Что означает обратная сила закона

Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени

что означает обратная сила закона

Новая редакция Ст. 4 ГК РФ

1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 4 ГК РФ

1. Общеправовой принцип «закон не имеет обратной силы» предусмотрен и в комментируемой статье 4 ГК. Это правило имеет исключения:

— закон прямо распространяет свое действие на отношения, возникшие до его принятия (имеет обратную силу — см., напр., Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»);

— нормы принятого закона по общему правилу не распространяются на существовавшие (длящиеся) отношения до принятия закона (см., напр., ст. 422 ГК РФ).

Наука.

Принцип, исключающий обратное действие норм, является признанным не только для гражданского, но и для ряда других отраслей.

Особый интерес приобретает, в частности, уголовное право, которое последовательно исходит из того, что обратную силу имеет только уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица В отличие от Уголовного кодекса, ГК при решении вопроса об обратной силе закона подобной дифференциации не проводит. Однако это не означает, что гражданскому праву учет возможных последствий применения принципа обратной силы вообще неизвестен.

М.И.Брагинский

2. В целом единообразные для Российской Федерации положения о порядке вступления в силу законов, указов, постановлений, а также о действии их в пространстве и по кругу лиц в равной мере относятся и к гражданскому законодательству.

Судебная практика.

Договор аренды недвижимого имущества, не предусматривающий условия о плате за пользование имуществом, является заключенным, поскольку законодательство, действовавшее на момент заключения договора, не запрещало передавать имущество без взимания платы за его использование (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.07.2005 N Ф04-3139/2005(11536-А03-22)).

Другой к Ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В комментируемой статье 4 ГК РФ применительно к гражданскому законодательству сформулирован общепризнанный принцип, отражающий нежелательность придания нормативному акту обратной силы, т.е.

распространение его на отношения, возникшие до введения его в действие. Исходя из этого принципа, обратную силу может иметь не любой акт гражданского законодательства, а лишь закон, и только в тех случаях, когда это прямо в нем предусмотрено.

Применительно к договору этот принцип конкретизирован в ст. 422 ГК.

2. Введение в действие законов РФ регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801; 1999. N 43. Ст. 5124).

Эти акты вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если в них не установлен другой порядок их вступления в силу. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста акта в РГ или СЗ РФ. Согласно ч. 3 ст.

15 Конституции РФ, неопубликованные законы не применяются.

3. Введение в действие актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти регулируется Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663; 1998. N 33. Ст. 3967).

Согласно названному Указу акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, по общему правилу вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, по общему правилу вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, а иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания. Официальным опубликованием таких актов считается их публикация в РГ или СЗ РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Минюсте России и обязательному официальному опубликованию в РГ и БНА. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после их официального опубликования, если в самих актах не установлен другой порядок вступления их в силу.

Согласно п. 10 Указа нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений и применения санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Источник: http://gkodeksrf.ru/ch-1/rzd-1/podrzd-1/gl-1/st-4-gk-rf

Обратную силу в отношении договорных отношений | Загранник

что означает обратная сила закона

Правовая аксиома, которая провозглашает данный принцип, гарантирующий стабильность всем участникам правоотношений, действует со времен римского права. Она означает, что:

  • на правоотношения, возникшие до введения закона в действие, правило, введенное законом, не распространяется независимо от того, прекратились они к этому моменту или нет;
  • длящиеся отношения подчиняются законодательству, существовавшему в момент их возникновения.

Однако это правило касается только обратной силы закона, но не изменений судебной практики. Случается, что закон остался прежним, а практика его применения изменилась. Особенно опасаются таких ситуаций налогоплательщики. Практика арбитражных судов по рассмотрению одних и тех же ситуаций с применением одних и тех же норм НК РФ меняется год от года.

Какие законы не имеют обратной силы, а в каких случаях это возможно

Существуют общие правила, касающиеся применения обратной силы закона, которые сосредоточены в Конституции РФ и отраслевых кодификациях.

Согласно им никогда не придается обратная сила закону, который ухудшает положение лица, привлекающегося к ответственности, устанавливая или отягчая ее (ст. 54 Конституции РФ).

Исходя из принципов гуманности и справедливости, законодатель установил, что всегда имеет обратную силу закон, смягчающий положение лица, привлекающегося к уголовной ответственности. Это касается объема наказания, декриминализации и др. аспектов (ст. 10 УК РФ). Аналогичные нормы есть в ст. 5 НК РФ, ст. 1.7 КоАП РФ. Применение смягчающих норм допускается ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ч. 2 ст. 6).

Но в гражданском законодательстве, регулирующем экономический оборот, участники которого наиболее заинтересованы в прозрачности системы регулирования отношений, действует общее правило о запрете обратной силы закона (ст. 4 ГК РФ, ст. 12 ТК РФ).

Обратная сила закона в гражданском праве: имеет ли он ее

В гражданском праве приоритет имеет сохранение стабильности рынка, уверенности участников сделок в завтрашнем дне. Обратная сила закона в данном случае исключена.

Общие правила гласят, что к отношениям, возникшим до вступления закона в силу, применяется норма, действовавшая на момент их возникновения (ст. 4 ГК РФ). Договорные отношения консервируются в том виде, в каком они были задуманы (ст.

422 ГК РФ), даже в случае противоречия условий сделки более позднему закону.

Читать дальше  Общедомовые помещения в многоквартирном доме

Этот принцип реализуется и в правоприменении: должна использоваться норма, действующая в момент выполнения юридически значимого действия (подачи искового заявления, обращения с заявлением о регистрации права). Не придается обратная сила закону, вступившему в действие при выполнении дальнейших процедур.

Однако законодатель в порядке исключения дозволяет придавать гражданскому закону обратную силу путем прямого указания в нем.

Таким образом, исключение из аксиомы «Закон обратной силы не имеет» встречается в публичных отраслях права и только применительно к нормам, смягчающим положение лица, привлекающегося к ответственности. В остальных случаях обратная сила закону обычно не придается.

Закон обратной силы не имеет – устойчивое выражение, используемое юристами, означающее, что новый законодательный акт не распространяется на отношения, возникшие до его утверждения. Подробнее о данном основополагающем конституционном принципе расскажем в статье.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Что значит закон не имеет обратной силы?

Каждый день принимаются новые законы, которые начинают действовать либо с определенной даты, либо при наступлении определенного события, либо с момента их подписания. Но распространяют ли они свое действие на отношения, которые имели место до принятия нового закона – ведь на тот момент никакого нормативного акта не было?

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Ответ на этот вопрос становится очевидным после ознакомления с двумя основными правовыми постулатами.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

  1. Согласно первому, закон действует только на те отношения, которые появились после вступления его в силу.
  2. Второй гласит, что если отношения являются длительными (например, продолжительный договор аренды), то они регулируются актом, действующим на момент возникновения отношений (в приведенном примере – при заключении договора аренды).
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой штраф за порчу имущества

Между тем, указанные выше постулаты – это лишь общее правило, которое действует далеко не всегда. Законодатель оговаривает и случаи, когда закон имеет обратную силу, т.е. распространяет действие на временной промежуток до его принятия.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Например, в самом нормативном акте может указываться, что он распространяет действие на отношения, которые имели место до его принятия.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Второе исключение касается законов, улучшающих положение лиц, на которых он распространяет действие. Речь идет о случаях отмены статей УК РФ, предполагающих уголовное преследование за различные преступления. В этом случае преступления, которые совершались до введения в действие до принятия такого закона также декриминализуются. Аналогичное правило действует в отношении поправок к КоАП РФ, улучшающих положение правонарушителей, либо поправок в Налоговый кодекс РФ.

Читать дальше  Сколько раз проходят медкомиссию в военкомате

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Конституция РФ об обратной силе закона

Конституция РФ – основной закон страны. В нем содержатся основополагающие правила относительно действия законов России во времени. Такие правила закреплены в ст. 54 Конституции.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

По общему принципу закон, который утверждает ответственность за действия или бездействие (хотя ранее такой ответственности не было), либо увеличивает уровень ответственности за действия или бездействие, которые имели место до введения в действие нового закона, не имеет обратной силы. Таким образом, по данному постулату Конституции РФ — закон обратной силы не имеет.

Но существует и второй постулат, который отражен в ч. 2 ст. 54 Конституции РФ. Никто не должен быть наказан за действия, которые не признавались правонарушением или преступлением в момент их совершения, даже если они признаются неправомерными по новому закону. Правило дополняется утверждением о том, что если после совершения действий или бездействия ответственность за них упразднена, либо стала более мягкой, на основании нового закона, то применяется исключительно он.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Что значит обратная сила закона применительно к гражданским и уголовным правоотношениям?

Правила применения постулата о том, что закон не действует на ранее возникшие отношения заложена в ГК РФ (ст. 4) и УК РФ (ст. 10).

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ гражданские нормативные акты не могут иметь обратной силы и действуют только применительно к тем отношениям, которые возникли после их принятия. Однако в этой же норме указывается на исключение – если в законе прямо указано, что его действие распространяется на ситуации, которые имели место до его принятия, то такие отношения также подлежат регулированию таким законом.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Если же правоотношения длящиеся, и возникли до принятия закона, то после начала его применения они будут урегулированы новым актом (ранее исполненные права и обязанности будут регулироваться по-старому).

Об уголовном законодательстве мы уже упоминали. Согласно ст. 10 УК РФ, если деяние ранее считалось преступным, но новый закон смягчает ответственность или улучшает положение преступника, то новый акт распространяет действие на ранее осужденных лиц. Это касается как лиц, отбывающих наказание, так и уже отбывших его, но не погасивших судимость.

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

Если же новым законом в ранг преступления возводятся действия, ранее не признававшиеся преступлением, либо ответственность усиливается, то такой закон не имеет обратной силы.

Читать дальше  Отчет о выполнении мероприятий по охране труда

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

Таким образом, по уголовному законодательству обратную силу имеют только те положения нового закона, которые:

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

  1. Упраздняют преступность деяния.
  2. Смягчают наказание.
  3. Иным образом делают положение лица, привлеченного к ответственности, лучше.

p, blockquote 17,0,0,0,0 —> p, blockquote 18,0,0,0,1 —>

Таким образом положения Конституции РФ, ГК РФ, УК РФ относительно обратной силы действия законодательных норм во многом совпадают. ГК РФ и УК РФ лишь дополняют указанные в Конституции РФ основополагающие принципы.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Но пунктом 2 данной статьи предусмотрено: стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Проанализируем, как данная позиция закона отражена в сложившейся правоприменительной практике судов.

Рассмотрим примеры того, когда договором было предусмотрено, что его действия распространяются на отношения возникшие до его заключения.

Существует еще множество примеров, проанализировав которые мы делаем вывод, что закон и сложившаяся судебная практика позволяют нам распространить положения договора на правоотношения, возникшие до его заключения. При этом, следует иметь в виду, что данное положение может иметь место лишь при наличии следующих условий:

  1. Необходимо добровольное волеизъявление сторон на придание договору обратной силы. (Данная позиция подтверждается Постановлением № А27-3078/2011 от 07.02.2012 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа).
  2. Распространение условий договора на предшествующий его заключению период возможно лишь в том случае, когда между сторонами фактически существовали соответствующие отношения. Тем самым стороны юридически оформляют уже имеющиеся правоотношения и договоренности, которые возникли ранее. Момент заключения договора при этом остается неизменным. При этом, стороны при полном отсутствии правоотношений в прошлом, не в праве своим соглашением установить положение, согласно которому правоотношения имели место. В данном случае в силу заключенного договора возникнет фикция их существования. (Например, Постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 № 7552/10 по делу № А41-12178/08, Постановление Президиума ВАС РФ от 23 августа 2005 г. № 1928/05).

Урманчеева Татьяна Сергеевна
Руководитель юридического отдела Консалтингового центра «Expert»

Вы можете заказать у юристов Консалтингового центра «Expert»

Источник: http://zagranic.ru/2019/09/10/obratnuju-silu-v-otnoshenii-dogovornyh-otnoshenij/

Закон не имеет обратной силы — что это значит, и как это понимать?

что означает обратная сила закона

Закон обратной силы не имеет – устойчивое выражение, используемое юристами, означающее, что новый законодательный акт не распространяется на отношения, возникшие до его утверждения. Подробнее о данном основополагающем конституционном принципе расскажем в статье.

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

Новая редакция Ст. 1.7 КоАП РФ

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2.

1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Комментарий к Статье 1.7 КоАП РФ

1.

Лица, совершившие административное правонарушение, привлекаются к административной ответственности на основании нормативно-правовых актов двух видов.

Во-первых, это акты, непосредственно устанавливающие административную ответственность, законодательство об административных правонарушениях (комментируемый Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях).

Во-вторых, это нормативно-правовые акты, содержащие правила управленческого характера, за нарушение которых правовыми актами первого вида установлена административная ответственность. Лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь в том случае, если на момент совершения им административного правонарушения действовали нормативно-правовые акты обоих видов.

2.

Важнейшим принципом применения юридической ответственности является принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы, то есть под действие закона не подпадают юридические факты, возникшие до его вступления в силу. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает изъятие из данного принципа.

Оно выражается в том, что закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу.

3. Физическое или юридическое лицо привлекается к административной ответственности по правилам, действующим во время производства по делу об административном правонарушении.

Другой к Ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1.

Нормы данной статьи служат цели претворения в сферу действия законодательства об административной ответственности конституционного принципа, в соответствии с которым никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. При этом закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч.1 ст.54 Конституции РФ).

Применительно к законодательству об административных правонарушениях приведенные конституционные положения действуют без каких-либо ограничений, что дает основания рассматривать их как весомое средство обеспечения стабильности этого законодательства и законности его практического применения.

Действительно, было бы грубейшим отклонением от требований законности, приводящим к нарушениям прав лица, совершившего административное правонарушение, применение к нему административного наказания на основании утратившего юридическую силу закона Российской Федерации или ее субъекта.

Только действующий закон, вступивший в силу в установленном порядке и не отмененный в таком же порядке (в частности по истечении срока его действия, если таковой был установлен), может служить реальным юридическим основанием для применения к лицу, совершившему административное правонарушение, предусмотренных таким законом мер административной ответственности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько действительна справка из пенсионного фонда?

Это можно проиллюстрировать на примере ст.5 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Как указывалось выше, с 1 июля 2002 г. не подлежат применению нормы об административных правонарушениях, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах Союза ССР, например, Основах законодательства Союза ССР и союзных республик, ряде законов и указов Президиума Верховного Совета СССР.

Вместе с тем в ст.2 названного Закона содержится перечень правовых актов различной юридической силы, принятых государственными органами Российский Федерации за период с 1977 по 2001 г., признанных утратившими силу полностью либо частично. Одновременно внесены изменения в ряд законодательных актов РСФСР, сохранивших свою силу (например, Закон РСФСР от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Таково действие законодательства об административных правонарушениях (включая и производство по ним) во времени.

Что же касается его действия в пространстве, то имеется в виду территориальный фактор: место совершения административного правонарушения и производства по нему. Поскольку речь идет об ответственности лица, совершившего административное правонарушение, данная норма находится в прямой зависимости от полномочий судьи, органа, должностного лица, рассматривающего данное дело и назначающего административное наказание.

Иными словами, все зависит от того, обладает ли данный орган или должностное лицо необходимыми полномочиями для рассмотрения данного дела.

Об этом, в частности, свидетельствует следующее: при подготовке дела об административном правонарушении определяется не только место и время рассмотрения, но и выясняется, относится ли его рассмотрение к компетенции данного судьи, органа, должностного лица.

В случае составления протокола о нарушении и оформления других материалов дела неправомочными лицами либо установления, что данное дело не относится к компетенции данного судьи, органа, должностного лица, оно передается на рассмотрение по подведомственности (включая и территориальную).

Учитываются и территориальные пределы действия законодательства, которыми, в частности, определяются полномочия государственного органа, издавшего данный правовой нормативный акт (федеральное законодательство действует на всей территории РФ; законы субъектов РФ — на их территории).

Учитывается также и то, что полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях наделяются в соответствующих случаях и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (например, главные государственные инспектора по геологическому контролю на определенной территории).

Важное значение имеет тот факт, что никто не может нести административную ответственность за действия (бездействие), не признаваемые правонарушением в момент совершения. Этот принцип нашел свое выражение в Федеральном законе «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в виде правовой нормы, в соответствии с которой с 1 июля 2002 г.

прекращаются находящиеся в производстве уполномоченных судей, органов, должностных лиц дела об административных правонарушениях, не признающихся таковыми в связи с утратой силы законов и иных нормативных правовых актов на основании названного Закона, либо дела, по которым истек срок давности привлечения к административной ответственности (см. статью 4.

5 Кодекса РФ об Административных Правонарушениях).

С 1 июля 2002 г. также не подлежат исполнению неисполненные постановления о наложении административных взысканий за административные правонарушения, установленные утратившими силу законами и иными нормативными правовыми актами и не являющиеся административными правонарушениями согласно новому КоАП РФ. Ввиду отмены исправительных работ в качестве административного взыскания не подлежат исполнению неисполненные постановления о их наложении.

В соответствии с упомянутым Законом осуществляется также следующее: органы и должностные лица, не уполномоченные ныне рассматривать дела об административных правонарушениях в связи с преобразованием системы федеральных органов исполнительной власти и упразднением некоторых из них, должны передать находящиеся у них дела судьям, органам, должностным лицам, которые уполномочены новым КоАП РФ на рассмотрение таких дел. Имеются в виду органы регулирования естественных монополий, валютного контроля, государственной регистрации юридических лиц, которые в КоАП РФ РСФСР не были обозначены.

2.

В ч.2 ст.1.7 КоАП РФ в сфере применения законодательства об административных правонарушениях закреплен конституционный принцип, в соответствии с которым закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение правонарушителя, имеет обратную силу. Это означает, что подобного рода меры действуют, например, при установлении менее строгого административного взыскания либо его отмены, при исключении административной ответственности с отягчающими обстоятельствами (например, повторность совершения правонарушения и т.п.), при исключении ответственности за ранее наказуемые правонарушения и т.п.

Обратная сила распространяется также на случаи неисполнения постановления о назначении административного наказания до вступления в силу закона, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение.

Судьям, органам, должностным лицам федеральный закон предложил пересмотреть вынесенные ими до 1 июля 2002 г. постановления о наложении административных взысканий в целях приведения их в соответствие с действием нормы об обратной силе.

Следует отметить, что закон может установить обстоятельства, отягчающие или иным образом ухудшающие положение лица, совершившего административное правонарушение (например, увеличить размер штрафной санкции и т.п.). В подобных случаях на него не распространяется принцип обратной силы.

Источник: http://koapkodeksrf.ru/rzd-1/gl-1/st-1-7-koap-rf

Статья 10. Обратная сила уголовного закона

Новая редакция Ст. 10 УК РФ

1.

Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Комментарий к Статье 10 УК РФ

1.

В коммент. статье более подробно, нежели в прежнем УК, регулируются вопросы обратной силы уголовного закона.

2. ст. 10 основывается на общих, относящихся ко всем правонарушениям предписаниях ст. 54 Конституции, в соответствии с которой: а) закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; б) никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; в) если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

3.

В ч. 1 коммент. статьи в качестве общего правила закреплен запрет обратной силы (неретроактивность) уголовного закона, устанавливающего преступность деяния, усиливающего наказание или иным образом ухудшающего положение лица, совершившего преступление.

Этот общедемократический принцип, который еще в 1789 г. был включен во французскую Декларацию прав человека и гражданина, сегодня входит в перечень основных прав и свобод человека, являющихся общепризнанными нормами международного права, и отражен, например, в п. 1 ст. 15 заключенного в рамках ООН Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и п. 1 ст. 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. .———————————

Ведомости СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2143.

4. Уголовным законом, устанавливающим преступность деяния, является закон, который признает уголовно наказуемым деяние, ранее не считавшееся преступлением.

К уголовным законам, усиливающим наказание или иным образом ухудшающим положение лица, совершившего преступление, относятся, в частности, законы, которые: а) увеличивают максимальный и (или) минимальный предел наказания; б) добавляют к основному наказанию дополнительное или альтернативное, когда это предоставляет суду возможность назначить более строгое наказание, чем по ранее действовавшему закону; в) увеличивают сроки наказания, отбытие которых необходимо для условно-досрочного освобождения; г) ухудшают условия, связанные с погашением и (или) снятием судимости; д) снижают максимальное наказание при категоризации преступлений; е) смягчают требования к определению рецидива.

4.1. УК РФ изначально установил более 60 новых уголовно-правовых запретов, усилил наказание за многие тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотрел обязательное усиление наказания за простой, опасный и особо опасный рецидив. Все эти нормы согласно ч. 1 коммент. статьи обратной силы не имеют.

5. Часть 1 коммент. статьи устанавливает исключения из общего правила, закрепленного в ч. 1 ст. 9, и принципа неретроактивности уголовного закона. Как и в предшествовавшем уголовном законодательстве, закон имеет обратную силу, если он устраняет преступность какого-либо деяния либо смягчает наказание лица, совершившего преступление. Например, в первоначальной редакции УК РФ полностью или частично было декриминализировано около 40 деяний.

5.1. Новеллой УК РФ является применение обратной силы закона в случае, когда он иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление.

К уголовным законам, смягчающим или иным образом улучшающим положение совершивших преступления лиц, относятся акты, предусматривающие, например, снижение максимального и (или) минимального предела наказания, введение более мягкой альтернативной санкции, расширение оснований и снятие ограничений на применение условно-досрочного освобождения, смягчение условий погашения и снятия судимости, установление новых оснований освобождения от УО.

6. В ч. 1 коммент. статьи определяется круг лиц, на которых распространяются нормы об обратной силе более мягкого закона. Это не только лица, совершившие соответствующие деяния до вступления в силу такого закона (в том числе отбывающие или отбывшие наказание), но и лица, имеющие судимость.

7. В случае применения обратной силы закона, устраняющего преступность деяния, УД, еще не рассмотренные судом, подлежат прекращению, в какой бы стадии производства они ни находились.

8. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то согласно ч. 2 коммент. статьи это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных данным законом. Следовательно, наказание должно быть снижено до максимума, установленного новой санкцией, и если эта санкция не предусматривает дополнительного наказания, к которому было приговорено лицо, суд обязан освободить это лицо от такого дополнительного наказания.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как списываются долги по кредитам?

Другой к Ст. 10 Уголовного кодекса Российской Федерации

1.

В ч. 1 ст. 10 УК РФ сформулирован принцип обратной силы уголовного закона, являющийся исключением из требований, установленных в ст. 9 УК РФ.

Уголовному закону придается обратная сила в трех случаях: а) устранения преступности деяния; б) смягчения наказания; в) иным образом улучшения положения лица, совершившего преступление.

2. Законом, устраняющим преступность деяния, признается закон, отменяющий за него уголовную ответственность. Исключение из УК РФ статьи, содержавшей признаки специальной нормы, не исключает уголовной ответственности лица по другой статье УК, где изложены признаки нормы общего характера, охватывающей и данное деяние.

3.

Закон смягчает наказание, если он: заменяет в санкции вид наказания на более мягкий; исключает из альтернативы наиболее строгий вид наказания; исключает дополнительное наказание; вводит в санкцию более мягкий вид основного или дополнительного наказания; снижает минимальные и максимальные размеры наказания (в случае, когда нижний предел наказания стал мягче, а верхний строже, следует ориентироваться на верхний предел, такой закон признается более строгим) и т.п. Если санкции старого и нового закона являются одинаковыми, преступление должно квалифицироваться по закону, действовавшему во время его совершения.

4. Иным образом улучшающим положение лица, совершившего преступление, признается закон, в частности, смягчающий условия освобождения от уголовной ответственности или наказания, уменьшающий сроки погашения или снятия судимости и т.п.

5. Правило об обратной силе нового, более мягкого уголовного закона распространяется как на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, так и на лиц, уже осужденных и отбывающих наказание или имеющих судимость по старому, более строгому закону.

6. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных нормами Особенной части УК РФ в новой редакции с использованием положений о назначении наказания из Общей части УК, примененных при первоначальном назначении наказания.

Источник: http://ukodeksrf.ru/ch-1/rzd-1/gl-2/st-10-uk-rf

Обратная сила судебного толкования. Как улучшить положение налогоплательщика, не подвергая его риску

ПЕРЕСМОТР ДЕЛА Пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам предполагает:

  • прямое указание в постановлении ВАС РФ на возможность придания толкованию обратной силы;
  • недопустимость придания обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение подчиненной (слабой) стороны публичных правоотношений;
  • возможность непосредственного обращения заинтересованного лица с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, вступившего в законную силу, в арбитражный суд, принявший оспариваемый судебный акт;
  • недопущение пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу судебного акта с нарушением процедуры, установленной главой 37 АПК РФ.

Таким образом, КС РФ, с одной стороны, сузил сферу применения Постановления № 14 правилом ограничения обратной силы закона, а с другой – расширил, предоставив суду, принявшему судебный акт, право самостоятельно решать вопрос о наличии оснований для его пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам в связи с появлением правовой позиции ВАС РФ.

Решения КС РФ носят обязательный характер, и в ближайшее время нас ждут изменения в АПК РФ, касающиеся пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам4. О наличии у правовой позиции ВАС РФ обратной силы теперь свидетельствует «кодовая фраза» в конце мотивировочной части решения: «Толкование норм права, которые содержатся в данном постановлении, является обязательным».

Названные нововведения порождают как минимум три вопроса:

  • насколько оправдано в данном случае применение процедуры пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоя-тельствам;
  • в каких случаях правомерно говорить об обратной силе судебного толкования;
  • что означает фраза «Толкование норм права, которые содержатся в данном постановлении, является обязательным»?

Вновь открывшиеся обстоятельства

Подробная критика Постановления № 14 содержится в особом мнении5 судьи КС РФ Г.А. Жилина к Постановлению № 1-П.

По его мнению, Президиум ВАС РФ ввел особый, дополнительный механизм пересмотра вступивших в законную силу судебных актов, который представляет собой симбиоз надзорного производства и производства по вновь открывшимся обстоятельствам, а в роли вновь открывшегося обстоятельства выступает специальное определение коллегиального состава судей суда надзорной инстанции, осуществляющего предварительную проверку надзорной жалобы заинтересованного лица.

Стремясь снизить нагрузку на Президиум, ВАС РФ передал часть его надзорных полномочий нижестоящим судам, обязав их исправлять собственные правоприменительные ошибки. Ссылаясь на правовую позицию КС РФ в ранее принятых решениях и опираясь на системное толкование арбитражного, гражданского и уголовного процессуального законодательства, судья убедительно доказывает, что судебная ошибка не может рассматриваться в качестве вновь открывшегося об-стоятельства.

С доводами судьи КС РФ Г.А. Жилина нельзя не согласиться. Можно также добавить, что обстоятельства, ставшие пре-юдицией в постановлении ВАС РФ, безусловно, были известны сторонам и ранее, что, собственно, и послужило причиной возникновения конфликта. Следовательно, в данном случае мы имеем дело с аналогией закона и процедура пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам может допускаться только «применительно» к статье 311 АПК РФ.

Подобную конст-рукцию мы уже встречали в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 № 65. Однако вольное применение од-ного положения АПК РФ ломает всю структуру арбитражного процесса. Особое мнение судьи КС РФ М.И. Клеандрова к Постановлению № 1-П наглядно демонстрирует сложности мотивировки судебных актов, принимаемых в процедуре Постановления № 14. Участников процесса могут ожидать и более серьезные неприятности.

В соответствии с частью 2 статьи 317 АПК РФ в случае отмены судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам дело повторно рассматривается тем же арбитражным судом, который отменил ранее принятый им судебный акт, в общем порядке, установленном АПК РФ.

Общий порядок предусматривает все возможные процессуальные инструменты, в том числе стороны могут приводить новые доводы и возражения, представлять новые доказательства, которые суд оценит иначе, чем при первом рассмотрении. В результате возможна ситуация, когда сторона, в пользу которой было предыдущее толкование ВАС РФ, при новом рассмотрении проиграет процесс. И это серьезный риск, который должен быть исключен в надзорном производстве.

Кроме того, новое производство означает новую цепочку обжалования судебных актов во всех инстанциях, что существенно затянет процесс. В налоговых спорах это может привести не только к серьезным убыткам для налогоплательщика, но и к полному его разорению. По нашему мнению, возможным выходом из создавшейся ситуации стала бы передача дела для пересмотра не в первую, а в кассационную инстанцию.

Не исключено, что в этом случае ей можно придать статус окончательной инстанции. В пользу такого порядка свидетельствуют следующие доводы. Во-первых, глава 37 АПК РФ не исключает возможности пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам кассационной инстанцией, а возможность направить дело на рассмотрение в арбитражный суд кассационной инстанции предусмотрена частью 6 статьи 299 АПК РФ. Если допустимо расширить сферу действия главы 37 АПК РФ, то допустимо расширить сферу применения и статьи 299 АПК РФ. Во-вторых, исключается повторное рассмотрение дела в полном объеме, что значительно снижает риск заявителя, связанный с возможной переоценкой фактических обстоятельств дела. В-третьих, такой порядок приведет к процессуальной экономии и исключит судебную волокиту.

В-четвертых, дело уже прошло проверку в надзорной инстанции, которая не нашла оснований для передачи его в Президиум, а статус кассационной инстанции в качестве окончательной признается ЕСПЧ.

Обратная сила судебного толкования

Правило обратной силы нормативного акта означает, что он не применим к правоотношениям, которые возникли до вступления его в силу, так как ранее действовали другие правила или их вообще не было. Несколько иначе обстоит дело с судебным толкованием. Толкование – это стадия применения правовой нормы. Следовательно, судебное толкование – стадия применения закона судьей или составом суда в конкретном деле.

Не каждое толкование может расцениваться как формирование арбитражной практики и иметь силу судебного прецедента. Судебный прецедент – это единая позиция арбитражного суда, сформированная компетентным органом в определенной законодательством процедуре для единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права. В системе арбитражных судов такие компетентные органы – это Пленум и Президиум ВАС РФ (ст.

13, 14, 16 и 17 ФКЗ «Об арбитражных судах Российской Федерации», гл. 36 АПК РФ).

Все остальные судебные инстанции, в том числе и кассационная, не могут формировать судебный прецедент по следующим причинам:

  • они не наделены такими полномочиями законодательством;
  • практика этих судов изменчива, противоречива и не представляет единой позиции суда, так как у них отсутствует сам механизм формирования единообразной практики;
  • признание за этими судами права формировать практику приведет к многообразию законности в стране6;
  • говоря о недопустимости придания обратной силы законам, актам официального толкования и правоприменительной практики, ухудшающим положение налогоплательщика, КС РФ имеет в виду налоговый период, в котором возникло правоотношение по уплате налога7. Учитывая разнообразие и нестабильность судебной практики в регионах, достаточно трудно проследить, какое именно толкование закона существовало в момент возникновения правоотношения.

Источник: http://nalogoved.ru/art/206.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от юриста