Что такое налоговая тайна

Налоговая тайна

что такое налоговая тайна
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Налоговый контроль » Налоговая тайна

Предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, по запросу следственных органов или суда не является нарушением закона.

Понятие налоговой тайны было введено в НК РФ относительно недавно. Налоговая тайна представляет собой особую информацию в сфере налогового права, содержание и получение которой, в соответствии с требованиями НК РФ, должно быть доступно лишь определенным уполномоченным лицам.

Налоговую тайну составляют определенные сведения, которые, по установленным причинам, признаются информацией, не подлежащей разглашению.

Например, данные о документах налогоплательщика, информация о его доходах и расходах, отраженных в поданной декларации, о текущем финансовом и имущественном положении и т.д.

Помимо этого, сведения, составляющие налоговую тайну, могут касаться уплаченных налогов или дивидендов, а также личную коммерческую информацию, получение и доступ к которой посторонними лицами являются недопустимыми.

Принципы налоговой тайны основываются, прежде всего, на действующей Конституции и положениях НК РФ, на защите прав и свобод граждан. Интересы налогоплательщика являются основным критерием для защиты.

Налоговая тайна также направлена на максимальное устранение финансовых и иных рисков для налогоплательщика, связанных с неправомерным распространением определенной информации.

Помимо этого, понятие и принципы налогового права строятся на действующих нормах и правилах, которые позволяют обеспечить защиту информации максимально правомерным путем, без совершения нарушений.

Иным важным принципом является согласие лица, налоговые сведения о котором составляют налоговую тайну. В отдельных случаях, официальное согласие дает право на распространение определенной информации, если такая необходимость действительно имеется.

Согласие должно быть оформлено официально, в письменной форме, с подписью физического лица и иными необходимыми сведениями, установленными действующим налоговым законодательством.

Сведения, не относящиеся к налоговой тайне

Положения НК РФ устанавливают, что не вся информация и сведения, относящиеся к особенностям и установленному порядку налогообложения, являются налоговой тайной и входят в данное понятие. К данным сведениям относятся следующие:

  • информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;
  • сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;
  • финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.

В этот список может быть включена и иная дополнительная информация, для которой действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается режим налоговой тайны.

Вся эта информация не входит в понятие налоговой тайны, следовательно, ее разглашение не будет составлять правовое нарушение и, в соответствии с положениями НК РФ, сам факт разглашения не может понести за собой абсолютно никакую ответственность.

Доступ к данным сведениям не будет ограничен только определенным кругом уполномоченных лиц, а согласие на разглашении этой информации не потребуется.

Разглашение налоговой тайны

Понятие «разглашение налоговой тайны», в соответствии с действующими положениями НК РФ, означает распространение определенных сведений, которые являются налоговой тайной, влекущее за собой нарушение существующих норм и несоблюдение интересов налогоплательщика.

Само разглашение и не соблюдение норм налогового права влекут за собой определенную ответственность, а зависимости от тяжести совершенного правонарушения и серьезности наступивших последствий для налогоплательщика.

Ответственность за разглашение может быть, как административной, так и уголовной. Административная ответственность за нарушение и разглашение налоговой тайны выражается в наложении денежного штрафа, размер которого зависит от конкретного случая и дополнительных обстоятельств.

Уголовная ответственность за разглашение применяется значительно реже, только в тех случаях, когда интересам, либо финансовому положению налогоплательщика был нанесен действительно серьезный ущерб, который стал следствием того, что раскрытие данной информации было осуществлено неправомерным путем.

Налоговая тайна и ее разглашение являются важнейшим пунктом в действующем НК РФ, доступ к ней должен обеспечиваться только при условиях полного соблюдения существующих норм.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну

В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.

Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.

Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.

В документе указывается список полномочий и точные сведения об информации, к которой должностное лицо получает доступ.

Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.

Особенности налоговой тайны

, доступ и само разглашение налоговой тайны, как юридические понятия, имеют свои особенности и нюансы. Например, само разглашение представляет собой личное использование, либо передачу данной информации другим лицам.

Данные налогоплательщика могут быть переданы другим лицам, как на безвозмездной основе, так и за определенное денежное вознаграждение. Безусловно, оба этих способа являются грубейшими нарушениями существующих норм и правил НК РФ и относятся к правовым налоговым преступлениям.

Однако не будет нарушением передача информации налогоплательщика ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. При условии, что передачу осуществил уполномоченный налоговый орган.

Положения налоговой тайны предусматривают установление ответственности и в том случае, если документы, какие содержали в себе тайные сведения, были утеряны ответственным лицом.

К таким документам могут относиться налоговые декларации и иные бумаги, в которых могут быть отражены сведения, составляющие государственную тайну. Чаще всего, потеря данных документов влечет за собой наложение штрафа, увольнение должностного лица с занимаемой должности иные правовые меры.

Условия признания налоговой тайной сведений специальной декларации

Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:

  • эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
  • факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
  • данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
  • уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.

Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.

Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.

Источник: https://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/nalogovaya-tajna.html

Налоговая тайна: что это такое и кто на нее может покуситься?

что такое налоговая тайна

  • сведения являющиеся общедоступными, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя — налогоплательщика;
  • об идентификационном номере налогоплательщика; 
  • о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  • предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); 
  • предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности; 
  • предоставляемых в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; 
  • с 1 января 2014 года не составляет налоговую тайну информация об участии налогоплательщика в составе консолидированной группы налогоплательщиков, а также о применении специального налогового режима (пп. 7 п.1 ст. 102 НК РФ).

Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ пункт 1 статьи 102 НК РФ дополнен подпунктом 8, вступающим в силу с 1 января 2015 г.:

  • предоставляемые органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам.

Можно предположить, что все остальные сведения, имеющие отношение к налогоплательщику, а также его хозяйственной деятельности, могут являться налоговой тайной.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, а также их должностными лицами, и за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п.2 ст. 102 НК РФ).

Поступившие в госорганы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Например, документированная информация, в том числе на электронных носителях, содержащая сведения, составляющие в соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну, должна храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц и сотрудников налоговых органов, не имеющих полномочий для работы с такими сведениями (Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). 

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

В соответствии с п. 9 ст. 84 НК РФ сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено ст. 102 НК РФ.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст. 102 НК РФ).

Из самого понятия налоговой «тайны» следует, что за незаконное получение сведений, составляющих налоговую тайну и их разглашение должна быть установлена ответственность административная и уголовная.

ИЮНЬСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Административная ответственность предусмотрена ст. 13.14 КоАП РФ и предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей, а на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Уголовная ответственность за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, определена ст. 183 УК РФ. Максимальное наказание по данному правонарушению предусматривает принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до семи лет.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу государственного органа при исполнении ими своих обязанностей, а также утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения.

Приказом МНС РФ от 03 марта 2003 года № БГ-3-28/96 «Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов» определен порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей.

Предоставление информации, составляющей налоговую тайну происходит на основании запроса о предоставлении конфиденциальной информации. Запрос необходимо оформить в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган.

Если запрос направляется по телекоммуникационным каналам связи, то подпись должностного лица подтверждается электронной цифровой подписью. Основанием рассмотрения запроса является обязательное указание на нормативный правовой акт, который устанавливает право пользователя к налоговой тайне.

Также необходимо указать конкретную цель, связанную с исполнением пользователем определенных законом обязанностей, например находящееся в производстве суда, правоохранительного органа дело с указанием его номера; проведение правоохранительным органом оперативно-розыскных мероприятий или проверки по поступившей в этот орган информации с указанием даты и номера документа, на основании которого проводится оперативно-розыскное мероприятие или проверка информации. Интересующая пользователя информация может быть предоставлена на бумажном носителе, с использованием технических средств, с учетом имеющихся технических возможностей налогового органа и пользователя.

Запросы, по форме и содержанию не отвечающие вышеуказанным требованиям исполнению не подлежат.

РЕШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Кому же могут быть интересны сведения, составляющие налоговую тайну? 

В первую очередь, это государственные органы, в связи с проведением ими каких-либо проверок (см. выше), и конечно это контрагенты, которые зачастую при совершении сделок, запрашивают у партнеров различного рода информацию, в том числе и ту, которая составляет налоговую тайну.

ИНИЦИАТИВНЫЙ АУДИТ 

Это может быть:

Источник: https://rosco.su/press/nalogovaya_tayna_chto_eto_takoe_i_kto_na_nee_mozhet_pokusitsya_/

Налоговая тайна – понятие, что составляет — Дело

что такое налоговая тайна

Налоговая тайна – это понятие, впервые упомянутое в отечественном законодательстве относительно недавно – 20 лет назад. А потому все еще возникают такие вопросы относительно нее, как и кто имеет право ее хранить, и каковы последствия за разглашения оной. Узнаем это из представленного материала.

Налоговая тайна — данные о лице, которые обязуются сохранить от распространения государственные органы

Сведения, составляющие налоговую тайну

Впервые данный термин вступил в силу как часть законодательного акта первого января 1999 года, в составе первой части Налогового Кодекса.

Так, согласно статье №102 данного документа, вся информация, касающаяся того или иного налогоплательщика обязана быть защищена путем ограничения к ней доступа ввиду соответствующих требований относительно конфиденциальности.

Разумеется, действует данное требование об ограничениях при поступлении данных как в Федеральную налоговую службу, так и в органы систем:

  • таможенной;
  • правоохранительной;
  • внебюджетной;
  • следственной и т.д.

Обратите внимание: на обязанность по сохранению интересующей нас тайны и уровень доступа к оной никоим образом не оказывает влияние то, какой юридический статус имеет лицо, являющееся плательщиком сбора в государственную казну, а именно:

  • статус гражданина РФ (физическое лицо);
  • организации (юридическое);
  • индивидуального предпринимателя.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как узнать по какому вопросу вызывают в суд?

Выдержка из НК РФ Статьи 102. Налоговая тайна

Говоря иными словами, перечисленные выше инстанции, в связи с исполнением ими определенных задач и обязанностей, ведут деятельность, напрямую сопряженную с получением такой информации, как:

  • данные о финансовом положении того или иного лица;
  • имущественные характеристики и т.д.

Распространять перечисленные сведения произвольно, значит нанести вред интересам лица, на которое собраны сведения, так как:

  • закон гарантирует гражданам России полную неприкосновенность частной жизни;
  • организации же защищены законом от разглашения сведений высокой коммерческой значимости для конкурентов.

Категория, к которой относится то или иное лицо, не имеет значения для защиты его личной информации

Непосредственно обсуждаемая нами статья Налогового Кодекса не приводит перечень наименований, относящихся к обозначенной ранее тайне, но зато список дают иные документы, например, письмо, составленное Минфин России. Так, согласно ему к интересующей нас категории можно отнести данные о:

  • содержании официальных бумаг налогоплательщика, относящихся к первичному типу;
  • сведениях, которые представляют собой декларацию доходов лица и его расходов;
  • его имущественном счете и т.д.

Помимо прочего, распространение налоговой тайны производится также на данное о том, какие сборы в пользу бюджета страны, дивиденды и т.д. лицом уплачивались, а также на:

  • производственные секреты организации;
  • прочую информацию коммерческого характера.

Хранить тайну обязуются все отображенные на картинке структуры нашего государства

Что не входит в понятие «налоговая тайна»

Несмотря на то, что обозначенная нами выше статья Кодекса не предоставляет перечня сведений, относящихся к налоговой тайне, она совершенно конкретно оговаривает то, какие виды данных к ней не имеют отношения. Рассмотрим их в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Какая информация не будет относиться к налоговой тайне

Категория лиц, коим принадлежат сведенияОписание сведений
Физические лица Для граждан такое понятие, как тайна, которую обязаны хранить официальные структуры, можно сравнить с персональными данными, обозначенными одноименными нормативно-правовым актам. Подразумевается, что в обоих этих случаях общедоступной выступает информация следующая:
  • ФИО лица;
  • дата рождения;
  • место появления гражданина на свет;
  • номер телефона лица;
  • сведения, касающиеся профессиональных характеристики гражданина.
  • ИП и ООО и т.д. Для предпринимателей и организаций иного порядка общедоступной информацией, к коей государственные органы не будут ограничивать доступ, выступают следующие сведения:
  • форма собственности организации, к примеру ООО или АО и т.д.;
  • структура, на которой построена организаций;
  • ФИО ИП или руководителя юридической организации.
  • Обратите внимание: для обеих названных нами категорий владельцев данных общедоступного характера полезно знать, что приобретают искомую доступность в итоге также и те сведения, относительно которых они дали согласие на распространение в письменном виде. Так, к таким данным обычно относят:

    • реквизиты банковского счета;
    • место трудоустройства лица;
    • должность гражданина и т.д.

    Если вы дали согласие на обработку и передачу каких-либо сведений, они также считаются общедоступными

    Отдельно также стоит выделить сведения об индивидуальном номере налогоплательщика, который также не относится к сведениям, защищаемым тайной, так как искомую информацию можно получить в режиме онлайн, при условии, что вам известны:

    • реквизиты паспорта лица физического;
    • полное наименование организации.

    К этой же категории общедоступных следует относить сведения, касающиеся нарушения законодательства в интересующей области.

    Причем, актуален этот пункт будет вновь для обеих рассматриваемых категорий субъектов, коим данные принадлежат, но в большей степени все же речь идет о предпринимателях и прочих организациях.

    Так как, на например, о том, совершали ли они нарушения в области налогового законодательства, можно узнать онлайн из:

    • Единого государственного реестра юридических лиц;
    • Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

    Некоторые сведения не относятся к налоговой тайне, невзирая на желание субъекта данных

    Искомые данные могут изучаться всеми желающими, и должны приниматься во внимание, так как могут оказать предопределяющее значение при заключении с организациями каких-либо сделок.

    Данные, которые собираются ФНС после проведения структурой проверок налогового характера, также не должны ограничиваться конфиденциальным доступом но лишь при условии, когда искомая проверка проводилась по отношению кандидата, выбираемого для становления членом:

    • Федерального государственного органа;
    • региональной структуры.

    Тем не менее, искомая информация даже в этом случае может распространяться лишь членам, присутствующим в избирательной комиссии. Иными словами, человек со стороны не сможет узнать, какими имущественными объектами владеет рассматриваемое лицо, или его супруг и т.д.

    О том, на каком режиме налогообложения работает та или иная организация, имеет право знать каждое лицо, которое с ней сотрудничает

    Данные относительно выбранного организацией режима обложения обязательными сборами в пользу казны также не являются частью налоговой тайны, как для ИП, так и для ООО, АО и т.д. Рассмотрим режимы, не подлежащие сокрытию, далее в таблице.

    Таблица 2. Какие налоговые режимы не обязаны сохранять конфиденциальность

    Налоговый режимОписание
    ЕСНХ Расшифровывается данная аббревиатура, как Единый сельскохозяйственный налог, подходящий только для производителей продукции обозначенной категории.
    УСН Упрощенная система налогообложения подходит бизнесу на начальных этапах.
    ЕНВД Единый налог на вмененный доход актуален только для конкретных видов деятельности организаций, например: оказания ветеринарных услуг, торговля в павильонах и т.п.
    ОСН Общая система налогообложения, на которой начинают работать многие предприниматели.
    Патентная система Вид деятельности, предполагающий покупку патентов для ведения бизнеса сроком от 1 до 12 месяцев.

    Также к налоговой тайне нельзя отнести сведения, которые относятся к международным отношениям. Искомые сведения передаются из иностранных правоохранительных органов или налоговой нашим согласно заключенным официально договоренностям. За рамки ведомств сведения не выходят, но, тем не менее, к категории налоговой тайны не могут быть причислены.

    При разглашении рассматриваемой тайны как сотрудника, допустившего это, так и всю структуру будут ждать серьезные последствия

    Разглашение налоговой тайны: ответственность

    Статьей Налогового Кодекса №102 предусматриваются следующие два вида преступлений в области нарушения налоговой тайны:

    • разглашение сведений лицом, занимающим должность в органах, непосредственно работающим с искомыми данными;
    • потеря бумаг, в которых обозначались некоторые данные тайны.

    Чтобы лицо, совершившее преступление, было наказано по строгости закона, необходимо, дабы соблюдались следующие требования:

    • имел место быть ущерб, направленный по отношению носителя той информации, которая должна была защищаться от распространения представителями государственных структур;
    • должностное лицо умышленно совершило поступок, разгласив сведения, или же халатно отнеслось к требованиям по их защите;
    • между действиями работника служб и ущербом, наступившим впоследствии распространения данных, имеется прямая связь.

    За нанесённый ущерб работник службы, разгласившей тайну, может отправиться в тюрьму

    Разумеется, обстоятельства нарушения будут рассматриваться в каждом конкретном случае отдельно. В качестве наказания к нарушителю могут применяться следующие меры:

    • денежные санкции, выплачивать которые должен не сам нарушитель, а орган, в котором он трудится, обязавшийся хранить тайну;
    • штраф, который будет платить уже сам человек, занимающий должность, размер которого составит от 4 до 5 тысяч рублей;
    • трюмное заключение на срок до трех в случае, когда разглашена банковская, налоговая или коммерческая тайна, или до 5 лет, когда нанесенный ущерб считается значительным.

    Просим обратить внимание, что передача личных данных следственным органам или суду при поступлении соответствующего запроса к данному виду нарушений не относится, это обязанность рассматриваемых структур.

    Закон защищает право на тайну

    Заключение

    Налоговая тайна представляет собой данные относительно того или иного лица, которые не подлежат разглашению.

    Их конфиденциальность защищена законом, и потому уполномоченные на обработку искомых сведений органы обязаны их хранить.

    Если по какой-то причине информация оказывается обнародованной, государственные структуры несут соответствующее законное наказание, определяющееся согласно степени ущерба, нанесенного субъекту, коему принадлежала тайна.

    Налоговые обязательства, возложенные государством на юридических и физических лиц, делятся на прямые и косвенные. Их основное отличие — в способе назначения и изъятия денежных средств.

    Заметно влияние прямых налогов на финансовое состояние бюджета страны, косвенные же действуют опосредованно. Последние не отражаются на себестоимости продукции и услуг, на чистой прибыли предприятия.

    Перечень, что относится к косвенным налогам, представлен в НК РФ. Подробнее об этом читайте в специальной статье.

    – Налоговая тайна

    Источник: https://okarb.ru/kadrovyj-uchet/nalogovaya-tajna-ponyatie-chto-sostavlyaet.html

    Налоговая тайна компаний – перечень сведений

    1 января 2019 года институту налоговой тайны исполнилось ровно 20 лет: именно в 1999 году данный термин впервые получил официальный статус после его закрепления в части 1 Налогового кодекса РФ. В настоящее время понятие налоговой тайны определяется в ст.102 НК РФ.

    Под налоговой тайной подразумевается любая информация, полученная ФНС, ОВД, следственными органами, органами внебюджетного фонда, таможенными органами о налогоплательщиках и плательщиках страховых взносов.

    Как видим, дав определение налоговой тайны законодатель не привёл перечень сведений, эту тайну составляющих. Однако в указанной ст. 102 НК РФ приводится список данных, не относящихся к налоговой тайне, то есть составляющие налоговую тайну сведения законодательно определены методом исключения той информации, которая к таким сведениям не относится. Так, не относятся к налоговой тайне:

    1. Общедоступные сведения, а также сведения, которые налогоплательщик сам определил, как общедоступные. Например, это наименование фирмы, номера ее телефонов, величина уставного капитала, виды деятельности по ОКВЭД и т.д.
    2. Сведения об ИНН.
    3. Информация о нарушениях налогового законодательства, допущенных налогоплательщиком.
    4. Данные о специализированных налоговых режимах, используемых плательщиком налогов и т.д.

    Примечательно, что с каждым годом перечень данных, исключенных из налоговой тайны, продолжает увеличиваться. Например, в 2016 году налоговой тайной перестала быть следующая информация:

    • о среднесписочном количестве работников организации;
    • о величине доходов и расходов согласно бухгалтерским бумагам;
    • о величине уплаченных налогов и сборов;
    • о постановке на налоговый учет иностранных компаний;
    • о постановке на налоговый учёт физических лиц, оказывающих услуги физическим лицам для личных, домашних или иных подобных нужд.

    Некоторые из сведений, которые законодатель исключил из налоговой тайны, поэтапно размещаются в форме открытых данных на сайте ФНС:

    Рассматриваемые базы будут регулярно обновляться. Полный список доступных сведений об организациях можно также посмотреть на сайте ФНС РФ.

    Несмотря на то, что законодательно перечень сведений, составляющих налоговую тайну, не определён, традиционно к налоговой тайне относят следующие сведения:

    • сведения об основных показателях деятельности (за исключением сведений о величине доходов и расходов, сведений о среднесписочной численности работников);
    • отражённая в первичных бухгалтерских документах информация (информация из кассовых документов, товарных накладных, актов оказанных услуг или выполненных работ, информация из платежных поручений, счетов-фактур, таможенных деклараций);
    • сведения, связанные с налогообложением организации, за исключением сведений о величине налоговых платежей, постановке иностранных компаний на налоговый учёт, применяемых организацией специализированных налоговых режимах и допущенных организацией налоговых нарушений;
    • сведения из документов бухгалтерского учёта и отчётности, не опубликованные в открытом доступе;
    • информация, относящаяся к коммерческой тайне организации, а также сведения, относящиеся к научно-техническим разработкам, патентам, товарным знакам, ранее не опубликованная организацией;
    • все другие сведения о налогоплательщиках и плательщиках страховых взносов, относящиеся к созданию и деятельности организации, могущие представлять интерес для третьих лиц и ранее организацией не опубликованные, запрошенные и полученные налоговыми, следственными и указанными в законе контролирующими органами, за исключением сведений, которые согласно действующему законодательству к налоговой тайне не относятся.

    Ответственность за разглашение налоговой тайны

    Несмотря на то, что сведений, составляющих налоговую тайну, становится все меньше, некоторые из них вряд ли когда-нибудь будут выведены из перечня сведений, составляющих налоговую тайну.

    Это касается сведений, имеющих отношение к научно-техническим инновациям или условиям договоров, данных, содержащихся в первичных документах налогоплательщика и т.д.

    Разглашение, то есть передача указанных сведений третьим лицам не только нарушает права налогоплательщика как человека и гражданина, но также может нанести непоправимый экономический ущерб его предпринимательской деятельности.

    По этим причинам субъекты, работающие со сведениями, составляющими налоговую тайну, должны соблюдать особые правила их сбора, обработки, хранения и защиты. За нарушение установленных правил предусмотрена дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность.

    Уголовная ответственность закрепляется ст.183 УК РФ. Указанная статья фиксирует четыре состава преступления, связанных с посягательством на налоговую тайну:

    1. Собирание сведений путем похищения документации, подкупа, угроз и иным нелегальным образом. Субъектом данного преступления может быть любое лицо, независимо от его должностного положения, а наказание за совершение преступления варьируется от штрафа в размере до 500 000 рублей до максимально возможного лишения свободы сроком до двух лет; возможно также назначение исправительных или принудительных работ.
    2. Противозаконное обнародование или использование составляющих налоговую тайну сведений без согласия их обладателя. Субъект в данном случае – это лицо, которому составляющие тайну сведения были доверены либо стали известны по службе или работе: сотрудники налоговых инспекций, руководители, бухгалтера коммерческих организаций, аудиторы и др. Данное деяние относится к преступлениям небольшой тяжести: максимальное наказание за его совершение не может превышать 3 лет лишения свободы. При назначении штрафа предусмотрено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью сроком до трёх лет. Указанные выше деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности . Крупным признаётся ущерб превышающий 2 миллиона 250 тысяч рублей. Предельное наказание по данной части ст. 183 УК РФ – до 5 лет лишения свободы.
    3. Деяния, указанные в частях 2 и 3 ст. 183 УК РФ, повлекшие тяжкие последствия. Предельная санкция – помещение в колонию на срок до 7 лет. Минимальное наказание – принудительные работы сроком до пяти лет. Данное преступление является тяжким, в связи с чем ни штраф, ни исправительные работы законодатель в качестве альтернативного наказания за его совершение не предусмотрел.

    Однако уголовная ответственность в случае совершения общественно опасных деяний, посягающих на налоговую тайну, является не единственным негативным последствием для нарушителя; не исключено, что к нему будет предъявлен иск о возмещении ущерба по уголовному делу или в порядке гражданского судопроизводства. При этом следует знать, что в силу ст.103 НК РФ потерпевший может предъявить требования о возмещении ущерба к налоговым органам. Чтобы взыскать ущерб, компания должна доказать состав правонарушения, в частности должны быть установлены:

    • факт наступления вреда и его масштабы;
    • противозаконность поведения;
    • вина причинителя вреда;
    • причинно-следственная связь между действиями сотрудников уполномоченных органов и негативными последствиями.

    Иск компания может предъявить в арбитражный суд.

    Если вы столкнулись с нарушением налоговой тайны

    Если сведения, составляющие налоговую тайну компании, стали достоянием общественности, то фирме необходимо обратиться за поддержкой к опытному уголовному адвокату, который:

    • проверит, действительно ли обнародованная информация относится к сведениям, составляющим налоговую тайну;
    • выяснит, кто именно допустил утечку информации;
    • поможет добиться возбуждения уголовного дела и привлечения виновных лиц к справедливой ответственности;
    • окажет правовую помощь по взысканию ущерба с виновных лиц.
    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Каковы обязательные признаки преступления?

    Также компании следует внимательно относиться к запросам о предоставлении различных документов, в том числе для суда. В целях уголовно-правовой защиты бизнеса рекомендуется предоставлять не все подряд, а выписки или выборочные копии страниц с необходимыми сведениями. В этом случае в руки недобросовестных лиц не попадет лишняя информация. Перед предоставлением документов рекомендуется посоветоваться с адвокатом на этот счет.

    Следовательно, компаниям необходимо обеспечить строгий режим охраны сведений, составляющих налоговую тайну. Любые попытки незаконных манипуляций с подобными сведениями должны пресекаться.

    Источник: https://www.advo24.ru/publication/nalogovaya-tayna-kakie-svedeniya-ona-vklyuchaet.html

    Кратко о понятии налоговой тайны

    Режим налоговой тайны установлен в отношении некоторых данных для соблюдения интересов налогоплательщиков. Важно знать, какие сведения охраняет закон, и когда их можно раскрыть.

    Свободное распространение сведений, которые получают налоговые органы и другие государственные органы, может причинить вред интересам граждан, компаний и организаций. И хотя часть таких данных иногда необходимо сообщить контрагентам для заключения контракта, их раскрытие без согласия владельца запрещено.

    Ранее мы рассказывали, как составить согласие на раскрытие налоговой тайны, и что признают разглашением охраняемых данных. В этой статье закрепим определение налоговой тайны и основные понятия, которые помогут ориентироваться в этой сфере.

    Налоговая тайна: понятие

    Согласно ст. 102 НК РФ, налоговая тайна — это информация, которую сотрудники государственных органов получают в ходе выполнения служебных обязанностей. Однако есть исключения, так как некоторые данные априори считаются общедоступными.

    налоговой тайны нельзя разглашать. Согласно понятию налоговой тайны, статус владельца данных не имеет значения — нужно сохранять сведения физических, юридических лиц и ИП.

    тайны определяют путем установления источника сведений и способа получения. Также имеет значение субъект обязанности, то есть лицо, которое обязано соблюдать тайну. А еще — субъект права, то есть владелец тайных сведений.

    Соблюдение режима налоговой тайны обязательно независимо от способа получения данных субъектом обязанности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

    Налоговая тайна: содержание

    Налоговый кодекс признает содержанием налоговой тайны не все сведения, оказавшиеся в распоряжении госорганов. В ст. 102 НК РФ приведен список исключений, отталкиваясь от которого определяют, какую информацию включает налоговая тайна.

    Итак, содержанием налоговой тайны являются:

    • данные из первичной бухгалтерской документации налогоплательщика;
    • данные из налоговых деклараций;
    • закрытая финансовая документация
    • документы о движении активов;
    • личная информация работников;
    • коммерческая тайна;
    • прочая информация о налогоплательщиках, не перечисленная в исключениях.

    Не являются налоговой тайной:

    • название, ИНН и реквизиты компании;
    • данные о налоговом режиме;
    • данные о среднесписочной численности сотрудников;
    • другая информация, приведенная в ст. 102 НК РФ как исключение.

    Налогоплательщик может сам определить, в отношении каких сведений соблюдение режима налоговой тайны сохранить, а какие данные сделать общедоступными.

    Налоговая тайна: раскрытие

    Налоговый орган, в распоряжении которого находится налоговая тайна, обеспечивает соблюдение специального режима хранения и доступа к ней. Использование тайных сведений налоговиками сводится к выполнению ими должностных обязанностей.

    Физлицам и компаниям не нужно дополнительно устанавливать запрет на разглашение тайны. Закон включает соблюдение налоговой тайны в обязанности тех, в чьи руки она попадает.

    Налогоплательщик имеет право открыть содержание налоговой тайны или его часть, в том числе по запросу, однако не обязан этого делать.

    Запросить закрытые сведения имеют право следующие субъекты:

    • органы государственной власти, их сотрудники;
    • правоохранительные и следственные органы;
    • суды;
    • контрагенты налогоплательщика (для проверки надежности контрагента).

    За раскрытие налоговой тайны без согласия владельца, закон устанавливает ответственность. Виновному в разглашении или утере документов, содержащих налоговую тайну, грозит административная, материальная и уголовная ответственность.

    Ответственность должностных лиц наступает тогда, когда установлен ущерб налогоплательщика и доказаны противоправные действия субъекта ответственности.

    Все материалы по теме:

    Что является налоговой тайной

    Разглашение налоговой тайны: понятие и последствия

    Согласие на раскрытие налоговой тайны: когда это оправдано

    Как составить согласие на раскрытие налоговой тайны

    Коды сведений, составляющих налоговую тайну

    Когда раскрытие налоговой тайны правомерно

    Источник: https://astral.ru/articles/nalogi/12927/

    Налоговая тайна: кому могут дать информацию

    Имеет ли право налоговая по запросу адвоката, предоставить декларации организации по НДС этому адвокату, без судебного запроса?

    Вопрос: Скажите, имеет ли право налоговая по запросу адвоката, предоставить наши декларации по НДС этому адвокату, без судебного запроса?

    Ответ: Декларация по НДС является документом налогового учета.

    Данные налогового учета, являются налоговой тайной налогоплательщика. Государственные органы и внебюджетные фонды не имеют права распространять данную информацию, кроме случаев, когда организация выражает согласие на разглашение налоговой тайны. Кроме того, закон не запрещает организации добровольно и по своему усмотрению передавать эти сведения заинтересованным лицам.

    Соответственно, если вы не давали такого согласия, то налоговый орган не имеет право предоставить налоговую декларацию по НДС адвокату.

    Обоснование

    Когда и как соглашаться на разглашение налоговой тайны

    Компании с 1 апреля вправе обнародовать о себе сведения, которые относятся к налоговой тайне. Чтобы открыть данные, достаточно подать в инспекцию согласие по специальной форме.

    Зачем компании обнародовать закрытые сведения? Какую информацию о себе открыть и как? Можно ли отозвать согласие на разглашение данных? Ответы на частые вопросы и образец согласия смотрите в статье.

    Должна ли компания открывать сведения

    Компания не обязана давать инспекторам согласие на разглашение сведений, которые относятся к налоговой тайне. Это ее право, а не обязанность. По сути, к налоговой тайне относятся все сведения, которые инспекторы получили от компании. Исключение — общедоступные данные, сведения об ИНН, среднесписочной численности работников, уплаченных налогах и взносах, доходах и расходах по данным бухотчетности и др. Полный перечень открытых данных есть в пункте 1 статьи 102 НК РФ.

    В инспекцию не требуется сообщать о несогласии компании обнародовать закрытые данные. Но отказ рассекретить сведения может сыграть не в вашу пользу. В дополнительных сведениях заинтересованы банки, организаторы тендеров и госзакупок, потенциальные и действующие контрагенты и др.

    Они считают открытость компании признаком реальной и прозрачной деятельности. Власти на местах даже рекомендуют обнародовать о себе сведения, если компания претендует на налоговые льготы или пониженные региональные налоговые ставки.

    Например, в постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.03.17 № 96.

    Для компаний-заемщиков согласие на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, по сути, обязательно. Иначе банк не сможет проверить достоверность бухгалтерской и налоговой отчетности, которую предоставил ему заемщик. Если нет согласия, значит, у компании нет и фактической деятельности, уверен Центробанк. Такую поправку Центробанк планирует внести в приложение 5 к Положению Банка России от 26.03.04 № 254-П.

    По какой форме направить согласие

    Составьте и направьте согласие в инспекцию по форме из приложения № 1 к приказу ФНС России от 15.11.16 № ММВ-7-17/615 (далее — приказ № ММВ-7-17/615). Это можно сделать лично, в электронной форме по каналам связи или через личный кабинет на сайте nalog.ru. Сообщение в произвольной форме инспекторы не примут (подп. 7 п. 12 Порядка, утв. приказом № ММВ-7-17/615).

    Раньше утвержденной формы согласия не было. Чтобы открыть о себе сведения, компании использовали разные формы. Например, согласие на разглашение сведений бухгалтерской и налоговой отчетности для банка компании оформляли в произвольной форме.

    Форму согласия из приложения № 2 к совместному письму Банка России и ФНС России от 30.10.15 № 01-40-5/9410 и № ММВ-20-2/101 можно было использовать только для передачи сведений Банку России. Другие банки были не вправе использовать ее для работы с заемщиками (письма ФНС России от 22.09.16 № ЕД-4-2/17809 и № ЕД-4-2/17810). Но сейчас инспекторы откроют информацию о компании третьим лицам, только если получат согласие по установленной форме из приказа № ММВ-7-17/615.

    Как заполнить согласие

    Форма согласия состоит из двух листов. Если компания подает его на бумаге, заполняйте бланк чернилами синего, фиолетового или черного цвета. Пишите аккуратно заглавными печатными буквами. Если текст не будет читаться, налоговики не примут бланк.

    Проставьте в бланке код ИФНС, в которую подаете согласие, наименование компании и свой ИНН. Выберите объем сведений, который хотите открыть. Поставьте код 1, если хотите открыть все сведения о компании. Если решили сделать общедоступными часть сведений, поставьте код 2. Но тогда дополнительно заполните раздел «Коды сведений» на втором листе бланка и перечислите коды сведений, которые решили обнародовать. Коды возьмите в справочнике из приложения № 3 к приказу № ММВ-7-17/615.

    Согласие подавайте только по новой форме

    Обозначьте период, за который вы признаете сведения общедоступными. Можете выбрать любой период. Например, день, месяц, квартал, год, несколько лет и т. п. Если хотите открыть данные только за 2016 год, укажите период «с 01.01.2016 по 31.12.2016» (см. образец 1 ниже).

    Образец 1. Согласие, чтобы сделать сведения общедоступными (фрагмент)

    Кликайте на картинки, чтобы увеличить

    Какую информацию открыть

    Компания сама решает, какие сведения о себе открыть. Чтобы не ошибиться, важно поставить правильный код из справочника. Например, чтобы обнародовать данные об обособленных подразделениях и лицензиях, поставьте код 0200, сведения из бухгалтерской отчетности — код 0300, о счетах в банке — код 0400, начисленных налогах и взносах — код 0600.

    Но имеет смысл открывать информацию, которая будет полезна самой компании. Например, при проверке банками или потенциальными контрагентами. В частности, это сведения из бухгалтерской и налоговой отчетности, данные об обособленных подразделениях и лицензиях, налогах и взносах. Банкам эта информация позволит проверить финансовое состояние заемщика, а контрагентам реальность бизнеса и то, что компания сдает не нулевую отчетность и платит налоги.

    Когда инспекторы не примут согласие

    Налоговики вправе не принять согласие, если найдут в нем недочеты. Список дефектов закрытый (п. 12 Порядка из приложения № 4 к приказу № ММВ-7-17/615).

    Инспекторы не примут согласие, только если:

    —?компания не указала на бланке свое наименование или ИНН; —?директор компании или ее представитель не проставил свою подпись, а в электронном согласии нет усиленной квалифицированной подписи; —?представитель компании не подтвердил документально свои полномочия; —?невозможно прочитать текст согласия;

    —?компания представила согласие не по утвержденной форме.

    Проверьте свое согласие перед отправкой в инспекцию на ошибки. Датой получения согласия будет дата отметки о приеме, которую проставит инспекция.

    Срок действия согласия и как его отозвать

    Ни из формы, ни из порядка заполнения согласия неясно, можно ли ограничить срок его действия или оно бессрочно. В форме нет отметки о сроках ее действия.

    Раньше в форме согласия на предоставление сведений для Банка России такой срок был (приложение № 2 к совместному письму Банка России и ФНС России от 30.10.15 № 01-40-5/9410 и № ММВ-20-2/101). Можно было указать любой срок, но не меньше срока погашения кредита. Из этого можно сделать вывод, что согласие по новой форме будет действовать неограниченный период времени.

    Про возможность отзыва согласия в Налоговом кодексе ничего не сказано. Но это не значит, что компания не вправе отозвать согласие на разглашение налоговой тайны, если оно стало неактуальным.

    Отозвать согласие можно. Действуйте по аналогии с отзывом согласия на использование персональных данных. Отзыв составьте в произвольной форме. Главное, чтобы из документа было ясно, какая компания и какие сведения о себе просит закрыть (см. образец 2 ниже).

    Образец 2. Письмо, чтобы отозвать согласие на доступ к данным (скачать)

    2. «Постатейный к Налоговому кодексу Российской Федерации» под редакцией Касьянова А. В.

    Комментарий к статье 84 Налогового кодекса РФ

    Применяя правила пункта 9 комментируемой статьи, следует обратить внимание на ряд следующих обстоятельств:

    а) налоговые органы должны сохранять все сведения о налогоплательщике лишь с момента его постановки на налоговый учет;

    б) упомянутые сведения приобретают с этого момента характер налоговой тайны. Однако в любом случае к налоговой тайне не могут быть отнесены сведения:

    • об ИНН налогоплательщика;
    • об уставном (складочном) капитале, уставном фонде организации;
    • иные сведения, указанные в статье 102 Налогового кодекса РФ;

    в) упомянутые в пункте 9 комментируемой статьи сведения имеют специальный режим хранения и доступа. Перечни должностных лиц, которые имеют доступ к сведениям, отнесенным к налоговой тайне, устанавливают (соответственно) Минфин, ФНС, ФТС, МВД России (п. 3 ст. 102 Налогового кодекса РФ);

    г) правила пункта 9 комментируемой статьи имеют общий характер; они действуют постольку, поскольку это не установлено в нормах самого Кодекса.

    Применяя правила пункта 10 статьи 84 Налогового кодека РФ, следует учесть их специфику:

    а) они действуют лишь в отношении организаций, которые:

    • являются налоговыми агентами (ст. 24 Налогового кодекса РФ);
    • не поставлены на учет (независимо от причины) в качестве налогоплательщиков;

    б) упомянутые выше организации обязаны встать на налоговый учет по месту своего нахождения. На них в полной мере распространяется порядок постановки на учет, снятия с учета, переучета, предусмотренный в статье 83–86 Налогового кодекса РФ.

    Отвечает Александр Сорокин,

    заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

    «ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».

    Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа

    Задайте свой вопрос экспертам «Системы Главбух»

    Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/212762-nalogovaya-tayna-komu-mogut-dat-informatsiyu

    Налоговая тайна: секретов меньше, проблем больше?

    Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 22 сентября 2017 г.

    журнала № 19 за 2017 г.

    НОВОЕ

    А.Ю. Никитин,
    эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

    Часть сведений о налогоплательщиках, которыми располагают инспекции, лишена статуса налоговой тайны. Эти данные будут выкладываться на всеобщее обозрение на сайте ФНС, что должно облегчить сбор информации о потенциальных контрагентах. Направлять в ИФНС для проверки будущего поставщика запросы с просьбой предоставить информацию о соблюдении им законодательства больше не потребуется.

    Что не относится к налоговой тайне

    По общему правилу налоговую тайну составляют любые сведения о плательщике налогов и страховых взносов, полученные налоговой инспекцией, полицией, следователями, государственными внебюджетными фондами и таможенными органамип. 1 ст. 102 НК РФ.

    То есть все сведения о компании, которые прямо не названы в НК РФ как исключения, охраняются госорганами в качестве налоговой тайныподп. 8 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 102 НК РФ. И могут быть предоставлены заинтересованному лицу исключительно в случаях, установленных законом.

    Скажем, судебные приставы в деле о банкротстве могут получать у налоговиков сведения об имуществе должника, движении денег по расчетному счету и др.ч. 8, 9 ст. 69 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ

    Внимание

    За разглашение налоговой тайны (например, вследствие утраты документов, полученных в ходе проверки) сотрудника ИФНС могут привлечь к уголовной ответственностич. 2—4 ст. 183 УК РФ. А компания может потребовать возмещения причиненных ей убытков.

    К сведениям-исключениям, не защищенным режимом налоговой тайны, относятся, например, общедоступные сведения об организации (в том числе содержащиеся в ЕГРЮЛ: дата создания, адрес и ИНН, ф. и. о. руководителя и прочие), сведения о налоговых нарушениях и мерах ответственности за них, о применяемом спецрежиме (УСН, ЕНВД и др.). Кстати, любые сведения могут стать общедоступными с письменного согласия налогоплательщика.

    В прошлом году перечень «нетайных» сведений существенно расширился. Теперь в него также включены:

    •сведения о размерах недоимки и задолженности по пеням и штрафам. До этого не считалась секретной только информация о совершении компанией налоговых правонарушений и о том, какие меры ответственности были к ней применены, без раскрытия конкретных сумм;

    •сведения о среднесписочной численности работников компании за прошедший календарный год;

    •сведения об уплаченных за прошлый год страховых взносах и налогах (по каждому налогу и сбору), кроме уплаченных в качестве налогового агента и при ввозе товаров из ЕАЭС;

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли страховкой покрыть задолженность кредита?

    •суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    Рассказываем руководителю

    Те сведения, которые не перечислены прямо в ст. 102 НК РФ, по-прежнему охраняются законом, и просить их у налоговиков бесполезно. Поэтому бессмысленно просить у ИФНС, скажем, копию решения о привлечении вашего контрагента к ответственностиПостановление 9 ААС от 16.01.2017 № 09АП-62555/2016. Или информацию о сделках, заключавшихся вашими поставщиками с другими организациями.

    «Нетайные» сведения опубликуют в Интернете

    Это касается сведений об уплаченных компанией налогах и страховых взносах, о налоговых нарушениях и штрафах за них, о среднесписочной численности работников, о применяемых спецрежимах, а также о данных бухотчетности. Порядок и сроки размещения данных на сайте ФНС утверждает сама налоговая службап. 1.1 ст. 102 НК РФ.

    Для рассекречивания дополнительных сведений о себе плательщик должен подать согласие по утвержденной ФНС форме. Причем такие сведения в согласии указываются в закодированном виде

    Источник: https://glavkniga.ru/elver/2017/19/3156-nalogovaja_tajna_sekretov_menishe_problem_bolishe.html

    Налоговая тайна. Ответственность за разглашение

    Понятие налоговой тайны является относительно новым для отечественного законодательства, оно действует менее 20 лет, поэтому не все тонкости достаточно разъяснены и понятны бизнесменам.

    Постараемся разъяснить, какие сведения можно отнести к налоговой тайне, для кого они могут быть важны, кто имеет к ним доступ и как именно ее охраняет закон.

    Налоговая тайна и отечественный закон

    Налоговый кодекс, вступивший в действие в 1999 году, впервые предусмотрел и понятие налоговой тайны – в ст. 102. В ней дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций:

    • налоговым;
    • таможенным;
    • следственным;
    • правоохранительным;
    • внебюджетным фондам.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для соблюдения налоговой тайны не имеет значения, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – рядовой гражданин, организация, индивидуальный предприниматель. Также не важна форма, в которой сведения поступили в соответствующие органы, то есть на каком носителе они зафиксированы.

    Однако ст. 102 НК РФ не расшифровывает, какие разновидности информации следует относить к налоговой тайне. Эти данные можно почерпнуть из других нормативных актов, в частности письма Министерства Финансов РФ № 03-02-08/41 от 11 апреля 2011 года.

    Касательно физических лиц, налоговая тайна является юридически тождественной понятию «персональные данные», которые регламентируются и охраняются Федеральным законом № 152 от 27 июля 2006 года.

    Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривается различными Кодексами РФ:

    • административная – ст. 13.13 КоАП;
    • материальная – ст. 1069 ГК РФ;
    • уголовная – ч. 2 ст. 183 УК РФ.

    Почему тайна?

    Закон охраняет право на конфиденциальность и ограниченный доступ к ряду сведений, формулируя понятия налоговой, коммерческой, военной тайны.

    Налоговые органы по самой своей функции, определенной государством, собирают информацию о материальном (имущественном, денежном) положении людей и организаций. Если такие данные станут общим достоянием и будут распространяться бесконтрольно, это в ряде случаев может принести юридическому или физическому лицу вред разной степени тяжести.

    Какие данные относят к налоговой тайне

    Они не перечисляются в тексте Налогового кодекса, но можно сделать вывод о том, что налоговую тайну составляют:

    • сведения из «первички» – документации, на основании которой формируются отчеты для ИНФС (кассовые ордера, акты, накладные, платежки и др.);
    • налоговые декларации;
    • перечисление активов, фондов, других материальных ресурсов;
    • вся финансовая документация, к которой нет открытого доступа;
    • данные, касающиеся отчислений в соцфонды;
    • личная информация;
    • патенты, ноу-хау, разработки организации;
    • сведения уровня коммерческой тайны.

    Это не налоговая тайна

    Перечень «засекреченных» сведений не является закрытым, тогда как данные, не относимые к налоговой тайне, четко перечислены в НК РФ. В отличие от сведений, составляющих тайну, остальные данные называются «общедоступными». Это значит, что конфиденциальность для них необязательна.

    Для граждан-физлиц, чьи персональные данные защищаются законом наравне с налоговой тайной, общедоступными считаются:

    • ФИО;
    • число и место рождения;
    • номера телефонов;
    • сведения о профессиональной занятости.

    Относительно юридических лиц не относятся к налоговой тайне такие сведения:

    • название организации как в полном, так и в сокращенном виде;
    • форма собственности юрлица (АО, ООО и др.);
    • адрес фирмы (фактическое местопребывание или юридический);
    • имена руководства.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.

    Что не является налоговой тайной

    Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:

    • номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
    • сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
    • результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
    • налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
    • данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
    • информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.

    Режим секретности нарушен

    Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:

    • сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
    • документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.

    Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:

    1. Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
    2. Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
    3. Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.

    Что грозит за нарушение налоговой тайны

    Закон предусматривает три вида ответственности за разглашение налоговой тайны или утрату служебной документации из этой категории.

    Материальное возмещение полученного потерпевшим ущерба осуществляется за счет госбюджета, поскольку вина лежит на государственном органе.

    Административная ответственность для лица, разгласившего конфиденциальные сведения, обещает виновному штраф в 4-5 тыс. руб. для юрлиц и 500–1000 руб. для граждан.

    Возможно, отвечать придется и по Уголовному кодексу – нарушивший режим секретности может сесть в тюрьму на 3 года, а если ущерб был особенно значительным, то и до 7 лет, либо заниматься принудительными работами до 5 лет.

    Кто вправе получить доступ к налоговой тайне

    Налоговый орган в некоторых случаях обязан предоставлять информацию, даже если она составляет налоговую тайну. Дать такие сведения налоговики обязаны, только если правильно соблюдены все условия:

    • запрос на фирменном бланке уполномоченной организации, зарегистрированный как официальная документация;
    • обязательная подпись руководителя запрашивающей организации (в электронной форме допускается ЭЦП);
    • в тексте запроса должен указываться нормативный акт, который позволяет требовать секретные сведения;
    • нужно обосновать цель получения данных налоговой тайны и написать реквизиты документации, на основании которой они требуются (такие как судебные решения, уголовные дела и т.д.).

    Составить такой запрос имеют право:

    • государственные органы и уполномоченные ими сотрудники;
    • следственные органы;
    • суд;
    • контрагенты с целью проверки благонадежности потенциального партнера (они могут получить отнюдь не любую информацию).

    Источник: https://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/nalogovaya-tajna/

    Налоговая тайна и проверка контрагентов

    У судов и налоговой есть термин «должная осмотрительность» — это проверка партнеров и поставщиков перед работой. Проверка нужна, чтобы на этапе выбора партнеров выявить подозрительных и не работать с ними. К примеру, подозрительной будет строительная фирма с одним сотрудником и нулевыми декларациями за последние пару лет.

    До 2016 года в открытом доступе можно было найти только название, адрес компании, имя ее учредителя и данные о специальном налоговом режиме, например упрощенке. Остальное приходилось запрашивать у партнеров, потому что сведения о доходах, расходах, имуществе и сотрудниках были налоговой тайной. А сейчас это уже не тайна.

    Открытые сведения накладывают на предпринимателя обязанность проверять по ним контрагентов. Раз сведения о сотрудниках есть, не получится сказать в суде: «Я не знал, что у этой фирмы нет строителей и она не сможет мне построить завод по нашему контракту».

    Нет точного списка, что обязательно проверить у контрагента, поэтому лучше посмотреть всё, что есть:

    • на сайте налоговой «Прозрачный бизнес»;
    • в сервисе «За честный бизнес».

    Сроки, в которые налоговая открывает сведения — в приказе ФНС

    В сервисы попадают сведения за прошлый год — именно они уже не входят в налоговую тайну. Информация появляется по частям:

    • 1 августа — о спецрежиме на конец прошлого года и численности сотрудников. Можно проверить, работает поставщик на упрощенке или на общем налоговом режиме и сколько у него сотрудников;
    • 1 октября — налоги и страховые взносы, которые заплатила компания за прошлый год, ее доходы и расходы. Можно посмотреть динамику доходов и расходов за 2017-2018 годы;
    • 1 декабря — о налоговых нарушениях, недоимке по налогам и взносам, штрафах.

    Запросить бухотчеты на сайте Росстата

    Если компания сдает отчеты в Росстат, там можно посмотреть ее долги, доходы и расходы по месяцам и узнать, сдавала ли она нулевые декларации. Сведения с сайта налоговой и Росстата автоматически подтягиваются в сервисы проверки контрагентов, например Сбис, Спарк.

    Налоговая тайна и общедоступные сведения

    В налоговую можно написать заявление, чтобы сведения, составляющие налоговую тайну, стали общедоступными. Например, так делают, если просит крупный партнер или для участия в тендерах.

    Читать в «Деле»

    Чтобы открыть сведения, заполняют «Согласие налогоплательщика на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными». Его относит в налоговую директор компании, ИП или человек по доверенности.

    В заявлении указывают коды — по ним налоговая узнаёт, какие сведения открывать. Например, код 0400 значит, что нужно открыть информацию о банке, в котором у компании счет, номере, дате открытия, типе счета и движении денег на нем. Если случайно указать не тот код, налоговая откроет не ту информацию.

    Здесь же в заявлении указывают, за какой период открывают сведения, но есть нюанс: то, что уже стало открытым, остается открытым навсегда. В налоговом кодексе нет статьи об отзыве согласия.

    Наказание за раскрытие налоговой тайны

    Что будет за разглашение налоговой тайны — статья 183 уголовного кодекса

    За разглашение налоговой тайны есть наказания:

    • за сбор сведений, похищение документов или подкуп сотрудников налоговой — штраф до 500 000 рублей, исправительные работы до года или лишение свободы до двух лет;
    • разглашение или использование сведений — штраф до 1 млн рублей или лишение свободы до трех лет.

    Сложно узнать, что сотрудник налоговой копирует на флешку декларации компании, а потом их продает конкурентам. Но такое может произойти, если владелец компании случайно увидит свою декларацию в интернете. Тогда надо обратиться в полицию или прокуратуру, они проведут расследование и всех накажут.

    Источник: https://delo.modulbank.ru/all/tax-secret

    Сведения, составляющие налоговую тайну в РФ

    НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2017: сведения, составляющие налоговую тайну в рф.

    Понятие налоговой тайны закреплено в статье 102 НК РФ. Под ней понимается ограничение доступа к сведениям, поступающим в налоговый орган, соблюдение режима конфиденциальности.

    Какие сведения составляют налоговую тайну? Сюда отнесена вся информация, полученная налоговиками в ходе своей деятельности, за исключением некоторых данных. То есть, налоговой тайной является все, что не входит в разрешительный список.

    Таким образом статьей 102 налогового кодекса провозглашен запретительный принцип в части открытости и общедоступности сведений, которыми располагают налоговые органы («запрещено все, что не разрешено»). Разумеется, установлена и ответственность за разглашение налоговой тайны.

    Кому выгодно держать в тайне свои показатели?

    В чьих интересах установлен столь обширный диапазон сведений, составляющих налоговую тайну? С первого взгляда кажется, что режим секретности на руку налогоплательщикам — ведь во время налоговых проверок в ИФНС поступают данные о доходах граждан и организаций, их материальном положении, и далеко не все отнеслись бы спокойно, если эта информация стала бы достоянием гласности. Если говорить о конкретном налогоплательщике, в отношении данных которого введен запретительный режим на оглашение, то все так. Но как быть с правом граждан получать достоверную информацию о деятельности хозяйствующих субъектов, с которыми им приходится заключать сделки? Поясним, что мы имеем в виду.

    В последнее время участились случаи обмана дольщиков, когда организации, имеющие мизерные активы или находящиеся на пороге банкротства, собирали с граждан средства по договорам долевого строительства, а затем либо бесследно исчезали, либо объявляли себя банкротами.

    Еще раньше практиковалось подобное со вкладами граждан в различные инвестиционные фонды и банки-однодневки, достаточно вспомнить печально известный МММ.

    Возможность получения сведений об активах участников гражданского оборота, их финансовых показателях и задолженностях по обязательным платежам в бюджет позволила бы реально оценивать свои риски, но сейчас подобная информация составляет налоговую тайну. Спрашивается: не в интересах ли мошенников она существует?

    Какие сведения не составляют налоговой тайны?

    Неужели на самом деле все так засекречено, что мешает осуществлять конституционные права граждан РФ на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34 Конституции РФ)? На самом деле — да.

    Не составляют налоговой тайны лишь то, что сам налогоплательщик пожелал огласить, и еще сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах. Но даже под этот разрешительный пункт настойчиво копают те, кто считает разглашение подобной информации подрывом деловой репутации компании.

    По их мнению, доводить до сведения партнеров надо только их собственные рекламные буклеты, а то, что фирма находится на грани разорения или специально создана для финансовых махинаций — то, дескать, подорвет к ней доверие. Вот так и живем

    Интересна позиция самих налоговиков по поводу возможности разглашения налоговой тайны.

    Они считают, что если снять гарантии сохранения в тайне всех сведений, полученных про проверке, то организации и ИП тут же начнут подсовывать им ложные данные, отчего работа с налогоплательщиками во много раз усложнится.

    Есть и еще один аргумент: не секрет, что получить сведения, составляющие налоговую тайну, можно — например, за вознаграждение. Доказать такое разглашение тайных данных практически невозможно, особенно если они переданы в устной форме.

    Положение о налоговой тайне требуют радикального пересмотра

    По мнению экспертов, нормы статьи 102 НК РФ не отвечают современным реалиям и требуют радикального изменения. Во многих экономически развитых странах бухгалтерские балансы предприятий размещаются в открытом доступе в Интернете. Более того: отсутствие открытых сведений о состоянии компании служит для потенциальных партнеров предупреждающим сигналом, что фирма скрывает истинное положение дел и поэтому иметь с ней дело крайне рискованно.

    В России также наметилась тенденция к раскрытию органами государственной власти сведений об участниках гражданского оборота, что положительным образом влияет на прозрачность всей экономики страны. Но сдерживает этот процесс запрет на разглашение налоговой тайны, содержащийся в статье 102 налогового кодекса.

    Конечно, не всю информацию о налогоплательщике нужно выдавать конкурентам, но основные сведения, по которым можно оценить надежность и стабильность компании — было бы желательно.

    Источник: http://nalogitax.ru/nalogovaya-tayna-secrets-razglashenie-nalogovoy-tayny-svedeniya.html

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Советы от юриста