Что такое публичная собственность

Публичные земли

что такое публичная собственность
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Споры по недвижимости » Право на землю » Публичные земли

В статье рассматриваются понятие «публичные земли», субъекты публичной собственности на землю: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования

 Под «публичными землями» понимают земли (земельные участки), не находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частной собственности). Условно их можно  разделить на две группы:

  • земельные участки, не отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, т.е. земли, государственная собственность на которые не разграничена. Следует подчеркнуть, что субъект права собственности на такие земли (которых в настоящее время большинство в РФ) пока не определен и до момента разграничения прав на них ими распоряжаются органы власти, уполномоченные на то законодательством;
  • земельные участки, отнесенные к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, то есть земли, государственная собственность на которые разграничена.

В Земельном кодексе РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее — ЗК РФ) содержится исчерпывающий перечень оснований приобретения права собственности публичными образованиями (ст. 17-19 ЗК РФ): Российская Федерация (федеральная собственность), субъекты РФ и муниципальные образования далее совместно будут именоваться «публичными образованиями».

А.Земельные участки, которые признаны федеральными законами собственностью соответствующих публичных образований.

Пока данное основание применимо только к федеральной собственности. Начиная с 1992 г. был принят ряд федеральных законов, в которых в той или иной форме провозглашалась федеральная собственность на землю (например п. 10 ст. 1 ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне»). В ЗК РФ также содержится нормы, признающие земли федеральной собственностью, в частности п. 4 ст.

87 ЗК РФ, согласно которому земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению РФ в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

Для возникновения права собственности РФ на земельные участки недостаточно одного провозглашения этого в федеральном законе. Необходима также государственная регистрация права собственности на земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 апреля 2005 г. N 12796/04).

Б. Земельные участки, право собственности на которые возникло у публичных образований при разграничении государственной собственности на землю.

ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства предусматривают разграничения государственной собственности на землю на: собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований. Правовое основание и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (пп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», принятие которого предусмотрено пп. 9 п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 16 ЗК РФ, был подписан 17 июля 2001 г. и введен в действие на всей территории России 20 января 2002 г. Процесс разграничения государственной собственности на землю вышеуказанных образований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 октября 2001 г.

№745 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» предполагалось завершить к 2008 г. Однако по данным Минэкономразвития России, подсчитано, что если существующие темпы разграничения государственной собственности на землю будут сохранены, то процесс будет завершен к 2023 г.

Поэтому в настоящее время рассматривается вопрос об упрощении и ускорении процедуры разграничения.

В. Земельные участки, приобретенные публичными образованиями по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Такими основаниями согласно Гражданскому кодексу РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ), в частности, являются:

  • договоры купли-продажи, мены, дарения или иная сделка об отчуждении имущества (ст. 218 ГК РФ);
  • отказ от права собственности (ст. 236 ГК РФ);
  • реквизиция и конфискация земельных участков у собственников (ст. 242, 243 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ);
  • изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. 284, 285 ГК РФ).

Собственниками земельных участков по гражданско-правовым договорам как правило становятся муниципальные образования и субъекты РФ (например, в порядке реализации преимущественного права покупки земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения).

Важность деления публичных земель на: разграниченные и неразграниченные определяется прежде всего тем, что в зависимости от этого обстоятельства определяется орган власти, уполномоченный на распоряжение ими.

Именно этот орган власти принимает заявления лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, предварительно согласовывает место размещения объекта, предоставляет земельные участки для строительства, а также инициирует процесс предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.

Субъекты публичной собственности

В отечественном законодательстве государство (как публично-правовое образование) традиционно рассматривается как особый, самостоятельный субъект права наряду с юридическими лицами и гражданами. В этом качестве оно может выступать и субъектом права собственности (собственником) на землю, земельный участок.

Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются:

— во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, регламентирующих порядок осуществления принадлежащего им права собственности;

— во-вторых, осуществление этого права в публичных (общественных) интересах.

Публичная собственность в соответствии с российским законодательством может быть как государственной, так и муниципальной. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты — республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность).

Субъектами права государственной собственности выступают государственные (публично-правовые) образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (п. 3 ст. 214 ГК). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).

Муниципальная собственность относится к публичной, а не частной собственности, так как ее субъекты являются публично-правовыми образованиями.

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности.

Однако в качестве участников имущественных отношений муниципальные образования приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности.

Субъектами права муниципальной собственности согласно с п. 1 ст. 215 ГК признаются городские и сельские поселения и иные муниципальные образования в целом. От имени муниципального образования-собственника его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст.

215 ГК РФ), что не делает их однако собственниками данного имущества. Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа.

Так, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом.

Например, приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Министерство культуры и его органы.

Если же речь идет об имущественной ответственности государственных образований, то ответчиками по соответствующим искам в большинстве случаев становятся органы Министерства финансов. Но во всех перечисленных ситуациях стороной тех или иных конкретных правоотношений в юридическом смысле выступает государство или иное публично-правовое образование, а не его орган.

В современном российском законодательстве не используется понятие «всенародное достояние» («неотъемлемое достояние народов») или аналогичных ему применительно к федеральной или иной государственной собственности. Ранее это понятие использовалось прежде всего в отношении земли и других природных ресурсов (а также некоторых памятников истории и культуры).

Оно могло трактоваться в качестве особого правового режима, исключавшего чье-либо (в том числе и государства) право собственности на соответствующий объект. Теперь эти ресурсы рассматриваются как «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», что не создает для данных объектов никакого специального гражданско-правового режима.

Так, это зафиксировано в частности в п. 1 ст. 3 ЗК РФ.

Публичная собственность на землю (собственность публичных образований)

права собственности, которое распространяется на любые объекты гражданских прав, в том числе земельные участки, установлено гражданским законодательством. Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Кроме традиционного перечня правомочий, установленного в отношении любого собственника (триада) собственник публичных образований имеет полномочия и по управлению собственностью. В ЗК РФ выделены 3 статьи, посвященные вопросам регулирования прав собственности на публичные земли в России – ст.

17 «Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю», ст. 18 «Собственность на землю субъектов РФ», ст. 19 «Муниципальная собственность на землю».

Источник: https://advokat-malov.ru/pravo-na-zemlyu/novyj-resurs4.html

Публичная собственность в гражданском праве

что такое публичная собственность

Публичная собственность может выступать в виде муниципальной или государственной собственности. Право государственной собственности характеризуется наличием большого числа различных субъектов: Российская Федерация (касательно имущества, представляющего федеральную собственность), субъекты РФ (области, края, республики и т.д.

(касательно имущества, являющегося их собственностью). К субъектам права государственной собственности относятся соответствующие публично-правовые государственные образования.

Субъекты РФ в имущественном обороте выступают от имени государственного образования, осуществляют какие-либо правомочия публичного собственника в соответствии со своими функциями.

Муниципальная собственность принадлежит публичной собственности. Ее субъектами выступают публично-правовые образования. Муниципальная собственность представляет самостоятельную разновидность публичной собственности. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также иные муниципальные образования.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как определяется кадастровая стоимость земельного участка

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Публичная собственность является фундаментом для создания государственных доходов, являющихся обязательным условием для осуществления функций публично-правовыми образованиями.

Публичная собственность неотрывно связана с экономической деятельностью государства, так как частное предпринимательство не может удовлетворить всех потребностей населения.

Публичный сектор и публичная собственность выступают залогом устойчивого развития и стабильности, факторами экономического роста, гарантом сбережения национального богатства.

Объем публичной собственности зависит от публичного интереса, обеспеченного правом интересов той или иной социальной общности и признанного государством. Публично-правовые образования входят в имущественные отношения в области гражданского оборота для обеспечения публичного интереса, удовлетворение которого невозможно без реализации права собственности.

Экономическое содержание публичной собственности

Публичная собственность имеет ряд характеристик, раскрывающих ее экономическое содержание. Так, публичная собственность:

  • необходима для реализации функций по осуществлению общенациональных и общегосударственных интересов, что проявляется благодаря аккумулированию и распределению какой-либо части национального дохода;
  • охватывает сферы рынка, не представляющие интереса субъектам частной собственности вследствие низкой прибыли, высоких издержек, больших рисков и т.д.; в сферах, где частная собственность не в состоянии обеспечить интенсивное производство товаров; где присутствует риск существенных потерь и т.д.;
  • обладает объектами, управление которыми должно строиться с учетом основных экономических и социальных интересов государства и общества;
  • в условиях рыночной экономики имеет двойственную природу, в которой сочетаются рыночное и нерыночное начало; оценка использования объектов публичной собственности в идеале должна основываться на социально-экономических критериях.

Замечание 1

Публичная собственность является сложной иерархической и комплексной системой отношений. Политическая природа собственника, сложнейшее организационное строение предопределяют роль и специфику права публичной собственности. Публичную собственность можно рассматривать как имущество, которое принадлежит публично-правовым образованиям на праве собственности.

Право публичной собственности можно рассматривать с двух аспектов:

  • в объективном смысле, как совокупность различных правовых норм, которые регулируют общественные отношения по пользованию, владению и распоряжению публичным имуществом.
  • в субъективном смысле, как право народа РФ и населения определенной территории, которые могут непосредственно или опосредованно через уполномоченные органы пользоваться, владеть и распоряжаться публичным имуществом для удовлетворения общественных интересов.

права публичной собственности реализуется через правомочия собственника: пользование, владение и распоряжение.

Особенности права публичной собственности

Законом могут устанавливаться особенности прекращения и приобретения права собственности на владения, имущество, пользования и распоряжения данным имуществом в зависимости от того, в чей собственности оно находится – в частной или публичной.

Особенности права публичной собственности:

  1. Принцип всеобщности. Публичной собственности может принадлежать любое имущество, включая ограниченное в обороте или изъятое из оборота.
  2. В государственной или муниципальной собственности могут находиться только отдельные виды имущества – национальное достояние народа, или исключительная собственность. Реализация права собственности на данное имущество в первую очередь обеспечивает интересы граждан, проживающих на соответствующем публичном образовании, а также интересы публично-правового образования. Закон определяет перечень объектов, находящихся в исключительной собственности публично-правовых образований.

В гражданском обороте от имени публично-правовых образований выступают органы и лица, указанные в ГК (ст. 125), а именно: РФ и ее субъекты, муниципальные образования. От их имени выступают органы государственной власти в границах их компетенции, органы местного самоуправления.

Федеральными органами государственной власти являются федеральные службы, которые не связаны с осуществлением функции надзора и контроля, федеральные агентства.

В отдельных случаях интересы публично-правовых образований могут представлять юридические лица и граждане только при наличии специального поручения от публично-правового образования.

Замечание 2

Право публичной собственности может возникать на таких же основаниях, что и право частной собственности.

Публично-правовые образования практически никогда не могут быть объявлены банкротами. По своим обязательствам они отвечают не всем имуществом, так как от взысканий освобождены объекты исключительной собственности и имущество, закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями.

Гражданский кодекс предусматривает особые основания приобретения публичной собственности, исключающие возникновение частной собственности:

  • поступление в собственность государства обнаруженного клада, который содержит вещи, относящиеся к памятникам культуры и истории;
  • поступление бесхозяйной недвижимости в муниципальную собственность, а также безнадзорные животные и различные находки;
  • отчуждение у частного собственника вещей, которые были ограничены в обороте или изъяты из него;
  • изъятие недвижимости для муниципальных или государственных нужд;
  • выкуп культурных ценностей, бесхозяйственно содержимых;
  • конфискация, реквизиция и национализация частного имущества.

Гражданское законодательство предусматривает случаи прекращения права публичной собственности в результате приватизации, когда публичная собственность переходит в частную.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/publichnaya_sobstvennost_v_grazhdanskom_prave/

Статья 212. Субъекты права собственности

что такое публичная собственность

Новая редакция Ст. 212 ГК РФ

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Комментарий к Ст. 212 ГК РФ

В п. 1 комментируемой статьи воспроизведено положение ст. 8 Конституции РФ.

С гражданско-правовой точки зрения в комментируемой статье закреплено положение, согласно которому право собственности едино, но может различаться по субъектам. Все субъекты имеют по отношению к имуществу, находящемуся в их собственности, одинаковый объем правомочий.

Равные юридические возможности не исключают неизбежных особенностей в зависимости от субъектного состава.

Другой к Ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. комментируемой статьи определяется нормой ст. 8 Конституции РФ, закрепившей существование государственной, частной, муниципальной и иных форм собственности. При этом само понятие формы собственности ни в Конституции, ни в ГК не раскрывается.

Как указано в ст. 8 Конституции РФ, все формы собственности признаются и защищаются равным образом. Следовательно, нет оснований говорить о приоритете одной формы собственности (ведущей, определяющей) по отношению к другим.

2. Фактически взаимоотношение форм собственности выступает как взаимоотношение собственников — Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, юридических и физических лиц. Эти отношения строятся как отношения равных лиц.

Однако участие публичных образований в гражданском обороте связано с рядом особенностей, что и вызвало необходимость установления в связи с этим ряда специальных норм.

В частности, некоторые объекты гражданских прав могут находиться исключительно в государственной (например, недра) или муниципальной собственности. Законы, содержащие такие правила, являются законами об ограничении прав и потому их основанием могут быть только публичные интересы. Иным образом, кроме как путем издания специальных законов, такие ограничения вводиться не могут.

Кроме того, возможно установление особенностей приобретения и прекращения права собственности в зависимости от того, находится ли имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

В частности, способы распоряжения государственной, муниципальной собственностью, ее использования зависят от тех публичных целей, для обеспечения которых она предназначена. Соответственно, государство, муниципальные образования в лице компетентных органов не могут по своему усмотрению совершать распорядительные имущественные акты, влекущие утрату или приобретение объектов собственности, а должны руководствоваться законами, иными нормативными актами.

3. В то же время в отношениях с иными лицами государство, муниципальные образования выступают в гражданском обороте на равных основаниях, и совершенные ими гражданско-правовые сделки не могут быть оспорены исходя из того, что они не отвечают целям деятельности собственника — лица публичного права.

4. В силу ст. 209 ГК собственнику принадлежит вся полнота прав на вещь. По своему содержанию право собственности, принадлежащее государству или муниципальному образованию, не отличается от права собственности, принадлежащего частному лицу (физическому или юридическому). Собственник вправе совершать любые действия, не противоречащие законам и иным правовым актам.

Следовательно, возможно установление посредством закона известных границ права собственности, в том числе путем закрепления правил и процедур реализации этого права. Лица публичного права, деятельность которых строго регламентирована, значительно более ограничены в осуществлении принадлежащего им права собственности, чем физические и юридические (частные) лица.

В то же время это не означает, что в той мере, в какой лица публичного права ограничиваются в своем праве собственности, иные лица получают соответствующие правомочия. Таким образом, здесь нет и оснований усматривать ограничение права в его точном юридическом смысле, как это имеет место, например, в конструкции вещного права на чужую вещь.

Скорее, можно говорить о том, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, не может быть использовано в полной мере, а должно служить только определенным целям, имеющим публично-правовую природу. Соответственно, отмечается более низкая эффективность функционирования имущества, находящегося в публичной собственности, чем в частной.

5. С изложенных позиций следует оценивать попытки обнаружить неизвестные Конституции РФ и ГК формы собственности — коллективную, родовую, общинную и т.п. как проявление «иных форм собственности». С экономической точки зрения отказ от частной собственности влечет снижение эффективности ее эксплуатации, а с юридической — существенно ограничивает фактический объем возможностей, предоставляемых правом собственности.

Кроме того, во всех тех случаях, когда предлагаются «иные» формы собственности, с успехом может использоваться конструкция особого юридического лица (коммерческой или некоммерческой организации) с наделением ее соответствующим имуществом.

6. В настоящее время до конца не урегулированы отношения собственности между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. К Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (Ведомости РСФСР. 1992. N 3. Ст.

89) имеются приложения N 1 — 3, в которых поименно указаны объекты, относящиеся соответственно к федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных образований.

В то же время обсуждается, каким должен быть порядок передачи имущества из ведения Федерации в ведение ее субъекта, возможно ли изъятие или безвозмездная передача муниципального имущества в ведение субъекта Федерации или федеральное ведение. Детальное правовое регулирование в этой сфере пока отсутствует.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как найти свободный земельный участок

Необходимо отметить, что непосредственно законом не может быть установлено право собственности на конкретный объект, поскольку в силу ст. 8 ГК закон не может служить основанием возникновения гражданских прав. Он может установить только условия, при которых указанные в ст. 8 ГК юридические факты порождают права и обязанности.

7. При определении посредством закона условий передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Федерации необходимо учитывать, что согласно п. 6 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в пределах его компетенции, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Между тем к совместному ведению РФ и субъекта Федерации относится разграничение государственной собственности. Следовательно, приоритет здесь имеет федеральный закон. В то же время по иным, кроме указанного, вопросам управления собственностью, находящейся в ведении субъекта Федерации, преимущество отдается законам и нормативным актам субъекта Федерации.

Источник: http://gkodeksrf.ru/ch-1/rzd-2/gl-13/st-212-gk-rf

Что такое публичная собственность на квартиру?

Соотношение права частной и права публичной собственности по существу отражает соотношение частного — публичного в праве вообще. Периоды сокращения сферы частного права знаменовались уменьшением удельного веса частной собственности, вплоть до ее трансформации в «собственность личную», что по существу являлось для граждан возможностью владеть только минимумом имущества, как это имело место в социалистический отечественный период.

И напротив, в период преобладания в правовой системе частного права над публичным решающей в экономике становится частная собственность. В новейшей истории России (конец 80-х — начало 90-х гг. прошлого века) главным экономическим, политическим и правовым ориентирами стали рыночная экономика и частная собственность.

Механизмом замены всеобщей государственной собственности на подавляющий объем собственности частной был избран «шоковый» вариант — максимально быстрая приватизация государственного и муниципального имущества («давайте начнем, а потом будем сомневаться»).

Специальные основания приобретения права публичной собственности характерны исключительно для данного вида собственности и отражают дуалистическое существо публичного собственника. К специальным основаниям приобретения права публичной собственности законодательство относит следующие.

Право публичной собственности — понятие на простом языке

Одним из самых известных способов изменения статуса публичного имущества является приватизация. По всей стране прошло несколько ее этапов, и вот в очередной раз приватизируются госучреждения и их земли. Эти процессы подразумевают переход собственности в частные руки, то есть в частную собственность.

С другой стороны, если учитывать, что до сих пор в публичной собственности может оставаться земельный участок или квартира, то здесь обнаружится сразу несколько рисков для человека, владеющего ими на правах по договору социального найма. Он известен своими ограничениями и жесткими государственными положениями.

Что такое публичная форма собственности

Публичная форма собственности — это принадлежность объекта недвижимости к публично-общественному образованию, которым является все государство в целом, конкретный субъект федерации или муниципалитет. Поэтому многие Московские постройки, находящееся в публичной собственности, иными словами принадлежат государству. И чтобы перевести их в разряд собственности частной, требуется провести процедуру приватизации. Только так ваша квартира сможет стать по-настоящему вашей.

Из этого следует и второй минус — это риск лишиться квартиры. Если наниматель недвижимости постоянно нарушает закон, мешая спокойно проживать соседям, то его могут выселить без предоставления другой квартиры. А при выселении добросовестных граждан государство предоставляет равнозначное жилье. Но при этом собственника квартиры выселить из дома не имеет права никто.

Форма собственности публичная

От имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований права собственников осуществляют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции, а также лица, указанные в ст. 125 ГК. Например, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.

2004 № 691, Росимущество, в частности, осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества (п. 5.3).

Помимо разделения публичной собственности на государственную и муниципальную, имеет значение разграничение объектов публичной собственности между ее субъектами. В Российской Федерации оно осуществляется на основе постановления Верховного Совета РФ от 27.12.

1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Публичная форма собственности на квартиру что это

В зависимости от формы собственности на участок, на нем действуют определенные законодательные правила. Если земля находится в частной собственности, она порой обладает совершенно иными правилами использования, нежели государственная недвижимость. Чтобы разобраться во всех этих вопросах, необходимо подробно поговорить о существующих видах недвижимости и их нюансах.

Публично-правовые образования могут пользоваться, владеть и распоряжаться собственностью в пределах своей компетенции. Все правила, касающиеся данного вопроса, должны регулироваться в официальном порядке на уровне издания соответствующих нормативных актов.

Форма собственности публичная на квартиру что это

В РФ государство – публично-правовое образование, которое считается особым субъектом права, стоящим в одном ряду с физическими и юридическими лицами. По установленному законодательству государство может играть роль владельца недвижимости и другого имущества.

Владение государства тем или иным объектом выражается в частной и публичной форме. Для второй субъекты имеют ряд особых полномочий, по которым они принимают нормативные акты о порядке осуществления их права собственности.

Они осуществляют это право в интересах общества и народа.

Например, наниматель не вправе продать государственное (публичное) жилье от своего имени и получить от этой сделки прибыль. Нарушая обязательные требования Жилищного кодекса РФ, наниматель может быть выселен на вполне реальных основаниях, без предоставления другой жилой площади. Собственниками являются ведомства или муниципальные органы власти.

Источник: https://svetlanaustratova.com/chto-takoe-publichnaya-sobstvennost-na-kvartiru/

Публичная форма собственности на землю, и другие объекты недвижимости: определение, использование

С распадом Советского Союза, все недвижимое имущество, которое при существовавшем ранее режиме считалось собственностью государства, плавно перешло во владения Российской Федерации, которая была объявлена правопреемницей СССР. Примерно такое же положение было введено в отношении всего недвижимого имущества во всех вновь образовавшихся на постсоветском пространстве стран.

Однако вновь выбранный режим подразумевал ограничение права государства во владении имуществом и другими экономическими благами в пользу частных лиц. Но сразу передать все земли и здания во владение граждан было не целесообразным. Таким образом, в России были внедрены понятия частной и публичной собственности.

Публичная собственность

Понятие публичной собственности, как уже говорилось, появилось в законодательстве Российской Федерации лишь после распада СССР. Публичная форма собственности на квартиру или землю — это права государства, его субъектов на владение, пользование и распоряжение имуществом.

Однако у такого права, в отличии от частной собственности, есть некоторые ограничения:

  1. Указанные правомочия не могут реализоваться в интересах отдельных граждан, за исключением случаев социальной поддержки уязвимых слоев населения.
  2. Прибыль, полученная в результате реализации полномочий, может быть использована лишь для обеспечения социально-экономических нужд общества.
  3. Порядок использования такой собственности и конкретные случаи должны быть отражены в НПА и доступны для публичного ознакомления.
  4. Распоряжение таким имуществом осуществляется лишь лицами, специально уполномоченными на то народом России, Конституцией и законами.

Таким образом, ограничивается возможность государства и отдельных должностных лиц злоупотребить предоставленными полномочиями. Не стоит забывать о том, что согласно Конституции публичная форма собственности значит, что принадлежит оно всему обществу в целом, а не только государственным органам и должностным лицам.

Но в целом, в зависимости от вида публичной собственности указанные ограничения могут быть расширены либо сокращены.

Права государства на землю

Перед тем, как начать разбираться с субъектами права публичной собственности на земельные владения, необходимо уточнить, что из себя представляет государство. В случае с Российской Федерацией, согласно законодательству, государством принято называть совокупность федеральных органов власти.

Региональные властные структуры отмечаются термином муниципалитеты.

Это очень важно, ведь публичная собственность включает в себя и имущество федеральных органов и имущество региональных структур власти. Но между тем по правовому статусу земля под контролем федеральных органов отличается от владений региональных властей.

Так, в перечень земель, находящихся в государственной собственности, относятся следующие виды:

  • земли заповедников и иных природоохранных зон;
  • земли приграничных территорий;
  • земли путей федерального значения;
  • места расположения стратегических полезных ископаемых;
  • зоны могильников вредных отходов;
  • территории лесов и водных объектов.

Все остальные земли являются собственностью муниципалитетов и ими могут распоряжаться лишь региональные власти.

Собственность муниципалитетов в отношении земель

Региональные власти, власти населенных пунктов правомочны самостоятельно распоряжаться находящимся в их владении публичными земельными участками. Распоряжение муниципальной собственностью должно производиться в рамках установленных Конституцией и законами Российской Федерации.

Распоряжаться муниципальные власти вправе:

  • землями сельскохозяйственного назначения;
  • территориями населенных пунктов, не находящихся в частной собственности.
  • землями запаса.

Для обеспечения нужд общества земля или квартира могут быть реквизированы и переведены из частной собственности в публичную, муниципальную собственность. Общими формами изъятия частных земельных владений являются:

  • национализация;
  • конфискация;
  • реквизиция.

Конфискация земли, как вид изъятия имущества, представляет собой безвозмездное изъятие из частного владения в случаях, когда это владения являлось незаконным согласно нормам Гражданского Кодекса. По другим причинам конфискация не допускается.

Права муниципалитетов в отношении земель в публичной собственности ограничены также территориями соответствующих административно-территориальных образований. Один субъект федерации не вправе вмешиваться в процессы реализации прав другого. Возникающие в этой связи споры между различными муниципальными органами одного уровня разрешаются соответствующим федеральным органом.

Отличие публичной собственности от частной

Главной отличительной особенностью публичной формы собственности, как уже говорилось, является отсутствие конкретных лиц, кому данная собственность принадлежит. Как определяет Конституция РФ, публичное имущество, находящееся в распоряжении государства или муниципальных образований принадлежит всему народу, и блага от ее эксплуатации предназначаются для выполнения обязанностей государства и муниципалитетов перед гражданами.

Частной же собственностью могут распоряжаться конкретные лица, которые правомочны пользоваться благами, полученными в результате пользования такими землями по своему усмотрению в форме и целях, не запрещенных законодательством.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Справка что никто не прописан в квартире

Помимо указанного отличия существуют и следующие разграничения:

  1. Фискальная особенность – публичные земли не облагаются налогом, в отличии от частной форм распоряжения землями.
  2. Особенности распоряжения – земли в публичном владении не могут быть переданы конкретным частным лицам, за исключением случаев, установленных законодательством. Когда как земли в частной собственности находятся в свободном обороте.
  3. Земли в публичном распоряжении не могут быть переданы в собственность иностранных граждан и зарубежных стран, за исключением земель, предоставленных для обустройства посольств и консульств, которые считаются политической территорией соответствующих стран. Частные земли могут быть свободно проданы иностранцам.

В целом, формы собственности земельного участка регулируются ст. 15-16 Земельного Кодекса РФ. А возможность их оборота четко регламентированы в ГК.

Права частных лиц на земли в публичной собственности

Частные лица получают некоторую выгоду от использования земель и иных объектов недвижимости в публичном владении государственными органами. Так, прибыль, полученная по итогам коммерческого пользования землями, находящимися в распоряжении у властных структур, направляется на нужды инфраструктуры, на защиту социально уязвимых слоев населения.

Помимо указанного благотворного влияния на жизнь общества, частные лица могут непосредственно воспользоваться землями, находящимися в публичном владении. В этих целях за ними предусмотрено право аренды таких земель и право приватизации.

Эти правомочия действуют в отношении земель сельскохозяйственного назначения и территорий населенных пунктов. Арендованные земельные участки из данных категорий земель могут быть в последующем приватизированы по согласованию с уполномоченными органами. Такими органами считаются органы государственной власти на местах.

Под особым правовым статусом предоставляются частным лицам участки запаса. В основном особое положение таких лиц заключается в предоставленных налоговых и иных льгот на имеющие в их владении земли запаса. Во многом льготы предоставляются из-за того, что эти земли являются не ухоженными и не пригодны к использованию в любых целях. А лица, получающие такие земли на правах аренды либо приватизирующие их, могут обустроить их, что значит обеспечения их рационального и выгодного использования.

Порядок пользования землями в публичной собственности

Право публичной собственности не ограничено в пользовании землями. Самое главное обеспечение целевого использования земель и направление результатов эксплуатации на общественные нужды.

А вот порядок использования участков в публичном владении частными лицами четко регламентирован Земельным кодексом РФ. Так, чтобы приобрести право пользования такими землями необходимо:

  1. Подать заявление на получение соответствующей земли на праве аренды.
  2. Выиграть объявленный конкурс (аукцион).
  3. Заключить договор аренды (обустройства) земли.
  4. Зарегистрировать договор в Росреестре.

Последний пункт осуществлять лично не обязательно. Ведь в любом случае государственный орган, с которым был заключен договор, обязан направить его на соответствующую регистрацию.

Пользование земельным владением должно осуществляться в рамках и порядке, установленных договором.

Также использование земли должно соответствовать их целевому назначению. Так, земельные участки, предназначенные для ИЖС, должны быт использованы в целях строительства частного дома.

Таким образом, публичная собственность на недвижимость является таким же объектом гражданских правоотношений, как и частная недвижимость. И лишь в некоторых случаях они могут быть выступать предметом публичных отношений, когда такое требуется исходя из сложившихся политических, социально-экономических условий.

Источник: https://neuristu.ru/zemlya/publichnaya-forma-sobstvennosti-chto-znachit.html

Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

Понятие и законодательное регулирование

Наряду с юридическими лицами и гражданами государство в РФ выступает отдельным и совершенно самостоятельным субъектом права. Поэтому очень большая доля недвижимого имущества (не только земли, но и зданий и сооружений) находится в публичной собственности.

Публичная форма собственности подразумевает принадлежность имущества к следующим публично-общественным образованиям:

  • государству в целом;
  • конкретному субъекту РФ (в лице его органов исполнительной власти);
  • отдельному муниципалитету.

Публичное право собственности делится на две группы:

  • государственное;
  • муниципальное.

И только пару десятилетий назад был начат процесс приватизации, то есть оформления на государственное или муниципальное имущество частных прав со стороны юридических и физических лиц.

Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ. Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.

Основания для возникновения

В ЗК РФ предусмотрена отдельная глава 3, которая регулирует вопросы, связанные с правами собственности на землю. В частности, в данной главе предусмотрены статьи с основаниями для их возникновения в различных случаях, среди которых стоит выделить:

  1. Ст. 17 ЗК РФ, посвященную основаниям возникновения федеральной собственности на землю (то есть принадлежащей Российской Федерации). Данный вид права охватывает такие участки:
  • признанные таковыми в соответствии с действующими федеральными законами;
  • право на которые возникло при разграничении государственной собственности;
  • приобретенные по основаниям, предусмотренным в гражданском законодательстве.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, к основаниям для возникновения прав собственности относятся:

  1. Ст. 18 ЗК РФ предусматривает те же основания для возникновения собственности субъектов РФ, что и в предыдущем случае, а также еще одно дополнительное:
  • выделение безвозмездно из федеральной собственности.

В совокупности собственность РФ и субъектов РФ представляет собой государственную собственность.

  1. Ст. 19 ЗК РФ содержит те же основания для образования муниципальной собственности, что уже были перечислены.

Более подробно такие особенности будут рассмотрены далее.

Какие участки могут находиться в публичной собственности?

Прежде всего, участок должен соответствовать общим требованиям, которые выдвигаются в законе к нему как к объекту права собственности:

  • наличие установленных границ;
  • определенное месторасположение или точный адрес;
  • постановка на государственный кадастровый учет.

В остальном государственные или муниципальные органы могут владеть землей практически без каких-либо ограничений. Стоит выделить отдельные виды участков, которые могут находиться только в государственной собственности:

  • земли лесного и водного фондов (в последнем случае водные объекты должны находиться в федеральной собственности);
  • особо охраняемые территории, которые имеют федеральное значение;
  • земли обороны и безопасности;
  • земли запаса, при условии размещения на них федерального недвижимого имущества;
  • земли населенных пунктов, транспорта, связи, промышленности, сельскохозяйственного назначения, телевидения и радиовещания, природоохранного и культурного значения, информатики, энергетики и космического назначения;
  • участки, под поверхностью которых находятся недра федерального значения.

Что касается муниципальной, то в нее могут быть переданы любые виды участков, принадлежащие как государству, так и частным лицам (например, в случае их смерти или добровольного отказа от земли).

Права и обязанности участников

Публичные земли могут в отдельных случаях предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам (на праве аренды, постоянного бессрочного пользования или владения). При этом конкретный набор прав и обязанностей у этих лиц будет напрямую зависеть от того, на каком именно праве он получает недвижимость. К общим правам можно отнести:

  • возможность использовать землю по своему усмотрению (в том числе выращивать различные растения, разводить животных, заниматься иными видами хозяйственной деятельности);
  • право возводить на ней постройки;
  • возможность осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • право передавать землю в пользование третьим лицам (но далеко не всегда).

Стоит учитывать, что все эти права ограничены видом разрешенного использования участка, с которым владельцы обязательно должны считаться при его эксплуатации.

К другим обязанностям можно отнести:

  • соблюдение законодательства при эксплуатации надела;
  • внесение платы за него (если его предоставление носило не безвозмездный характер);
  • предоставление права ограниченного использования земли другим гражданам (то есть сервитута) в случаях, установленных законом;
  • обеспечение сохранности отдельных объектов, расположенных на территории надела (если они подлежат особой охране);
  • другие обязанности, установленные действующим законодательством.

При выделении участка на правах аренды или безвозмездного пользования данная сделка обязательно закрепляется документально, при помощи соответствующего договора. Именно в этом документе и будут официально закреплены взаимные права и обязанности обеих сторон.

Отличия от частной собственности

Публичная собственность имеет множество признаков и особенностей, которые отличают ее от другой предусмотренной в российском законодательстве формы собственности — частной.

Для большей наглядности основные отличия можно представить в виде таблицы:

Критерий Публичная Частная
Субъект Государство или субъект РФ (в лице государственных органов исполнительной власти), муниципалитет Юридическое или физическое лицо (гражданин или предприниматель)
Налогообложение Отсутствует Присутствует — собственники обязаны уплачивать такой местный сбор, как земельный налог
Возможность передачи конкретным частным лицам На правах аренды или пользования, а также путем приватизации (но только в случаях, когда это допускается законом, и в отношении не всех видов земель) На основании любой законной сделки по отчуждению имущества
Возможность передачи иностранным лицам Практически отсутствует (земли могут быть переданы только с целью обустройства посольств или консульств) Имеется — собственник может свободно продавать свое имущество иностранцам (кроме некоторых видов земель, установленных ЗК РФ)
Получение благ от пользования землей Блага предназначаются народу и в целях выполнения государством (муниципалитетом) своих обязанностей перед гражданами Собственник может использовать их лично и в любых целях, не противоречащих закону
Срок владения В большинстве случаев ограниченный (речь идет о случаях, когда земля предоставляется в пользование частным лицам) Не имеет сроков (право может прекратиться только после передачи его другим лицам)
Цели использования Только те, которые предусмотрены законодательством и договором Любые, не противоречащие закону

Очевидно, что больше прав и преимуществ для землевладельца имеется в том случае, когда участок принадлежит ему на праве частной собственности.

Однако и публичная имеет определенные выгоды — например, отсутствие необходимости платить налоги, а также некоторая защищенность со стороны государства (например, эту землю не смогут отобрать мошенники или незаконно захватить соседи).

Поэтому получение таких наделов является достаточно выгодной сделкой, тем более что при наличии оснований участок может быть со временем приватизирован.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/pravo-publichnoj-sobstvennosti.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от юриста