Какой закон имеет обратную силу

Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени

какой закон имеет обратную силу

Новая редакция Ст. 4 ГК РФ

1. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

2. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 4 ГК РФ

1. Общеправовой принцип «закон не имеет обратной силы» предусмотрен и в комментируемой статье 4 ГК. Это правило имеет исключения:

— закон прямо распространяет свое действие на отношения, возникшие до его принятия (имеет обратную силу — см., напр., Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»);

— нормы принятого закона по общему правилу не распространяются на существовавшие (длящиеся) отношения до принятия закона (см., напр., ст. 422 ГК РФ).

Наука.

Принцип, исключающий обратное действие норм, является признанным не только для гражданского, но и для ряда других отраслей.

Особый интерес приобретает, в частности, уголовное право, которое последовательно исходит из того, что обратную силу имеет только уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица В отличие от Уголовного кодекса, ГК при решении вопроса об обратной силе закона подобной дифференциации не проводит. Однако это не означает, что гражданскому праву учет возможных последствий применения принципа обратной силы вообще неизвестен.

М.И.Брагинский

2. В целом единообразные для Российской Федерации положения о порядке вступления в силу законов, указов, постановлений, а также о действии их в пространстве и по кругу лиц в равной мере относятся и к гражданскому законодательству.

Судебная практика.

Договор аренды недвижимого имущества, не предусматривающий условия о плате за пользование имуществом, является заключенным, поскольку законодательство, действовавшее на момент заключения договора, не запрещало передавать имущество без взимания платы за его использование (Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.07.2005 N Ф04-3139/2005(11536-А03-22)).

Другой к Ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В комментируемой статье 4 ГК РФ применительно к гражданскому законодательству сформулирован общепризнанный принцип, отражающий нежелательность придания нормативному акту обратной силы, т.е.

распространение его на отношения, возникшие до введения его в действие. Исходя из этого принципа, обратную силу может иметь не любой акт гражданского законодательства, а лишь закон, и только в тех случаях, когда это прямо в нем предусмотрено.

Применительно к договору этот принцип конкретизирован в ст. 422 ГК.

2. Введение в действие законов РФ регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801; 1999. N 43. Ст. 5124).

Эти акты вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если в них не установлен другой порядок их вступления в силу. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста акта в РГ или СЗ РФ. Согласно ч. 3 ст.

15 Конституции РФ, неопубликованные законы не применяются.

3. Введение в действие актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти регулируется Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663; 1998. N 33. Ст. 3967).

Согласно названному Указу акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, по общему правилу вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, по общему правилу вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, а иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания. Официальным опубликованием таких актов считается их публикация в РГ или СЗ РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Минюсте России и обязательному официальному опубликованию в РГ и БНА. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после их официального опубликования, если в самих актах не установлен другой порядок вступления их в силу.

Согласно п. 10 Указа нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений и применения санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Источник: http://gkodeksrf.ru/ch-1/rzd-1/podrzd-1/gl-1/st-4-gk-rf

Если очень хочется, то закон имеет обратную силу

какой закон имеет обратную силу

Кто и зачем отозвал разрешение на строительство уже построенных домов

Всем хорошо знакома ситуация, провоцирующая появление обманутых дольщиков. Это когда застройщик, не достроив объект и прихватив денежки собственников, сбегает куда-нибудь на Канары или Бали. Или выводит денежки в офшоры. Или просто тратит средства дольщиков нецелевым образом — на строительство собственного загородного дома, например.

В случае с ЖК «Гольяново парк» застройщик — ГК «Астерра» — никуда не сбегал. Более того, выполнил все свои обязательства перед потенциальными владельцами. Добросовестно построил жилой комплекс. Осталось только ввести его в строй. Но не тут-то было.

Совершенно неожиданно суд лишил ГК «Астерра» ранее выданного разрешения на строительство и запретил вводить в эксплуатацию уже построенный проект. Мотивировал он это тем, что стройка якобы находится на территории национального парка «Лосиный остров».

— Почему же раньше администрация Балашихи без проблем выдала разрешение на строительство? — недоумевает руководитель проекта Юрий Илюшкин. — Почему нас не предупредили, что участок под застройку имеет обременения? А претензии появились только тогда, когда дома стали подводить под крышу?

Как случилось, что жилой комплекс попал в границы парка уже на этапе, когда стройка шла полным ходом? Попробуем разобраться в этой запутанной истории.

144 семьи вот уже 4 года не могут въехать в практически готовые квартиры

ЖК «Гольяново парк» — это четыре малоэтажных дома общей площадью 5 тысяч квадратных метров. В 2012 году ГК «Астерра» арендовала участок с видом разрешенного использования «малоэтажная застройка». В администрации городского округа Балашиха без каких-либо сложностей было получено разрешение на строительство в границах территории с категорией использования «земли населенных пунктов».

Четыре разрешения на строительство были выданы 31 декабря 2013 года за подписью заместителя руководителя Администрации городского округа Балашиха Чинухина М. В. Действие разрешений было продлено до 31 декабря 2014 чиновником Марковым А. В. (Копии разрешений редакция также публикует.)

В том же 2012 году ГК «Астерра» получила согласование еще и от Министерства природных ресурсов РФ на размещение малоэтажной жилой застройки на этом участке.

И в 2013-м, со всеми документами на руках, застройщик благополучно начал строительство.

— Через какое-то время к нам на стройку зачастили проверяющие. Мол, останавливайте строительство: вы находитесь на территории парка «Лосиный остров», — рассказывает руководитель проекта Юрий Илюшкин. — Хотя границы парка официально никогда не были определены (они зафиксированы очень приблизительно).

— Перед этим мы проходили несколько проверок, по результатам которых никаких нарушений установлено не было, — говорит юрист компании Михаил Скурко. — И вдруг в кадастровом паспорте участка, уже в августе 2013 (заметим, строительство идет полным ходом!) появляется отметка о том, что это природоохранная территория!

Арендодатель ГК «Астерра» подал в суд, с тем чтобы разобраться, где же все-таки находится стройка, чтобы поставить точку в этом вопросе.

Было выиграно три судебных процесса. В том числе и в Мособлсуде. Но в 2015 году Верховный суд РФ вынес решение о том, что ГК «Астерра» должна производить все работы на основе природоохранного законодательства. И областная судебная инстанция (получается, задним числом?) потребовала отозвать выданное ранее разрешение на строительство. Формулировка: «до получения положительного заключения экологической экспертизы».

Застройщик решил идти до конца. Были поданы документы на проведение той самой экологической экспертизы: чем же четыре малоэтажных жилых дома, да еще и имеющие собственную систему водоснабжения и водоотведения, могут повредить парку? Но в полученном заключении значилось: «Застройка не отвечает целям и задачам парка “Лосиный остров”».

— В итоге мы оказались в патовой ситуации, — говорит юрист компании Михаил Скурко. — В условиях затянувшегося спора дома ЖК «Гольяново парк» постепенно ветшают и в конце концов могут окончательно прийти в негодность. Их придется сносить. О том, какой колоссальный ущерб будет нанесен природе в этом случае, почему-то вообще никто не думает.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как ознакомиться с материалами дела в суде

Дольщики: мы — комок нервов

Напомним, на момент заключения договора аренды каких-либо обременений или особого статуса участка Единый государственный реестр прав на недвижимость не содержал.

Тем не менее застройщик вот уже несколько лет пытается доказать, что его объект абсолютно законен. Более того, никоим образом не может повредить национальному парку.

На сегодня ситуация такова. Застройщик исправил ошибки, на которые ему указал Минприроды. И теперь ждет решения очередной экологической экспертизы. Но Росприроднадзор, похоже, затягивает процесс, требуя все новые и новые документы и подтверждения.

— Мы, честно говоря, ужасно устали от всей этой ситуации, — признается Ксения Лосева, представитель инициативной группы дольщиков ЖК «Гольяново парк». — Мы буквально комок нервов. Представьте, многим из нас приходится выплачивать ипотеку банку плюс платить за съемную квартиру.

Например, моя семья буквально все свои сбережения вложила в «Гольяново парк». Я учительница. Муж, как вы понимаете, тоже не олигарх. У нас двое детей. Никаких заначек, что называется, на черный день, у нас нет. Мы, конечно, стараемся не терять оптимизма. Но, если честно, силы уже на исходе.

И в такой ситуации оказались многие семьи ЖК «Гольяново парк».

Дольщики считают, что нежелание принять решение по данному вопросу — это чисто конъюнктурное решение. Каждый чиновник на своем уровне боится взять ответственность на себя.

— По моему твердому убеждению, мы здесь столкнулись с бюрократией в чистом виде, — не скрывает Михаил Скурко.

Любопытно, что если юридический прецедент распространять на весь жилой район Абрамцево, то под экологическую экспертизу попадают от 500 до 1500 человек, дома которых тоже оказываются в природоохранной зоне! А эти люди живут здесь испокон веку.

Получается, в принципе, весь поселок можно снести?

Документы на сайт по Голяново Парк

Скачать файл: razresheniya-na-stroitelstvo-prodlenie-2015g.pdf
Посмотреть онлайн файл: razresheniya-na-stroitelstvo-prodlenie-2015g.pdf

Коммуникации ЖК «Гольяново парк» не ухудшат, а улучшат экологическую ситуацию

Еще одна грань вопроса. До появления здесь стройки все отходы и стоки из поселка Абрамцево шли прямиком в парк «Лосиный остров». На сегодня к ЖК «Гольяново парк» подтянуты коммуникации, напрямую связанные с очистными сооружениями Москвы.

— Администрация Балашихи специально попросила нас запроектировать канализацию с избыточной мощностью, чтобы коммуникациями могли пользоваться и жители поселка. И мы это сделали, — говорит Михаил Скурко.

То есть все отходы после ввода ЖК в эксплуатацию будут попадать не в речки природоохранной зоны, а в очистные сооружения столицы.

Получается, когда ЖК «Гольяново парк» начнет функционировать, экологическая ситуация в районе не ухудшится, а наоборот, улучшится.

Кому, в таком случае, выгодно создать на карте Московской области еще одну точку социальной напряженности? Можно только догадываться.

Елена МАЦЕЙКО

Кстати:

«Неожиданно оказались в границах достопримечательного места Поленово»

Еще одна ситуация. Неуловимо похожая на первую.

Семья москвичей Р. решила обосноваться за городом. Приобрели участок в садовом товариществе «Травушкино», расположенном в живописном месте — Заокском районе Тульской области. Вначале прилежно обрабатывали землю: сажали картошку-моркошку, кусты малины, яблоньки.

Но в один прекрасный момент решили строиться. Тем более что закон этого не запрещает (ст.

263 ГК РФ гласит, что собственник дачного земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, если соблюдаются все градостроительные нормы).

Строительство продлилось три года. Когда небольшой домик с верандой и мансардой был закончен, хозяева, как добропорядочные граждане, начали собирать документы на регистрацию, чтобы оплатить налог на вновь построенное имущество. Каково же было их удивление, когда выяснилось, что земля, на которой расположено строение, находится в границах достопримечательного места Поленово.

Оказывается, в конце прошлого, 2016-го, вступил в силу приказ Министерства культуры Российской Федерации «Об утверждении границ, требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения — достопримечательное место Поленово».

Приказ подписан министром культуры Владимиром Мединским, и в нем черным по белому значится: строительство капитальных сооружений на территории достопримечательного места Поленово запрещено.

Понятно, что теперь Росреестр ни в какую не хочет принимать документы на регистрацию уже готового дачного дома.

В нелепой ситуации оказалась не только семья Р., но и многие другие, принявшие решение строиться на территории садового некоммерческого товарищества «Травушкино».

— Как же так, — недоумевают члены дачного товарищества. — Ведь приказ появился уже после того, как земля была юридически оформлена и законно нам продана — и, что важно, на ней началось строительство!

— Что же нам теперь делать, — разводят руками хозяева участков с построенными на них капитальными строениями. — Мы имеем на руках свидетельство о государственной регистрации с соответствующим кадастровым номером. Но в постановке дома на учет в Росреестре нам отказывают.

Теперь люди гадают: на основании какого нормативного акта была увеличена природоохранная зона музея-заповедника «Поленово»? Ведь когда собственники земли начинали строиться, ни о каком особом статусе участка речи не шло!

От редакции:

Итак, ведомства-«блокаторы» в обоих случаях разные: в первом — это Минприроды, во втором — Минкульт. Никто не оспаривает огромную ценность и неприкосновенный статус природоохранных зон и территорий, связанных с нашим культурным наследием.

Но и в первом, и во втором случае документы, устанавливающие новое положение вещей, появились постфактум: уже после того, как людям было выдано разрешение на строительство (в первом случае), был юридически оформлен участок земли под дачное строительство (во втором).

Получается, и там, и там разные законодательные нормы вступили в противоречие друг с другом.

Можно посмотреть на ситуации и немного иначе, а не считать  эти прецеденты правовыми противоречиями.

Если в первом случае строить было нельзя, а разрешение было выдано, то не пора ли чиновникам отвечать за свою работу? Почему дольщики вместе с застройщиком доказывают, что не являются верблюдами, а чиновников никто не привлекает к ответственности? Ведь строительство не было самовольным, разрешение на него было подписано и выдано. Во втором случае участок под дачное строительство также был оформлен, а не присвоен в личную собственность путем самозахвата. Может, пришла пора местной власти отвечать за свои действия?

Редакция просит считать этот материал официальным обращением в адрес Минприроды и Минкульта. Нам хотелось бы получить разъяснения, касающиеся той и другой ситуации.

Источник: https://rcmm.ru/svoy-dom-nedvizhimost/40848-esli-ochen-hochetsya-to-zakon-imeet-obratnuyu-silu.html

Кс напомнил: «закон, улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу»

какой закон имеет обратную силу

В январе 2018 года руководителя ООО, гражданина А., признали виновным в неуплате налогов в особо крупном размере. Он подал в налоговую декларацию, которая содержала заведомо ложные сведения. В результате, он недоплатил в бюджет за 2012 год 18 770 926 рублей, в том числе НДС – 10 240 512 рублей и налог на прибыль – 8 530 414 рублей.

Квалификация содеянного основывалась в том числе и на оценке специалиста. Оценщик указал, что доля неуплаченных налогов составила 50,19% от общей суммы налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет за 2012 год.

Одновременно защита представила заключение другого специалиста, согласно которому доля неуплаченных налогов в сумме подлежащих уплате налогов, сборов и страховых взносов в их совокупности составила 46,86%. Однако суд не стал учитывать это доказательство.

Решения судов

Арбитражный суд признал компанию виновной. Апелляция оставила приговор в силе, а жалобу защиты о переквалификации «особо крупного» размера на «крупный» – без удовлетворения.

«При этом суд счел несостоятельными доводы о необходимости применения статьи 10 УК РФ в связи с принятием Федерального закона от 29 июля 2017 года № 250-ФЗ, отметив, что неуплата страховых взносов прежде не являлась признаком состава преступления, предусмотренного статьёй 199 данного Кодекса».

Верховный Суд жалобу А. рассматривать не стал, признав правильной квалификацию действий.

Гражданин А. обратился в Конституционный Суд с заявлением о проверке конституционности ст. 199 УК. По мнению заявителя, положения ст. 199 УК «лишает гражданина конституционного права на применение уголовного закона, имеющего обратную силу в соответствии со ст. 10 УК».

Позиция КС

1. Виновного привлекли к административной или уголовной ответственности на основании закона, действовавшего на момент совершения им противоправных действий.

Если происходит законодательное усиление степени общественной опасности совершенного деяния, то не допускается распространение на лицо, привлекаемое к такой ответственности, закона, ухудшающего его положение.

В то же время, на виновного распространяются изменения закона, которые ослабляют ответственность за содеянное, то есть изменения, улучшающие его положение.

2. «По буквальному смыслу части первой статьи 10 УК РФ, закон, улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу и подлежит применению в конкретном деле независимо от стадии судопроизводства, в которой должен решаться вопрос о применении этого закона, и независимо от того, в чем выражается такое улучшение » (постановления КС РФ от 20 апреля 2006 года № 4-П и от 14 июля 2015 года № 20-П).

3.

«включение страховых взносов в общую сумму подлежащих уплате организацией платежей при исчислении размера уклонения от их уплаты может улучшить положение лица, привлеченного к уголовной ответственности за совершенное до вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2017 года № 250-ФЗ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, но обеспечившего при этом уплату организацией страховых взносов за тот период, за который исчислена сумма неуплаченных налогов и (или) сборов». Тем самым не исключена и возможность изменения квалификации уклонения от уплаты налогов «с учетом объема исполнения обязанности по уплате страховых взносов за те периоды, в которых неуплата (уклонение от уплаты) таких взносов влекла для плательщика хотя и не уголовную, но публично-правовую ответственность».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как расторгнуть договор и вернуть деньги

4. В противном случае, т.е.

при истолковании статьи 10 УК РФ как блокирующей придание обратной силы новой редакции статьи 199 УК РФ, лица, подвергнутые уголовному преследованию за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, совершенное до вступления в силу указанных изменений, но исполнившие при этом обязанности по уплате страховых взносов, будут поставлены в неравное положение с теми, кого судят за те же деяния при тех же обстоятельствах, но после изменений закона. Таким образом, препятствия для придания обратной силы положениям статьи 199 УК РФ отсутствуют.

КС признал положения ст. 199 УК не противоречащими Конституции, дело А. – подлежащим пересмотру.

Источник: https://ceur.ru/news/zakony_sudy/item358500/

Статья 10. Обратная сила уголовного закона

Новая редакция Ст. 10 УК РФ

1.

Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Комментарий к Статье 10 УК РФ

1.

В коммент. статье более подробно, нежели в прежнем УК, регулируются вопросы обратной силы уголовного закона.

2. ст. 10 основывается на общих, относящихся ко всем правонарушениям предписаниях ст. 54 Конституции, в соответствии с которой: а) закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; б) никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; в) если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

3.

В ч. 1 коммент. статьи в качестве общего правила закреплен запрет обратной силы (неретроактивность) уголовного закона, устанавливающего преступность деяния, усиливающего наказание или иным образом ухудшающего положение лица, совершившего преступление.

Этот общедемократический принцип, который еще в 1789 г. был включен во французскую Декларацию прав человека и гражданина, сегодня входит в перечень основных прав и свобод человека, являющихся общепризнанными нормами международного права, и отражен, например, в п. 1 ст. 15 заключенного в рамках ООН Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и п. 1 ст. 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. .———————————

Ведомости СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2143.

4. Уголовным законом, устанавливающим преступность деяния, является закон, который признает уголовно наказуемым деяние, ранее не считавшееся преступлением.

К уголовным законам, усиливающим наказание или иным образом ухудшающим положение лица, совершившего преступление, относятся, в частности, законы, которые: а) увеличивают максимальный и (или) минимальный предел наказания; б) добавляют к основному наказанию дополнительное или альтернативное, когда это предоставляет суду возможность назначить более строгое наказание, чем по ранее действовавшему закону; в) увеличивают сроки наказания, отбытие которых необходимо для условно-досрочного освобождения; г) ухудшают условия, связанные с погашением и (или) снятием судимости; д) снижают максимальное наказание при категоризации преступлений; е) смягчают требования к определению рецидива.

4.1. УК РФ изначально установил более 60 новых уголовно-правовых запретов, усилил наказание за многие тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотрел обязательное усиление наказания за простой, опасный и особо опасный рецидив. Все эти нормы согласно ч. 1 коммент. статьи обратной силы не имеют.

5. Часть 1 коммент. статьи устанавливает исключения из общего правила, закрепленного в ч. 1 ст. 9, и принципа неретроактивности уголовного закона. Как и в предшествовавшем уголовном законодательстве, закон имеет обратную силу, если он устраняет преступность какого-либо деяния либо смягчает наказание лица, совершившего преступление. Например, в первоначальной редакции УК РФ полностью или частично было декриминализировано около 40 деяний.

5.1. Новеллой УК РФ является применение обратной силы закона в случае, когда он иным образом улучшает положение лица, совершившего преступление.

К уголовным законам, смягчающим или иным образом улучшающим положение совершивших преступления лиц, относятся акты, предусматривающие, например, снижение максимального и (или) минимального предела наказания, введение более мягкой альтернативной санкции, расширение оснований и снятие ограничений на применение условно-досрочного освобождения, смягчение условий погашения и снятия судимости, установление новых оснований освобождения от УО.

6. В ч. 1 коммент. статьи определяется круг лиц, на которых распространяются нормы об обратной силе более мягкого закона. Это не только лица, совершившие соответствующие деяния до вступления в силу такого закона (в том числе отбывающие или отбывшие наказание), но и лица, имеющие судимость.

7. В случае применения обратной силы закона, устраняющего преступность деяния, УД, еще не рассмотренные судом, подлежат прекращению, в какой бы стадии производства они ни находились.

8. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то согласно ч. 2 коммент. статьи это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных данным законом. Следовательно, наказание должно быть снижено до максимума, установленного новой санкцией, и если эта санкция не предусматривает дополнительного наказания, к которому было приговорено лицо, суд обязан освободить это лицо от такого дополнительного наказания.

Другой к Ст. 10 Уголовного кодекса Российской Федерации

1.

В ч. 1 ст. 10 УК РФ сформулирован принцип обратной силы уголовного закона, являющийся исключением из требований, установленных в ст. 9 УК РФ.

Уголовному закону придается обратная сила в трех случаях: а) устранения преступности деяния; б) смягчения наказания; в) иным образом улучшения положения лица, совершившего преступление.

2. Законом, устраняющим преступность деяния, признается закон, отменяющий за него уголовную ответственность. Исключение из УК РФ статьи, содержавшей признаки специальной нормы, не исключает уголовной ответственности лица по другой статье УК, где изложены признаки нормы общего характера, охватывающей и данное деяние.

3.

Закон смягчает наказание, если он: заменяет в санкции вид наказания на более мягкий; исключает из альтернативы наиболее строгий вид наказания; исключает дополнительное наказание; вводит в санкцию более мягкий вид основного или дополнительного наказания; снижает минимальные и максимальные размеры наказания (в случае, когда нижний предел наказания стал мягче, а верхний строже, следует ориентироваться на верхний предел, такой закон признается более строгим) и т.п. Если санкции старого и нового закона являются одинаковыми, преступление должно квалифицироваться по закону, действовавшему во время его совершения.

4. Иным образом улучшающим положение лица, совершившего преступление, признается закон, в частности, смягчающий условия освобождения от уголовной ответственности или наказания, уменьшающий сроки погашения или снятия судимости и т.п.

5. Правило об обратной силе нового, более мягкого уголовного закона распространяется как на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, так и на лиц, уже осужденных и отбывающих наказание или имеющих судимость по старому, более строгому закону.

6. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных нормами Особенной части УК РФ в новой редакции с использованием положений о назначении наказания из Общей части УК, примененных при первоначальном назначении наказания.

Источник: http://ukodeksrf.ru/ch-1/rzd-1/gl-2/st-10-uk-rf

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

Новая редакция Ст. 1.7 КоАП РФ

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2.

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2.

1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Комментарий к Статье 1.7 КоАП РФ

1.

Лица, совершившие административное правонарушение, привлекаются к административной ответственности на основании нормативно-правовых актов двух видов.

Во-первых, это акты, непосредственно устанавливающие административную ответственность, законодательство об административных правонарушениях (комментируемый Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях).

Во-вторых, это нормативно-правовые акты, содержащие правила управленческого характера, за нарушение которых правовыми актами первого вида установлена административная ответственность. Лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь в том случае, если на момент совершения им административного правонарушения действовали нормативно-правовые акты обоих видов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как расторгнуть договор займа

2.

Важнейшим принципом применения юридической ответственности является принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы, то есть под действие закона не подпадают юридические факты, возникшие до его вступления в силу. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает изъятие из данного принципа.

Оно выражается в том, что закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу.

3. Физическое или юридическое лицо привлекается к административной ответственности по правилам, действующим во время производства по делу об административном правонарушении.

Другой к Ст. 1.7 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1.

Нормы данной статьи служат цели претворения в сферу действия законодательства об административной ответственности конституционного принципа, в соответствии с которым никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. При этом закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (ч.1 ст.54 Конституции РФ).

Применительно к законодательству об административных правонарушениях приведенные конституционные положения действуют без каких-либо ограничений, что дает основания рассматривать их как весомое средство обеспечения стабильности этого законодательства и законности его практического применения.

Действительно, было бы грубейшим отклонением от требований законности, приводящим к нарушениям прав лица, совершившего административное правонарушение, применение к нему административного наказания на основании утратившего юридическую силу закона Российской Федерации или ее субъекта.

Только действующий закон, вступивший в силу в установленном порядке и не отмененный в таком же порядке (в частности по истечении срока его действия, если таковой был установлен), может служить реальным юридическим основанием для применения к лицу, совершившему административное правонарушение, предусмотренных таким законом мер административной ответственности.

Это можно проиллюстрировать на примере ст.5 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Как указывалось выше, с 1 июля 2002 г. не подлежат применению нормы об административных правонарушениях, содержащиеся в законах и иных нормативных правовых актах Союза ССР, например, Основах законодательства Союза ССР и союзных республик, ряде законов и указов Президиума Верховного Совета СССР.

Вместе с тем в ст.2 названного Закона содержится перечень правовых актов различной юридической силы, принятых государственными органами Российский Федерации за период с 1977 по 2001 г., признанных утратившими силу полностью либо частично. Одновременно внесены изменения в ряд законодательных актов РСФСР, сохранивших свою силу (например, Закон РСФСР от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Таково действие законодательства об административных правонарушениях (включая и производство по ним) во времени.

Что же касается его действия в пространстве, то имеется в виду территориальный фактор: место совершения административного правонарушения и производства по нему. Поскольку речь идет об ответственности лица, совершившего административное правонарушение, данная норма находится в прямой зависимости от полномочий судьи, органа, должностного лица, рассматривающего данное дело и назначающего административное наказание.

Иными словами, все зависит от того, обладает ли данный орган или должностное лицо необходимыми полномочиями для рассмотрения данного дела.

Об этом, в частности, свидетельствует следующее: при подготовке дела об административном правонарушении определяется не только место и время рассмотрения, но и выясняется, относится ли его рассмотрение к компетенции данного судьи, органа, должностного лица.

В случае составления протокола о нарушении и оформления других материалов дела неправомочными лицами либо установления, что данное дело не относится к компетенции данного судьи, органа, должностного лица, оно передается на рассмотрение по подведомственности (включая и территориальную).

Учитываются и территориальные пределы действия законодательства, которыми, в частности, определяются полномочия государственного органа, издавшего данный правовой нормативный акт (федеральное законодательство действует на всей территории РФ; законы субъектов РФ — на их территории).

Учитывается также и то, что полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях наделяются в соответствующих случаях и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (например, главные государственные инспектора по геологическому контролю на определенной территории).

Важное значение имеет тот факт, что никто не может нести административную ответственность за действия (бездействие), не признаваемые правонарушением в момент совершения. Этот принцип нашел свое выражение в Федеральном законе «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в виде правовой нормы, в соответствии с которой с 1 июля 2002 г.

прекращаются находящиеся в производстве уполномоченных судей, органов, должностных лиц дела об административных правонарушениях, не признающихся таковыми в связи с утратой силы законов и иных нормативных правовых актов на основании названного Закона, либо дела, по которым истек срок давности привлечения к административной ответственности (см. статью 4.

5 Кодекса РФ об Административных Правонарушениях).

С 1 июля 2002 г. также не подлежат исполнению неисполненные постановления о наложении административных взысканий за административные правонарушения, установленные утратившими силу законами и иными нормативными правовыми актами и не являющиеся административными правонарушениями согласно новому КоАП РФ. Ввиду отмены исправительных работ в качестве административного взыскания не подлежат исполнению неисполненные постановления о их наложении.

В соответствии с упомянутым Законом осуществляется также следующее: органы и должностные лица, не уполномоченные ныне рассматривать дела об административных правонарушениях в связи с преобразованием системы федеральных органов исполнительной власти и упразднением некоторых из них, должны передать находящиеся у них дела судьям, органам, должностным лицам, которые уполномочены новым КоАП РФ на рассмотрение таких дел. Имеются в виду органы регулирования естественных монополий, валютного контроля, государственной регистрации юридических лиц, которые в КоАП РФ РСФСР не были обозначены.

2.

В ч.2 ст.1.7 КоАП РФ в сфере применения законодательства об административных правонарушениях закреплен конституционный принцип, в соответствии с которым закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение правонарушителя, имеет обратную силу. Это означает, что подобного рода меры действуют, например, при установлении менее строгого административного взыскания либо его отмены, при исключении административной ответственности с отягчающими обстоятельствами (например, повторность совершения правонарушения и т.п.), при исключении ответственности за ранее наказуемые правонарушения и т.п.

Обратная сила распространяется также на случаи неисполнения постановления о назначении административного наказания до вступления в силу закона, улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение.

Судьям, органам, должностным лицам федеральный закон предложил пересмотреть вынесенные ими до 1 июля 2002 г. постановления о наложении административных взысканий в целях приведения их в соответствие с действием нормы об обратной силе.

Следует отметить, что закон может установить обстоятельства, отягчающие или иным образом ухудшающие положение лица, совершившего административное правонарушение (например, увеличить размер штрафной санкции и т.п.). В подобных случаях на него не распространяется принцип обратной силы.

Источник: http://koapkodeksrf.ru/rzd-1/gl-1/st-1-7-koap-rf

Как применяется обратная сила уголовного закона (нюансы)?

Когда уголовный закон имеет обратную силу

Какой уголовный закон имеет обратную силу для отбывающих наказание

Имеет ли уголовный закон обратную силу: пример из практики

Когда уголовный закон имеет обратную силу 

Обратной силе уголовного закона посвящена ст. 10 УК РФ. Из ее смысла вытекает вывод, что уголовный закон, не имеющий обратной силы по общему правилу, приобретает таковую, если в результате его применения улучшается положение лица, которое преступило закон:

  • наказание ему смягчается;
  • то, что он совершил, более не признается преступлением.

По смыслу статьи становится понятно, что ее применение охватывает 2 круга лиц:

  • подозреваемых, обвиняемых до момента принятия окончательного процессуального решения по делу или непосредственно до его вступления в законную силу (простая обратная сила);
  • осужденных, приговор в отношении которых уже возымел свою законную силу (ревизионная обратная сила).

В ситуации с обратной силой уголовного закона,которой теоретики дали название «простая», все более или менее понятно. Ее судья без проблем может применить в ходе судебного процесса, а точнее в момент вынесения окончательного приговора, при перечисленных в ст. 10 УК РФ условиях: суд переквалифицирует статью (часть статьи) на менее тяжкую. Дилемма о применимости такой обратной силы, как ревизионная, не всегда разрешается столь однозначно.

Какой уголовный закон имеет обратную силу для отбывающих наказание 

Особенности использования обратной силы уголовного закона по отношению к отбывающим наказание прямо законодателем не указаны. Однако после поступления многочисленных жалоб о пересмотре приговоров возникло толкование, данное Конституционным судом РФ в постановлении «По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 10 Уголовного кодекса РФ, ч. 2 ст. 3 ФЗ ”О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации“» от 20.04.2006 № 4-П (далее — постановление КС).

Как следует из анализа постановления КС, пересмотру и изменению подлежат все приговоры, в которых за то же самое деяние, произведенное в период действия обновленной редакции уголовной нормы, назначалось бы более мягкое наказание либо положение иным образом улучшалось в пользу осужденного лица (например, норма УК РФ декриминализировалась либо ее категория изменялась на менее тяжкую).

Кроме того, суды всех (в том числе и кассационных, надзорных) инстанций должны учитывать все редакции закона на момент принятия своего решения и применять более мягкую в силу ст. 10 УК РФ (п. 3 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 19.10.2016 (Судебная коллегия по делам военнослужащих).  

Имеет ли уголовный закон обратную силу: пример из практики

Источник: https://rusjurist.ru/teoriya_prava/kak_primenyaetsya_obratnaya_sila_ugolovnogo_zakona_nyuansy/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от юриста