Что такое акт вандализма

Что такое вандализм

что такое акт вандализма

Вандализм — форма деструктивного поведения, толкающая человека на порчу, осквернение и разрушение объектов общественного значения. Совершая акт вандализма, индивидуум:

  • сознательно или неосознанно портит красивые вещи;
  • разрушает памятники культуры, исходя из соображений протеста (может быть даже официальным);
  • портит объекты общественного имущества из-за национальной, идеологической, религиозной ненависти и других видов нетерпимости по отношению к определенной социальной группе;
  • устраивает атаку на интернет-ресурс, захламляя его постами сомнительного содержания (этот вид вандализма распространен на Википедии и аналогичных информационных ресурсах).

Определение вандализма широкое, может по-разному трактоваться в зависимости от культурного или политического значения. Уголовный кодекс причисляет его к преступлениям против нравственности.

Для вандализма синонимами будут такие понятия как «варварство», «дикость». Это более общие понятия, не раскрывающие особенностей явления.

Виды вандализма

Виды порчи имущества можно классифицировать по объектам, которые разрушает или оскверняет вандал. Классификация следующая:

  • осквернение могил, вандализм на кладбище;
  • сжигание церквей, икон, религиозных объектов;
  • повреждение памятников и объектов культуры;
  • реставрационный вандализм (неумышленный, произошедший при реставрации объекта культуры и искусства);
  • граффити с антиобщественным содержанием;
  • теггинг и бомбинг (подвиды граффити);
  • сожжение книг.

Объект вандализма должен нести общественную или культурную ценность. Если вы испортили личную вещь другого человека — это хулиганское действие, направленное на индивидуума, а не на общество. Вы руководствуетесь стремлением нанести ущерб личности, не непосредственному объекту.

Другие квалифицирующие признаки определяет мотивация. Ученый С.Коэн выделяет следующие мотивационные разновидности:

  • Приобретение.
  • Идеология.
  • Мщение.
  • Игра.
  • Злость, гнев.
  • Тактический.

Главное отличие вандализма от административного проступка в глобальности и мотивации. В зависимости от серьезности вандального акта назначается наказание.

Примеры

Деятельность вандалов видна ежедневно, стоит выйти из дома. Это вандализм в подъездах (изрисованные стены, другие повреждения общественного имущества), общественном транспорте, гаражах, жилых домах, производственных строениях. Такие мелкие действия уже даже не замечаются, настолько привычными они стали.

Самые бытовые примеры:

  • Сожжение кнопок в лифте.
  • Разрушение лавочек у дома.
  • Разрезание сидений в общественном транспорте.
  • Рисование граффити, не несущего художественной ценности.
  • Рисование нацистской символики на стенах зданий.
  • Обливание краской памятников, сбрасывание их с постаментов.

Упоминания вандальных действий есть в литературе, известны в истории. О проблеме вандализма аргументы из литературы затрагивают тему разрушения и осквернения церквей, памятников. Исторические примеры крупных, даже массовых актов:

  • Фашистский вандализм.
  • Разрушение статуй Будды участниками террористической группы Талибан.
  • Уничтожение террористами памятников шумерского, вавилонского искусства.

Граффити: искусство или вандализм?

Любые надписи и рисунки, сделанные на стенах зданий, мостах, других объектах строительства относятся к граффити. Даже надпись на кирпичной стене, написанная маркером. Споры о том, что же такое граффити, искусство или вандализм, не утихают уже долгие годы.

Стрит-арт, сделанный с целью художественного самовыражения, рассматривать как акт вандализма, не стоит. Его задача — привнести свое, а не разрушить объект. Граффити-художники порой создают картины на стенах, становящиеся их настоящим украшением. К действиям вандалов гораздо ближе теггинг — быстрое нанесение своей подписи везде, где придется.

Граффити как вандализм рассматривается в тех случаях, когда его цель — в осквернении общественного объекта. Так нанесение грубых надписей или пошлых рисунков на культурные или могильные памятники — вандализм, как он есть. Создание картины с художественным содержанием на чистой стене дома — нет (хотя и относится к противоправным нарушениям, за которые предполагается наказание).

Пытаясь понять, что такое стрит-арт — вандализм или искусство — попробуйте определить мотивацию художника. Желание художественного самовыражения отличает его от хулиганского деструктивного поступка.

Отличие от хулиганства

Термин «хулиганство» часто путают с вандализмом. Это понятие более широкое, предполагает под собой любое грубое нарушение правопорядка. Объектов хулиганства множество, это:

  • покушение на здоровье индивида;
  • покушение на личностное достоинство;
  • демонстративное нарушение общественного порядка;
  • совершение действий, демонстрирующих неуважение к общественным элементам;
  • показательная порча имущества — личного или общественного.

Главное отличие хулиганства от вандализма в показательности совершаемого действия. Вандал может действовать скрытно. Его цель — разрушение или осквернение предмета, а не другой личности или нанесение физического и психологического урона. Вандализм — одна из разновидностей хулиганства, но хулиганство вандализмом не ограничивается.

Вандализм подростков

Вандализм подростков может выделяться как отдельная категория хулиганской деятельности. Это — коммуникация с миром взрослых, проявление протеста, юношеского бунтарства. Может быть следствием проблем в семье, нарушений психики, желания выделиться среди ровесников.

Определяя, как бороться с вандализмом, в первую очередь требуется понять его причину. Чтобы начать прорабатывать ее с малолетним вандалом, направлять с пути деконструкции к созиданию. Любого вандала, будь то подросток или взрослый, необходимо учить принимать общественные нормы или менять их цивилизованными мерами, а не выражать протест через разрушение.

  • Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
  • Федеральный номер —
  • Московская обл, г Москва —
  • Ленингр. обл, г Санкт-Петербург —
  • Это абсолютно бесплатно и быстро!

Источник: https://klevet.ru/vandalizm-eto

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Арт-хулиганство: самые известные случаи вандализма

что такое акт вандализма

В лондонской галерее Тейт Модерн недавно была испорчена картина американского художника Марка Ротко. Ответственность за порчу картины взял на себя российский художник Владимир Уманец.

Уманец утверждает, что, сделав надпись черными чернилами в углу картины, он «повысил стоимость» работы Ротко, которая оценивается во многие миллионы долларов.

Это стало очередным проявлением вандализма по отношению к искусству, хотя сам Уманец и утверждает, что свой поступок не считает вандализмом.

А началось все в 455 году н.э., когда племена вандалов захватили Рим и уничтожили большое количество предметов искусства. Благодаря им вошло в обиход понятие «вандализм», означающее осознанную порчу предметов искусства.

Есть и другие примеры порчи произведений искусства, совершенные за последнее время.

«Ночной дозор» Рембрандта

Image caption «Ночной дозор» Рембрандта был написан в 1642 году

Картина голландского художника, являющаяся самым известным экспонатом Государственного музея в Амстердаме, трижды стала предметом посягательств вандалов.

Первый случай произошел в 1911 году, когда бывший корабельный кок напал на полотно с ножом, но не сумел прорезать густую лакировку творения.

Затем в 1975 году Вильгельм фон Райк несколько раз ударил в картину ножом. Он утверждал, что сделал это по приказу Христа, и был отправлен на лечение в психиатрическую клинику. Полотно восстановили, но следы порезов по-прежнему различимы.

Затем в 1990 году картина вновь подверглась нападению. Пациент психиатрической больницы, оказавшийся на свободе, выплеснул на творение Рембрандта серную кислоту. Благодаря быстрой реакции работников музея, оперативно сумевших нейтрализовать действие серной кислоты при помощи воды, пострадала лишь лакировка. Картину восстановили.

Безымянная картина Сая Твомбли

Художница Ринди Сэм, родившаяся в Камбодже, была оштрафована в 2007 году за то, что поцеловала и оставила следы помады на картине Сая Твомбли, выставлявшейся в выставочной галерее Авиньона во Франции.

«Я просто ее поцеловала. Этот поцелуй был актом любви, я больше ни о чем не думала. Мне казалось, что художник меня поймет», — сказала тогда женщина.

Суд обязал ее выплатить компенсацию владельцу картины в размере 1500 евро, а также 500 евро галерее, где это произведение искусства выставлялось. Кроме того, символическую компенсацию в размере 1 евро получит автор полотна.

«Благотворительность» Дэмиена Херста

Image caption «Благотворительность» Дэмиена Херста

Летом 2011 года в Королевской академии искусств в Бристоле пострадала шестиметровая статуя, созданная британцем Дэмиеном Херстом. На нее нанесли граффити.

Находившаяся на балконе музея статуя весила 3,5 тонны и стоила полтора миллиона фунтов (2,4 млн долларов). Образ статуи – девочки с ящиком для сбора пожертвований — был позаимствован из рекламной кампании британской благотворительной организации.

Некий неизвестный оставил с помощью граффити свою подпись на юбке девочки.

Академия тогда заявила, что статуя застрахована, и граффити будет смыто.

«Русалочка» Эдварда Эриксена

Image caption «»Русалочка» является символом Копенгагена

Статуя персонажа сказки Ганса Христиана Андерсена является одной из самых известных достопримечательностей столицы Дании Копенгагена.

Власти несколько раз рассматривали возможность ее переноса на несколько метров от берега вглубь моря из-за частых нападений вандалов.

Дважды ее лишали головы – сначала в 1964 году, а затем в 1998. В 1990 году попытка не удалась. В 1984 году статую лишили руки, но ее вернули спустя два дня. В 2003 году «Русалочка» слетела с постамента из-за взрыва.

Статую много раз марали краской. Однажды на нее накинули паранджу, а в 2006 году в руке «Русалочки» оказалась секс-игрушка.

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

Самое известное творение да Винчи является одним из самых хорошо охраняемых предметов искусства в мире. Но перед тем, как полотно оградили пуленепробиваемым стеклом, оно серьезно пострадало после попадания на него кислоты.

В декабре 1956 года некий мужчина бросил в картину камень, в результате чего пострадала краска на левом локте «Мона Лизы». Пострадавший участок отреставрировали.

На картину покушались и когда она была защищена пуленепробиваемым стеклом, хотя всегда обходилось без последствий.

В 1974 году женщина забрызгала картину красной краской из пульверизатора, когда та демонстрировалась в Национальном музее Токио. Таким образом она протестовала против запрета музея на посещение выставки инвалидами.

Три года назад россиянка бросила в творение да Винчи фарфоровую чашку, приобретенную ей в сувенирной лавке Лувра.

«Фонтан» Марселя Дюшана

Image caption Стоимость «Фонтана» составляет несколько миллионов евро

В 2006 году француз Пьер Пинончелли был приговорен к условному тюремному заключению сроком в три месяца и штрафу размером в 214 тысяч евро за повреждение молотком фарфорового писсуара Дюшана в Музее современного искусства – Центре Помпиду в Париже.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Быстрый ответ: Как осуществляется возврат на карту?

Работа была дубликатом оригинала, стоимость которого на тот момент предположительно составляла 3 млн евро.

До этого Пиночелли успел помочиться на другой вариант этого произведения искусства на выставке в городе Гим на юге Франции в 1993 году.

Бывший продавец утверждал, что его выходка была проявлением искусства, заявив, что его печалил тот факт, что радикальное в прошлом произведение искусства стало чересчур догматичным.

«Я его освежил и обновил, я внес нечто новое, с чем бы согласился Дюшан», — сказал он.

«Залив» Эллен Франкенталлер

В 2006 году абстрактной картине, датируемой 1963 годом, потребовалась реставрация после того, как 12-летний мальчик прилепил к ней жвачку на выставке, проходившей в Музее искусств в Детройте.

Жвачка оставила небольшое пятно на картине, оцениваемой в 1,5 млн долларов, но обошлось без серьезного урона. Мальчика, который приехал на выставку со своей школой, на несколько дней отстранили от занятий.

«Венера с зеркалом» Диего Веласкеса

Image caption Картину «Венера с зеркалом» можно увидеть в Лондонской Национальной галерее

В 1914 году в Лондонской Национальной галерее известная суфражистка Мэри Ричардсон семь раз ударила по полотну испанского художника ножом для разделки мяса. Картину удалось восстановить.

Ричардсон объяснила, что таким образом она протестовала против случившегося накануне ареста лидера суфражисток Эстеллы Панкхерст.

«Я пыталась уничтожить картину самой красивой женщины античных мифов, чтобы выразить протест правительству, уничтожающему Панкхерст», — сказала она в заявлении для прессы.

Позднее в одном из интервью она также добавила, что ей претила мысль о том, что на голую Венеру каждый день пялятся мужчины.

Разные работы Бэнкси

Говоря о том, возможно ли нанести ущерб граффити, можно вспомнить несколько работ независимого британского художника Бэнкси, работы которого были испорчены или уничтожены.

Некоторые из граффити-работ уличного художника были закрашены работниками районных органов местного самоуправления или владельцами зданий, многие из которых и не подозревали, что стоимость многих работ исчисляется тысячами фунтов.

В октябре 2011 года работа Бэнкси в Бристоле была закрашена в черный цвет. Местные жители назвали это «вандализмом».

Источник: https://www.bbc.com/russian/society/2012/10/121008_art_attack

Возьмите вандалов в «Команду Череповца». Как бороться с вандализмом в современном городе?

что такое акт вандализма

cherinfo.ru/echo.msk.ru

Разгромленная детская площадка, сломанные, а потом и украденные железные ворота одного из городских парков, испорченный хулиганами только что отремонтированный подъезд, другие подъезды череповецких многоэтажек, массово загаженные графической рекламой такси Всё это сообщения об актах вандализма, которые стали объектом внимания городских СМИ в последние месяц-полтора. Если учесть, что «за кадром» осталось столько же (если не больше) подобных происшествий, вполне можно говорить об обострении старой проблемы, характерной для многих городов и далеко не в одной только России.

Ключ без права передачи

Причём опыт показывает, что интенсивность и распространённость явления в значительной степени зависит от того, как на него реагируют власти и общество.

В Череповце эта реакция своеобразна. Вот практически прямая цитата, взятая с официального городского сайта —начальник управления административных отношений мэрии Ольга Ларионова прокомментировала появление уже упомянутых «таксо»-граффити в подъездах:

«Тех, кто рисует подобные надписи, а также расклеивает рекламу на дверях и окнах, можно привлечь к ответственности за порчу чужого имущества. Такая статья в административном кодексе есть. Но нужно схватить хулигана за руку. Обращаться стоит в полицию к участковому, который и составит протокол. Жильцам можно посоветовать быть бдительными и не пускать посторонних в подъезд».

Попытаемся расшифровать высказывание чиновницы. Управа на вандалов в законе предусмотрена. Но для этого нужно поймать хулигана за руку. Заниматься этим должен кто-то. Например, участковый. А вообще — вы, жильцы, здесь живёте, поэтому это — ваши проблемы.

Между тем у города есть целый штат специалистов, так называемых «уполномоченных по профилактике правонарушений», в особенности — нарушений правил благоустройства города, есть офисы во всех районах города. Эти специалисты, как и вытекает из их должностных обязанностей, должны все акты хулиганства и вандализма пресекать, а ещё лучше — не допускать.

На практике же получается, что все пытаются найти тех, на кого можно спихнуть ответственность. Например, на управляющие компании — на них стараются «повесить» всё: и плохо убранную территорию, сосульки и контейнерные площадки, и надписи на стенах, оставленные вандалами. Штраф выписывается не авторам граффити или какого-нибудь подъездного разгрома, а управдому.

«Только нас и штрафуют, — подтверждает руководитель группы компаний „Жилремстрой“ Галина Маврина. — Мы, конечно, стараемся работать с жителями домов. Хорошо, когда они друг друга знают — тогда намного проще предотвращать акты вандализма и находить их „авторов“».

Представитель группы УК «Олимп» Сергей Васюнов тоже обращает внимание на избирательный подход к проблеме:

«Контролировать работу управляющих компаний и безопасно, и удобно, и хорошо, и имеет эффект пополнения бюджета, этим органы занимаются, — говорит собеседник Самолёта. — А если тяжело, опасно, есть риск от подростка и по шее получить, много времени занимает, то — нет. А ведь можно наделить полномочиями административные структуры, внести изменения в правила благоустройства.

Органов ведь в городе более чем достаточно: и управление архитектуры, и УВД. Согласуйте регламент. Ходят же сейчас по паркам — алкоголиков гоняют. Хорошее дело. Задались целью и делают. И здесь нужен такой же системный подход. Штат нужно расширить? Делайте! Я считаю, всё в наших силах. А если на не обращать внимания на проблему, тогда и возникает вандализм.

Допустим, пишет ребенок на фасаде, понимая, что есть безнаказанность, женщина сделала ему замечание, он и её стукнул. А если бы были приняты какие-то меры? Ведь раньше просто боялись, что поймают за руку, что кто-то увидит, что можно заработать серьёзный штраф. Понятно, что все себя хотят в таком возрасте выразить.

Делают это по-разному: кто-то волосы в зеленый цвет красит, кто-то слова на заборе хочет написать. Но это были бы единичные случаи».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда наступает гражданская ответственность?

Отрываем руки вандалам: 8 эффективных способов

Подтверждением слов Сергея Васюнова о реальности эффективности решения проблемы городского вандализма могут служить примеры западных стран, которые приводит в своём посте известный блогер Варламов.

Больше 20 лет назад станции и вагоны нью-йоркского метро были сплошь покрыты граффити, рассказывает он. В окна вагонов невозможно было смотреть, потому что они полностью были замазаны краской. Но в 1984 году город запустил программу по избавлению от граффити. Метрополитен нанял специальный персонал, который с тех пор постоянно инспектирует станции и вагоны и моментально смывает или закрашивает любые рисунки и надписи.

Большая часть проверяющих работает на конечных станциях метро. Между поездками они полностью проверяют поезда и в случае чего сразу же удаляют новые граффити. Чем раньше они примутся за дело, тем легче будет отмыть рисунки, поэтому проверки проводятся максимально часто. Также есть мобильные отряды, которые по ночам проверяют состояние станций и стирают появившиеся за день рисунки.

Большие граффити и процесс их удаления всегда записывается на пленку. Все эти материалы потом предъявляют в суде в случае, если вандала удастся поймать (их, кстати, ловят довольно часто благодаря полицейским патрулям и системе видеонаблюдения). По видеозаписям суд устанавливает, во сколько обошлась работа сотрудников метро, чтобы осужденный потом мог выплатить точную сумму ущерба.

Нью-йоркский метод борьбы с граффити основан на выводе, что вандалы изрисовывают вагоны и станции ради того, чтобы их работу увидело, как можно больше людей. Поэтому сотрудники просто лишают их аудитории, максимально быстро стирая все рисунки и надписи. Таким образом вандалы теряют мотивацию портить вагоны и станции.

В Лондоне тоже была большая проблема с вандализмом в транспорте, но там её решили совсем другим способом. Методика полицейского подразделения по борьбе с вандалами основана на компьютерном анализе. Полицейские сохраняют все надписи и рисунки в базу данных, и компьютер с помощью системы видеонаблюдения помогает им выявлять вероятных и постоянных нарушителей.

Все собранные материалы передаются в суд, и после этого полицейские получают разрешение на проведение обысков в домах у подозреваемых. В поисках улик также проверяются компьютеры и смартфоны.

Если размер нанесенного ущерба превышает 8 тысяч фунтов, дело передают в вышестоящую инстанцию, и там нарушителю выносят более суровое наказание, иногда даже в виде тюремного заключения.

После того, как в 2000 году расходы на устранение последствий вандализма в стокгольмском транспорте превысили 100 миллионов шведских крон, власти Стокгольма осознали, что нужно придумать новый метод борьбы с вандалами. Им стали антивандальная информационная кампания и общественный контроль.

Управляющая компания стокгольмского общественного транспорта развернула информационную войну с вандалами. В дома, где были дети от 11 до 13 лет, начали рассылать буклеты о том, что вандализм — это плохо и опасно. По телевидению запустили антивандальную рекламу, направленную на молодую аудиторию. А по школам начали ходить представители компании с уроками об общественном вреде вандализма в виде граффити.

Параллельно с этим транспортная компания собрала инициативную группу «Спокойные улицы». Ей поручили патрулировать маршруты общественного транспорта и предотвращать правонарушения и вандализм. В эту группу в основном входит безработная молодежь. Она следит за безопасностью в транспорте и заодно работает с бездельничающими подростками, вовлекая их в общественно полезную деятельность.

В Нидерландах вандалов (включая школьников) отлавливают и отправляют на исправительные работы. Как правило, их заставляют отмывать свои или чужие художества. Кроме этого, все они проходят образовательный курс, на котором им рассказывают о последствиях разных правонарушений. Отбывают своё наказание они после школьных занятий.

Принципы противодействия вандализму

Их для читателей Самолёта (в первую очередь для муниципальных чиновников) сформулировал урбанист Аркадий Гершман.

По его мнению, нужно всегда оперативно устранять ущерб. Эффект разбитых окон никто не отменял:

«Сейчас очень активно вандалят подростки. Банально потому что в российских городах нет мест для их самореализации. Школы, церкви, бульвары и шахматные кружки удовлетворяют потребности лишь 10% подростков. Остальным нужны иные мероприятия. Хотят рисовать тэги — пусть рисуют. Отведите в каждом районе им комфортное, удобное и видовое место (а какой смысл рисовать тэги, если никто не видит).

Даже в историческом центре должна быть площадка, где подростки смогут дурачься. И никаких компромиссов, чего бы ваши скрепы не шептали. Либо подростки организованно отдыхают в специальных местах в центре, либо не организованно на исторических фасадах. Сейчас все площадки в городе предназначены либо для спортсменов, либо для малышей.

Культ детей и спорта — это хорошо, но когда начнется культ обычного российского человека?

Соучаствующее проектирование позволяет снизить уровень вандализма, если в проектирование общественного пространства вовлечь потенциальных вандалов. Нужно понять, что им нужно, чем они хотят заниматься. Пусть принимают участие в проектировании или даже в работе над общественным пространством, тогда будут сильнее его ценить и даже оберегать.

Публичное наказание, как этого требуют обычные жители — самый не эффективный способ. Он может еще больше раззадорить вандалов. Хотя если вандалят на небольшом полуобщественном участке (например, двор или подъезд), то настучать по шапке будет весьма полезно. Будет хороший эффект».

Если перевести то, о чём говорит Гершман, на язык череповецких реалий, то получается, что местных подростков-вандалов нужно приглашать в ту самую «Команду Череповца», в которой состоят и мэр Елена Авдеева, и упомянутая Ольга Ларионова. Господа, возьмите их к себе и помогите разобраться, что в их жизни не так, почему они так не любят наши общественные пространства и хотят самоутверждаться таким варварским способом?

Может быть, тогда самым «ужасным» актом вандализма в Череповце будет такой же вот жест жителя Лондона:

Сергей Михайлов
СамолётЪ

Источник: https://samolet.media/posts/3544

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от юриста