Какой закон не имеет обратной силы

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

какой закон не имеет обратной силы

Новая редакция Ст. 1.7 КоАП РФ

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2.

1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Комментарий к Статье 1.7 КоАП РФ

1.

Лица, совершившие административное правонарушение, привлекаются к административной ответственности на основании нормативно-правовых актов двух видов.

Во-первых, это акты, непосредственно устанавливающие административную ответственность, законодательство об административных правонарушениях (комментируемый Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях).

Во-вторых, это нормативно-правовые акты, содержащие правила управленческого характера, за нарушение которых правовыми актами первого вида установлена административная ответственность. Лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь в том случае, если на момент совершения им административного правонарушения действовали нормативно-правовые акты обоих видов.

2.

Важнейшим принципом применения юридической ответственности является принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы, то есть под действие закона не подпадают юридические факты, возникшие до его вступления в силу. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает изъятие из данного принципа.

Оно выражается в том, что закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу.

3. Физическое или юридическое лицо привлекается к административной ответственности по правилам, действующим во время производства по делу об административном правонарушении.

Другой к Ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1.

Нормы данной статьи служат цели претворения в сферу действия законодательства об административной ответственности конституционного принципа, в соответствии с которым никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. При этом закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч.1 ст.54 Конституции РФ).

Применительно к законодательству об административных правонарушениях приведенные конституционные положения действуют без каких-либо ограничений, что дает основания рассматривать их как весомое средство обеспечения стабильности этого законодательства и законности его практического применения.

Действительно, было бы грубейшим отклонением от требований законности, приводящим к нарушениям прав лица, совершившего административное правонарушение, применение к нему административного наказания на основании утратившего юридическую силу закона Российской Федерации или ее субъекта.

Только действующий закон, вступивший в силу в установленном порядке и не отмененный в таком же порядке (в частности по истечении срока его действия, если таковой был установлен), может служить реальным юридическим основанием для применения к лицу, совершившему административное правонарушение, предусмотренных таким законом мер административной ответственности.

Это можно проиллюстрировать на примере ст.5 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Как указывалось выше, с 1 июля 2002 г. не подлежат применению нормы об административных правонарушениях, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах Союза ССР, например, Основах законодательства Союза ССР и союзных республик, ряде законов и указов Президиума Верховного Совета СССР.

Вместе с тем в ст.2 названного Закона содержится перечень правовых актов различной юридической силы, принятых государственными органами Российский Федерации за период с 1977 по 2001 г., признанных утратившими силу полностью либо частично. Одновременно внесены изменения в ряд законодательных актов РСФСР, сохранивших свою силу (например, Закон РСФСР от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Таково действие законодательства об административных правонарушениях (включая и производство по ним) во времени.

Что же касается его действия в пространстве, то имеется в виду территориальный фактор: место совершения административного правонарушения и производства по нему. Поскольку речь идет об ответственности лица, совершившего административное правонарушение, данная норма находится в прямой зависимости от полномочий судьи, органа, должностного лица, рассматривающего данное дело и назначающего административное наказание.

Иными словами, все зависит от того, обладает ли данный орган или должностное лицо необходимыми полномочиями для рассмотрения данного дела.

Об этом, в частности, свидетельствует следующее: при подготовке дела об административном правонарушении определяется не только место и время рассмотрения, но и выясняется, относится ли его рассмотрение к компетенции данного судьи, органа, должностного лица.

В случае составления протокола о нарушении и оформления других материалов дела неправомочными лицами либо установления, что данное дело не относится к компетенции данного судьи, органа, должностного лица, оно передается на рассмотрение по подведомственности (включая и территориальную).

Учитываются и территориальные пределы действия законодательства, которыми, в частности, определяются полномочия государственного органа, издавшего данный правовой нормативный акт (федеральное законодательство действует на всей территории РФ; законы субъектов РФ — на их территории).

Учитывается также и то, что полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях наделяются в соответствующих случаях и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (например, главные государственные инспектора по геологическому контролю на определенной территории).

Важное значение имеет тот факт, что никто не может нести административную ответственность за действия (бездействие), не признаваемые правонарушением в момент совершения. Этот принцип нашел свое выражение в Федеральном законе «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в виде правовой нормы, в соответствии с которой с 1 июля 2002 г.

прекращаются находящиеся в производстве уполномоченных судей, органов, должностных лиц дела об административных правонарушениях, не признающихся таковыми в связи с утратой силы законов и иных нормативных правовых актов на основании названного Закона, либо дела, по которым истек срок давности привлечения к административной ответственности (см. статью 4.

5 Кодекса РФ об Административных Правонарушениях).

С 1 июля 2002 г. также не подлежат исполнению неисполненные постановления о наложении административных взысканий за административные правонарушения, установленные утратившими силу законами и иными нормативными правовыми актами и не являющиеся административными правонарушениями согласно новому КоАП РФ. Ввиду отмены исправительных работ в качестве административного взыскания не подлежат исполнению неисполненные постановления о их наложении.

В соответствии с упомянутым Законом осуществляется также следующее: органы и должностные лица, не уполномоченные ныне рассматривать дела об административных правонарушениях в связи с преобразованием системы федеральных органов исполнительной власти и упразднением некоторых из них, должны передать находящиеся у них дела судьям, органам, должностным лицам, которые уполномочены новым КоАП РФ на рассмотрение таких дел. Имеются в виду органы регулирования естественных монополий, валютного контроля, государственной регистрации юридических лиц, которые в КоАП РФ РСФСР не были обозначены.

2.

В ч.2 ст.1.7 КоАП РФ в сфере применения законодательства об административных правонарушениях закреплен конституционный принцип, в соответствии с которым закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение правонарушителя, имеет обратную силу. Это означает, что подобного рода меры действуют, например, при установлении менее строгого административного взыскания либо его отмены, при исключении административной ответственности с отягчающими обстоятельствами (например, повторность совершения правонарушения и т.п.), при исключении ответственности за ранее наказуемые правонарушения и т.п.

Обратная сила распространяется также на случаи неисполнения постановления о назначении административного наказания до вступления в силу закона, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение.

Судьям, органам, должностным лицам федеральный закон предложил пересмотреть вынесенные ими до 1 июля 2002 г. постановления о наложении административных взысканий в целях приведения их в соответствие с действием нормы об обратной силе.

Следует отметить, что закон может установить обстоятельства, отягчающие или иным образом ухудшающие положение лица, совершившего административное правонарушение (например, увеличить размер штрафной санкции и т.п.). В подобных случаях на него не распространяется принцип обратной силы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как расторгнуть договор с Тинькофф кредитная карта?

Источник: http://koapkodeksrf.ru/rzd-1/gl-1/st-1-7-koap-rf

Закон не имеет обратной силы — что это значит, и как это понимать?

какой закон не имеет обратной силы

Закон обратной силы не имеет – устойчивое выражение, используемое юристами, означающее, что новый законодательный акт не распространяется на отношения, возникшие до его утверждения. Подробнее о данном основополагающем конституционном принципе расскажем в статье.

Что значит закон не имеет обратной силы?

Каждый день принимаются новые законы, которые начинают действовать либо с определенной даты, либо при наступлении определенного события, либо с момента их подписания. Но распространяют ли они свое действие на отношения, которые имели место до принятия нового закона – ведь на тот момент никакого нормативного акта не было?

Ответ на этот вопрос становится очевидным после ознакомления с двумя основными правовыми постулатами.

  1. Согласно первому, закон действует только на те отношения, которые появились после вступления его в силу.
  2. Второй гласит, что если отношения являются длительными (например, продолжительный договор аренды), то они регулируются актом, действующим на момент возникновения отношений (в приведенном примере – при заключении договора аренды).

Между тем, указанные выше постулаты – это лишь общее правило, которое действует далеко не всегда. Законодатель оговаривает и случаи, когда закон имеет обратную силу, т.е. распространяет действие на временной промежуток до его принятия.

Например, в самом нормативном акте может указываться, что он распространяет действие на отношения, которые имели место до его принятия.

Второе исключение касается законов, улучшающих положение лиц, на которых он распространяет действие. Речь идет о случаях отмены статей УК РФ, предполагающих уголовное преследование за различные преступления. В этом случае преступления, которые совершались до введения в действие до принятия такого закона также декриминализуются. Аналогичное правило действует в отношении поправок к КоАП РФ, улучшающих положение правонарушителей, либо поправок в Налоговый кодекс РФ.

Конституция РФ об обратной силе закона

Конституция РФ – основной закон страны. В нем содержатся основополагающие правила относительно действия законов России во времени. Такие правила закреплены в ст. 54 Конституции.

По общему принципу закон, который утверждает ответственность за действия или бездействие (хотя ранее такой ответственности не было), либо увеличивает уровень ответственности за действия или бездействие, которые имели место до введения в действие нового закона, не имеет обратной силы. Таким образом, по данному постулату Конституции РФ — закон обратной силы не имеет.

Но существует и второй постулат, который отражен в ч. 2 ст. 54 Конституции РФ. Никто не должен быть наказан за действия, которые не признавались правонарушением или преступлением в момент их совершения, даже если они признаются неправомерными по новому закону. Правило дополняется утверждением о том, что если после совершения действий или бездействия ответственность за них упразднена, либо стала более мягкой, на основании нового закона, то применяется исключительно он.

Что значит обратная сила закона применительно к гражданским и уголовным правоотношениям?

Правила применения постулата о том, что закон не действует на ранее возникшие отношения заложена в ГК РФ (ст. 4) и УК РФ (ст. 10).

Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ гражданские нормативные акты не могут иметь обратной силы и действуют только применительно к тем отношениям, которые возникли после их принятия. Однако в этой же норме указывается на исключение – если в законе прямо указано, что его действие распространяется на ситуации, которые имели место до его принятия, то такие отношения также подлежат регулированию таким законом.

Если же правоотношения длящиеся, и возникли до принятия закона, то после начала его применения они будут урегулированы новым актом (ранее исполненные права и обязанности будут регулироваться по-старому).

Об уголовном законодательстве мы уже упоминали. Согласно ст. 10 УК РФ, если деяние ранее считалось преступным, но новый закон смягчает ответственность или улучшает положение преступника, то новый акт распространяет действие на ранее осужденных лиц. Это касается как лиц, отбывающих наказание, так и уже отбывших его, но не погасивших судимость.

Если же новым законом в ранг преступления возводятся действия, ранее не признававшиеся преступлением, либо ответственность усиливается, то такой закон не имеет обратной силы.

Таким образом, по уголовному законодательству обратную силу имеют только те положения нового закона, которые:

  1. Упраздняют преступность деяния.
  2. Смягчают наказание.
  3. Иным образом делают положение лица, привлеченного к ответственности, лучше.

***

Таким образом положения Конституции РФ, ГК РФ, УК РФ относительно обратной силы действия законодательных норм во многом совпадают. ГК РФ и УК РФ лишь дополняют указанные в Конституции РФ основополагающие принципы.

Источник: https://zakoved.ru/dlya-grazhdan/zakon-ne-imeet-obratnoj-sily-chto-e-to-znachit-i-kak-e-to-ponimat.html

Статья 10. Обратная сила уголовного закона

какой закон не имеет обратной силы

Новая редакция Ст. 10 УК РФ

1.

Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Комментарий к Статье 10 УК РФ

1.

В коммент. статье более подробно, нежели в прежнем УК, регулируются вопросы обратной силы уголовного закона.

2. ст. 10 основывается на общих, относящихся ко всем правонарушениям предписаниях ст. 54 Конституции, в соответствии с которой: а) закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; б) никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; в) если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

3.

В ч. 1 коммент. статьи в качестве общего правила закреплен запрет обратной силы (неретроактивность) уголовного закона, устанавливающего преступность деяния, усиливающего наказание или иным образом ухудшающего положение лица, совершившего преступление.

Этот общедемократический принцип, который еще в 1789 г. был включен во французскую Декларацию прав человека и гражданина, сегодня входит в перечень основных прав и свобод человека, являющихся общепризнанными нормами международного права, и отражен, например, в п. 1 ст. 15 заключенного в рамках ООН Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и п. 1 ст. 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. .———————————

Ведомости СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2143.

4. Уголовным законом, устанавливающим преступность деяния, является закон, который признает уголовно наказуемым деяние, ранее не считавшееся преступлением.

К уголовным законам, усиливающим наказание или иным образом ухудшающим положение лица, совершившего преступление, относятся, в частности, законы, которые: а) увеличивают максимальный и (или) минимальный предел наказания; б) добавляют к основному наказанию дополнительное или альтернативное, когда это предоставляет суду возможность назначить более строгое наказание, чем по ранее действовавшему закону; в) увеличивают сроки наказания, отбытие которых необходимо для условно-досрочного освобождения; г) ухудшают условия, связанные с погашением и (или) снятием судимости; д) снижают максимальное наказание при категоризации преступлений; е) смягчают требования к определению рецидива.

4.1. УК РФ изначально установил более 60 новых уголовно-правовых запретов, усилил наказание за многие тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотрел обязательное усиление наказания за простой, опасный и особо опасный рецидив. Все эти нормы согласно ч. 1 коммент. статьи обратной силы не имеют.

5. Часть 1 коммент. статьи устанавливает исключения из общего правила, закрепленного в ч. 1 ст. 9, и принципа неретроактивности уголовного закона. Как и в предшествовавшем уголовном законодательстве, закон имеет обратную силу, если он устраняет преступность какого-либо деяния либо смягчает наказание лица, совершившего преступление. Например, в первоначальной редакции УК РФ полностью или частично было декриминализировано около 40 деяний.

5.1. Новеллой УК РФ является применение обратной силы закона в случае, когда он иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Вы спрашивали: Куда обращаться если не принимают заявление на увольнение?

К уголовным законам, смягчающим или иным образом улучшающим положение совершивших преступления лиц, относятся акты, предусматривающие, например, снижение максимального и (или) минимального предела наказания, введение более мягкой альтернативной санкции, расширение оснований и снятие ограничений на применение условно-досрочного освобождения, смягчение условий погашения и снятия судимости, установление новых оснований освобождения от УО.

6. В ч. 1 коммент. статьи определяется круг лиц, на которых распространяются нормы об обратной силе более мягкого закона. Это не только лица, совершившие соответствующие деяния до вступления в силу такого закона (в том числе отбывающие или отбывшие наказание), но и лица, имеющие судимость.

7. В случае применения обратной силы закона, устраняющего преступность деяния, УД, еще не рассмотренные судом, подлежат прекращению, в какой бы стадии производства они ни находились.

8. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то согласно ч. 2 коммент. статьи это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных данным законом. Следовательно, наказание должно быть снижено до максимума, установленного новой санкцией, и если эта санкция не предусматривает дополнительного наказания, к которому было приговорено лицо, суд обязан освободить это лицо от такого дополнительного наказания.

Другой к Ст. 10 Уголовного кодекса Российской Федерации

1.

В ч. 1 ст. 10 УК РФ сформулирован принцип обратной силы уголовного закона, являющийся исключением из требований, установленных в ст. 9 УК РФ.

Уголовному закону придается обратная сила в трех случаях: а) устранения преступности деяния; б) смягчения наказания; в) иным образом улучшения положения лица, совершившего преступление.

2. Законом, устраняющим преступность деяния, признается закон, отменяющий за него уголовную ответственность. Исключение из УК РФ статьи, содержавшей признаки специальной нормы, не исключает уголовной ответственности лица по другой статье УК, где изложены признаки нормы общего характера, охватывающей и данное деяние.

3.

Закон смягчает наказание, если он: заменяет в санкции вид наказания на более мягкий; исключает из альтернативы наиболее строгий вид наказания; исключает дополнительное наказание; вводит в санкцию более мягкий вид основного или дополнительного наказания; снижает минимальные и максимальные размеры наказания (в случае, когда нижний предел наказания стал мягче, а верхний строже, следует ориентироваться на верхний предел, такой закон признается более строгим) и т.п. Если санкции старого и нового закона являются одинаковыми, преступление должно квалифицироваться по закону, действовавшему во время его совершения.

4. Иным образом улучшающим положение лица, совершившего преступление, признается закон, в частности, смягчающий условия освобождения от уголовной ответственности или наказания, уменьшающий сроки погашения или снятия судимости и т.п.

5. Правило об обратной силе нового, более мягкого уголовного закона распространяется как на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, так и на лиц, уже осужденных и отбывающих наказание или имеющих судимость по старому, более строгому закону.

6. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных нормами Особенной части УК РФ в новой редакции с использованием положений о назначении наказания из Общей части УК, примененных при первоначальном назначении наказания.

Источник: http://ukodeksrf.ru/ch-1/rzd-1/gl-2/st-10-uk-rf

Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени

Новая редакция Ст. 4 ГК РФ

1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 4 ГК РФ

1. Общеправовой принцип «закон не имеет обратной силы» предусмотрен и в комментируемой статье 4 ГК. Это правило имеет исключения:

— закон прямо распространяет свое действие на отношения, возникшие до его принятия (имеет обратную силу — см., напр., Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»);

— нормы принятого закона по общему правилу не распространяются на существовавшие (длящиеся) отношения до принятия закона (см., напр., ст. 422 ГК РФ).

Наука.

Принцип, исключающий обратное действие норм, является признанным не только для гражданского, но и для ряда других отраслей.

Особый интерес приобретает, в частности, уголовное право, которое последовательно исходит из того, что обратную силу имеет только уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица В отличие от Уголовного кодекса, ГК при решении вопроса об обратной силе закона подобной дифференциации не проводит. Однако это не означает, что гражданскому праву учет возможных последствий применения принципа обратной силы вообще неизвестен.

М.И.Брагинский

2. В целом единообразные для Российской Федерации положения о порядке вступления в силу законов, указов, постановлений, а также о действии их в пространстве и по кругу лиц в равной мере относятся и к гражданскому законодательству.

Судебная практика.

Договор аренды недвижимого имущества, не предусматривающий условия о плате за пользование имуществом, является заключенным, поскольку законодательство, действовавшее на момент заключения договора, не запрещало передавать имущество без взимания платы за его использование (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.07.2005 N Ф04-3139/2005(11536-А03-22)).

Другой к Ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В комментируемой статье 4 ГК РФ применительно к гражданскому законодательству сформулирован общепризнанный принцип, отражающий нежелательность придания нормативному акту обратной силы, т.е.

распространение его на отношения, возникшие до введения его в действие. Исходя из этого принципа, обратную силу может иметь не любой акт гражданского законодательства, а лишь закон, и только в тех случаях, когда это прямо в нем предусмотрено.

Применительно к договору этот принцип конкретизирован в ст. 422 ГК.

2. Введение в действие законов РФ регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801; 1999. N 43. Ст. 5124).

Эти акты вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если в них не установлен другой порядок их вступления в силу. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста акта в РГ или СЗ РФ. Согласно ч. 3 ст.

15 Конституции РФ, неопубликованные законы не применяются.

3. Введение в действие актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти регулируется Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663; 1998. N 33. Ст. 3967).

Согласно названному Указу акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, по общему правилу вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, по общему правилу вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, а иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания. Официальным опубликованием таких актов считается их публикация в РГ или СЗ РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Минюсте России и обязательному официальному опубликованию в РГ и БНА. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после их официального опубликования, если в самих актах не установлен другой порядок вступления их в силу.

Согласно п. 10 Указа нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений и применения санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли попасть в Калининград без загранпаспорта?

Источник: http://gkodeksrf.ru/ch-1/rzd-1/podrzd-1/gl-1/st-4-gk-rf

Проблемы ответственности за геноцид

   Введение
Глава I-1   Глава I-2   Глава II-1   Глава II-2   Глава II-3
Заключение   Библиография

3. Проблема придания обратной силы Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 года

Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 года вступила в силу в 1951 году (согласно статье XIII) . Следовательно, в силу существующего принципа nullum crimene sine lege — нет преступления без указания на то в законе, ответственности по Конвенции подлежат лица только за те действия, которые были совершены уже после вступления в силу Конвенции, то есть после 1951 года.

Такого мнения придерживается подавляющее большинство юристов, в частности Самвел Кочои: «Попытки квалифицировать сегодня как геноцид уничтожение национальных или религиозных групп, имевшее место задолго до ее принятия, до появления в международном праве самого понятия «геноцид», на наш взгляд, неправомерны (тем более что Конвенция обратной силы не имеет).

Эти факты должны быть квалифицированы по законам, действовавшим на момент их совершения, и, бесспорно, осуждены мировым сообществом, однако геноцидом формально с позиций права они не являются.».1

Принцип nullum crimene sine lege был также закреплен в Римском Статуте Международного уголовного суда 1998 года. Статья 24 «Отсутствие обратной силы ratione personae» гласит: «Лицо не подлежит уголовной ответственности в соответствии с настоящим Статутом за деяние до вступления Статута в силу».2

Ссылка на этот римский принцип является одним из основных аргументов турецких представителей в ответ на упоминания актов геноцида армян, осуществленных в Османской Империи в начале 20 века.

Однако мне думается, что вопрос о применении к международному праву положения национального уголовного права, отрицающего обратную силу закона, не столь однозначен.

В этом отношении очень интересно рассмотренное в Верховном суде Израиля дело «Эйхман против Генерального прокурора Правительства Израиля». Эйхман был похищен израильскими спецслужбами в Аргентине и осужден по израильским законам о преступлениях против еврейского народа времен Второй мировой войны.

Защита Эйхмана заявила протест, основанный на утверждении, что отправление правосудия судом Израиля в отношении преступлений, совершенных за пределами Израиля и до образования этого государства, является нарушением международного права.

Верховный суд, апелляцию отклонил и оставил в силе решение израильского суда.

В отношении принципа nullum crimen sine lege, Верховный суд Израиля указал, что отрицание обратного действия уголовного законодательства еще не стало нормой обычного международного права.

Отметив, что в большинстве стран этот принцип действительно был включен в тексты конституций или уголовных кодексов и что в таких странах Суд не может отступить от этого правила, Верховный суд отметил, что такое положение дел не относится ко всем странам.

Так, в Соединенном Королевстве отсутствует конституционное ограничение права законодателя принимать законодательство, имеющее обратную силу, и если он сделает это, суд не будет вправе отменить такое правило. Исходя из этого, Суд счел, что этот принцип не может считаться частью внутреннего права Израиля на основании международного права, а сфера его применения в этой стране такая же, как и в Англии.3

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 96(1), в которой впервые появился термин «геноцид», сама Конвенция о геноциде и ряд других международных актов, связанных с этим преступлением, говорят о том, что преступления геноцида совершались и до их принятия и что это определение применимо ко всем известным случаям разрушения и уничтожения национальных групп.

Так, упомянутая резолюция Генеральной Ассамблеи 96(1), принятая на первой сессии 11 декабря 1946 г., прямо относит к этой категории международных преступлений все предшествовавшие случаи: «Можно указать на многочисленные преступления геноцида, когда полному или частичному уничтожению подверглись расовые, религиозные, политические и прочие группы».

4

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, отмечая в преамбуле, «признавая, что на протяжении всей истории геноцид приносил большие потери человечеству», подтверждает правомерность квалификации в качестве геноцида всех действий, подпадающих под описанный ею состав этого преступления. В статье I Конвенции стороны (в том числе и Турция) «подтверждают», а не устанавливают, что геноцид «является преступлением, которое нарушает нормы международного права и против которого они обязуются принимать меры предупреждения и карать за его совершение».

В принципах международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества, принятых Организацией Объединенных Наций в развитие изложенных в ее Уставе принципов и целей, прямо указывается, что эти преступления подлежат расследованию, а лица, в отношении которых имеются доказательства в совершении таких преступлений, — розыску, аресту, привлечению к судебной ответственности и, в случае признания их виновными, наказанию «когда бы и где бы они ни совершались».5

Таким образом, международные акты, введшие термин «геноцид» в оборот, прямо указали, что это определение применимо и ко всем известным случаям разрушения и уничтожения национальных групп.

Одним из веских аргументов, приводимых сторонниками придания обратной силы Конвенции о геноциде, является ссылка на приговор Нюрнбергского трибунала.

Приведу отрывок из заключительной речи Главного обвинителя на Нюрнбергском процессе от СССР Р.А. Руденко.

«Защита пыталась отвергнуть обвинения, доказывая, что в момент совершения подсудимыми инкриминируемых им действий последние не были предусмотрены действовавшими законами, а потому подсудимые не могут нести за них ответственность.

Устав Международного военного трибунала устанавливает, что этот трибунал «имеет право судить и наказывать лиц, которые, действуя в интересах европейских стран «оси», индивидуально или в качестве членов организаций» совершили любое из преступлений, перечисленных в статье 6 Устава.

Следовательно, юридически для вынесения приговора и применения наказания не требуется, чтобы совершенные подсудимыми преступления были предусмотрены уголовными законами в момент их совершения. Однако, не подлежит сомнению, что действия подсудимых являлись преступными с точки зрения законов, действовавших в момент, когда эти преступления имели место.

Нормы уголовного права, содержащиеся в Уставе Международного трибунала, представляют собой выражение принципов, содержащихся в ряде международных договоров и в уголовном законодательстве всех цивилизованных государств. Законодательство всех цивилизованных народов предусматривает уголовную ответственность за убийства, истязания, насилия, грабежи и т.д.».6

Авторы Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него и государства, подписавшие ее, не ограничили ее действие преступлениями, которые были бы совершены после ее принятия или вступления в силу. Кроме того, международное сообщество принятием Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 года подтвердило, что геноцид не имеет срока погасительной давности.

Более того, полагаю, что нельзя говорить о придании Конвенции 1948 года обратной силы применительно к актам геноцида, совершенным до 1951 года, но последствия которых до сих пор не ликвидированы.

Принцип «закон обратной силы не имеет» безусловен в национальном уголовном праве. Возможно, он также безусловен в международном уголовном праве применительно к физическим лицам. Однако я полагаю, что данный принцип никоим образом не должен влиять на реализацию государством, совершившим геноцид до вступления в силу Конвенции о геноциде, юридической и политической ответственности.

_____________________________
1 Кочои Самвел. Геноцид: понятие, ответственность, практика. // Уголовное право. 2001. №2.
2 Римский Статут Международного Уголовного суда от 17 июля 1998 г. // Сборник международных договоров. Т.1. ч.1, 2. Универсальные Договоры. ООН. NY. Jeneve. 1994.
3 Барсегов Ю.Г.

К вопросу о придании обратной силы Конвенции о 1948 года. // www.genocide.ru.
4 Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на второй части первой сессии с 23 октября по 15 декабря 1946г. NY. 19947. // Сборник международных договоров. Т.1. ч.1, 2. Универсальные Договоры. ООН. NY. Jeneve. 1994.

5 Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества от 3 декабря 1973 г. // Сборник международных договоров. Т.1. ч.1, 2. Универсальные Договоры. ООН. NY. Jeneve. 1994.
6 Нюрнбергский процесс.

Сборник материалов в восьми томах. М., Изд-во «Юридическая литература». 1999.

Барсегов Ю. — Геноцид армян. Ответственность Турции и обязательства мирового сообщества.

Источник: http://www.genocide.ru/lib/moshenskaya/2-3.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от юриста