Кто является субъектом правонарушения

Состав правонарушения: понятие, признаки, элементы

кто является субъектом правонарушения

Состав правонарушения – это система объективных и субъективных элементов деяния, признаки которых предусмотрены в диспозиции правовой нормы, определяющей данное деяние как правонарушение.

Иными словами, состав правонарушения – это, то из чего слагается само правонарушение, совокупность образующих его частей, или элементов, его структура, его результат структурного анализа.

Элемент – это структурное подразделение состава правонарушения. Различают четыре составных части состава правонарушения: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.

Признаки состава правонарушения

Признаки – определенные черты, характеризующие каждый элемент состава правонарушения. Признаки, характеризующие объект и объективную сторону называют объективными, а признаки, характеризующие субъективную сторону и субъект, – субъективные признаки.

В свою очередь признаки состава преступления подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательные признаки имеют место быть в каждом составе правонарушения. Факультативные – могут быть указаны, а могут и отсутствовать в составе правонарушения.

Изначально, состав правонарушения определяли как совокупность признаков, образующих данное правонарушение.

Понятие состава правонарушения наиболее детально изучалось и разрабатывалось в рамках уголовного права. Однако, со временем данное явление распространилось и на другие отрасли права.

Четыре элемента состава правонарушения

Классическая теоретическая модель выделяет следующие элементы состава правонарушения:

  • объект;
  • объективная сторона;
  • субъект;
  • субъективная сторона.

Объект правонарушения

Это, то на что посягает виновный при совершении правонарушения, то, чему он причиняет или может причинить вред. Принято считать, что это охраняемые правом общественные отношения.

В теории уголовного права выделяют общий, родовой и непосредственный объекты преступлений. Однако данная классификация применима ко всем объектам правонарушений и допустима в применении в остальных отраслях права.

Общий объект правонарушения – это всегда общественные отношения, охраняемые правом, той или иной его отраслью.

Родовой объект правонарушения – группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель.

Непосредственный объект правонарушения (предмет) – это конкретные блага, интересы личности, ее здоровье, честь, достоинство, имущество и т. д., на которые посягает правонарушитель.

Пример

В качестве примера можем рассмотреть такое правонарушение как кража. В данном случае общим объектом правонарушения будут выступать все охраняемые законом общественные отношения; родовой объект сводит эти отношения к отношениям собственности, а предметом выступает имущество, на которое посягает правонарушитель.

Объективная сторона

Это внешнее проявление правонарушения, которое характеризуется такими признаками, как действие или бездействие, общественно опасное  последствие, причинная связь между ними, время, место, способ, обстановка, орудия и средства совершения правонарушения.

Объективная сторона означает внешнее проявление правонарушения в реальной действительности, его физическую сторону, которая может непосредственно восприниматься органами чувств: его можно увидеть, услышать ощутить и т.д. К обязательным признакам правонарушения относятся только действие или бездействие. Остальные вышеобозначенные признаки являются факультативными.

Основными элементами объективной стороны любого правонарушения являются:

  • противоправное деяние – осознанный волевой поступок, противоправность которого закреплена в действующем законодательстве. «Не является противоправным деяние, прямо не предусмотренное в качестве такового законом»;
  • вред, причиненный деянием – неблагоприятные и потому нежелательные последствия, наступившие в результате правонарушения. Эти последствия могут быть имущественного, неимущественного, организационного, личного или иного характера;
  • причинно-следственная связь между деянием и наступившим вредом – связь между явлениями, в силу которых одно из них (причина) с необходимостью порождает другое (следствие).

Пример

Сгорел дом. Что послужило причиной возгорания дома? Если возгорание дома стало следствием чьих-то злонамеренных действий, то это и есть объективная сторона правонарушения (преступления). Если же дом сгорел по другой причине, например, короткое замыкание, то в данном случае объективная сторона отсутствует.

Субъект правонарушения

Это лицо, совершившее наказуемое деяние и в соответствии с законом способное нести за него ответственность. Юридическими признаками характеризующими субъект правонарушения являются:

  • им является только физическое лицо, то есть человек;
  • он является вменяемым;
  • он достиг того возраста, с которого за конкретный вид правонарушения по закону возможно наступление ответственности.

Данные признаки являются обязательными. Помимо этих признаков закон в ряде случаев предусматривает какой либо дополнительный признак, относящийся к гражданскому, служебному положения, полу и др.  Например, дезертирство, может совершить только военнослужащий.

Субъективная сторона

Это психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением правонарушения. Данный элемент раскрывается с помощью таких признаков как вина, мотив и цель.

При этом вина является объективным признаком, а мотив и цель – факультативными.

Вина – это объективный признак субъективной стороны. Вина выступает в двух формах –  умышленная и неосторожная. При этом каждая из форм делится на подформы: прямой умысел, косвенный умысел, легкомыслие и небрежность.

Прямой умысел – субъект сознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления опасных последствий и желал их наступления.

Пример

Вор запланировал проникнуть в чужое жилище с целью похищения чужого имущества. Налицо прямой умысел, так как лицо не только осознавало преступность своих действий, но и желал их наступления.

Косвенный умысел – субъект осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления опасных последствий, не желал, но допускал эти последствия либо относился к ним безразлично.

Пример

Сторож охранял вверенный ему объект и заметил играющих в мяч подростков поблизости. Опасаясь, что дети могут повредить охраняемый объект, он бросает в них камни. В результате, один из ребят получил серьезное увечье. В данном случае, сторож не желал наступления опасных последствий, но осознавал и допускал возможность их наступления.

Легкомыслие – субъект предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение последствий.

Пример

Водитель едет по дороге на большой скорости. У него нет намерения причинить кому бы то ни было вред. Он допускает вероятность аварийной ситуации. Но, полагаясь на свой водительский опыт, он самонадеянно рассчитывает вовремя предотвратить происшествие.

Небрежность – субъект не осознавал возможность, не предвидел, не желал и не допускал  наступления общественно опасных последствий своих действий. Однако при необходимой внимательности должен был и мог предвидеть эти последствия.

Пример

Жилец многоэтажного дома выбрасывает мусор из окна и не предвидит того, что он может упасть на голову стоящему под окном или проходящему мимо человеку. Выбрасывающий мусор не осознавал наступления опасных последствий, не предвидел и не желал их наступления. Однако, перед тем как выбрасывать мусор он должен был убедиться, что под окном никого нет.

Вывод

Состав правонарушения – это, то из чего слагается само правонарушение, совокупность образующих его частей, или элементов, его структура, его результат структурного анализа.

Классическая теоретическая модель выделяет четыре элемента состава правонарушения:

  • объект,
  • объективная сторона,
  • субъект,
  • субъективная сторона.

Состав правонарушения используется для правильной квалификации правонарушений, т.е. для установления соответствия между признаками совершенного общественно опасного деяния и признаками конкретного состава преступления, предусмотренного правовой нормой.

Источник: https://nauchniestati.ru/spravka/sostav-pravonarusheniya/

Кто является субъектом административного правонарушения?

кто является субъектом правонарушения

Субъект административного правонарушения — это лицо, совершившее административный проступок и признанное виновным в совершении этого нарушения.

Понятие субъект административного правонарушения является одним из основных и неотъемлемых признаков состава нарушения. При отсутствии субъекта отсутствует само правонарушение.

Чтобы понять смысл этого термина требуется дать определение административному нарушению и указать его свойства.

Что такое административное нарушение?

Административное нарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законодательством России или нормативными актами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

У этого понятия существует ряд свойств.

Признаки административного правонарушения

Для признания действия или бездействия нарушением требуется чтобы:

  1. Были нарушены запретительные нормы, имеющиеся в КоАП РФ. Например, работодатель несвоевременно выплачивает заработную плату. За это он понесет административное наказание по ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде».
  2. Лицо осознавало (т.е. действовало умышленно) или обязано было осознавать, но к последствиям относилось безразлично (т.е. действовало по неосторожности или небрежности), что нарушает запретительную норму.

К административным проступкам, имевшим место по неосторожности, можно отнести невыполнение правил пожарной безопасности ст.20.4 КоАП, повлекшее пожар, когда ответственное лицо осознает, что невыполнение предписаний о противопожарной безопасности может вызвать пожар, но по небрежности полагает, что каких-либо тяжких последствий не наступит.

Признаки субъекта административного правонарушения

Административной ответственности подлежат индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты – это физические лица, обладающие вменяемостью, т.е. способностью осознавать характер своих действий и руководить ими.

Индивидуальные субъекты административного правонарушения делятся на общие и специальные.

Общими субъектами являются лица, достигшие 16-ти летнего возраста.

Для некоторых видов административного наказания субъект обязан занимать определенную должность, быть военнослужащим или иметь специальное звание, иметь в собственности (владении) автотранспорт или объект недвижимости. Эти лица называются специальными субъектами.

К административной ответственности за нарушения привлекаются следующие категории лиц:

  • граждане с 16 лет;
  • должностные лица, наделенные организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в государственных органах вооруженных силах. Список нарушений находится в ст.2.4 КоАП РФ;
  • лица, деятельность которых регулируется законодательными актами о воинской службе, о правоохранительных органах привлекаются к дисциплинарную ответственности. Перечень проступков, за которые они могут быть подвергнуты административному преследованию, дан в ч.2 ст.2.5 КоАП РФ;
  • иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подвергаются административному преследованию на общих основаниях, ст.2.6 КоАП РФ;
  • собственники (владельцы) транспорта за нарушения ПДД и правил о благоустройстве территории субъектов России на этом транспорте при условии записи этих нарушений приборами видеоконтроля. Они не могут быть признаны виновными при условии предоставления сведений о том, что в момент нарушения транспорт был в чужом владении;
  • собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости за нарушения правил содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства при условии записи аппаратурой видеоконтроля (видео, фото, киносъемки). Они освобождается от ответственности, при условии предоставления доказательств, что в момент нарушения объекты недвижимости находились в чужом пользовании, ст.2.6.1 КоАП РФ;
  • юридические лица несут административную ответственность за совершение административных проступков в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Действия при утрате паспорта».

Или ознакомьтесь ЗДЕСЬ с видами административных правонарушений.

А в ЭТОЙ СТАТЬЕ вы узнаете об административных взысканиях.

Особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц

В некоторых ситуациях, связанных с реорганизацией для привлечения юридических лиц к ответственности в административном законодательстве существуют определенные условия:

  • при слиянии за административный проступок преследуется новое юридическое лицо;
  • при разделении или при выделении из состава предприятия одного или нескольких предприятий административному наказанию привлекается правопреемник по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми имело место нарушение;
  • при преобразовании организационно-правовой формы виновным за совершение административного проступка отвечает новое предприятие;
  • предприятие привлекается к ответственности за административный проступок вне зависимости от информированности новой организации о имевшем месте правонарушении до завершения реорганизации.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Быстрый ответ: Кто выплачивает ущерб по осаго?

Кто освобождается от административной ответственности?

Освобождаются от ответственности лица совершившие нарушение в состоянии крайней необходимости или невменяемости.

Крайняя необходимость это действия, включающие признаки административного нарушения, но предпринятые для пресечения возможности нанесения ущерба этому или другим лицам, а также государству. Нанесенный ущерб должен быть меньшим, чем тот, который мог быть причинен.

Невменяемость, это когда нарушитель не способен осознавать характер своих действий или руководить ими при наличии психического заболевания или слабоумия, например, при болезни шизофрения. Если у нарушителя определена невменяемость, то административная ответственность исключается.

Для признания виновным нарушитель должен иметь определенный возраст.

По административному законодательству ответственность за нарушения наступает с 16 лет. Если нарушитель моложе, то к ответственности его привлечь нельзя, ст.2.3 КоАП РФ.

Но в некоторых проступках, исходя из имеющихся обстоятельств дела и характеристики нарушителя в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав нарушитель может быть освобожден от ответственности.

В этом случае законодательством о защите прав несовершеннолетних для него предусмотрены иные меры воздействия, ч.2 ст.2.3 КоАП РФ.

Источник: https://legalmap.ru/articles/ap/overall/sub-admin-pravonarush/

Статья 2.1. Административное правонарушение

кто является субъектом правонарушения

Новая редакция Ст. 2.1 КоАП РФ

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Комментарий к Статье 2.1 КоАП РФ

Часть первая комментируемой статьи определяет понятие административного правонарушения. Административное правонарушение представляет собой деяние, которое может проявляться в двух формах: действие и бездействие. Из его определения в юридической науке обычно выделяют следующие признаки административного правонарушения:

— противоправность. Данный признак обозначает, что данное деяние нарушает конкретную норму права;

— виновность. Данный признак отражает внутреннее интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию;

— наказуемость. Данный признак обозначает, что за совершение данного деяния конкретной нормой КоАП или закона субъекта РФ установлена именно административная ответственность.

Вина является обязательным условием привлечения лица к административной ответственности, однако традиционная концепция вины как психического отношения лица к совершенному им деянию малоприменима к определению виновности юридических лиц.

Юридическое лицо является абстрактной конструкцией, а не реально существующим субъектом, поэтому как таковое не осуществляет никакой психической деятельности. В силу этого в части второй комментируемой статьи дается иной подход к формулированию вины юридического лица.

Суть данного подхода заключается в определении реальной возможности или невозможности для юридического лица соблюсти те нормы и правила, за нарушение которых и установлена административная ответственность.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21 апреля 2005 г. N 119-О указал, что положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП) и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.

В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. В то же время комментируемая статья содержит и исключение из этого правила. Не считается двойным наказанием привлечение за одно административное правонарушение к ответственности совершившего его юридического лица и конкретных виновных должностных лиц. Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 марта 2005 г.

N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с послед. изм.

) разъяснил, что при определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснить, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку КоАП не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Другой к Ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Хотя гл.2 КоАП РФ называется «Административное правонарушение и административная ответственность», в ст.2.1 закрепляется только понятие административного правонарушения как основания административной ответственности и раскрываются его юридические признаки.

Понятия административной ответственности не дано. Только анализ статей гл.

1 Кодекса позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП РФ наказания за административное правонарушение.

2. Предложенное понятие административного правонарушения вызывает интерес прежде всего с позиций его сравнения с понятием, закрепленным в ст.10 КоАП РФ РСФСР. В связи с этим следует обратить внимание на новеллы, содержащиеся в нем. Их суть в следующем:

в ст.2.1 отсутствует указание на объект правонарушения. Он определен в ст.1.2 в виде задач законодательства об административной ответственности. Наиболее полное представление об объекте можно получить, анализируя содержание Особенной части Кодекса. Например, гл.5 называется «Административные правонарушения, посягающие на права граждан», т.е.

объектом посягательства в данном случае являются законные права граждан; объектом гл.7 «Административные правонарушения в области охраны собственности» выступает собственность, независимо от ее формы; ст.7.12 предусматривает административную ответственность за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав, т.е.

именно указанные права являются объектом правонарушения;

в ст.2.1 законодатель, закрепляя понятие административного правонарушения, в отличие от КоАП РФ РСФСР не дает его второго названия — проступок. И это логично, ибо включение этого понятия в КоАП РФ лишь порождало бесплодные дискуссии;

впервые в комментируемой статье в качестве субъекта правонарушения закрепляются не только физические, но и юридические лица.

3. Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки.

Источник: http://koapkodeksrf.ru/rzd-1/gl-2/st-2-1-koap-rf

Правонарушение и юридическая ответственность

Предыдущий | Оглавление | Следующий

Глава 10. Правонарушение и юридическая ответственность

1. Понятие и юридический состав правонарушения

2. Виды правонарушений

3. Понятие юридической ответственности

4. Виды юридической ответственности

5. Принципы юридической ответственности

1. Понятие и юридический состав правонарушения

Право регулирует поведение людей (действия и бездействие). То, что не урегулировано правом (в том числе и различные формы и виды человеческого поведения), не имеет юридического значения (юридически безразлично) и не влечет юридических последствий.

Урегулированные правом, т.е. юридически значимые, формы и виды поведения людей (действия и бездействие) — в зависимости от их соответствия или несоответствия требованиям права — делятся на два основных вида: правомерное и неправомерное поведение.

Различные формы и виды правомерного поведения субъектов права в процессе действия и реализации норм права были рассмотрены выше. Специального внимания требует и юридический анализ понятия, видов и последствий неправомерного поведения субъектов права.

Неправомерное поведение как нарушение требований права выражается посредством юридико-доктринального понятия «правонарушение».

Правонарушение — это неправомерное (противоправное), общественно вредное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного субъекта, за которое в действующем праве предусмотрена юридическая ответственность.

Основные юридические характеристики (определения) правонарушения — это противоправность, общественная вредность, виновность деяния.

Под противоправностью деяния при этом имеется в виду нарушение соответствующим деянием субъекта требований

518       Раздел V. Доктрина и догма позитивного права

действующего правового закона (т.е. норм действующего позитивного права, соответствующих правовому принципу формального равенства).

Общественная вредность противоправного (неправомерного) деяния — это юридическая оценка (квалификация) соответствующих видов фактического поведения людей с точки зрения права как всеобщего (общезначимого и потому общеобязательного) регулятора поведения членов общества по одинаково справедливому для всех принципу формального равенства, предусматривающему одинаково справедливые для всех субъектов права дозволения и запреты, общие нормативы (правила, нормы, формы) согласования, учета, реализации и защиты их интересов.

Общественно вредным в поведении субъектов права, следовательно, является все то, что наносит вред юридически определенному (оцененному и квалифицированному) и установленному в действующем праве (правовом законе) общему благу (т.е.

юридически общеполезному, общественному благу) всех субъектов права, в рамках которого индивидуальные (частные) интересы и возможности отдельного субъекта права в общеправовой форме (по общему основанию, принципу и нормам) согласованы с соответствующими интересами и возможностями других субъектов права в условиях и в контексте общеобязательного для всех субъектов правопорядка.

Таким образом, общественная вредность — это специально-юридическая оценка (квалификация) противоправного поведения субъекта права, а не просто эмпирическая характеристика того или иного фактического поведения.

Виновность как юридическое определение противоправного деяния выражает его осознанно-волевой характер.

Юридический состав правонарушения — это система признаков противоправного поведения, необходимая для его юридической квалификации в качестве правонарушения.

Составными элементами (частями) юридического состава правонарушения являются объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона правонарушения.

Объект правонарушения — это правопорядок, установленный в соответствующей сфере правовой регуляции общественных отношений. Таким образом, объектом правонарушения являются урегулированные и защищенные действующим правом индивидуальные и общие ценности и блага, которым нанесен вред соответствующими противоправными действиями.

Объективная сторона правонарушения — это противоправное деяние (действие или бездействие), его юридичес-

Глава 10. Правонарушение и юридическая ответственность             519

ки вредные результаты и юридически значимая причинная связь между ними.

Определение объективной стороны правонарушения представляет собой не абстрактное изучение всех причинно-следственных связей между тем или иным фактическим действием (или бездействием) и соответствующими фактическими последствиями, а специально-юридическую квалификацию определенного противоправного деяния, включающего в себя (в качестве составной части самого этого деяния) соответствующий юридически вредный результат как определенное правонарушение, предусмотренное действующим правом.

Субъект правонарушения — это деликтоспособное физическое лицо или организация. Деликтоспособность физических лиц выражает их способность (в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья) совершать сознательно-волевые действия, осознавать смысл своих поступков и руководить ими, т.е. быть подлинным автором таких действий (бездействия), которые могут быть вменены ему в ответственность как субъекту правонарушения.

Вменяемость субъекта правонарушения означает, что его противоправные действия — с субъективной стороны — носят виновный характер.

Субъективная сторона правонарушения — это юридическая форма виновности (виновного характера) соответствующего противоправного деяния.

Вина в юридическом смысле — это не внутренний субъективный замысел того или иного лица, а сознательно-волевой компонент определенного, внешне объективированного и уже содеянного противоправного действия (или бездействия) определенного правонарушителя.

Различаются две формы вины: умысел (умышленная форма вины) и неосторожность (неосторожная форма вины).

Умысел может быть прямым или косвенным.

Прямой умысел имеет место там, где лицо осознавало противоправность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления соответствующих общественно вредных результатов и желало их.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие льготы существуют для ветеранов труда?

При косвенном умысле лицо осознавало противоправность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления соответствующих общественно вредных результатов, не желало, но сознательно допускало эти результаты либо относилось к ним безразлично.

Неосторожность выражается в форме легкомыслия или небрежности.

520       Раздел V. Доктрина и догма позитивного права

При легкомыслии лицо предвидело возможность наступления противоправных (общественно вредных) результатов своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких результатов.

При небрежности лицо не предвидело возможности наступления противоправных (общественно вредных) результатов своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти результаты.

Только при наличии в том или ином деянии всех указанных четырех элементов юридического состава правонарушения данное деяние может быть квалифицировано как определенное правонарушение.

2. Виды правонарушений

По своим антиправовым свойствам и характеру общественной вредности правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное действующим уголовным законом под угрозой наказания.

Под общественной опасностью при этом действующий УК РФ (см. ч. 2 ст. 14 УК РФ) имеет в виду причинение вреда либо создание угрозы причинения вреда личности, обществу или государству. С учетом этого в ч. 2 ст.

14 У К РФ установлено следующее важное правоположение: «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству».

В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления подразделяются на различные категории — на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления (см. ст. 15 УК РФ).

К проступкам относятся все правонарушения, кроме преступлений. В зависимости от сферы и характера нарушения установленного правопорядка проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые.

Глава 10. Правонарушение и юридическая ответственность             521

Административный проступок — это посягающее на государственный или общественный порядок, формы собственности, права и свободы человека и гражданина противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Так, действующий в РФ Кодекс об административных правонарушениях относит к административным проступкам такие правонарушения, как нарушение правил административного надзора, нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения, нарушение правил водопользования, нарушение правил пожарной безопасности в лесах, нарушение правил содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах и т.д.

Дисциплинарный проступок — это противоправное, виновное нарушение лицом правил дисциплинарного распорядка в сфере его трудовой, служебной, учебной, воинской или иной деятельности, за которое предусмотрено соответствующее дисциплинарное взыскание.

Так, согласно действующему трудовому законодательству (см. ст. 130 КЗоТ РФ), трудовой распорядок на предприятиях, в учреждениях, организациях определяется правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемыми трудовым коллективом по представлению администрации.

В некоторых отраслях народного хозяйства (например на железнодорожном транспорте) для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине.

Соответствующие правила внутреннего распорядка устанавливаются в учебных заведениях, в научных и иных учреждениях.

К дисциплинарным проступкам относятся такие, например, правонарушения, как опоздание на работу, прогул, нарушение правил по охране труда, невыполнение служебных обязанностей и т.д.

Гражданско-правовой проступок (деликт) — это противоправное деяние субъекта права, которое нарушает правопорядок, установленный гражданским законодательством.

Источник: http://www.kursach.com/biblio/0010019/510.htm

Понятие и признаки правонарушений

Правонарушение — это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан.

Деяние может осуществляться в виде как действия, так и бездействия.

Признаки правонарушения:

Юридический состав правонарушения — совокупность необходимых и достаточных с точки зрения дейст­вующего законодательства условий или элементов (и их призна­ков) объективного и субъективного характера для квалификации противоправного деяния в качестве правонарушения.

Элементы юридического состава правонарушения:

    • объект правонарушения (то, чему причинен вред);
    • субъект правонарушения (праводееспособное лицо);
    • объективная сторона (что, где, когда и как);
    • субъективная сторона (психическое отношение субъекта к своему деянию и его последствиям).

Объект правонарушения — предусмотренные за­коном охраняемые им разнообразные интересы, ценности (в более широком смысле — общественные отношения), которым проти­воправными деяниями причиняется ущерб.

Субъектами правонарушения являются физические и юриди­ческие лица, обладающие способностью нести юридическую ответственность за противоправные деяния, то есть обладающие «деликтоспособностью».

Объективную сторону правонарушения образует противо­правное деяние, выраженное вовне в форме фактических проти­воправных действий либо в противоправном несовершении пред­писанного законом поведения. Мысли, убеждения, намерения, внешне не проявившиеся, не признаются действующим законо­дательством объектом преследования.

С позиции правового подхода только действием (бездействием) либо в отдельных слу­чаях вербальной активностью (оскорблением, клеветой и проч.) может быть причинен ущерб защищаемым правом интересам.

Не при­знается правонарушением и так называемая рефлекторная актив­ность — нецензурная брань в болезненном бреду или социально опасная активность душевнобольного, являющегося невменяе­мым, и проч.

К элементам объективной стороны правонарушения относят­ся причинная связь между деянием и наступившими последствиями и причиненный вред.

В юридической теории и практике под причинной связью понимают такую объективную связь между вредным деянием и наступившими последствиями, при которой противоправное деяние предшествует во времени послед­ствию и является главной и непосредственной причиной, неиз­бежно вызывающей данное последствие.

Вред выражается в со­вокупности отрицательных последствий правонарушения, пред­ставляющих собой нарушение правопорядка, уничтожение како­го-либо блага, ценности или ограничение пользования ими, стес­нение свободы поведения других лиц (организаций), ущемление их субъективных прав. Вред может иметь материальный, физи­ческий и иной характер, посягать на специфические или общие интересы.

Характер деяния и причиняемый при этом вред являются объ­ективными основаниями для определения степени общественной опасности, отграничения правонарушений от иных отклонений от правопорядка.

Субъективная сторона правонарушения или психическое со­стояние лица в момент совершения правонарушения воплощена в понятии вины правонарушителя. Это означает, что правонару­шением признается лишь виновное деяние, т.е. такие действия, которые в момент их совершения находились под контролем воли и сознания лица.

Отсутствие свободной воли — возможности вы­брать иной (правомерный) вариант действий вследствие невменя­емости, малолетнего возраста, физического или психического воз­действия и проч. — являются юридическим условием, при кото­ром деяние правонарушением не признается, даже если оно имело вредные последствия. Кроме вины, элементами субъективной сто­роны в случаях, специально указанных в законе, признаются также цель и мотивы совершения преступления.

Это факульта­тивные, или дополнительные элементы, наличие которых позволяет квалифицировать противоправное деяние как преступление (см. ст. 14 УК РФ).

Вина:

    1. умышленная (прямой и косвенный умысел);
    2. неосторожная (самонадеяность и легкомыслие; небрежность и халатность).

Виды правонарушений по степени общественной опасности:

    • преступления (УК);
    • проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).

Преступления — наиболее опасные для общества правонарушения. Дейст­вующий Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 14) дает следующее определение преступления: «виновно совершенное общественно опасное де­яние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

Гражданское правонарушение (деликт) в литературе определяется как «причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также причинение вреда организации, заключение противоза­конной сделки, неисполнение договорных обязательств, нарушение права собственности, авторских или изобретательских прав и других гражданских прав» (проф. О.Э. Лейст). Здесь следует подчеркнуть винов­ность неправомерного поведения правонарушителя.

Административные правонарушения можно поделить на два вида:

    1. неисполнение позитивных юридических обязанностей, вытекающих из норм административного права;
    2. нарушение административно-правовых запретов, установленных Ко­дексом об административных правонарушениях.

Различие их в том, что первые являются «чисто» административными пра­вонарушениями, а вторые по своей природе аналогичны уголовным правона­рушениям и отличаются от них лишь меньшей степенью общественной опас­ности.

Дисциплинарные проступки представляют собой нарушения юридических обязанностей, связывающих правонарушителя трудовой, служебной, воин­ской, учебной дисциплиной.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-priznaki-pravonarusheniy

Как избежать искусственной множественности правонарушений?

Кодекс об административных правонарушениях не предусматривает процедуру объединения в одно производство нескольких уже возбужденных дел об административных правонарушениях на стадии рассмотрения.

В результате должностные лица контрольного органа для того, чтобы не допустить искусственной множественности правонарушений, вынуждены произвести большое количество процессуальных действий.

Это приводит к излишним трудовым и временным затратам, а иногда позволяет виновным в совершении административных нарушений уйти от ответственности.

Николай Александрович СЕРЕБРЕННИКОВ, руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Алтай

В июне 2018 года Управление Федерального казначейства по Республике Алтай (далее — Управление, УФК) провело плановую камеральную проверку соблюдения требований Федерального закона № 44?ФЗ при планировании закупок за истекший период 2018 года в отношении федерального государственного бюджетного учреждения (далее — объект контроля).

В ходе контрольного мероприятия выявлены факты нарушений при обосновании Н(М)ЦК, включенной в план-график закупок. По результатам проверки в отношении руководителя объекта контроля составлено тринадцать протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.29.3 КоАП РФ.

Дела об административных правонарушениях возбуждены в установленном законом порядке.

В июле 2018 года уполномоченное должностное лицо УФК рассмотрело тринадцать дел об административных правонарушениях и вынесло тринадцать постановлений о назначении административного наказания в отношении руководителя объекта контроля. Объект контроля, не согласившись с выводами о своей виновности в совершении административных указанных правонарушений, обжаловал все тринадцать постановлений в районном суде.

Районный суд при рассмотрении жалоб объекта контроля пришел к выводу об отсутствии оснований для прекращения дел об административных правонарушениях и изменения обжалуемых постановлений, а также процессуальных оснований для их отмены или изменения. Таким образом, решения районного суда постановления уполномоченного лица Управления оставили без изменения.

Объект контроля тринадцать вышеуказанных решений районного суда обжаловал в Верховном суде Республики Алтай. Верховный суд решения районного судьи отменил. Все вышеуказанные дела об административных правонарушениях направлены на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Районный суд постановления уполномоченного лица УФК отменил и также вернул на новое рассмотрение для решения вопроса о назначении одного наказания с вынесением одного постановления по всем тринадцати аналогичным делам об административных правонарушениях.

Районный и Верховный суды Республики Алтай факт совершения административного правонарушения объектом контроля не ставят под сомнение. Согласно выводам судов первой и апелляционной инстанций сотрудники УФК по Республике Алтай при возбуждении нескольких аналогичных дел намеренно создали искусственную множественность правонарушений, что не отвечает целям судопроизводства по делам об административных правонарушениях, установленным статьей 24.1 КоАП РФ.

Теория права

Однако понятие искусственной множественности выходит за пределы нормативного регулирования. В связи с этим необходимо рассмотреть понятия единичного правонарушения и множественности административных правонарушений более детально. В теории права единичное административное правонарушение — это правонарушение, в котором несколько противоправных действий предусмотрено правовой нормой в качестве одного (единого) состава правонарушения.

Единичные правонарушения могут быть простыми и сложными. Простое единичное правонарушение представляет собой посягательство на один объект правовой охраны, имеет одну объективную сторону (деяние), одну форму вины и, в случае если состав правонарушения является формальным, одно последствие.

К сложным единичным правонарушениям относят составы с усложненным объектом, усложненной объективной либо субъективной стороной. Кроме того, к сложным правонарушениям относятся продолжаемые и длящиеся правонарушения.

Продолжаемые правонарушения складываются из ряда составляющих единое целое юридически тождественных противоправных действий, каждое из которых образует оконченное самостоятельное правонарушение. Особенность такого рода правонарушений состоит в том, что каждое из составляющих их действий является звеном в общей цепи правонарушения, охватывается единым умыслом.

Отдельные эпизоды продолжаемого правонарушения совершаются в течение определенного промежутка времени, из-за чего их квалифицируют как совокупность правонарушений (по аналогии с уголовным правом).

Охват всех совершенных действий единством умысла, возникшим до выполнения первого из задуманных действий, причинение вреда одному объекту, совершение правонарушений в одной и той же обстановке за определенный промежуток времени — основные признаки продолжаемого единого правонарушения.

Вместе с тем, если в ходе производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что, несмотря на то что тождественные действия виновное лицо совершало одним и тем же способом, но по вновь возникающему каждый раз умыслу, в данном случае образуется ряд правонарушений, требующих отдельной квалификации каждого отдельного деяния.

Понятие длящегося правонарушения также не определено законодателем, вместе с тем оно сформировано судебной практикой.

Например, оно раскрыто в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Лучший ответ: Какие есть способы защиты гражданских прав?

Согласно этому документу длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Множественность правонарушений представляет собой наличие в действиях одного лица нескольких самостоятельных правонарушений. Общим признаком, характерным для множественности правонарушений, является субъект правонарушения. Правонарушения, образующие множественность, могут квалифицироваться как по одной статье Особенной части КоАП РФ, так и по нескольким.

Множественность образуют тождественные, однородные либо разнородные правонарушения. Тождественными считают противоправные деяния, которые в рамках основного (простого) состава совпадают по всем элементам: объекту, объективной стороне, субъекту, субъективной стороне.

Каждое из них является самостоятельным оконченным либо неоконченным правонарушением и подпадает под самостоятельную санкцию статьи Особенной части КоАП РФ. Отличие от продолжаемого правонарушения заключается в том, что противоправное деяние совершается каждый раз по вновь возникающему умыслу.

Каждое из нескольких тождественных правонарушений подлежит самостоятельной квалификации.

Часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ содержит фундаментальное для административно-деликтного права положение: никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Вместе с тем порядок его реализации в КоАП РФ не доведен до логического конца, вследствие чего в административной практике встречаются случаи такой множественности правонарушений, которую можно назвать искусственной.

Кульминация

Вернемся к описываемому случаю правоприменительной практики УФК. Следует отметить, что в КоАП РФ не предусмотрена процедура объединения в одно производство нескольких уже возбужденных дел об административных правонарушениях на стадии рассмотрения.

Действующее законодательство предполагает привлечение виновного лица к административной ответственности по каждому факту совершения правонарушения вне зависимости от субъекта, состава правонарушения и обстоятельств его выявления.

В данной ситуации должностное лицо вынуждено пройти по длинной цепочке процессуальных действий, последовательность которых вытекает из Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства производства по делам об административных правонарушениях, утвержденного приказом Федерального казначейства от 28 ноября 2017 года № 328. Данный подход не отвечает целям процессуальной экономии.

На стадии подготовки к новому рассмотрению дела сотрудник вынес определение о возвращении протоколов об административных правонарушениях и других материалов контролеру-ревизору для устранения выявленных недостатков. Необходимо было решить вопрос о составлении одного протокола по аналогичным фактам административного правонарушения, предусмотренного одной статьей КоАП РФ и совершенного одним должностным лицом в один период времени.

Контролер-ревизор в установленный частью 3 статьи 28.8 КоАП РФ срок (не более трех суток со дня поступления документов от должностного лица) составил ряд новых протоколов, объединив факты совершения административных правонарушений по датам их совершения, и отправил указанному должностному лицу на рассмотрение.

Должностное лицо для обеспечения полного, всестороннего и объективного рассмотрения дел вновь вынесло ряд определений о назначении времени и места рассмотрения дел об административных правонарушениях. Далее указанные дела об административном правонарушении рассмотрены в установленный КоАП РФ срок с вынесением одного постановления о назначении административного наказания.

Анализ правоприменительной практики Управления Федерального казначейства по Республике Алтай позволяет сделать вывод о наличии пробела законодательного регулирования в части процедуры объединения нескольких возбужденных дел об административных правонарушениях в одно производство.

Развязка

Ввиду длительного срока рассмотрения дел в судах (с июля 2018 года по февраль 2019 года) по десяти из 13 дел срок привлечения к административной ответственности (один год) истек, в связи с чем правонарушитель фактически избежал административной ответственности.

Эпилог

Резюмируя вышеизложенное, хотим отметить, что сегодня существует необходимость внесения изменений в действующее законодательство относительно процедуры объединения нескольких возбужденных дел об административных правонарушениях в одно производство по аналогии с Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом и Кодексом административного судопроизводства.

Источник: http://rufincontrol.ru/article/385110/

Какие лица относятся к субъектам административного правонарушения?

Субъект административного правонарушения — это лицо, совершившее административный проступок и признанное виновным в совершении этого нарушения.

Понятие субъект административного правонарушения является одним из основных и неотъемлемых признаков состава нарушения. При отсутствии субъекта отсутствует само правонарушение.

Чтобы понять смысл этого термина требуется дать определение административному нарушению и указать его свойства.

Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав

В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности — нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты: 

  • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

Пример

Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние — результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

Состав административного правонарушения

Составом административного правонарушения является совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава административного правонарушения: 

Объект

Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.

Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой  -либо конкретной главы КоАП РФ.

Примером родового объекта административного правонарушения может служить

  • правонарушения в сфере реализации прав граждан;
  • правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
  • правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
  • иные.

Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.

Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства. Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.

Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.

Субъект

Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.

Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.

Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов являются должностные лица.

Субъект правонарушения

Определение 1

Правонарушение является действием в нарушение норм законодательства, которое осуществлено дееспособным гражданином и имеет вредоносные последствия для всего общества и отдельных его членов.

Замечание 1

Здесь следует учитывать, что правонарушением может считаться не только действие, нарушающее нормы права, но и аналогичного рода бездействие.

Причинами противоправных действий зачастую становятся желания одного лица, удовлетворить свои потребности за счет нарушения прав и интересов другого лица или лиц.

Многие исследователи проблемы правонарушений утверждают, что уровень опасности для общества противоправных действий во многом зависит от биологических и психологических особенностей лица, совершающего их.

Под понятие правонарушений нельзя подвести такие категории как мысли, помыслы, чувства, но до тех пор, пока они не найдет реального выражения в противоправных действиях или бездействиях.

Бездействие подпадает под категорию правонарушений лишь в ситуации, если лицо, обязанное совершить действия в определенной ситуации и при определенных условиях не совершает оного.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Субъект и объект правонарушения. Стороны правонарушения

  1. Под объектом правонарушения подразумеваются отношения, сложившие в обществе и закрепленные нормами права, на которые совершается посягательство.
  2. Под объективной стороной правонарушения подразумевают противоправное действие/бездействие, способ, которым его совершили, последствия, которые являются общественно вредными, а так же необходимая причинная связь между ними.

    Таким образом, перед правоохранительными органами стоит задача установить связь между причиненным вредом и деянием, следствием которого он стал.

  3. Субъект правонарушения предполагает деликтоспособное лицо, как юридическое, так и физическое. Однако, необходимо помнить, что субъектом уголовного преступления может быть только физическое лицо.

  4. Субъективная сторона правонарушения предполагает любое правонарушение, которое имеет такую характеристику как вина. Субъективная сторона подводит нас к сознательно-волевым признакам, которые можно выделить в составе преступления.

Определение 2

Мотивы – это причины, которые являются основанием для действия лиц.

Согласно исследователям, мотивы характеризуют любую личность с морально-нравственной стороны, формируя психическое отношение субъекта к противоправному действию.

Степень вины определяется ее видом.

Понятия вины и умысла в противоправных действиях лица

Под виной в юридической науке принято понимать отношение лица к норме права, которая была нарушена, а так же к действию или бездействию и наступившим последствиям, с психологической точки зрения.

В зависимости от психологического составляющей виновного поведения, его принято разделять на умысел и неосторожность.

Под умыслом в праве подразумевают осознание противоправности деяния, понимание и предвидение его опасных последствий, а так же, при прямом умысле, желания их наступления, либо, при косвенном умысле, отсутствие желания наступления опасных последствий, но осознанное допущение их наступления.

Исследователи делят неосторожность, как один из видов вина, на легкомыслие и небрежность.

Легкомыслие подразумевает, что лицо просчитал вероятности наступления последствий своих действий/бездействий как опасных для другого лица/лиц или государства, но надеялся на отсутствие наступление таковых.

Небрежность подразумевает, что лицо, которое совершает определенные действия/бездействия не рассчитывает на наступление последствий, которые могут быть приравнены к опасным для общества, хотя имеет такую возможность.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/subekt_pravonarusheniya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от юриста