Закупка у единственного поставщика что это значит

Закупки среди МСП по 223-ФЗ стали электронными — Новости

закупка у единственного поставщика что это значит

С 1 октября 2018 года все закупки по 223-ФЗ у малых и средних предприятий (далее — МСП) проходят по новым правилам. Закон перевел их в электронную форму, разрешил проводить закупки только на федеральных ЭТП госзакупок и ограничил перечень способов определения исполнителя.

Почему это важно?

Правительство сделало большой шаг в поддержку МСП. Теперь компании с госучастием, монополии и другие субъекты 223-ФЗ могут закупаться у малого и среднего бизнеса по правилам 44-ФЗ. Вход в закупки по 223-ФЗ стал проще, а их правила более понятными.

Напомним, что именно изменилось:

БЫЛО СТАЛО
На каких ЭТП? 99% всех закупок по 223-ФЗ проводили на 49 различных площадках* со своими правилами регистрации и работы. Сейчас их число сократилось до 8 (те же самые, что для закупок по 44-ФЗ). Работа на них регламентирована законом и знакома большинству поставщиков. В закупках среди МСП плату берут только с победителя закупки — 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб.
Какими способами? Заказчики использовали более 5000* закупочных процедур. У каждой были свои правила, и разобраться в них было сложно. Конкурентные аукционы и конкурсы занимали всего 3,6%*. Остальное — закупки у единственного поставщика и так называемые иные способы закупки.* данные мониторинга Минфина Правительство обязало закупать товары у МСП только четырьмя видами электронных процедур:
  • аукцион
  • конкурс
  • запрос котировок
  • запрос предложений
Правила закупок Раньше правила проведения закупки устанавливал сам заказчик. Например, заказчик мог отменить результаты запроса котировок, просто потому что передумал проводить закупку. Сейчас это невозможно. Сейчас все процедуры являются торгами по Гражданскому кодексу, поэтому заказчик:
  • Должен отвечать на запрос предложений в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса.
  • Может отменять закупку, только пока не закончился срок приема заявок и при форс-мажоре.
  • Должен продлевать срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
  • Обязан заключать контракт с победителем не раньше 10 дней и не позже 20 дней с публикации итогового протокола.
Формат Заказчик сам решал, в каком виде проводить закупку: мог собирать предложения по электронной почте, в бумажных конвертах или на ЭТП. Сейчас все закупки у МСП проходят только в электронном виде:
  • Снизился риск сговора. Заказчик будет рассматривать все части заявок анонимно. Подгонять результат под своего поставщика стало значительно сложнее.
  • Каждая из восьми площадок использует автоматизированный контроль. Это снижает шансы ошибиться при подаче заявки.

Эти изменения могут существенно повлиять на возможность МСП заработать на закупках у госкомпаний. Объем закупок по 223-ФЗ больше в четыре раза, чем госзакупки по 44-ФЗ. При этом 15% договоров должны быть заключены строго с МСП. Это значит, что малый и средний бизнес с 1 января 2019 года получит  около 2,7 трлн рублей прямых договоров от 18 триллионов рублей (это объем заключенных контрактов по 223-ФЗ в 2017 году).

Как подтвердить принадлежность к МСП?

Сначала разберемся, кто относится к МСП:

Малый Средний
Максимальное количество работников 100 чел. 250 чел.
Максимальная выручка в год 800 млн руб. 2 млрд руб.

Чтобы  подтвердить свою принадлежность к МСП, участник должен предоставить выписку из единого Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. В Реестре содержатся сведения из налоговой отчетности, ЕГРЮЛ и ЕГРИП и других гос.источников, которые передали информацию в ФНС. Начиная с 3 августа 2018 года сведения о каждом субъекте должны быть внесены в Реестр МСП (313-ФЗ от 03.08.2018).

Без выписки из Реестра не получится поучаствовать в закупке для МСП.

База обновляется 10 августа каждого года. Чтобы вашу компанию включили в Реестр МСП, сведения в налоговую нужно предоставить не позднее 1 июля текущего года. Если не предоставить сведения, попасть в Реестр в течение года невозможно — придется ждать до следующего августа.  

Если вы подали сведения некорректно, или произошла ошибка в системе — вы имеете право подать апелляцию. В случае положительного решения вас включат в Реестр.

Вы МСП и привыкли работать по 44-ФЗ 

Правила, по которым вы закупались по 44-ФЗ, теперь распространяются для МСП и на 223-ФЗ. Это значит, что вам просто нужно искать закупки и по 223-ФЗ. Если вы пользуетесь поисковыми программами, не забудьте поставить дополнительную галочку в поиске.

Вы МСП и привыкли работать по 223-ФЗ

Тем, кто закупался по 223-ФЗ до реформы, придется столкнуться с тремя нововведениями. В каждом из них есть нюансы, на которые стоит обратить внимание, чтобы избежать ошибок.

Зарегистрироваться в ЕИС

С 1 января 2019 года для доступа на федеральные площадки участники должны пройти регистрацию в ЕИС. Регистрация занимает до 5 рабочих дней, после чего участник попадает в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). На следующий день он будет аккредитован на всех федеральных ЭТП. Получать доступ к каждой площадке по отдельности больше не требуется.

Если у вас уже есть действующая аккредитация на этих площадках, то  с регистрацией в ЕИС можно подождать до конца 2019 года. Правда, на двух площадках («РТС-Тендер» и «Единая электронная торговая площадка») появились дополнительные секции для закупок по 223-ФЗ среди МСП. Если хотите участвовать в закупках именно на них, то придется специально ради этого зарегистрироваться в ЕИС.

Открыть спецсчет

Для закупок по 223-ФЗ у поставщиков из крупного бизнеса спецсчет не требуется. Но для закупок у МСП он нужен.

Спецсчет — это расчетный счет, который открыт в одном из банков, утвержденных правительством (Распоряжение от 13.07.2018 1451-р). На нем поставщик держит деньги для обеспечения заявки. По запросу ЭТП банк будет блокировать и разблокировать соответствующее количество денег. Использование спецсчетов исключает вероятность нарваться на мошенников, которые притворяются заказчиками по 223-ФЗ. Деньги с них никуда не уходят, а “замораживаются”.

Правительство не регламентирует условия открытия спецсчетов, поэтому банки устанавливают свои правила работы: например, некоторые берут плату за открытие такого счета и за операции на нем (блокирование/ разблокирование). Выясните заранее условия, чтобы выбрать самые выгодные для себя.  

Как выбрать банк для спецсчета, какие банки работают  в разных регионах и какую заявку банк отклонит, смотрите на нашем бесплатном вебинаре 22 февраля.

Регистрируйтесь, чтобы не пропустить

Если закупка по 223-ФЗ меньше 5 млн рублей, то обеспечение не требуется. В более дорогих закупках заказчик может установить обеспечение, но если процедура проводится для МСП, то его размер не должен превышать 2% от начальной цены договора.

Если у поставщика нет спецсчета, то принять участие в закупке для МСП с обеспечением заявки он не сможет.

Заплатить за победу

Федеральные площадки берут С МСП 1% от начальной цены (но не больше 2000 руб.). Несмотря на разъяснения Минфина в письме от 06.11.2018 № 24-06-08/79659) некоторые площадки все равно добавляют НДС к этой сумме. Важно помнить, что плата берется с победителя процедуры, даже если он уклонился от заключения договора.  

Если вы ещё не решались участвовать в госзакупках по 223-ФЗ или обожглись на старых правилах, то сейчас самое время начать.

Прежде чем искать закупки, проверьте:

  1. Есть ли вы в реестре МСП.
  2. Зарегистрированы ли вы в ЕИС.  
  3. Открыт ли у вас спецсчет в банке.
  4. Есть ли у вас свободные деньги для обеспечения заявки/ контракта.
  5. Разбираетесь ли вы в правилах закупок?

Приступайте к поиску заказов, если уверены во всех пунктах.  

Источник: https://kontur05.ru/news/918

Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать

закупка у единственного поставщика что это значит

Единый агрегатор торгов (ЕАТ) с романтичным названием «Березка» предназначен только для одного вида закупок, а именно для закупок у единственного поставщика (подробнее см. «Госзакупки по 44-ФЗ: закупка у единственного поставщика»). Это значит, что для других разновидностей торгов — например, для аукциона или запроса котировок — ЕАТ не применяется.

Не все закупки у единственного поставщика можно проводить на ЕАТ. Согласно пункту 1 распоряжения Правительства РФ от 28.04.18 № 824-р (далее распоряжение № 824-р), единый агрегатор торгов допустимо использовать в трех случаях:

  • сумма контракта не превышает 100 000 руб. (п.4 части 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • заказчиком является театр, музей, планетарий, зоопарк или другое учреждение культуры, указанное в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, и сумма контракта не превышает 400 000 руб.;
  • предметом закупки являются медикаменты при наличии у пациента соответствующих медицинских показаний и при сумме закупки не более 200 000 рублей (п. 28 части 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Добавим, что есть ряд ограничений. Так, стать поставщиком на ЕАТ не может физлицо без статуса ИП, оказывающее какие-либо услуги. Проводить торги на едином агрегаторе нельзя, если закупка содержит сведения, составляющие государственную тайну. Наконец, нельзя проводить торги на «Березке», если закупка осуществляется за пределами России, и заказчиком является иностранное лицо (п. 9 распоряжения № 824-р).

Какие госзаказчики обязаны делать закупки на ЕАТ

В настоящее время проводить закупки у единственного поставщика на ЕАТ «Березка» обязаны только федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им казенные учреждения (за исключением тех из них, кто занимается выработкой и реализацией государственной политики в области обороны и управлением в области обеспечения безопасности в РФ).

С ноября 2018 года указанные заказчики должны закупать на «Березке» канцелярские товары, а с марта 2019 года — делать все прочие закупки, отвечающие приведенным выше условиям.

Остальные заказчики пока могут, но не обязаны пользоваться единым агрегатором торгов. В будущем их тоже планируют принудительно перевести на ЕАТ, но сроки пока неизвестны.

Как поставщику зарегистрироваться на «Березке»

Чтобы пройти аккредитацию на ЭТП, поставщику следует сделать четыре несложных действия.

Во-первых, войти в личный кабинет (его эмблема расположена в правом верхнем углу) и открыть вкладку «Аккредитация/регистрация».

Во-вторых, заполнить и отправить форму, которая предложена при регистрации. В ответ оператор ЭТП вышлет логин и пароль, с помощью которых можно заходить в личный кабинет.

В-третьих, в личном кабинете заполнить заявление на регистрацию, указать данные о компании и подписать квалифицированной электронной подписью (КЭП) руководителя. Обратите внимание: КЭП другого сотрудника (например, заместителя), оформленная по доверенности, не подойдет для регистрации.

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

В-четвертых, дождаться, пока оператор ЭТП в течение одних рабочих суток совершит регистрацию. Данная регистрация не имеет срока, то есть будет действовать столько, сколько нужно поставщику.

Далее руководитель при желании может зарегистрировать дополнительного администратора, который вправе размещать на «Березке» товары и услуги, а также участвовать в торгах. А вот заключать договоры дополнительному администратору не позволено. Это прерогатива руководителя.

Как поставщику разместить на ЕАТ свои товары и услуги

Для участия в закупках на едином агрегаторе торгов поставщику желательно (но не обязательно) разместить здесь информацию о своих товарах и услугах. Сделать это можно одним из двух способов.

Первый способ — зайти в личный кабинет раздел «Мои предложения» и заполнить информацию о товаре либо вручную, либо автоматически с помощью классификатора ЕАТ.

Второй способ — загрузить позиции из своего интернет-магазина, используя сервисы интеграции, которые предлагает ЕАТ (инструкции можно найти во вкладке «Информационные материалы»).

Сколько должен заплатить поставщик за участие в торгах на ЕАТ

Все без исключения поставщики, желающие принять участие в той или иной закупке на «Березке», должны внести обеспечительный платеж. В общем случае его размер равен 10% от стартовой цены закупки. Если же заказчик вносит предоплату, то размер обеспечительного платежа может быть увеличен до размера предоплаты.

Деньги нужно внести на депозит, управлять которым следует во вкладке «Состояние лицевого счета» в личном кабинете. Оператор ЕАТ заблокирует нужную сумму, а потом, если поставщик не выиграл тендер, разблокирует ее в течение оного рабочего дня с момента окончания закупки. Если поставщик одержал победу, обеспечительный платеж останется заблокированным до исполнения условий договора.

Кроме того, победитель торгов, подписавший договор с заказчиком, должен заплатить комиссионный сбор в размере 1% от стартовой цены, но не более 5 000 руб. Для субъектов малого и среднего предпринимательства — не более 2 000 руб.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Средства, необходимые для комиссионного сбора, оператор ЕАТ также спишет с депозита.

С чего начинается закупка

Прежде всего, заказчик должен выбрать товар или услугу в каталоге предложений на едином агрегаторе торгов. Если торги на «Березке» — это обязанность заказчика, и в каталоге есть хотя бы одна позиция, отвечающая его требованиям, он проводит закупку на ЕАТ. Если ни оной позиции не нашлось, заказчик вправе провести тендер без помощи «Березки».

Процедура закупки на ЕАТ начинается с нажатия кнопки «Хочу купить», которая есть около каждой позиции в каталоге предложений. После нажатия этой кнопки заказчику предстоит указать в поле закупочной сессии следующие данные:

  • название своей организации, дату, время и срок процедуры (от 2 до 24 часов);
  • дату, когда планируется подписать договор;
  • количество или объем, срок и место поставки товаров или выполнения работ, оказания услуг;
  • условия оплаты (наличная, безналичная, предоплата или оплата по факту);
  • основания для расторжения сделки в одностороннем порядке;
  • сведения о лице, отвечающем за закупку.

Если заказчик сочтет нужным, он сможет добавить проект договора или акта выполненных работ. Единственное, чего нельзя указывать — это информация о торговом наименовании, о производителе, о месте происхождения продукции и об участнике закупки.

Не исключено, что заказчик передумает и захочет отменить тендер. Сделать это он может в любой момент до тех пор, пока оператор ЕАТ не составит итоговый протокол закупки.

Как поставщик участвует в закупке

Если поставщик размещал информацию о своем товаре или услуге на ЕАТ, и именно этот товар или услуга нужны заказчику, поставщик получит от заказчика приглашение на участие в торгах. Точно такие же приглашения получат и другие поставщики, разместившие сведения о данном товаре или услуге. К слову, полученное приглашение не обязывает поставщика участвовать в торгах. Он может не делать предложений в рамках закупочной сессии, и тем самым проигнорировать торги.

Если поставщик не выкладывал свой товар в каталог, он может стать участником торгов без приглашения. Для этого ему придется найти нужную закупку во вкладке «Закупки» — «Идут торги» и нажать кнопку «Сделать предложение».

Став участником торгов, поставщик получает возможность подавать предложения о цене товара или услуги. В рамках одной закупки допустимо подать несколько предложений, каждый раз снижая стоимость путем нажатия кнопки «Предложить скидку». Ориентироваться нужно на текущее минимальное предложение, которое видно во вкладке «Динамика предложений». Отозвать уже сделанное предложение поставщик не вправе.

Выбор победителя

Побеждает в торгах поставщик, который предложил самую низкую цену. В ситуации, когда два участника сделали одинаковое выигрышное предложение, победу присуждают тому, кто был первым по времени.

Важная деталь: победа в торгах на «Березке» еще не гарантирует подписание контракта с заказчиком. Возможно, он найдет этот же товар (работу, услугу) дешевле, чем на ЕАТ, и тогда получит право отказаться от контракта и сделать закупку в другом месте. В этом случае заказчик обязан оставить соответствующий отчет в реестре закупок на едином агрегаторе торгов.

Заключение сделки с победителем

Если заказчик все же решил заключить сделку с победителем закупки на ЕАТ, агрегатор автоматически сформирует договор. Сделка займет в общей сложности три рабочих дня. Один день отводится на передачу поставщику проекта договора после публикации итогового протокола закупочной сессии.

Второй день отводится на то, чтобы поставщик подписал договор электронной подписью (или направил поставщику протокол разногласий). В течение третьего дня заказчик подписывает договор или отправляет новый вариант с учетом предложений поставщика (или направляет обоснованный отказ от изменений).

В каком случае закупка признана несостоявшейся

Торги признаются несостоявшимися в одном из двух случаев: когда победитель не подписывает оговор в срок (то есть в течение одного рабочего дня после получения проекта), либо когда ни один поставщик не делает предложений в рамках закупочной сессии. При подобных обстоятельствах заказчик может закупить необходимую продукцию вне ЕАТ.

Что ждет победителя, отказавшегося заключить сделку

Если поставщик, одержавший победу на торгах на ЕАТ, не стал подписывать контракт, он теряет свой обеспечительный платеж. При троекратном в течение года уклонении от подписания контракта нарушитель теряет доступ к агрегатору на три месяца. Если же поставщик и после этого три откажется заключать сделку, то доступ к «Березке» закроют на год.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как обжаловать протокол гибдд

Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/goszakupki/2018/12/14178

Проверка участника закупки

закупка у единственного поставщика что это значит

Дмитрий Александрович КАЗАНЦЕВ, руководитель Департамента правового регулирования B2B‑Center, кандидат юридических наук

Действующая редакция Закона № 223‑ФЗ ориентирована на обеспечение конкуренции при проведении закупки. Однако для практической деятельности заказчика важно, чтобы по итогам конкурентной закупки был подписан и надлежащим образом исполнен договор. Поэтому заказчик должен быть уверен в том, что участники закупки способны выполнить обязательства по контракту в полном объеме и в срок.

Проверка участников закупки — это в первую очередь мера, позволяющая минимизировать риск неисполнения или ненадлежащего исполнения договора. Наступление рискового события способно свести на нет самую эффективную закупку.

Поэтому проверку потенциального поставщика стоит оценивать именно как меру по повышению эффективности закупки. Использование же сведений о поставщике для целей манипулирования результатами закупки — побочный эффект этой практики и злоупотребление заказчика своими правами.

Профилактика данного побочного эффекта может быть адекватной при обеспечении универсальных и прозрачных правил проверки, а не при полном запрете таковой.

В настоящее время возможности заказчика, работающего по Закону № 223‑ФЗ, в части проверки потенциального поставщика значительно ограничены. Прямые требования статьи 3.4 и не вполне ясные нормы пункта 8 и пункта 10 статьи 3.3 фактически толкают заказчика к тому, чтобы выбирать победителя закупки вслепую.

Лишь в финале заказчик может проверить потенциального победителя на предмет соответствия или несоответствия требованиям закупочной документации. При этом именно такой подход к выбору победителя ожидается от заказчика не только при проведении конкурентных закупок у МСП, для которых такое правило прямо установлено статьей 3.

4, но и для проведения любых конкурентных закупок в электронной форме, для которых аналогичные ограничения фактически предусмотрены статьей 3.3.

Но даже в этих условиях у заказчика остаются легальные возможности минимизировать риск передачи контракта поставщику, который не сможет его исполнить. И в перспективе видится целесообразным использование современных автоматизированных механизмов обработки электронных данных для достижения этой цели.

Цели проверки участника закупки

Цели проверки участника закупки можно разделить на два ключевых блока:

гарантия исполнения поставщиком своих обязательств;

гарантия того, что контрагент не будет влиять на итоги конкурентной закупки.

Первый блок включает вопросы о правоспособности участника и вопросы о его профессионализме. Общая правоспособность традиционно проверяется путем анализа сведений ЕГРЮЛ, а также сведений о том, что деятельность компании не приостановлена и в отношении компании не открыта процедура банкротства. При закупке лицензируемых услуг к этим материалам прибавляется лицензия, а в случае с обязательной сертификацией — сертификат.

Вопросы профессионализма значительно шире и уже напрямую зависят от специфики закупаемой продукции. Как и в случае с правоспособностью, здесь могут быть выдвинуты требования о наличии либо отсутствии определенных фактов.

В первом случае чаще всего необходимо наличие опыта поставки аналогичных товаров (выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг), хотя в отдельных случаях требования могут дополняться подтверждением финансовой устойчивости, наличия конкретных специалистов или определенных производственных мощностей и даже статуса официального дилера.

Ко второй категории относятся, например, требования об отсутствии судимости или дисквалификации у руководства поставщика, сведений о поставщике в реестре недобросовестных поставщиков.

Второй блок, связанный с защитой от манипуляции результатами закупки со стороны потенциального поставщика, касается аффилированности между сотрудниками участника закупки и сотрудниками заказчика. Никто не мешает заказчику при возникновении конфликта интересов ограничиться известным перечнем пункта 9 части 1 статьи 31 Закона № 44‑ФЗ.

Да и в целом эта статья может лечь в основу стандартной проверки участника закупки. Однако ни в вопросе конфликта интересов, ни в части установления иных требований к участникам закупки субъект Закона № 223‑ФЗ не ограничен требованиями Закона № 44‑ФЗ.

Важно лишь употребить эту свободу не для необоснованного ограничения конкуренции, а для адекватного отражения в закупочной работе специфики заказчика и его отрасли. Для этого необходимо помнить о базовых методологических подходах.

Сегодняшние возможности по проверке участника закупки

Независимо от того, является ли закупка фактически конкурентной или конкурентной в смысле действующей терминологии Закона № 223‑ФЗ, требование заказчика к участнику закупки будет неоспоримым лишь при одновременном соблюдении следующих условий:

требование предусмотрено положением о закупках заказчика;

требование прямо сформулировано в закупочной документации и применяется в равной степени ко всем участникам закупки;

при формулировке требования указаны единицы измерения и минимальное значение, свидетельствующее о соответствии данному требованию;

требование к участнику закупки связано с предметом закупки, и несоответствие данному требованию прямо влияет на качество поставки.

Пятым условием обычно становится внесение в формулировку каждого требования перечня документов, которыми участник закупки может подтвердить свое соответствие данному требованию. Но если такого перечня нет, то требование само по себе не перестанет быть легальным — просто заказчик обязан будет принять от поставщика любой документ в качестве подтверждения соответствия.

Даже при условии составления закупочной документации по всем правилам важно помнить, на какой стадии заказчик может «протестировать» участника закупки. В отношении МСП это всегда финальная стадия закупки, когда анонимные заявки уже ранжированы, но победитель еще не объявлен (такая практика известна всем на примере электронного аукциона, проводимого по правилам контрактной системы). Совместное толкование уже упомянутых выше частей 8 и 10 статьи 3.

3 наводит на мысль о том, что и при проведении обычной конкурентной закупки в электронной форме подобный порядок избавит заказчика от риска оспаривания и отмены закупки.

И только при проведении «неконкурентной» состязательной закупки у заказчика сохраняется возможность сначала убедиться в том, что поставщик потенциально способен исполнить контракт, и лишь в случае положительного решения этого вопроса допустить заявку данного поставщика до итогового ранжирования.

В закупках, отвечающих признакам конкуренции в смысле Закона № 223‑ФЗ, перед ранжированием заявок проверку поставщиков лучше всего осуществить посредством проведения предварительного квалификационного отбора. В этом случае участниками закупки смогут стать только те, кто подтвердил свое соответствие требованиям заказчика, а значит, и возможность исполнить контракт.

В любом случае проверка может проходить лишь по тем требованиям, которые согласно описанной выше методологии указаны в закупочной документации. Частью 6 статьи 3 Закона № 223‑ФЗ прямо запрещено предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке.

Это означает, что если участник закупки отклонен, например по решению службы безопасности заказчика на основании неких выводов, не указанных в закупочной документации, то такое отклонение будет считаться незаконным и может быть легко оспорено как в суде, так и в ФАС России в досудебном порядке.

Перспективы автоматизации системы проверки

Автоматизация предварительной проверки участника закупки может не только повысить объективность и прозрачность такой проверки за счет минимизации субъективного фактора при анализе документов поставщика, но и заметно облегчить работу заказчика уже по ранжированию заявок. Ведь в ранжировании участвуют только те заявки, которые гарантированно соответствуют требованиям заказчика.

Для автоматизации в первую очередь необходима интеграция электронных торговых площадок с открытыми источниками официальной информации — ЕГРЮЛ, ЕГРИП, реестром субъектов малого и среднего предпринимательства, реестром недобросовестных поставщиков и т. д. Помимо этого, актуальна интеграция с различного рода агрегаторами информации, предназначенными для проверки контрагента и оценки кредитных рисков.

При этом важно понимать, что речь идет не об автоматизированном допуске и тем более не об автоматизированном отклонении, а именно о моментальной передаче заказчику официальной информации и о фиксации самого факта наличия у заказчика такой информации. Решение о допуске или отклонении принимает именно заказчик, но при этом на руках у него в структурированном виде находится вся ключевая информация.

Делегировать роботу решение о допуске или недопуске участника закупки невозможно в первую очередь потому, что в каждом конкретном случае в отличие от Закона № 44‑ФЗ заказчик может установить уникальный объем требований, соответствующий уникальному предмету закупки.

А в ситуации с агрегаторами информации пресловутый «красный» маркер и вовсе должен служить для заказчика не столько поводом для моментального отклонения заявки поставщика, сколько причиной для более тщательного исследования данных об этом конкретном поставщике.

Важно, чтобы информация о поставщике попадала к заказчику напрямую из официальных реестров. Это позволит поставщику не тратить свое время на сбор тех бумаг, на основании которых его будут проверять. По большому счету работа по подготовке заявки сведется в этом случае к описанию условий будущей поставки.

Если мы говорим о конкурентной закупке в смысле Закона № 223‑ФЗ, то на стадии предквалификационного отбора потенциальный поставщик будет указывать свое официальное наименование, ИНН и ОГРН. После чего информация о нем поступит к заказчику из официальных источников, и на ее основании заказчик примет решение о прохождении отбора.

В случае прохождения отбора ключевой становится первая часть заявки с описанием продукции. Вторая часть вполне может быть ограничена теми же минимальными сведениями — наименованием и ИНН, которые позволят заказчику понять, кто именно из участников закупки, соответствующих его требованиям, стал победителем.

Если же мы говорим об обычной состязательной закупке, то квалификационный отбор можно объединить с рассмотрением заявки. Но опять же участник будет избавлен от необходимости собирать документы о себе самом и может сосредоточиться на описании поставляемой продукции.

Закупка по каталогу

Наконец, отдельно стоит сказать о таком перспективном способе состязательной по своей сути закупки, как закупка с использованием каталога. К сожалению, пока что формально она считается закупкой у единственного поставщика, по крайней мере в рамках контрактной системы, на том единственном основании, что сравнение конкурирующих предложений производится без формализованной процедуры.

Однако уже сегодня звучат здравые предложения представителей регуляторов о необходимости выделения закупки посредством каталога в качестве отдельного способа закупки. И вот здесь-то особенно важна интеграция каталога с источниками официальной информации, дабы заказчик видел в каталоге не только описание предлагаемой продукции и ее цену, но и сведения о поставщике.

Очевидно, что лишь на основании анализа совокупности этих данных заказчик может принять решение о том, заключать или не заключать договор с конкретным поставщиком.

Источник: http://bujet.ru/article/377038.php

Закупка у единственного поставщика в Контрактной системе

Что такое закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)? Это прямая выдача контракта. Или другими словами неконкурентный способ закупки. По данному способу заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. Закупка у единственного поставщика является правом, а не обязанностью заказчика.

 Перечень случаев, в которых закупка может осуществляться у единственного поставщика, установлен в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В перечне (с учетом последних изменений от от 13.07.2015 предусмотрено 45 случаев закупки у единственного поставщика. Причем в большинстве случаев решение принимает заказчик и без согласования и уведомления заключает контракт.

Но в ряде случаев необходимо уведомление или согласование контрольного органа в системе закупок.

Осуществление закупки у единственного поставщика это не просто заключение контракта, а процедура закупки, которая требует от заказчика проведения мероприятий и подготовки необходимых документов в установленные законом сроки.

Необходимо внимательно изучить статьи 93-96, но особенно обратить внимание на статью 93 не только часть 1, но и части 2, 3 и 4, статью 94, часть 4, статью 96 часть 2.

В данных статьях указано когда (применяя какие случаи закупки, указанные в части 1, статьи 93) заказчик обязан:

·       давать извещение о закупке у единственного поставщика;

·       устанавливать обеспечение исполнения контракта;

·       уведомлять контрольный орган о закупке;

·       согласовывать осуществление закупки с контрольным органом;

·      привлекать независимых экспертов при приемке продукции.

Документы, которые готовит заказчик при проведении закупки у единственного поставщика:

1.Приказ (или другой документ) об осуществлении закупки у единственного поставщика (до размещения извещения и заключения контракта).

2.Расчет и обоснование цены контракта.

3.Отчет с обоснованием заключения контракта и нецелесообразностью проведения конкурентных способов закупки (до размещения извещения и заключения контракта).

4.Разработка проекта контракта (до размещения извещения и заключения контракта).

5.Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (не менее чем за 5 дней до заключения контракта).

6.Обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (до заключения контракта, в случаях осуществления закупки, предусмотренных пунктами 24 и 25, части 1, статьи 93).

Другими словами, когда не состоится процедура конкурентных способов закупки (конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений), поскольку только один участник подал заявку или подано несколько заявок, но соответствует всем требованиям извещения и документации только один участник.

Порядок согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком утвержден Приказом МЭР РФ от 13 сентября 2013 года №537. В данном Приказе определено, что должно содержать обращение о согласовании и куда оно должно быть направлено. Также установлен срок рассмотрения обращения (не более 10 рабочих дней) и причины отказа в согласовании.

7.Подписание контракта после предоставления документа по обеспечению контракта. Заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в случаях, установленных   частью 2, статьи 96

8.Направление уведомления (с копией заключенного контракта) в контрольный орган (в течение 1 рабочего дня после заключения контракта).

9.Также  надо иметь в виду, что в ряде случаев необходимо учесть необходимость привлечения независимых экспертов (при приемке товаров, работ, услуг).

Заказчик при осуществлении закупки у единственного поставщика должен обязательно учитывать особенности заключения контракта, установленные законом о Контрактной системе.

18.08.2015 г.

Источник: https://zakupki.pln500.ru/zakupka-u-edinstvennogo-postavshhika-v-kontraktnoy-sisteme/

Юруслуги у своих

Как бороться с закупками у единственного поставщика

Российская практика закупок для государственных нужд напоминает роман «Уловка-22» Джозефа Хеллера: если ты сумасшедший, тебя отстранят от полетов; но ты должен подать требование об отстранении; а если ты подаешь такое требование – значит, в тебе жив инстинкт самосохранения и, следовательно, ты не являешься сумасшедшим. 

Роман Потапов, представитель юридической фирмы, с изрядной долей скепсиса относится к конкурсам, которые проводят питерские монополисты, принадлежащие государству. С его точки зрения возможности победить в подобных торгах практически нет: или требования в конкурсной документации столь специфические, что круг возможных победителей предельно узок, или закупки юридических услуг делаются у единственного поставщика – то есть без всякого конкурса.

Например, ООО «Воздушные ворота северной столицы» (аэропорт Пулково), АО «Санкт-Петербургские электрические сети» и ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» в 2015 году постоянно закупали юруслуги у единственного поставщика. Все эти компании хоть и ведут коммерческую деятельность, принадлежат государству, а значит, в интересах граждан России должны работать максимально эффективно и открыто.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Во сколько меняют российский паспорт

Между тем закупка у единственного поставщика в обход конкурсных процедур, особенно в такой сложной сфере, как юридические услуги, чревата коррупциогенностью.

По данным из открытых источников, общая сумма контрактов на юруслуги ООО «Воздушные ворота северной столицы» за 2013–2015 гг. составила более 40 млн руб., причем стоимость по отдельным делам достигала 200 евро в час.

«Контейнерный терминал» закупил у единственного поставщика юруслуг на 6,3 млн руб., а АО «Санкт-Петербургские электрические сети» только за вторую половину 2015 года – на 208 млн руб.!

Вполне возможно, что каждый рубль пошел на отстаивание в судах интересов монополистов, а значит и наших с вами. Вот только проверить, действительно ли это так, нереально.

Под крышей закона

В законе «О закупках» 223-ФЗ определены принципы, которыми обязан руководствоваться заказчик: информационная открытость, равноправие, справедливость, а также отсутствие дискриминации по отношению к участникам, и экономически эффективное расходование, и отсутствие ограничений в допуске

Но все эти принципы разбиваются о другую норму того же закона. Статья 2 позволяет компаниям вроде вышеперечисленных сами принимать для себя Положение о закупках. А потом в строгом соответствии с законом им руководствоваться.

Например, принадлежащая государству компания может написать в Положении, что «в особых случаях» она имеет право осуществлять закупки у единственного поставщика – то есть без конкурса. А какие случаи считать особыми – опять же может выбирать самостоятельно.

В ответ на запрос «Новой» директор по связям с общественностью ООО «ВВСС» Ярослав Зубилов пишет: «Заказчик вправе предусмотреть в Положении о закупке возможность закупки услуг в том числе у единственного поставщика. Также заказчику предоставлено право самостоятельно определять наиболее приемлемый способ закупки той или иной услуги».

Действительно, закон о закупках выстроен так, что, если в компании-монополисте вдруг заведутся недобросовестные сотрудники (чего, конечно же, быть не может!), они смогут заплатить фирме за юруслуги любые деньги. И никто не сможет доказать, что реальные услуги, оказанные юрфирмой, стоили раз в 10–20 меньше.

Уникальная и тайная

Компании, ответившие на запросы «Новой», утверждают, что у них нет иной возможности осуществлять закупки юридических услуг. «Практически все юридические задачи ЗАО «КТСП» решаются собственной службой квалифицированных специалистов в области права.

Закупка юруслуг производится только по особо важным и уникальным делам, в которых первоочередным критерием отбора исполнителя является его уникальная компетенция и опыт в решении аналогичных специфических задач, – пишет нам управляющий директор ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» А. Е. Щербинин. – В связи с этим закупка юруслуг в соответствии с законом отнесена в перечень услуг, приобретаемых у единственного поставщика.

Отбор исполнителей на оказание юруслуг производится должностными лицами ЗАО «КТСП» на основании специального утвержденного регламента, исключающего в том числе возникновение конфликта интересов».

«КТСП осуществил три разные закупки юруслуг, и во всех трех не конкретизировано, в чем именно заключается «уникальная компетенция», – возражает Роман Потапов. – То есть фактически это голословное утверждение. Мы считаем, что подобная дискриминация при проведении торгов рано или поздно неизбежно приведет к коррупции. Нужно либопрописывать основания для закупки у единственного поставщика так, чтобы они не вызывали вопросов, либо все-таки проводить конкурентные процедуры».

Ответа на запрос от АО «Санкт-Петербургские электрические сети» мы так и не получили.

Заглянем вглубь

«Антимонопольное законодательство нужно, чтобы не было коррупционных сговоров между заказчиками конкурсов и аффилированными победителями, – комментирует Константин Голоктеев, замдиректора Института менеджмента, инноваций и бизнес-анализа.

– Законодатель придумал механизм выявления таких сговоров: при выборе победителей заказчик обязан использовать ряд критериев. Однако в сложных закупках установить объективные критерии крайне сложно.

Интеллектуальные услуги невозможно разложить на элементарные кирпичики с определенной рыночной ценой».

Действительно, один юрист стоит в разы дороже другого – просто потому что чаще выигрывает дела! Но закладывать в конкурс процент выигранных дел как критерий тоже неправильно, потому что равнозначных дел практически не бывает. 

«Для таких сложных ситуаций законом предусмотрен выход – закупки у единственного поставщика, – продолжает Голоктеев. – Такойподход всегда вызывает недоверие – ведь заказчику разрешается самому выбирать, у кого закупать услугу, что открывает коррупционные возможности».

То есть получается копия «Уловки-22»: для закупок интеллектуальных услуг действительно нельзя изобрести раз и навсегда применимые критерии. Но и отдавать закупки полностью в руки заказчика без конкурса– значит провоцировать его на коррупцию.

Один из возможных путей решения – более подробнопрописать в законах, что такое юридические услуги, какие их типы бывают и какие критерии использовать в конкурсах на их закупку. Но ведь так можно усложнять до бесконечности.

«Улучшать ситуацию надо не детализацией, а через повышение прозрачности, – поясняет Константин Голоктеев. – Процедура обоснования закупки у единственного поставщика должна быть кристально ясной. Сейчас получить эту информацию могут отдельные чиновники, а причины, почему закупка производится у единственного поставщика, обычно неизвестны».

Что делать?

Но когда фирма, где работает Роман Потапов, обратилась в Антимонопольную службу, то получила закономерный отказ: ведь ФАС рассматривает только конкретные дела, где конкретная фирма-заявитель сталкивается с дискриминацией. А в данном случае заявление касается системной проблемы.

Обращаться в прокуратуру, полицию или администрацию президента тоже бессмысленно – они все подобные жалобы перешлют в тот же ФАС. 

«Единственная возможность – дойти до Конституционного суда, – поясняет Роман Потапов. – Но сделать это мы не можем, у нас жалобу не примут, так как мы не сможем доказать, что являемся потерпевшими в данном деле и исчерпали все способы защиты нарушенного права. Обратиться с подобным обращением мог бы уполномоченный по защите прав предпринимателей Петербурга или России».

Другой путь – вносить изменения в законодательство. Но даже сформулировать предложения по этим изменениям сложно; полностью разрешить проблему закупок не удалось нигде в мире. Но и оставить все как есть – значит предоставить законную лазейку для неограниченных хищений.

Источник: http://novayagazeta.spb.ru/articles/10293/

Дробление закупок: когда можно, а когда запрещено | Контур.Закупки

Дроблением закупки называют искусственное разделение одного контракта на несколько более дешевых таким образом, чтобы их можно было заключить без конкурентной процедуры. Например, вместо одного контракта стоимостью 600 тыс. рублей заказчик решает заключить 6 контрактов по 100 тыс. Каждый из контрактов укладывается в рамки малой закупки и заключается напрямую с поставщиком.

Зачем заказчики дробят закупки

Преимущества заключения контрактов напрямую очевидны. Их несколько:

  • не нужно готовить закупочные документы, что существенно экономит время и снижает трудозатраты при подготовке к заключению контракта;
  • не нужно выжидать положенные по процедуре сроки;
  • можно заключить контракты с удобным поставщиком.

Например, заказчику требуются какие-то товары для обеспечения работы офиса — бытовая химия, канцелярские принадлежности и так далее.

Если он будет проводить аукцион, то нужно будет подготовить документацию, обосновать начальную цену, рассчитать сроки, когда процедура может быть проведена, а после заключения контракта отчитаться об этом. То есть процедура предстоит довольно серьезная и длительная.

В противовес этому заключение контракта с единственным поставщиком не требует всего перечисленного выше. Даже обосновывать цену придется лишь том случае, если у проверяющих возникнут вопросы.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

К тому же потребность в товарах, как правило, часто возникает не сразу. Так почему бы заказчику не приобретать их по мере надобности? Те же канцелярские принадлежности он может закупать ежемесячно, а не запасаться ими сразу на весь год.

Закон 44-ФЗ не содержит формального запрета на такой подход. То есть заказчик может заключить несколько контрактов с одним и тем же поставщиком на схожий объект закупки. Но это должно быть обосновано.

Надо отметить, что нередко заказчики прибегают к искусственному разделению одного контракта на несколько мелких, чтобы упростить себе жизнь.

Это считается злоупотреблением, ведь закон о госзакупках ставит во главу угла конкуренцию и экономию.

Весьма вероятно, что при приобретении крупной партии товара путем аукциона или конкурса вместо заключения нескольких мелких контрактов с одним поставщиком заказчик мог бы получить более выгодные цены. Поэтому у проверяющих могут возникнуть претензии.

Как контролеры делают вывод о дроблении

С большой долей вероятности подозрение вызовут закупки малого объема, которые имеют такие признакам:

  • контракты заключены с одним поставщиком;
  • между датами их заключения прошло непродолжительное время;
  • все контракты предполагают поставку одного и того же объекта закупки.

Однако даже если все условия выполняются, это не значит, что дробление было искусственным. Возможно, на это у заказчика были весомые причины. Главное — грамотно пояснить проверяющим, почему было заключено несколько контрактов.

В качестве обоснования можно сослаться, например, на отсутствие подходящих помещений для хранения большой партии товара. В особенности если ему требуются определенные условия — температура воздуха, влажность и так далее. Поэтому заказчик решил приобретать товар по мере возникновения потребности и тут же его использовать.

Ответственность

Если все же проверяющие решат, что заказчик неправомерно раздробил закупку и ушел таким образом от конкурентной процедуры, не избежать ответственности. Причем это не только штраф в рамках КоАП РФ за неправильный выбор способа определения поставщика. Виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.

Например, контрактный управляющий вместо проведения аукциона решил разделить большой контракт на мелкие и заключил их с одним поставщиком. Контролеры могут заподозрить, что этот специалист имел личную заинтересованность в том, чтобы заключить контракты с конкретным исполнителем. Такое преступление может быть квалифицировано как злоупотребление в сфере закупок или превышение должностных полномочий.

В одном из прошлых материалов мы подробно рассказали о мерах уголовной ответственности за нарушения в сфере госзаказа. Рекомендуем ее прочитать очень внимательно. Здесь лишь упомянем, что в зависимости от тяжести преступления нарушителю грозит крупный денежный штраф, исправительные работы или лишение свободы. Также виновное лицо может быть лишено права занимать определенные должности.

Риски для поставщика

Если речь о сговоре и подкупе представителя заказчика, то не избежит ответственности и поставщик. Виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности и также рискует получить немалый срок.

Но даже если поставщик не замешан в сговоре с заказчиком, дробление закупки для него все же несет риск. Заключается он в том, что исполнителю могут попросту не заплатить. Ряд мелких одноплановых закупок привлечет внимание контролирующего органа, последует проверка, в результате которой действия заказчика могут быть признаны неправомерными. Это придет к тому, что заключенные контракты могут быть признаны недействительными, и выплаты по ним произведены не будут.

Случаи из практики судов

Как наивысшая подтверждается судебной практикой. Есть определение Верховного суда от 7 ноября 2017 года № 308-ЭС17-15 799. В котором УЗИ признают ничтожными контракты, заражен заключенные с нарушениями закона 44-ФЗ.

Суть в следующем. Орган муниципальной власти заключил несколько контрактов с единственным поставщиком на выполнение проектных работ. Поскольку поставщик не получил оплату в срок, то вынужден был подать иск.

Суд первой инстанции обязал муниципалитет оплатить проделанную работу, однако заказчик с этим не согласился. Дело пошло в вышестоящие инстанции. В итоге судьи пришли к выводу, что заказчик неправомерно раздробил закупку, и контракты были признаны недействительными.

В итоге исполнитель работу проделал, но остался без оплаты.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью, в конце которого приведен пример из практики ФАС, когда закупку признали раздробленной.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/droblenie-zakupok-kogda-mozhno-a-kogda-zapreshheno/

Госзакупки: семь наивных вопросов начинающего поставщика

05 Сентября 2018

Вы предприниматель и мечтаете о надежном и крупном заказчике? Тогда пора поучаствовать в госзакупках. Что это — разбираемся по пунктам.

1.        Зачем нужны госзакупки?

Госзакупки — это система, в которой в качестве заказчика участвуют государственные компании. А в качестве поставщиков и подрядчиков — предприниматели, от самых крупных до самых маленьких, или же физлица. Посредством госзакупок государство может закупать самые разные товары и приобретать самые разные услуги. Так детские сады ищут поставщиков завтраков и обедов, школы — дешевые канцелярские товары, органы власти нанимают строителей крупных объектов, ремонтируют дороги и мосты и пр. 

Например, недавно власти через госзакупки заключили договор с архитектором, который разработает концепцию исторического парка возле Дома Советов.А Музей Мирового океана ищет поставщика оборудования, которое позволит посетителям совершать виртуальные погружения на глубоководном аппарате «Мир».

Участие в госзакупках — отличная возможность для любого предпринимателя получить надежного и крупного заказчика. Это еще и возможность увеличить объем продаж и расширить географию торговли.

Кстати, закон допускает возможность участия в так называемых “простых” закупках физлиц, без статуса ИП. Им могут быть интересны аукционы по покупке квартир, услуги переводчиков, гидов, репетиторов и т.д.

2. Заказчик — всегда государство?

Да. Приставка “гос” здесь не случайна. Закупку государственных структур регламентируются 44-м ФЗ, говоря о госкомпаниях, если предприятие на 100% является государственным, то его закупки так же попадают под действие 44-м федерального закона. Если же компания принадлежит государству минимум на 50%, то здесь вступает в действие закон № 223-ФЗ.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой штраф за отсутствие путевого листа

3. Я начинающий предприниматель. Могу ли я участвовать в госзакупках?

Поставщиком товаров или услуг по госзакупкам может выступать любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), которое:

●          не имеет долгов по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,

●          не принадлежит к оффшорным компаниям,

●          также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в реестре недобросовестных поставщиков

Так что возможность участия в госзакупках есть и у начинающих предпринимателей. Но предже чем совершать сделку стоит взвесить все риски.

Сейчас государство ратует за увеличение госзакупок с участием малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций. К 2020 году доля таких госзакупокв в общем числе должна вырасти более чем в два раза и составить 42 %, отмечала ранее глава регионального управления ФАС Ольга Боброва.

Для сравнения, в прошлом году доля таких госзакупок составила лишь 19% (1,9 млрд руб.).

4. Правда ли, что госконтракты дают только “своим”?

Как утверждают эксперты Центробанка, это неправда.

“Если у вас достойный товар или услуга, то есть все шансы получить госзаказ. И для этого не нужно тратить деньги на рекламу, но придется потратить время и силы, чтобы разобраться в деталях”, — пишут эксперты на сайте “Финансовая культура”. 

Заказчики могут осуществлять закупки на различных площадках в Интернете. На 100% государственные предприятия ищут поставщиков на пяти электронных, бесплатных площадках. Такие закупки жестко регламентированы, изменить условия закупки по ходу нельзя.

Если же компания принадлежит государству минимум на 50%, то здесь возможностей для закупок больше. Заказчик может размещать условия на самых разных площадках в Интернете, их до 170. Правда, большинство берут плату за посредничество. Закон № 223-ФЗ, который регулирует эти закупки, более гибок, чем 44-й.

Вся информация о заказах государственных компаний размещается в единой информационной системе в сфере госзакупок на сайте zakupki.gov.ru. Там можно посмотреть не только актуальные закупки, но и информацию о тех, которые уже закрыты или только планируются.

Не всегда. Госзакупки могут быть неконкурентными, когда ни конкурс, ни аукцион среди участников вообще не проводятся. Например, когда это закупка у единственного поставщика. По закону такое возможно, если, например, закупка разовая и сумма контракта не превышает 100 тысяч рублей. Также неконкурентный способ применяют, если нужная услуга есть только у одного поставщика — например, заказчику нужно водоснабжение, теплоснабжение или газоснабжение.

А виды конкурентных госзакупок — это аукционы, конкурсы, а также запросы котировок, запросы предложений. В ходе конкурса заказчик выбирает поставщика по разным критериям. Если речь идет об аукционе, там его выигрывает тот, кто предложит самую низкую цену. 

Конкурентные госзакупки могут быть открытыми, принять участие в которых может любой поставщик, и закрытыми, где участвуют только те поставщики, которых пригласил заказчик, отмечают эксперты ЦБ.

По статистике ЕИС, самые распространенные способы закупок — электронный аукцион и закупка у единственного поставщика. Если ваша услуга не эксклюзивна, то проще всего начать именно с электронного аукциона, где может принять участие любой предприниматель, советуют в ЦБ.

7. Я готов участвовать в аукционе, с чего начать?

●          Купите электронно-цифровую подпись (ЭЦП), без нее участвовать в аукционах нельзя. Их продают специальные удостоверяющие центры. 

●          Зарегистрируйтесь на сайте zakupki.gov.ru. Но этот сайт — только база данных. Участвовать в аукционах вам предстоит не через него, а на специальных электронных площадках.

●          Зарегистрируйтесь на одной из электронных площадок для торгов или сразу на всех. Это бесплатно. Здесь вам нужно будет предоставить необходимые документы, их список указан на сайтах площадок. Заявку будут проверять сотрудники площадки в течение пяти рабочих дней.

●          Ищите нужные для вас закупки, изучите документацию, условия. Необходимо будет подготовить документы, которые убедят заказчика, что ваш товар или услуги полностью соответствуют его требованиям.

●          Подавайте заявку. Необходимо будет ее обеспечить, то есть внести залог.

●          В назначенное время зайдите на сайт своей площадки, чтобы принять участие в конкурсе.

Источник: https://www.fingram39.ru/publications/finansy-semi/7033-.html

Расскажем про особенности закупок творческих услуг по 44-ФЗ и 223-ФЗ | IT-компания Простые решения

Государственные и коммерческие компании организуют праздники и спортивные мероприятия, закупают полиграфию и рекламу, снимают фильмы. В этих нишах часто низкая конкуренция, а значит, больше шансов на победу. Что учесть в творческих закупках?

Больше закупок по 223-ФЗ и у коммерческих компаний

Необходимость в творческих закупках есть у всех категорий заказчиков. Но все-таки у компаний с госучастием и коммерческих организаций больше свободы для реализации:

  • Больше собственных денег на закупки.
  • Больше расходов на брендинг, рекламу и продвижение.
  • Больше вариантов, какими способами закупать такие товары и по каким критериям оценивать победителей.
  • Больше оснований проводить закупки у единственного поставщика, которые заказчики прописывают в своем положении о закупках.

Но с другой стороны, заказчики по 44-ФЗ более дисциплинированы: используют определенные правительством критерии оценки заявок, обязательно заключат контракт с победителем, оплатят работы в срок до 30 дней.

Выбирайте, что важнее, находите интересные варианты, при необходимости приобретайте электронную подпись для торгов, аккредитуйтесь на ЭТП, где они проходят, и участвуйте.

Трудности перевода

Если закупка не находится по ключевым словам из вашей сферы деятельности, попробуйте перевести привычное наименование на канцелярский язык. Например:

  • Не реклама в соцсетях, а услуги по размещению информационных материалов на электронных сетевых ресурсах в информационной сети интернет.
  • Не гироскутер, а экологический электротранспорт.
  • Не спиннер, а ручной тренажер.
  • Не организация трансляции, а услуги информационно-технического обеспечения.
  • Не съемки фильма, а изготовление информационных материалов,
  • Не реклама на радио- и телевидении, а аппаратно-программное производство аудиовизуальных произведений.
  • Не рекламные щиты, а услуги по визуализации социальных тем посредством размещения информации на металлоконструкциях.
  • И т.д.

Еще можно искать по ОКПД2, например:

  • ОКПД2 73.11.13.000. Услуги по разработке рекламного дизайна и концепции.
  • ОКПД2 73.11.19. Услуги рекламные прочие.
  • ОКПД2 74.20.22.000. Услуги фотографии для рекламы и аналогичных целей.
  • ОКПД2 90.01.10.000. Услуги в области исполнительских искусств.

Квалификация часто важнее, чем цена

Государственные и коммерческие компании могут закупать творческие работы любыми способами:

  • У единственного поставщика.
  • Конкурентными процедурами, в которых значение имеет только цена: электронный аукцион, запрос котировок.
  • Конкурентными процедурами, где есть нестоимостные критерии (опыт исполнения подобных работ, квалификация сотрудников, победы в конкурсах и т.д.): конкурс, запрос предложений.

Оценивая заявки, заказчики по 44-ФЗ должны использовать критерии оценки, которые для них установило правительство в постановлении № 1085 от 28.11.2013, например:

Вид услуги Минимальный вес цены Максимальный вес остальных критериев
Создание информационных систем и сайтов госорганов и учреждений 30 % 70 %
Образовательные услуги (обучение, воспитание) 40 % 60 %
Создание произведений литературы и искусства, аудиовизуальных произведений; фотографий и др (полный перечень есть в ч.7 ст. 32 44-ФЗ) 0 % 100 %

В закупках по 223-ФЗ и у коммерческих компаний вес критериев устанавливает сам заказчик. Например, в НИТУ «МИСиС» в закупке рекламы в соцсетях оценивал заявки по трем критериям, установив следующий вес:

  1. Цена договора — 30%,
  2. Качество услуг — 40%,
  3. Квалификация участника — 30%.

Это значит, что вам не обязательно сильно снижать начальную цену, чтобы выиграть закупку. Важнее иметь в штате квалифицированных сотрудников и опыт исполнения договоров на подобные услуги (не обязательно у госзаказчиков).

Больше шансов стать единственным поставщиком

В 44-ФЗ творческие закупки могут подпасть под несколько случаев закупок у единственного поставщика:

  • Любые закупки до 100 тыс. руб.
  • Закупки до 400 тыс. руб. организациями культуры и спорта. Зоопарки, планетарии, дворцы культуры, парки, театры, музеи, библиотеки и другие организации могут проводить у единственного поставщика более дорогие закупки.
  • Закупка на создание произведений искусства (п. 17 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Театр, цирк, филармония и другие могут заказать у физического или юридического лица творческий номер, иллюстрации, пошив костюмов, создание декораций и т.д.

Остальные категории заказчиков сами устанавливают, какие закупки будут проводить у единственного поставщика. Если считаете, что ваши услуги будут им интересны, сделайте так, чтобы заказчик имел вас ввиду, когда захочет купить их у единственного поставщика, например:

  • Пришлите коммерческое предложение и периодически обновляйте его.
  • Участвуйте в его конкурентных закупках, чтобы вас знали «в лицо».

Варианты закупок

Какие бы творческие услуги вы не предлагали, наверняка сможете найти подходящий контракт и побороться за него. Найдутся варианты и для физических лиц, и для больших рекламных и event-агентств, дешевые и дорогие, в вашем городе или те, которые можно выполнить удаленно.

Организация праздников, концертов, спортивных мероприятий 

  • Электронный запрос предложений по 223-ФЗ на разработку концепции и сценария, организации и проведению корпоративного мероприятия.
  • Электронный аукцион на организацию тематических концертов.
  • Запрос котировок на проведение регионального этапа лыжни России.

Подготовка к Новому году

Закупки по всей России, которые объявили или запланировали все виды заказчиков:

  • Поставка новогодних подарков.
  • Новогоднее оформление улиц и зданий.

Дизайн и полиграфия

  • Электронный аукцион по 44-ФЗ на дизайн-макеты афиш и билетов для библиотеки
  • Запрос предложений по 223-ФЗ по разработке дизайна бутилированных минеральных вод
  • Разработка концепции журнала «Московское наследие»
  • Печать календарей (по всей России, все виды заказчиков).

Съемки фильмов 

  • Рекламный видеоролик для продвижения бренда Аэрофлот на зарубежных рынках
  • Электронный запрос предложений по 223-ФЗ на изготовление видеороликов для АО «Россельхозбанк»

Разработка сайтов

  • Электронный запрос предложений на разработку бренда, айдентики и сайта для застройщика
  • Электронный запрос предложений по 223-ФЗ на разработку сайта для Калининской АЭС.
  • Запрос котировок по 44-ФЗ на размещение и обслуживание сайта Магаданской прокуратуры.

Реклама и производственные услуги

  • Электронный запрос предложений по 223-ФЗ на рекламу в соцсетях
  • Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ на изготовление объемных букв.
  • Электронный аукцион по 44-ФЗ на размещение рекламы на щитах.

Создание и исполнение произведений искусства 

  • Закупка по 44-ФЗ у единственного поставщика на исполнение соло-партии на фортепиано.
  • Закупка по 223-ФЗ у единственного поставщика на разработку иллюстраций для книги.

Источник: https://pro126.ru/news/detail/index.php?ID=945

Закупка у единственного поставщика по 44 ФЗ

Действующим законодательством в области осуществления госзакупок предусматривается целый ряд процедур конкурентного определения поставщиков. Однако в определенных случаях допускается применение и неконкурентных способов.

Подробно о закупке у Единственного поставщика по 44 Федеральному закону

Перед прочтением обязательно посмотрите видео

Закон № 44-ФЗ раскрывает такое понятие как Закупка у единственного поставщика, под которой понимается заключение контракта путем направления заказчиком предложения конкретному исполнителю. Данная процедура сводится не к выбору наиболее предпочтительного предложения, полученного от нескольких поставщиков, а о праве заказчика заключить госконтракт, минуя торги.

Когда проводится Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

Случаи применения данной процедуры строго регламентированы статьей 93 Закона № 44-ФЗ и допускаются в отношении определенных видов закупок, так как при таком способе определения поставщика возможно возникновение целого ряда коррупционных составляющих.

Сумма закупки

Одним из наиболее распространенных случаев закупки у единственного поставщика является заключение контракта в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, позволяющим совершить разовую закупку на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей.

При этом Закон № 44-ФЗ не содержит каких-либо разъяснений относительно предмета закупки и количестве контрактов, заключаемых с одним и тем же исполнителем.

Общий объем закупок, осуществляемый таким способом, не должен превышать двух миллионов рублей или пяти процентов от общего объема закупок заказчика и в совокупности не более 50 миллионов рублей в год.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее

Применение Закупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ

Возможность осуществления закупки у единственного поставщика предусмотрена законом в первую очередь для того, чтобы дать право заказчикам заключить прямой договор там, где проведение конкурентных процедур невозможно или по каким-либо причинам является нецелесообразным.

Например, данный способ закупок допускается в следующих случаях.

  • закупка работ и услуг в области капитального строительства и ремонта объектов недвижимости (в том числе авторский контроль на стадиях разработки проектной документации и строительства);
  • контракты на покупку уникальных культурных ценностей, произведений искусства, музыкальных произведений;
  • закупка коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;
  • закупка товаров и услуг у компаний, относящихся в соответствии с действующим законодательством к субъектам естественных монополий;
  • контракты на покупку земельных участков и объектов недвижимого имущества;
  • заключение договоров аренды недвижимости для обеспечения государственных нужд;
  • закупки в области военной сферы и сферы обеспечения обороноспособности страны (в связи с необходимостью соблюдения режима сохранения государственной тайны и отсутствия конкурентной среды в данном сегменте);
  • закупки в области обеспечение визитов иностранных делегаций и представительств;
  • некоторые виды закупок в области культуры и спорта;
  • закупки лекарственных препаратов? предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.

Особые случаи

  1. Особым случаем Закупки у единственного поставщика является заключение госконтрактов в отношении поставок для обеспечения мероприятий по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, когда применение аукционов невозможно в связи с длительностью процедуры (пункт 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
  2. Также такой способ госзакупок проводится в случае признания проведенных процедур конкурентного открытого или закрытого отбора поставщиков несостоявшимися и публикации их результатов на портале госзакупок. В данном случае госконтракт заключается напрямую с участником конкурса, удовлетворяющим требованиям извещения, на условиях, предусмотренных документацией о закупке (пункты 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).
  3. В отдельных случаях закупки в данной форме проводятся в соответствии с постановлениями и решениями правительства РФ, определяющих конкретного поставщика и перечень приобретаемых товаров и услуг (пункт 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ).

Краткие выводы о неконкурентной закупке

Таким образом, Закупка у единственного поставщика по 44 ФЗ позволяет существенно облегчить поиск исполнителей и сокращает время на заключение госконтракта. Однако применение такой процедуры возможно строго в оговоренных законодательством случаях и не способствует заключению контрактов на наиболее выгодных для государства условиях, так как возможности влияния на цену существенно ограничены.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/44-fz/89-zakupka-u-edinstvennogo-postavshchika-po-44-fz

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от юриста