,7 трлн рублей прямых договоров от 18 триллионов рублей (это объем заключенных контрактов по 223-ФЗ в 2017 году).

Как подтвердить принадлежность к МСП?

Сначала разберемся, кто относится к МСП:

Малый Средний
Максимальное количество работников 100 чел. 250 чел.
Максимальная выручка в год 800 млн руб. 2 млрд руб.

Чтобы  подтвердить свою принадлежность к МСП, участник должен предоставить выписку из единого Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. В Реестре содержатся сведения из налоговой отчетности, ЕГРЮЛ и ЕГРИП и других гос.источников, которые передали информацию в ФНС. Начиная с 3 августа 2018 года сведения о каждом субъекте должны быть внесены в Реестр МСП (313-ФЗ от 03.08.2018).

Без выписки из Реестра не получится поучаствовать в закупке для МСП.

База обновляется 10 августа каждого года. Чтобы вашу компанию включили в Реестр МСП, сведения в налоговую нужно предоставить не позднее 1 июля текущего года. Если не предоставить сведения, попасть в Реестр в течение года невозможно — придется ждать до следующего августа.  

Если вы подали сведения некорректно, или произошла ошибка в системе — вы имеете право подать апелляцию. В случае положительного решения вас включат в Реестр.

Вы МСП и привыкли работать по 44-ФЗ 

Правила, по которым вы закупались по 44-ФЗ, теперь распространяются для МСП и на 223-ФЗ. Это значит, что вам просто нужно искать закупки и по 223-ФЗ. Если вы пользуетесь поисковыми программами, не забудьте поставить дополнительную галочку в поиске.

Вы МСП и привыкли работать по 223-ФЗ

Тем, кто закупался по 223-ФЗ до реформы, придется столкнуться с тремя нововведениями. В каждом из них есть нюансы, на которые стоит обратить внимание, чтобы избежать ошибок.

Зарегистрироваться в ЕИС

С 1 января 2019 года для доступа на федеральные площадки участники должны пройти регистрацию в ЕИС. Регистрация занимает до 5 рабочих дней, после чего участник попадает в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). На следующий день он будет аккредитован на всех федеральных ЭТП. Получать доступ к каждой площадке по отдельности больше не требуется.

Если у вас уже есть действующая аккредитация на этих площадках, то  с регистрацией в ЕИС можно подождать до конца 2019 года. Правда, на двух площадках («РТС-Тендер» и «Единая электронная торговая площадка») появились дополнительные секции для закупок по 223-ФЗ среди МСП. Если хотите участвовать в закупках именно на них, то придется специально ради этого зарегистрироваться в ЕИС.

Открыть спецсчет

Для закупок по 223-ФЗ у поставщиков из крупного бизнеса спецсчет не требуется. Но для закупок у МСП он нужен.

Спецсчет — это расчетный счет, который открыт в одном из банков, утвержденных правительством (Распоряжение от 13.07.2018 1451-р). На нем поставщик держит деньги для обеспечения заявки. По запросу ЭТП банк будет блокировать и разблокировать соответствующее количество денег. Использование спецсчетов исключает вероятность нарваться на мошенников, которые притворяются заказчиками по 223-ФЗ. Деньги с них никуда не уходят, а “замораживаются”.

Правительство не регламентирует условия открытия спецсчетов, поэтому банки устанавливают свои правила работы: например, некоторые берут плату за открытие такого счета и за операции на нем (блокирование/ разблокирование). Выясните заранее условия, чтобы выбрать самые выгодные для себя.  

Как выбрать банк для спецсчета, какие банки работают  в разных регионах и какую заявку банк отклонит, смотрите на нашем бесплатном вебинаре 22 февраля.

Регистрируйтесь, чтобы не пропустить

Если закупка по 223-ФЗ меньше 5 млн рублей, то обеспечение не требуется. В более дорогих закупках заказчик может установить обеспечение, но если процедура проводится для МСП, то его размер не должен превышать 2% от начальной цены договора.

Если у поставщика нет спецсчета, то принять участие в закупке для МСП с обеспечением заявки он не сможет.

Заплатить за победу

Федеральные площадки берут С МСП 1% от начальной цены (но не больше 2000 руб.). Несмотря на разъяснения Минфина в письме от 06.11.2018 № 24-06-08/79659) некоторые площадки все равно добавляют НДС к этой сумме. Важно помнить, что плата берется с победителя процедуры, даже если он уклонился от заключения договора.  

Если вы ещё не решались участвовать в госзакупках по 223-ФЗ или обожглись на старых правилах, то сейчас самое время начать.

Прежде чем искать закупки, проверьте:

  1. Есть ли вы в реестре МСП.
  2. Зарегистрированы ли вы в ЕИС.  
  3. Открыт ли у вас спецсчет в банке.
  4. Есть ли у вас свободные деньги для обеспечения заявки/ контракта.
  5. Разбираетесь ли вы в правилах закупок?

Приступайте к поиску заказов, если уверены во всех пунктах.  

Источник: https://kontur05.ru/news/918

Как провести электронный аукцион по 223-ФЗ

Госзакупки Открытый аукцион по 223 ФЗ — это один из самых популярных способов определения поставщика. Подготовка к нему начинается еще до разработки документации, потому что все правила заказчик прописывает в Положении о закупках. 5 августа 2019 Гольцова Полина

Рассматривая открытый аукцион по 223 ФЗ, что это такое, законодатель определяет его как конкурентную процедуру, в ходе которой выбирается контрагент, готовый выполнить условия заказчика за наименьшее вознаграждение.

Пошаговая инструкция к открытому аукциону в электронной форме 223 ФЗ включает несколько подготовительных действий. Они не относятся к порядку проведения торгов напрямую, но создают условия для них:

  • у организации, проводящей торги по 223 ФЗ, принято и надлежащим образом опубликовано положение о закупках. Это внутренний документ организации-заказчика, он регламентирует порядок проведения электронного аукциона по 223 ФЗ. Положение о закупке содержит перечень закупочных процедур, которые проводит организация, и раскрывает их порядок. Если оно не издано либо не содержит упоминаний об электронном аукционе, результаты проведенных в такой форме процедур признают недействительными;
  • процедура запланирована и внесена в план закупок;
  • процедура проводится на электронной площадке. Выбор конкретной площадки предоставляется организации, закупающей в порядке конкурентных торгов товары, работы или услуги. Но если торги проводятся исключительно для СМП и ССП, необходимо позаботиться об организации торгов на одной из площадок по 44 ФЗ. Они перечислены в Распоряжении Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р: Агентство по государственному заказу Республики Татарстан, Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Российский аукционный дом (РАД), ТЭК-Торг, Электронные торговые системы (ЭТС), Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Электронная торговая площадка ГПБ.

Заказчик обладает значительной свободой в проведении торгов по 223 ФЗ — все основные правила он сам для себя устанавливает в положении о закупке. Положением может быть установлена даже возможность заключения договора с несколькими участниками процедуры.

Поэтому принципиально важным является вдумчиво отнестись к разработке положения: одним из распространенных оснований обжалования результатов как открытого электронного аукциона, так и других видов торгов, является пренебрежение заказчиком правилами, которые он сам же для себя установил.

Пошаговая инструкция по проведению

Если уверены, что с Положением и плановой документацией все в порядке, можно переходить к организации процедуры. Пошаговая инструкция для заказчика по электронному аукциону по 223 ФЗ 2020 года состоит из четырех этапов. На всем протяжении торгов, начиная с их объявления, заказчик публикует в ЕИС документы.

Извещение, документация и проект договора должны быть опубликованы как минимум за 15 дней до наступления момента, когда истечет срок подачи заявок на участие в тендере, — это общее правило. Специальные правила установлены для процедур для СМП и ССП. Для них срок публикации зависит от начальной цены договора.

Приводим сроки проведения электронного аукциона по 223 ФЗ в таблице:

Начальная цена договора, в рублях Срок публикации документации, в днях до окончания подачи заявок
До 30 млн руб. 7
Свыше 30 млн руб. 15

Шаг 1: Разрабатываем и размещаем закупочную документацию

Организация должна четко понимать состав, технические характеристики, свойства, отличительные признаки необходимых товаров, работ или услуг. На основании этой информации заказчик формирует пакет документов, состоящий из:

  1. Извещения о проведении закупки. В нем указывается: наименование процедуры, данные организации, проводящей торги, что именно намерен приобрести заказчик с кратким описанием необходимого результата процедуры, начальная цена, порядок проведения закупки, наименование и адрес площадки, где она будет осуществлена. Если положением о закупке заказчика предусмотрено указание в извещении какой-либо дополнительной информации, она должна присутствовать.
  2. Документации о закупке. Она содержит описание предмета закупки, условия поставки, требования к потенциальному контрагенту, цену и порядок ее формирования.
  3. Проекта договора.

Готовая документация публикуется в ЕИС. С этого момента открыт прием заявок.

Шаг 2: Анализируем предложения участников

Задачей организации на этом этапе является анализ всех поданных заявок и выявление претендентов на участие в торгах, чьи документы соответствуют требованиям опубликованной документации и которые можно допустить к участию. По итогам составляется протокол, который должен содержать такую информацию:

  • дату подписания;
  • число поданных заявок;
  • результат рассмотрения поданных заявок: необходимо указать количество отклоненных и причины отклонения.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что делать если потерял миграционную карту

В ч. 12 ст. 4 223-ФЗ указано, что этот протокол нужно разместить в ЕИС в течение трех дней со дня подписания.

Шаг 3. Определяем победителя

После рассмотрения первых частей заявок заказчик получает ценовые предложения участников. Затем подводятся финальные итоги торгов.

Заказчик сравнивает цены и определяет самую выгодную. Участник, который ее предложил, объявляется победителем. Это решение отражают в протоколе подведения итогов. Его нужно также опубликовать в ЕИС в течение трех дней со дня подписания.

В ч. 14 ст. 3.2 указано, что в него включаются такие сведения:

  • количество заявок, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
  • порядковые номера заявок, которые ранжированы по мере уменьшения степени их выгодности. Первый номер присваивается заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора (победитель). Если имеются одинаковые ценовые предложения, первый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других. Сопоставляются цены с помощью функционала электронной площадки. Это указано в п. 2 ч. 10 ст. 3.3 223-ФЗ.

Если на этапе подведения итогов предусмотрено право рассмотрения и отклонения заявок, то в протокол нужно включить данные:

  • об итогах рассмотрения заявок с указанием количества отклоненных заявок;
  • о поводах для отклонения каждой заявки с указанием положений документации, которым она не соответствует.

Шаг 4: Заключаем договор по итогам закупки

Заключительным этапом пошаговой инструкции для заказчика по проведению аукциона по 223 ФЗ является заключение договора. Он подписывается в промежутке между 10 и 20 днем после публикации протокола, содержащего финальные итоги проведения процедуры.

Этот срок продлевают, когда результат торгов оспаривается в антимонопольной службе — заключение договора в такой ситуации должно состояться не позднее чем через пять дней со дня, когда организация, проводящая закупку, получила разрешение контролирующего органа.

Договор в обязательном порядке публикуется в ЕИС. Сделать это следует в течение трех дней после подписания. Это касается и изменений, вносимых в договор после заключения. Их публикация должна состояться в течение 10 дней с даты принятия.

Когда электронный аукцион признается несостоявшимся

Федеральный закон № 223 ФЗ не устанавливает перечень случаев, когда торги признаются несостоявшимися.Заказчики сами определяют основания и прописывают их в положении о закупках. Наиболее распространены такие основания:

  • в ходе процедуры подана только одна заявка;
  • не подано заявок вообще;
  • все заявки не соответствуют условиям документации заказчика.

Если открытый электронный аукцион признан несостоявшимся, заказчик издает и публикует протокол.

Как отменить электронный аукцион по 223 ФЗ

Заказчик может отменить открытый аукцион в электронной форме 223 ФЗ, для этого установлены правила. Первое, что необходимо принять во внимание, — момент принятия решения об отмене.

Этап электронного аукциона Что нужно сделать для отмены
Заказчик еще не приступил к проведению торгов, но аукцион уже внесен в план закупок Составления и публикации каких-либо специальных документов не требуется.Единственное необходимое действие — внесение изменений в план закупки.
Этап подачи заявок Организация должна опубликовать официальное решение.
Период подачи заявок завершен Отменить можно, только если заказчика настигли обстоятельства непреодолимой силы. Под такими обстоятельствами принято считать события, имеющие чрезвычайный характер, наступление которых необычно в имеющихся обстоятельствах, непредсказуемо и не зависит от воли сторон. Например, природные стихии, террористические акты, блокады.

Решение об отмене электронного аукциона, даже принятое до окончания срока подачи заявок, должно быть обосновано. 223 ФЗ не предлагает перечня оснований для отмены процедуры, они должны быть перечислены в положении о закупке. Если основания отмены, которыми руководствуется организация, проводящая процедуру, не соответствуют положению, такая отмена будет оспорена как необоснованная.

Принимая решение об отмене электронного аукциона, заказчик должен оформить его письменно и разместить в ЕИС. Решение должно содержать: дату его принятия и причины отмены.

Образец документации на электронный аукцион по 233 ФЗ

Скачать

Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ

Источник: https://gosuchetnik.ru/goszakupki/kak-provesti-elektronnyy-auktsion-po-223-fz

Порядок проведения конкурентных закупок по 223-ФЗ в 2019 году

Напомним, ранее заказчик в положении о закупке прописывал порядок проведения всего двух видов закупок: конкурса и аукциона. Другие виды он мог вносить в положение на свое усмотрение.

С 1 июля 2018 года, после вступления в силу изменений закона 223-ФЗ в положении о закупках заказчик должен указать уже четыре конкурентные процедуры: конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок — и одну неконкурентную — закупку у единственного поставщика.

Для каждого из видов конкурентных закупок законодатель установил минимальные сроки проведения.

Способ закупки Минимальный срок
Конкурс 15 календарных дней
Аукцион 15 календарных дней
Запрос котировок 5 рабочих дней
Запрос предложений 7 рабочих дней

Обратите внимание: для аукциона и конкурса сроки сократились и исчисляются теперь в календарных днях.

В вашем положении могут быть предусмотрены бо́льшие сроки, но они точно не могут быть меньше, чем указаны в законе.

документации

извещения о закупке и всей документации регламентируется соответствующими ст. 3.2 и ст. 4 закона 223-ФЗ. При проведении котировок между извещением и документацией стоит знак равенства. Требования прописываются непосредственно в извещении.

Порядок и сроки предоставления разъяснений

Закон устанавливает, что заказчик по запросу участников в течение трех рабочих дней разъясняет положения документации и размещает свой ответ в ЕИС, указывает, о чем был запрос, без упоминания автора.

При этом устанавливается предельный срок для направления запроса: участник может сделать запрос не позднее трех рабочих дней до окончания срока подачи заявок. Если запрос направлен позже этого срока, остается один-два рабочих дня, то заказчик вправе на такой запрос не отвечать.

Порядок и сроки внесения изменений

В новой редакции закона 223-ФЗ предусмотрена универсальная формула для всех конкурентных закупок: если заказчик что-то меняет, он продлевает срок подачи заявок не менее чем на половину изначально установленного срока.  

Но возникает вопрос: а если это запрос предложений, ведь там срок размещения извещения 7 рабочих дней? Половина — 3,5 дня. Округлять в большую или в меньшую сторону? Рекомендуем округлять в большую, то есть продлевать на 4 рабочих дня, чтобы у поставщиков было больше времени и не было повода выставить претензию.

Описание предмета конкурентной закупки

В описании предмета закупки должны появиться его эксплуатационные, функциональные и технические характеристики, потребительские свойства. Закон требует полноты описания предмета и технического задания.

Главное условие, которое отличает конкурентную закупку от неконкурентной, — это то, что в описании предмета закупки не должно быть указаний на товарный знак, за исключением случаев, когда нет иного способа дать характеристики. Тогда заказчик упоминает товарный знак и тут же уточняет «или эквивалент», а при описании характеристик устанавливает параметры эквивалентности.

Исключение — когда заказчик хочет обеспечить совместимость с уже имеющимися товарами или закупить запасные части к имеющимся автотехнике или оборудованию. В таком случае заказчик может не устанавливать возможность поставки эквивалента.

Сроки отмены конкурентной закупки

В новой редакции закона 223-ФЗ закрепили предельные сроки отмены закупки: не позднее чем за день до окончания срока подачи заявок на участие в ней. Позже отказаться от торгов заказчик уже не вправе. Решение размещается в ЕИС.

Порядок подачи и отзыва участниками своих заявок

Этот момент тоже претерпел изменения. Во-первых, участников ограничили в количестве заявок. Если закупка проводится в электронной форме, то поставщик вправе подать только одну заявку. Сделать это можно в любое время с момента размещения до момента окончания срока подачи заявок.

Во-вторых, участник получил право изменить или отозвать уже поданную заявку до окончания срока подачи заявок. Но надо чтобы и организатор закупки увидел уведомление от поставщика до этого момента.

Предоставление обеспечения заявок

Законодатели узаконили право организатора закупки включать в документацию требование к участникам предоставлять обеспечение заявки и условия предоставления. Установлен ценовой порог, до которого заказчик не может требовать обеспечения, — 5 млн рублей.

«В положении о закупках у заказчика должно быть очень четко прописано, когда обеспечительная сумма не возвращается. И чем подробнее будет перечень ситуаций, тем меньше споров возникнет», — советует Станислав Грузин, эксперт в сфере закупок по 223-ФЗ, 44-ФЗ, автор вебинара «Проведение конкурентных способов закупок по 223-ФЗ».

Что считается этапом

В соответствии с ч. 24 ст. 3.2 закона 223-ФЗ «конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов», однако четкого определения понятия «этап» или перечня обязательных этапов нет.

«Этапы четко сформулированы и установлены в закупках для субъектов малого и среднего предпринимательства. Конечно, можно трактовать эти нормы по аналогии: то, что предусмотрено в закупках для МСП, должно применяться и для иных закупок конкурентных, но это не так, в данном случае не совсем верно», — делится своим мнением эксперт.

Из закона следует, что если заказчик дополнительно включает какой-то этап в закупку, он должен:

  • внести в документацию сведения об этапе и сроках его проведения;
  • составить протокол по результатам этапа, для каждого — отдельный документ.

Сегодня под этапом конкурентной процедуры понимается стадия, которая предшествует определению победителя или завершается определением победителя. Все, что происходит с закупкой после составления протокола, к примеру преддоговорные переговоры, конкурентные договоры, направленные на снижение цены, под понятие «этап» не подпадает.

Таким образом, можно выделить следующие этапы, которые заказчик вправе применять при конкурентных закупках (не относится к торгам для МСП).

Переторжка

Это сопоставление дополнительных ценовых и неценовых предложений участников о снижении цены договора, добровольное изменение первоначальных предложений без корректировки других условий.

Заказчик должен заранее указать дату и время проведения данного этапа. Тут важно определиться, есть ли реальная потребность в переторжке. Например, по результатам первоначальных заявок участники снизили цены настолько, что у заказчика нет уверенности, смогут ли они за эти деньги выполнить работу качественно, а тут еще объявлена переторжка, не проводить которую нельзя. Или заявку подал только один участник — с кем тогда будет объявляться переторжка?

«Мне кажется, что это некорректное условие установить срок проведения дополнительных этапов в момент извещения о самой закупке. Лучше было бы, чтобы заказчик мог принять решение о проведении переторжки, когда понятен уровень цен, предложенных участниками в их первоначальных заявках», — делится своим мнением Станислав Грузин.

Процедура с квалификационным отбором

На этом этапе заказчик предъявляет квалификационные требования и выявляет заявки, которые наиболее полно им соответствуют. Это удобный и понятный инструмент работы заказчика, и закупки с квалификационным отбором могут стать распространенным явлением.

Конкурентные переговоры

Закупки по 223-ФЗ

Курс повышения квалификации для заказчиков и поставщиков

Пройти обучение

Это публичное обсуждение с участниками закупки функциональных характеристик предмета закупки или иных условий исполнения договора. Переговоры могут проводиться как во время подачи заявок, так и заранее, чтобы уточнить у участников дополнительные условия и факторы, которые повлияют на корректировку документации. После этого участники закупки смогут подавать свои предложения на участие в этой закупке.

Перечисленные этапы могут стать дополнительными механизмами регулирования отношений заказчика и исполнителя. Но использовать их надо с соблюдением требований закона: прописывать порядок проведения, заранее извещать участников и фиксировать результаты этапа отдельным протоколом.

Протоколы по итогам этапов и закупок

Закон 223-ФЗ разделяет два вида протоколов и требования к ним:

1. Протоколы, которые фиксируют завершение этапа конкурентной процедуры. В них указываются:

— дата подписания;

— количество поданных заявок на участие либо на этапе закупки — дата и время регистрации такой заявки;

— результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, количество отклоненных заявок с указанием причин, по которым заявка отклонена (нарушение положений документации / извещения для запроса котировок);

— ранжирование заявок по степени соответствия требованиям документации и установленным критериям оценки;

— причина, по которой закупка не состоялась;

— иные сведения, которые заказчик сочтет нужным включить в протокол и пропишет это в положении о закупках.

2. Итоговые протоколы, которые составляются по результатам всей закупки. В них указываются:

— дата подписания;

— количество поданных заявок, а также дата и время их регистрации;

Раньше закон 223-ФЗ требовал в сведениях о заявке указывать наименование юридического лица или ФИО физического лица. Сейчас это условие исключено, заказчик может идентифицировать участников любым удобным способом, например, присваивать номера.— порядковые номера заявок на участие в закупке или окончательных предложений участников в порядке уменьшения степени выгоды предложенных условий и цены;

Если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, приоритет отдается участнику, чья заявка поступила раньше.— результаты рассмотрения заявок на участие в закупке: их количество, окончательные предложения, сколько отклонено и основания отклонения со ссылкой на пункт извещения или документации о закупке;

— результаты оценки заявок или окончательных предложений с указанием решения комиссии о присвоении итоговых баллов участникам;

— причина, по которой закупка не состоялась;

— иные сведения, которые заказчик сочтет нужным включить в протокол и пропишет это в положении о закупках.

Итоговые протоколы заказчик должен хранить не менее трех лет.

Заключение договора

Финальная процедура практически не изменилась. Законодатели сохранили сроки заключения договора:

  • в обычном порядке — не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с момента размещения в ЕИС итогового протокола;
  • если заказчику необходимо получить одобрение у вышестоящих органов — не позднее чем через 5 дней с даты указанного одобрения;
  • если в отношении закупки рассматривалась жалоба или есть судебный спор — не позднее 5 дней с момента вынесения соответствующего решения.

С изменениями закона 223-ФЗ у заказчиков появилось право заключать договоры с несколькими исполнителями. Чтобы использовать такую возможность, надо прописать это условие в положении о закупке и сопутствующей документации.

Напоминаем, что перечисленные требования законодательства касаются порядка проведения конкурентных закупок, обязательных для заказчика, и не касаются закупок для малых и средних предприятий. Об особенностях конкурентных процедур для МСП расскажем в следующем материале.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1679

Отмена закупки по 223-ФЗ: сроки, порядок действий, оформление приказа, образец извещения

Заказчик по 223-ФЗ вправе прекратить процедуру выбора поставщика и отказаться от закупки. В июле 2018 году процесс отмены закупки по 223-ФЗ был изменен и зависит от этапа, на котором отменяется закупка.

Общий порядок отмены закупки

В 223-ФЗ процесс отмены закупки регламентируется не так детально, как в 44-ФЗ. Но заказчики должны прописать процедуру отмены закупки в Положении о закупке, которое действует внутри организации. В дальнейшем заказчик должен неукоснительно придерживаться утвержденного им порядка действий в Положении.

В Постановлении Правительства №908 от 2012 года подчеркивается, что отмена закупки должна иметь документальное оформление. В документе об отмене закупки необходимо прописать дату принятия такого решения и основание для его принятия.

В случае если на момент принятия решения об отмене закупки сведения о ней были размещены только в закупочном плане, то отменить закупку будет достаточно просто: нужно только скорректировать закупочный план.

Когда закупка уже была размещена в ЕИС, то процедура отмены усложняется: заказчику нужно определиться с основанием и определить, укладывается ли он в допустимые для отмены сроки.

Если отмене подлежит неконкурентная закупка, то заказчику для ее отмены стоит руководствоваться только собственным Положением о закупке. 223-ФЗ никак не регулирует процедуру отмены закупки у единственного поставщика. Когда заказчик отменяет конкурентную процедуру, то ему необходимо придерживаться положений 223-ФЗ.

В случаях когда отмена закупки была невозможна до окончания периода подачи заявки, за заказчиком сохраняется право на отказ от закупки до подписания договора при возникновении обстоятельств непреодолимой силы по Гражданскому кодексу.

Ранее допускалось отменить закупку и через такой способ, как отказ от подписания договора. Но теперь сторона должны подписать контракт по результатам конкурентной процедуры не ранее, чем через 10 дней и не позднее, чем через 20 дней после подведения итогов закупки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как юристу найти клиентов

Определение основания

Если заказчик укладывается в отведенные сроки для отмены закупки, то ему нужно определиться с основанием для отмены. Это обязанность следует из п. 5, 31 Постановления Правительства от 2012 год №908. Основания для отмены закупки заказчик должен утвердить в своем Положении. Например, «Почта России» предусмотрела такие основания для отмены закупки, как:

  • изменение финансовых и инвестиционных программ;
  • изменение потребности в закупках;
  • необходимость исполнения предписаний контролирующих инстанций;
  • изменение законодательной базы.

Отмена закупки по основаниям, которые не прописаны в Положении о закупках, могут быть признаны необоснованными и приводящими к ограничению конкуренции.

В частности, к такому выводу пришел Арбитражный суд Московского округа от 2017 года в решении №Ф05-12698/2016.

Оформление приказа

Отмена закупки обычно закрепляется в форме приказа. Данный распорядительный документ имеет письменную форму и включает в себя следующие сведения:

  1. Наименование заказчика.
  2. Дата его подготовки.
  3. Указание на решение отменить закупку.
  4. Реквизиты закупки, ссылка на нее в ЕИС.
  5. Основание, которое легло в основу принятия решения об отмене (например, заказчик аннулировал инвестиционную программу, которая легла в основу закупки). Можно привести ссылку на Положение о закупке, в котором содержится это основание для отмены.
  6. Указание на ответственное за исполнение положений приказа лицо.
  7. Подпись руководителя заказчика и печать.
  8. Подпись ответственного лица, подтверждающего факт ознакомления с приказом.

Порядок размещения извещения

В ч. 6 ст. 3.2 223-ФЗ подчеркивается, что при принятии решения отменить конкурентную закупку заказчик должен разместить сведения об отмене в день принятия приказа. Такие сведения в обязательном порядке содержат указание на основание отмены закупки.

Вместе с извещением об отмене закупки заказчик может разместить в ЕИС и иные файлы в электронном формате (изменения и протоколы и пр.), а также само решение отменить закупку, согласно п. 31 Постановления Правительства №908.

Перед тем как опубликовать указанные сведения в ЕИС, заказчик должен подписать их квалифицированной подписью.

Образец извещения об отмене закупки по 223-ФЗ можно посмотреть здесь.

Решение о прекращении процедуры закупки в закрытом формате, которая содержит гостайну, не допускается публиковать в ЕИС (ч. 3 ст. 3.5, ч. 15 ст. 4 223-ФЗ).

После отмены закупки остается опубликовать необходимые изменения в план закупки.

Ответственность за нарушение порядка отмены

За неразмещение обязательной информации об отказе от проведения тендера организатору закупки грозит штраф на основании ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП.

Сумма штрафа для должностных лиц составляет 30-50 тыс. р., для юридических – 100-300 тыс. р. При частичном нарушении законодательства (например, если в решении об отмене не содержались все обязательные сведения) размер штрафа может уменьшиться по решению суда.

Таким образом, с июля 2018 года в 223-ФЗ были внесены изменения, которые  закрепили порядок отмены конкурентных закупок. Данные правила заказчик должен продублировать во внутреннем Положении о закупках.

Отменить конкурентную закупку заказчик может только до окончания сроков подачи заявок на участие.

(1 5,00 из 5)

Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Источник: https://pravo.team/zakupki/223/otmena-zakupki.html

Особенности закупок по 223-ФЗ

В этой статье мы собрали основные ключевые моменты закупок по 223-ФЗ: разъяснение положений, отмена закупки, срок заключения договора и т.д. Надеемся этот материал станет хорошей шпаргалкой в работе контрактных управляющих.

Разъяснение положений документации

Если закупками начинается интересоваться человек новый, не имеющий в них никакого опыта, то у него возникает множество вопросов плана «как, когда, зачем, куда» обратиться и в целом ЧТО ДЕЛАТЬ?! Да и заказчики порой только прибавляют вопросов в этот список. Порой таким сложным языком написана документация о закупке, что понять её положения может только человек глубоко разбирающийся во всех тонкостях процесса. И тут даже речь идёт не о закупках технически сложных аппаратов.

До сих пор на практике встречаются закупки написанные «коряво», попросту для того, чтобы люди не знающие и не посвящённые в процесс не лезли в торги.

С одной стороны это даёт безопасность заказчику на поставку необходимого товара без накладок, с другой стороны это чистой воды ограничение конкуренции и такие вещи должны преследоваться по закону. Так или иначе любой желающий участвовать в закупках может это делать.

А если что-то не понятно — можно написать заказчику запрос на разъяснение положений документации. Главное не упустить срок — три рабочих дня до окончания срока подачи заявок. Соответственно — с момента публикации извещения о закупке в Единой информационной системе.

Заказчик обязан дать ответ на поступивший запрос также в течение трёх рабочих дней. Ответ размещается в ЕИС и виден всем пользователям системы. Таким образом участник может и сам вопрос задать и чужие вопросы-ответы почитать.

Отмена закупки по 223-фз

На практике регулярно встречаются ситуации когда заказчик при разработке и публикации закупки не смог просчитать все риски и закупку необходимо отменить. Чаще всего такие закупки встречаются при необходимости выполнения работ, но бывает заказчик не смог учесть все характеристики желаемого к приобретению товара.

Чаще всего необходимость отмены закупки возникает во время подачи заявок. Например, в соответствии с поступившим запросом на разъяснение документации. Принятое решение по отмене оформляется распорядительным документом заказчика и подлежит публикации в ЕИС. Срок публикации — в день принятия такого решения.

Однако, не всегда можно успеть отменить закупку на стадии подачи заявок. Бывает, что такая необходимость возникает уже после подведения итогов закупки. В этом случае важно успеть до момента заключения контракта. И руководствоваться при этом необходимо ч. 7 ст. 3.2 Закона о закупках — обстоятельствами непреодолимой силы.

Рассмотрение заявок на участие в закупке

Закупка у единственного поставщика проста и понятна. Есть заказчик и поставщик. Они напрямую договариваются о цене, количестве и сроках поставки товаров или выполнения работ. Заключают договор, и по факту поставки/выполнения производится оплата. Все стороны закупки довольны.

При проведении конкурентной закупки заказчик должен создать комиссию. В полномочия такой комиссии будет входить рассмотрение и оценка заявок, подведение итогов и определение победителя закупки, составление протокола заседания комиссии. Именно протокол и будет основным документом, подтверждающим права победителя, до заключения контракта.

протокола у разных заказчиков может отличаться, но основные моменты в нём должны быть отражены. Это оговорено в Законе о закупках как обязательное условие по содержанию протокола.

  • дата заседания комиссии;
  • дата подписания протокола;
  • количество заявок, поданных на участие в закупке;
  • дата и время поступления и регистрации каждой заявки;
  • порядковые номера заявок;
  • результаты рассмотрения заявок;
  • если есть отклонённые заявки — причины отклонения;
  • также должны быть указаны причины, если закупка признана несостоявшейся.

Существенным моментом, неизменным и в 44-ФЗ и в 223-ФЗ, является то, что один участник может подать только одну заявку на участие. Именно эта заявка и будет проверять на соответствие требованиям извещения и документации о закупке, а также нормам действующего законодательства.

Обеспечение заявки на участие в закупке

Обеспечение заявок это дополнительная гарантия добросовестности намерений поставщика при участии в закупке. Установить такое требование заказчик может если начальная (максимальная) цена договора превышает 5 000 000 рублей. Закон устанавливает, что размер обеспечения при этом не должен превышать 5% НМЦ договора.

Конкретные суммы НМЦД и размер процентов обеспечения каждый заказчик прописывает в своём Положении о закупках. Там же должны быть предусмотрены порядок, срок, размеры, порядок возврата этих обеспечений.

Закон о закупках устанавливает два ограничения в отношении возврата обеспечения заявок. Тем участникам закупок, которые уклонились или отказались от заключения договора, обеспечение заявки не возвращается. Также это касается тех участников, которые обеспечение исполнения договора не предоставили или предоставили его с нарушением условий.

Срок заключения договора

В отношении любой торговой закупки Закон устанавливает один и тот же срок заключения договора. Отсчитывается от момента публикации итогового протокола в Единой информационной системе. Составляет не менее десяти и не более двадцати календарных дней.

А в этой статье мы подробнее разобрали виды закупок по 223-ФЗ.

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/784-osobennosti-zakupok-po-223-fz

Важные моменты проведения торгов по 223-ФЗ | Контур.Закупки

Что поменялось в течение последнего года в торгах госкорпораций и других заказчиков, которые руководствуются законом 223-ФЗ? Мы собрали главные изменения, о которых нужно знать сторонам закупок. Они относятся к любым торгам, кроме тех, что объявлены для МСП.

Виды процедур и сроки

C 1 июля 2018 года заказчики по закону 223-ФЗ в своих Положениях о закупке прописывают 4 вида конкурентных процедур. К обязательным ранее конкурсу и аукциону добавили запрос котировок и запрос предложений. Кроме того, в Положении должна быть прописана одна неконкурентная процедура — закупка у единственного поставщика.

Минимальные сроки для каждой процедуры следующие:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

  • конкурс и аукцион — 15 календарных дней;
  • запрос котировок — 5 рабочих дней;
  • запрос предложений — 7 рабочих дней.

Аукционы и конкурсы теперь проводятся быстрее, и сроки исчисляются в календарных, а не в рабочих днях. При этом заказчик может установить в Положении более длительные сроки.

Процесс закупки

В проведении конкурентных закупок выделим следующие моменты, о которых важно помнить:

  1. Документация. При подготовке запроса котировок все требования должны прописываться непосредственно в извещении. Документация на эту процедуру не составляется.
  2. Запросы на разъяснение. Участник вправе подать запрос на разъяснение положений документации не позднее 3 рабочих дней с даты окончания срока приема заявок. Заказчик обязан дать разъяснения в течение 3 рабочих дней и разместить ответ в ЕИС, указав вопрос, но не раскрывая его автора. Если запрос направлен позже срока, на него можно не отвечать.
  3. Изменение документации. Если нужно что-то изменить в условиях закупки, после внесения правок в документы срок приема заявок увеличивается не менее, чем на 1/2 от первоначального. Это правило действует для всех обязательных видах конкурентных закупок.

    Обратите внимание! Минимальный срок приема заявок на запрос предложений составляет 7 рабочих дней. Когда в документы вносятся изменения, срок нужно продлить не менее чем на 3,5 рабочих дней. Безопасно продлевать на 4 дня, то есть округлить значение в большую сторону.

  4. Описание объекта закупки. Описывать объект нужно полно. В описании должны быть указаны свойства товара: эксплуатационный, функциональные, технические и потребительские. Товарный знак вписывать нельзя. Если же без указания на него предмет не описать, нужно указать бренд и добавить «или эквивалент». При этом необходимого при описании характеристик предмета закупки установить параметры эквивалентности. Не указывать эквивалент можно, если нужно, например, приобрести запчасти и расходные материалы к существующему оборудованию либо обеспечить совместимость с имеющейся техникой.
  5. Отмена закупки. Заказчик может отменить торги не позднее, чем за 1 день до окончания срока подачи заявок. Об этом нужно сообщить в ЕИС, разместив принятое решение. Если же заказчик пропустил срок, отказаться от проведения процедуры он уже не сможет.
  6. Подача и отзыв заявки. На процедуру, которая проводится в электронной форме, подается только одна заявка. Если в заявке что-то не так или поставщик передумал, он может ее отозвать либо изменить. Сделать это можно до окончания срока подачи заявок. Заказчик должен увидеть уведомление до того, как истечет срок.
  7. Обеспечение заявки. Заказчик может определять размер обеспечения заявки и условия его предоставления. Однако это правило установлено для закупок с ценой контракта от 5 млн рублей включительно. Специалисты рекомендуют четко прописывать условия, при которых заявка не будет возвращена поставщику. Это сократит риски возникновения споров.

Дополнительные этапы

В статье 3.2 закона 223-ФЗ (часть 24) сказано, что в конкурентной процедуре может быть один или несколько этапов. Если этап включается в закупку, его нужно описать в документации, а по итогу проведения составить протокол.

Под этапом в данном случае понимается любая стадия до определения победителя, включая проведение торгов. Когда победитель уже определен, закупка завершается, и дальше следует заключение договора. Все последующие стадии этапами закупки не являются. Путаница иногда возникает из-за того, что в закупках для малого и среднего бизнеса этапы прописаны четко. Однако на прочие закупки эти нормы не распространяются.

Итак, в конкурентной закупке по 223-ФЗ заказчик может предусмотреть этапы, которые рассмотрены ниже.

Квалификационный отбор

Заказчик предъявляет требования к квалификации поставщиков и отбирает заявки, которые им удовлетворяют. Для него это удобный инструмент, благодаря которому он может выбрать лучшее предложение по соотношению цены и качества.

Протоколы

По окончании каждого этапа и всей закупки заказчик составляет протоколы. В них должна быть такая информация:

  • дата и время регистрации заявки;
  • количество поданных заявок;
  • распределение участников по местам в соответствии с тем, насколько они удовлетворяют критериям отбора;
  • если закупка не состоялась, то причина этого.

В промежуточные протоколы помимо указанного выше, нужно включить:

  • итоги рассмотрения заявок, в том числе количество отклоненных заявок с указанием основания;
  • прочие сведения, которые продиктованы Положением о закупке или желанием заказчика.

Раньше в итоговом протоколе нужно было указывать наименование организации или ФИО гражданина, теперь это требование отменено.

Новое в заключении договора

Процедура заключения договора по итогу закупки осталась прежней. Но есть одно важное изменение — заказчик имеет право заключать договор с несколькими исполнителями. Однако это должно быть предусмотрено в Положении о закупке и включено в ее документацию.

Все упомянутые изменения распространяются на обычные закупки и не имеют отношения к торгам для субъектов малого и среднего предпринимательства. Последние проводят на федеральных электронных площадках и по правилам, приближенным к закону 44-ФЗ.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/vazhnye-momenty-provedeniya-torgov-po-223-fz/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от юриста