Особые исполнительные производства что это

Сопровождение исполнительного производства

особые исполнительные производства что это

Выигранный судебный процесс еще не гарантия того, что решение суда будет выполнено добровольно или выполнено вообще, многие уже поняли на личном опыте, что получить решение суда – это лишь начало долгого пути.

Согласно положениям Федерального закона от 02.10.

2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные приставы — исполнители обязаны осуществить розыск должника, определить его платежеспособность, направить запросы в банки о наличии счетов и денежных средств, найти и арестовать недвижимость, на которое можно обратить взыскание, при необходимости осуществить его опись и продажу на торгах для направления средств в пользу взыскателя, а также вынести постановление о запрете на выезд за границу.

Однако случается так, что при совершении действий в рамках исполнительного производства возникают обстоятельства, нарушающие права и законные интересы взыскателя.

Зачастую приставы не всегда выполняют возложенные на них законом обязанности: не возбуждают исполнительное производство, не осуществляют розыск имущества, не вручают ответчику требование о добровольном исполнении, не арестовывают имущество и т.д.

Случается и такое, что в рамках вашего производства выносится постановление о невозможности исполнения и прекращении дела.

В данном случае, необходимо составить жалобу на бездействие пристава исполнителя, и обратиться к юристу г. Уфа для начала процедуры судебного обжалования бездействий судебных приставов.

При этом, с началом процедуры судебного обжалования не стоит медлить, так как согласно закону срок обжалования бездействия судебного пристава составляет всего десять дней с того момента когда Вы узнали о факте бездействия.

Помните, что Ваше решение подать административный иск на бездействие пристава – порой единственная эффективная мера воздействия на каждого, кто поступает незаконно.

В соответствии со статьей 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен 10-дневный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц службы судебных приставов.

Квалифицированные юристы по исполнительному производству юридического агентства «БашЮрЗащита» окажут Вам помощь с приставами в г. Уфа по взысканию долгов, в перечень услуг входят:

  • Составление заявления о возбуждении исполнительного производства;
  • Установление действительного финансового состояния вашего должника, в частности, юрист Уфы проверит не находится ли должник в процессе банкротства, не участвует ли в других судебных процессах, а также юрист получит информацию о наличии возбужденных исполнительных производств и общей сумме задолженности по базе приставов-исполнителей;
  • Анализ отчета пристава о проделанной работе;
  • Контроль над ходом исполнения решения суда;
  • Составление и подача жалоб на судебного пристава;
  • Обжалование исполнительного сбора;
  • Обжалование действий пристава;
  • Обжалование бездействий судебных приставов;
  • Составление жалобы на бездействие пристава исполнителя;
  • Контроль описи имущества;
  • Представление интересов на переговорах с должником по возврату задолженности;
  • Наложение ареста на имущество должника с целью не допустить его отчуждение или реализацию;
  • Оспаривание сделок должника по выводу имущества в пользу своих родственников или знакомых – признание сделки мнимой/

Таким образом, сопровождение исполнительного производства является очень важной юридической работой, которая способна не только ускорить процесс исполнения судебного решения, но и не допустить его затягивания до бесконечности, а в последующем – и потери актуальности, а также позволит оценить действительное имущественное и финансовое состояние ответчика, а также отыскать реальные источники возврата им задолженности.

Процедура взыскания убытков с судебного пристава

При ненадлежащем качестве работы сотрудников судебно-исполнительных органов может стать вопрос о направлении в суд административного иска к судебным приставам на возмещение убытков, причиненных несвоевременным исполнением судебного решения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Вопрос: Куда перечислять земельный налог?

Например, если получение денежных средств от кредитора по исполнительному листу утрачивается по вине судебных приставов (несвоевременное наложение ареста на недвижимое имущество или банковские счета) то вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации (статья 1069 ГК РФ).

При подготовке административного иска на пристава необходимо привести доказательства тому, что в период бездействия пристава у должника на счетах имелись денежные средства, на которые могло быть обращено взыскание. В таком случае имеется возможность взыскания в имевшемся объеме денежных средств в качестве убытков с казны Российской Федерации при признании бездействия пристава незаконным.

При этом доводы приставов о том, что «уход» денежных средств со счета должника не влечет убытков и ущерб возник по причине виновных действий самого должника, судами признаются несостоятельными, так как своевременные действия пристава смогли бы обеспечить взыскание.

Размер причиненного вреда рассчитывается исходя из суммы, которую взыскатель мог бы получить при надлежащем исполнении приставом своих обязанностей.

Из положительной судебной практики по искам о взыскании с пристава убытков можно привести следующие примеры:

  • Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 июля 2013 года по делу №33-8769/2013;
  • Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 марта 2011 года.

Процедура оспаривания сделок должника по продажи имущества своим родственникам или знакомым

Еще одним эффективным инструментом, позволяющим бороться с недобросовестными действиями должника, является оспаривание сделок.

С помощью признания сделок должника недействительными можно вернуть в конкурсную массу незаконно проданное имущество в пользу своих родственников.

Выводы о том, что сделки по отчуждению должником своего имущества с целью избежать обращения взыскания на такое имущество и взыскание задолженности по договорам признаются мнимыми нашли свое подтверждение в следующей судебной практике:

  • Определение Верховного Суда РФ от 05.06.2012 по делу N 11-КГ12-3. Сделки по отчуждению своего имущества являются мнимыми, т.е. совершенными без намерения создать соответствующие юридические последствия, если они заключены с целью избежать возможного обращения взыскания на принадлежащее ответчику имущество;

Источник: https://lawufa.ru/services/support_of_enforcement_proceedings/

Метаморфозы подсудности

особые исполнительные производства что это

Речкин Роман Валерьевич
Старший партнер

В ходе исполнительного производства достаточно часто возникает необходимость в оспаривании действий (бездействия) и решений судебного пристава-исполнителя. О проблемах определения подсудности таких дел, с которыми могут столкнуться административные истцы, читайте в материале.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях, когда исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство, выдан арбитражным судом либо когда требования исполнительных документов контрольно-надзорных органов адресованы организации или предпринимателю (п. 2 ст. 128 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», далее — Закон об исполнительном производстве). Во всех остальных случаях оспаривание действий (бездействия) и решений судебного пристава-исполнителя осуществляется путем обращения в суд общей юрисдикции.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто ответственен за ведение трудовой книжки?

Проблемы определения подсудности до принятия КАС РФ

До 15 сентября 2015 года, когда вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ, подсудность таких споров устанавливалась п. 1 ст. 128 Закона об исполнительном производстве, в силу которого постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) могли быть оспорены в суде, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Надо отметить, что использованная законодателем формулировка была не совсем удачна, поскольку судебные приставы одного районного подразделения на практике территориально могут находиться (соответственно, исполнять обязанности) в другом административном районе (например, Октябрьский районный отдел г.Екатеринбурга УФССП по Свердловской области территориально находится в Кировском районе г.Екатеринбурга).

Подобная ситуация была даже предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, применительно к ч.2 ст.441 ГПК РФ, которая устанавливала по существу аналогичные правила определения подсудности дел об оспаривании решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей.

Так, в Определении от 17.07.2014 №1601-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Поварова В.В. на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 441 ГПК РФ и частью 1 статьи 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве» Конституционный Суд РФ, поддержав свою правовую позицию, изложенную еще в 2006 г. [1], разъяснил, что «из содержания ст. 24-27 ГПК РФ, к которым отсылает ч. 2 ст.

254 данного Кодекса, следует, что такого рода дела относятся к подсудности районного суда, осуществляющего свою деятельность в пределах судебного района, на территории которого непосредственно находятся и выполняют функции по исполнению судебных актов и актов других органов судебные приставы-исполнители, объединенные в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов».

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.

2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» также было прямо указано, что заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подаются в суд, в районе деятельности которого исполняют свои обязанности указанные должностные лица.

С учетом правовой позиции КС РФ и ВС РФ, в целом судам и участникам исполнительного производства был понятен общий принцип определения подсудности таких споров: действия приставов определенного районного подразделения обжалуются в суд соответствующего района.

Кроме того, поскольку закон устанавливал достаточно определенное (не вариативное) правило определения подсудности, было понятно, как определять компетентный суд и для обжалования решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей межрайонных подразделений УФССП РФ (например, межрайонного отдела по исполнению особых производств), а также должностных лиц самого Управления ФССП РФ по субъекту РФ.

Надо отметить также, что п. 1 ст. 128 Закона об исполнительном производстве в указанной редакции более трех месяцев действовал параллельно с нормами КАС РФ, и эта норма закона была изменена только Федеральным законом от 30.12.2015 №425-ФЗ.

Новый Кодекс — новые правила

С 15 сентября 2015 г. вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ, который, в том числе, установил специальные правила определения подсудности дел об оспаривании действий (решений) судебных приставов-исполнителей в случае, когда такие дела рассматриваются судами общей юрисдикции (ст. 22 КАС РФ).

По общему правилу ч. 1 ст. 22 КАС РФ, административное исковое заявление к должностному лицу (которым является судебный пристав-исполнитель) подается в суд по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

Представляется, что общий принцип определения подсудности такой же, что и в Законе об исполнительном производстве: действия приставов определенного районного подразделения обжалуются в суд соответствующего района. Если бы законодатель на этом остановился, правила определения подсудности по этой категории дел были бы достаточно простые и определенные.

Однако законодатель счел необходимым уточнить правила определения подсудности на случай, когда место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо. В этом случае, в соответствии с ч. 2 ст. 22 КАС РФ, необходимо обращаться в суд:

  • того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации, или
  • того района, на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто осуществляет внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности?

В данном случае необходимо отметить две системные проблемы, которые затрудняют применение этого правила.

Во-первых, частью 2 ст. 22 КАС РФ установлено вариативное правило определения подсудности — без указания, кто (заявитель или суд) вправе выбирать соответствующий вариант. Необходимо отметить, что ст. 22 КАС РФ предусматривает неальтернативную подсудность (подсудность по выбору административного истца). Правила подсудности административных дел по выбору административного истца установлены иной нормой — ст. 24 КАС РФ.

В уже упоминавшемся примере с Октябрьским районным отделом г.Екатеринбурга УФССП по Свердловской области, который находится в Кировском районе г.Екатеринбурга, действия судебных приставов-исполнителей очевидно можно оспаривать как в Октябрьском районном суде г.

Екатеринбурга (на территорию этого района распространяются полномочия судебных приставов-исполнителей), так и в Кировском районном суде г.

Екатеринбурга (на территории которого фактически находятся, то есть исполняют свои обязанности, должностные лица данного отдела УФССП по Свердловской области).

Во-вторых, если понятие «территория, на которую распространяются полномочия указанных органов» установлено законодательством и понятно как участникам исполнительного производства, так и судам, то содержание понятия «территория, на которой исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо» можно толковать двояко. Законодатель, видимо, исходил из того, что это территория (обычно — в месте нахождения должника), на которой судебный пристав-исполнитель осуществляет исполнительные действия в отношении должника и его имущества.

Но очевидно, что, находясь в соответствующем помещении отдела УФССП РФ, судебный пристав-исполнитель также исполняет свои обязанности. В частности, именно в помещении отдела судебный пристав-исполнитель принимает вызванные им стороны исполнительного производства (их представителей) в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве.

Также в помещении отдела судебным приставом выносится подавляющее большинство постановлений, в том числе постановление о возбуждении исполнительного производства, именно в помещении отдела УФССП судебным приставом-исполнителем производится зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств (подп. 16.1 п. 1 ст.

64 Закона об исполнительном производстве) и т.д.

Актуальность проблемы определения подсудности в случае несовпадения территории, на которую распространяется компетенция судебного пристава-исполнителя, с местом нахождения соответствующего отдела УФССП иллюстрирует судебная практика.

Так, определением судьи Промышленного районного суда г.Ставрополя было возвращено административное исковое заявление организации к судебному приставу-исполнителю Промышленного районного отдела судебных приставов г.Ставрополя УФССП России по Ставропольскому краю, поскольку адрес административного ответчика территориально подпадает под юрисдикцию Ленинского районного суда г.Ставрополя.

Источник: https://www.intellectpro.ru/press/works/metamorfozy_podsudnosti/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от юриста