Что такое правовое поле

Путин: правовое поле в России меняется слишком быстро, что порой создает проблемы

что такое правовое поле

МОСКВА, 6 декабря. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин признал, что правовое поле в России меняется слишком быстро, что порой создает проблемы.

«Безусловно, жизнь, развитие страны требуют корректировки, настройки правовой системы и законодательства, но вместе с тем нужно признать, что наше правовое поле меняется очень быстро, может быть, слишком быстро, порой не системно», — глава государства, выступая на IХ Всероссийском съезде судей. По его мнению, это «создает немало угроз в процессе правоприменения».

Путин подчеркнул, что подобные судейские форумы «придают колоссальный импульс к движению вперед к новому, более качественному уровню отправления правосудия». Он назвал съезд судей «значимым событием не только для всей судебной системы, но и для правоохранительной системы, для всей страны». Президент уверен, что нынешний съезд пройдет конструктивно, с глубоким, содержательным анализом задач, стоящих перед российской судейской системой.

«Нерешенных вопросов немало, но за прошедшие 4 года (с предыдущего съезда) были реализованы меры, оказавшие серьезное позитивное влияние на саму организацию судебной системы и на практику рассмотрения дел», — отметил Путин.

Среди таких решений он назвал объединение высших судов, появление нового кодекса об административном судопроизводстве, а также вступление в силу закона о третейском разбирательстве.

«Изменения есть практически во всех областях права, каждая из этих новаций служит для суда руководством к действию при рассмотрении конкретных дел», — добавил глава государства.

О чистоте судейского корпуса

Президент РФ Владимир Путин призвал отстаивать чистоту судейского корпуса.

«Судебная власть представляет особые полномочия людям, работающим в ее системе, и абсолютно справедливо, что требования к ним тоже должны быть повышенными», — заявил глава государства. По его словам, «судья должен быть примером объективности, неподкупности, безупречности в своих действиях и решениях».

«Основная ответственность за профессиональные и личные качества кандидатов на судейские должности возложена на квалификационные коллегии судей, их работа требует совершенствования», — отметил Путин, добавив, что нынешний съезд должен уделить внимание этим проблемам.

«Необходимо беречь чистоту судейского корпуса и повышать доверие к суду как к главному защитнику прав любого человека независимо ни от его доходов, ни от возраста, ни национальности, ни должностного положения, ни гражданства, если человек находится в рамках российской юрисдикции», — подчеркнул президент.

О работе судов

Путин обеспокоен проблемой перегрузки судов.

«Остается по-прежнему острой проблема перегрузки судов», — констатировал глава государства на IХ Всероссийском съезде судей. Он обратил внимание, что данный вопрос поднимается не в первый раз. «Иногда невозможно тащить целый огромный груз, огромный объем работы, и это, безусловно, сказывается на качестве судебных актов и может приводить судью к ошибкам, в конечном итоге — приводить к нарушениям прав граждан, интересов государства», — отметил Путин.

Президент рассчитывает, что на нынешнем съезде «будут выработаны такие рекомендации по этим вопросам, которые нам позволят, наконец, поменять эту ситуацию».

Источник: https://tass.ru/politika/3845317

Информация

что такое правовое поле

Тренировки не должны мешать пешеходам и автомобилистам осуществлять свою кипучую деятельность по езде, ходьбе или выгулу самих себя, а так же пугать их (смешно, но важно)

При выборе площадки стоит руководствоваться ее ровностью, удаленностью от жилых домов и принадлежностью государству. Последнее важно для разговора с арендаторами данной территории.

Принадлежность территории можно выяснить по кадастровой карте. Земля рядом с крупными торговыми центрами в 90 случаях из 100 находится в долгосрочной аренде, а под зданием — в собственности.

Свободный доступ на площадку, обозначенную знаком P, без признаков пропускного режима означает, что по закону это общественное место, где могут находится граждане, в том числе на мотоциклах.

Желательно обозначать границы площадки лентой или конусами, чтобы предотвратить случайный выход или выезд на трассу неизбежных зрителей, в изобилии встречающихся в общественных местах города.

В случае конфликта с вахтерами арендатора, необходимо вежливо объяснять об отсутствии нарушений закона и требовать вызова наряда полиции для оформления протокола в соответствии с законодательством.

Паркинги ТЦ являются не проезжей частью, а прилегающей территорией. Разметка 1.1 таких паркингов по ПДД обозначает границы стояночных мест транспортных средств, т.е. не запрещает, не ограничивает передвижение по ней.

В данной ситуации невозможно применить “неподчинение требованиям сотрудников полиции немеденно прекратить и покинуть паркинг”, т.к. такие требования не являются законными.

1. Подача заявлений в Прокуратуру участниками мероприятия(в каждом населенном пункте есть дежурный прокурор, который работает круглосуточно)

2. Подача жалоб на непровомерные действия сотрудников руководителю полиции города (региона).

Три самых важных постулата для благополучного разрешения конфликта:

1. Вежливость и доброжелательность в общении.2. Обозначение твердой и юридически обоснованной позиции по данному инциденту.

3. Готовность решать вопросы во взаимовыгодном ключе. Разумеется, в пределах правового поля.

В любом случае лучше заранее согласовать данные мероприятия с властями.
это занимает не так много времени, как тратится на объяснения приезжающим на вызов скучающим полицейским

Источник: http://gymkhana.moscow/information/legal-information/

«Перекопать» правовое поле :: Журнал Бизнес Класс

что такое правовое поле

— Наша идеальная задача — зачистить правовое поле от беззакония в глобальном смысле. Сегодня и берегов-то не видно. Однако прийти к результату нам придется, как говорится, лишь перекопав это правовое поле. Как сказал президент страны в одном из своих интервью: «Каждый должен копать свою «грядку»!

От жителей иногда звучат жалобы, что наша система забюрократизирована.

Отмечу, что есть страны, где сильно развита бюрократия, например Германия, и где менее развита — США, и в том, и другом случае учреждения работают эффективно — поэтому ориентироваться нужно на человеческий фактор, все зависит от самих людей, задействованных в структуре.

Так, в 2016 году наши сотрудники выявили 75 тысяч нарушений закона. В первую очередь были выявлены нарушения прав трудового законодательства, в частности долги по зарплатам — около 20 млн рублей.

Понижаем градус

Нас серьезно беспокоит, что сегодня в регионе больше половины всех преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения.

За прошлый год в области возбудили 32 уголовных дела за незаконное изготовление и сбыт алкогольной продукции, больше 40 уголовных дел были связаны с вопросами реализации спиртного без акцизов. Более 1 100 «административок» за незаконную реализацию спиртосодержащей продукции.

17 торговых точек было закрыто. На выходе мы имеем результат не числовой (по количеству наказанных), а реальный: смертность от отравлений снизилась.

Кров для сирот

Сегодня в нашей области проживает всего около 22 тысяч несовершеннолетних, из них более 2 тысяч — это дети-сироты, которые имеют право на жилье. На сегодняшний день нуждающихся
в жилье 960 человек.

Первая задача прокуратуры — обратить внимание власти к этой проблеме. Второе, что должно быть под контролем, — деньги, которые необходимо тратить по делу, без нарушений.

Так, в 2013 году бюджетом было запланировано всего 140 млн рублей на жилье для детей-сирот, в 2016-ом — 554 млн, а в этом году — 570 млн рублей.

Необходимо проверять наличие коррупционной составляющей, чтобы конкурсы проходили прозрачно, само жилье строили качественно. Сегодня о каждой квартире, которая сдается по этой программе, наши прокуроры знают.

Горькая «доля»

Наш регион в стране находится на 4 месте по масштабу ситуации с обманутыми дольщиками. 11 домов у нас в реестре, это порядка 65 человек.  «Деньги-люди-деньги» — опасная формула бизнеса. В том году мы уже провели проверки, знаем застройщиков поименно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как написать отзыв в арбитражный суд образец

Нами был направлен законопроект в Правительство Кировской области. Этот документ предлагает определенные преференции инвесторам, которые бы стали достраивать эти проблемные дома. Важно, что сейчас никто не говорит: дольщики сами виноваты, думать надо было, когда они искали дешевые квартиры. Такие ситуации были раньше. Частная беда граждан — наша общая проблема, которую необходимо решить!

21-03-2017

Март 2017 / №3 (100)  |  Листать свежий журнал

Источник: http://bk43.ru/business/nastroenie/perekopat-pravovoe-pole

Вспахать правовое поле

Ключевой темой прошедшей в Екатеринбурге восьмой конференции «Юридический бизнес в 2012 году» стала реформа права в условиях вступления России в ВТО.

Рынок юридических услуг оказался, пожалуй, самым незащищенным от экспансии иностранных участников.

Станет ли наша правовая система более конкурентоспособной и смогут ли юристы находить новых клиентов в условиях открытого рынка — так сформулировала предмет разговора модератор конференции руководитель юридической компании «Левъ» Елена Артюх.

Стоять-бояться?

По правилам ВТО, страны, входящие в организацию, регулируют четыре вида юридических услуг: трансграничные; услуги юридических компаний, пришедших на территорию другой страны; услуги компаний, зарегистрировавших юридическое лицо на территории другого государства; услуги юристов оказывающих услуги в качестве физических лиц в стране, входящей в ВТО.

В рамках переговоров Россия обязалась вводить ограничения только на четвертый тип услуг, для первых трех она не будет устанавливать никаких барьеров. Исключения два — нотариальная деятельность и запрет на оказание иностранными юристами услуг по российскому праву (они не могут выполнять функции защиты интересов клиентов в российском суде).

Впрочем, последнее легко обойти: любое физическое или юридическое лицо из стран-членов ВТО может зарегистрировать в России компанию, нанять в нее российских юристов и работать без ограничений. Именно такой сценарий был реализован в Китае.

И в результате вхождения в ВТО страна практически лишилась собственного юридического рынка, своих компаний там нет, а более 90% дипломированных специалистов работают в транснациональных консалтинговых корпорациях. 

Юристы российских региональных фирм, впрочем, спокойны. Адвокат Дмитрий Загайнов, член президиума Свердловской областной гильдии адвокатов, считает, что специализация давно определена, а места на рынке хватит всем:

— Я не вижу серьезных изменений в связи с открытием границ. Полагаю, что опасение относительно захвата нашего рынка юридических услуг — из области фантастики.

Крупные транснациональные консалтинговые компании, которые хотели занять свою нишу на рынке юридических услуг России, уже давно здесь и успешно работают.

Вряд ли они теперь будут представлять интересы своего доверителя по таким делам, как, например, лишение водительских прав. Все эти узкие темы останутся за местными юристами и адвокатами.

Нас не спросят

Между тем, как выяснилось в ходе дискуссии, российские юристы могут быть вовлечены и глобальные игры вне зависимости от своего желания или специализации, и соответственно либо получить от этого дивиденды, либо отдать свой кусок конкуренту.

Эта тенденция обусловлена изменениями условий ведения бизнеса их клиентов, в том числе по правилам ВТО. И не учитывать эти факторы юристы не могут.

Самые очевидные изменения партнер ЮК «АМПАРО» Алина Арманшина видит в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность: 

— Одна из серьезных претензий в России в ходе переговоров о вступлении в ВТО касалась защиты прав на интеллектуальную собственность. И наша страна была вынуждена привести все законодательство в этой сфере в соответствие с международными стандартами. А это означает, что контроль за соблюдением прав будет жестким. Я предвижу вал проверок, судебных исков.

И юристы должны быть к этому готовы: учиться работать в этой сфере, повышать квалификацию, набираться опыта. Изменения грядут грандиозные, в соответствии с законом о судебной системе будет образован специализированный хозяйственный арбитражный суд по интеллектуальным правам, и мы заинтересованы в том, чтобы наши клиенты в таких спорах выигрывали.

А для этого нужно, чтобы они как минимум понимали важность проведения всех процедур, чего, к сожалению, сейчас мы не наблюдаем. Судите сами. Россия в 2007 году зарегистрировала 17 тыс. товарных знаков как объектов интеллектуальной собственности, в 2010 году — 21 тысячу, в 2011 году — 20 тысяч, в то время как количество патентов с иностранным участием за эти пять лет увеличилось с 4300 до 9800.

Это — потенциальные конкуренты наших клиентов, присутствие правообладателей и мониторинг с их стороны усилятся, а значит, мы должны наращивать компетенции в этой сфере.

Открытие рынков будет приводить к еще большей интеграции бизнеса с партнерами, контрагентами из других стран. И это взаимодействие иногда может оборачиваться совершенно неожиданным образом, как для предпринимателей, так и их юристов.

Показательную историю из практики на конференции рассказал Максим Колесников, управляющий партнер коллегии адвокатов «Частное право». Классический корпоративный конфликт развивался между директором уральского предприятия, который выступил в роли миноритарного акционера, и мажоритарным акционером этого предприятия.

Собственники, недовольные работой директора, сняли его с должности, затем, как это часто бывает, развернулась борьба за корпоративный контроль: скупка акций, оспаривание прав, несколько уголовных дел, исковое заявление о банкротстве и так далее. Спор уже подходил к завершению, когда мажоритарным акционерам пришли извещения о приглашении в суд США.

Как выяснилось, акциями этой компании владели офшорные структуры, зарегистрированные на территории США и Кипра, являющиеся посредниками в реализации продукции, которую это уральское предприятие экспортировало.

И с подачи бывшего директора эти компании подали исковое заявление в суд США, предметом которого стал захват власти, фиктивное банкротство, незаконное лишение прав собственности истца на акции и так далее.

— Я хотел бы в данном случае обратить внимание на обоснование подсудности этого дела именно в суде США, — подчеркивает Максим Колесников.

— Это проведение электронных переводов за поставленную продукцию через банки США; оплата корпоративной кредитной картой американской компании пребывания в одной из стран, где, по заявлению истца, было осуществлено вымогательство; перевод через банки США средств, предназначенных для взяток в России; утверждение истца о том, что ответчики управляли компаниями, зарегистрированными в США для осуществления противоправной деятельности. Поскольку все мы пользуемся банковской картой за рубежом, каждый наш клиент имеет теоретические шансы получить повестку в суд США.

Дело рассматривалось несколько лет и закончилось ничем: суд в итоге постановил, что оно неподсудно американскому суду. Максим Колесников делает, однако, определенные выводы:

— Вывод первый — если появляется такой иск у нашего клиента, он, а следовательно, и мы, его юристы, не можем просто игнорировать судебный процесс. Если мы не являемся в американский суд и не представляем свои возражения, решение может быть принято не в нашу пользу и отменить его будет крайне сложно. Если мы не хотим потерять клиента, мы в любой момент должны быть готовы к участию в такого рода спорах. Второй вывод заключается в самой методике сбора доказательств в американской системе.

Если российские суды при разрешении корпоративных споров опираются в основном на документы, в американской системе принято проводить опросы свидетелей, представлять возражения, мнения экспертов. Там суды не ленятся заниматься расследованиями. И результат этого способа получения доказательств, даже если дело не будет рассмотрено в США, можно с полным успехом использовать на территории России. С открытием рынков таких дел будет все больше, и я считаю, что мы должны уметь этим пользоваться.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли оформить право собственности если квартира в ипотеке?

Нематериальные активы

Третий серьезный блок проблем, связанных с членством в ВТО, — конкуренция правовых систем: соперничество разных стран за инвесторов с помощью создания удобных правовых норм, налогового режима, эффективной судебной системы. Ни для кого не секрет, что российская система права сегодня проигрывает многим юрисдикциям.

Как правило, если речь идет о сделках слияний и поглощений с участием компаний из других стран, они регистрируются где угодно, только не в России. И там же потом решаются все спорные вопросы. Доцент кафедры предпринимательского права УрГЮА Андрей Степанченко привел такую статистику. В 2011 году в торговой палате Стокгольма рассмотрено 199 дел участниками из 47 стран. Сделки с участием российских компаний заняли здесь второе место.

Чаще всего юристы транснациональных компаний рекомендуют для подобного рода сделок использовать английское право как более гибкое и удобное. И очевидно, что со снятием барьеров для входа на наш рынок этих самых консультантов поток таких рекомендаций увеличится. Такая перспектива сильно раздражает российские власти.

На недавнем форуме по иностранным инвестициям в Москве председатель Государственной думы Российской Федерации Сергей Нарышкин заявил, что пяти профильным комитетам Думы дано задание подготовить законодательные предложения по возврату бизнес-сообщества в российскую юрисдикцию.

Распространенная претензия предпринимателей в сфере с регистрацией своих прав на имущество в России — весьма неудобные нормы нашего Гражданского кодекса.

В силу еще советских традиций они построены на жестких правилах и фактически не допускают возможности сторонам договариваться самим, закрепляя отношения корпоративным договором или акционерным соглашением, и на основе именно этих договоренностей потом отстаивать свои права в суде. Мы подробно писали об изменениях в ГК, которые подготовлены и активно обсуждаются сейчас среди депутатов и экспертов.

Со всей очевидностью большинство предложений будут приняты. Однако юридическое сообщество уверено: только этим вернуть предпринимателей в российскую юрисдикцию невозможно. Вторая серьезная претензия инвесторов — отсутствие доверия к нашей правовой системе, прежде всего — к суду.

И речь идет не только о роли собственно судей: свой вклад в имидж страны с несправедливой судебной системой вносит и наше юридическое сообщество. «Иностранные юристы часто говорят о так называемой судебной репутации. Это репутация не только судей, но и участников судебного процесса.

Им непонятно, почему многие представители российского рынка юридических услуг сознательно затягивают рассмотрение споров, подают иски, очевидно не направленные на защиту интересов своего клиента, тем самым вынужденно создают иллюзию длительности правового конфликта», — передает настроения западных коллег Андрей Степанченко.

На этом месте мы снова возвращаемся к давней проблеме качества юридических услуг, профессионализма и репутации сообщества. В том, что эти нематериальные категории работают, Максим Колесников сумел убедиться в ходе тех самых судебных процессов в США:

— То, что в нашем деловом обороте считается допустимым, в юридическом сообществе США неприемлемо в принципе. Клиент никогда не сможет склонить адвоката к тому, чтобы выдать суду одну информацию и умолчать о другой.

Поэтому адвокат для суда — мощный фильтр. Это приводит к полному взаимному уважению в адвокатском и судейском сообществе, когда слово, сказанное адвокатом другому адвокату, действительно имеет силу купеческого.

Если он откажется от этих обязательств, он в своей профессии окажется изгоем.

Инвестор выбирает не только Гражданский кодекс, он выбирает государство, а с ним — независимый суд, независимую правоохранительную систему, практику правоприменения. А еще выбирает взаимоотношения с юридическим консультантом.

И пока на рынке будут существовать адвокаты и юристы, для которых эти ценности не имеют значения, создать среду, способную конкурировать с иностранными игроками, не удастся.

Источник: https://expert.ru/ural/2012/44/vspahat-pravovoe-pole/

Коллекторов вписывают в правовое поле

Сегодня в Госдуме обсуждали закон, который впервые создает основы для правового регулирования коллекторской деятельности в России. Его внесли в феврале 2016 года спикеры обеих палат парламента — Сергей Нарышкин и Валентина Матвиенко — после нескольких скандалов, когда коллекторы давили на должников, как минимум явно выходя за рамки общепринятых норм межчеловеческого общения.

Эксперты законодательную инициативу Матвиенко и Нарышкина в целом оценивают положительно, хотя видят и ошибки. Но без критики на заседании думского комитета по финансовому рынку не обошлось. Легализовать коллекторскую деятельность — то же самое, что узаконить два явления, равно прибыльные, как и неуважаемые.

Конкурентов — в корзину

К сегодняшнему дню на Охотном ряду скопилось еще 11 «коллекторских» законопроектов, внесенных в Госдуму депутатами и сенаторами в 2015-2016 годы. Именно с их обсуждения и началось заседание комитета по финрынку.

Почти час депутатам потребовался, чтобы либо вернуть их авторам, либо рекомендовать к отклонению, поскольку они не так комплексно решают существующую проблему, как предложенный Нарышкиным и Матвиенко документ.

А единоросс Виктор Климов по той же причине отозвал свой законопроект сам[1].

Единственным, кто бился за собственное детище, стал депутат от ЛДПР Ярослав Нилов. В начале февраля 2016 года он предложил на 10 лет запретить работу коллекторских структур в России. «[Такая] деятельность в цивилизованных странах — цивилизованная услуга. Но у нас это, как обычно, превратили непонятно во что», — негодовал Нилов.

Необходимость запрета он обосновывал, вспоминая случаи, когда коллекторы с помощью угроз и физического насилия пытаются выбить долги с граждан. «Эти бандиты, бездельники, бывшие сотрудники [правоохранительных органов], заключенные пусть трудоустроятся, пусть микрофинансовые организации сами по себе позакрываются», — заявил Нилов. И только после этого, по его мнению, надо браться за регулирование коллекторской деятельности.

Впрочем, в заключение он все же сказал, что ЛДПР будет поддерживать документ Матвиенко-Нарышкина.

Похвалить и забыть о критике

Глава думского комитета по финрынку, единоросс Николай Гончар хвалил документ за комплексный правовой механизм решения проблемы взаимоотношений кредиторов и заемщиков. По его словам, он «инкорпорировал в себя ряд положений» из других проектов. Правда, конкретизировать, какие именно, Гончар не стал. В частности, в документе нашла отражение идея депутата Виктора Климова о том, что коллекторы обязаны вести аудиозапись разговоров с должником.

К основным нововведениям, которые содержит документ, Гончар отнес то, что заниматься коллекторской деятельностью в качестве основной смогут только те компании, чьи учредительные документы содержат соответствующее указание. Между тем неясно, как это сделать, поскольку в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности нужный отсутствует. Об этом говорилось и в проекте заключения комитета самого же Гончара, и в документе Правового управления Госдумы.

Законопроект устанавливает серьезный экономический барьер для входа на коллекторский рынок: чистые активы компании должны составлять не менее 10 млн руб. и на аналогичную сумму должна быть обязательно застрахована ее ответственность за причинение убытков должнику. Обратил Гончар внимание и на «очень высокий размер пошлины за включение в реестр — 100 000 руб.»

— Все соберут с должников, — отреагировал коммунист Борис Кашин. Гончар оставил замечание без ответа.

Депутат от ЛДПР Дмитрий Савельев был недоволен «весьма подъемной суммой» стоимости активов. «Не следует ли требование увеличить до 100 млн руб., чтобы это ограничивало попадание в реестр кого ни попадя?» — поинтересовался он.

— Возможно во втором чтении рассматривать любые предложения, — сказал Гончар, а замминистра экономического развития Николай Подгузов заявил, что критерии для включения в реестр будут предусматривать не только норму по капиталу, но и ряд квалификационных требований[2].

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Ваш вопрос: Куда подавать апелляцию после решения районного суда?

Переделывать придется многое

Источник: https://legal.report/kollektorov-vpisyvayut-v-pravovoe-pole/

Нормативно-правовое поле: взгляд бизнеса

Нормативно-правовое регулирование является важным фактором, оказывающим значительное влияние на привлекательность инвестиционного климата в России. Компания Ernst & Young провела исследование, которое отражает, как иностранные компании, работающие в России, оценивают инвестиционный климат в нашей стране. Рассмотрим, в частности, что они думают о правовой среде, в которой им приходится вести бизнес.

Плюсы и минусы

Иностранные компании отмечают достаточно много позитивных изменений, которые произошли в сфере нормативно-правового регулирования в последние годы.

В числе важных достижений называются постепенное внедрение принципа рыночного контроля, унификация отдельных направлений законодательства в рамках Таможенного союза, внедрение Федеральной контрактной системы, сокращение административных процедур в сфере строительства.

Хотя эффективность реализации отдельных инициатив, по мнению инвесторов, все еще не находится на соответствующем уровне (например, в случае внедрения принципов рыночного регулирования), сам факт улучшения ситуации в этих областях рассматривается участниками исследования в исключительно положительном ключе.

Областями законодательства, в которых Россия добилась заметного прогресса в последние годы, иностранные инвесторы считают налоговое законодательство, таможенное и финансовое регулирование. Большинство респондентов (67%) признают наиболее эффективной и стабильной сферой российского нормативно-правового поля налоговое законодательство.

Отмечается приближение этой области к международному уровню, что объясняется все более широким распространением международных стандартов финансовой отчетности среди российских компаний. Негативные тенденции связаны с постоянным введением новых налогов, сборов и квазисборов, компенсирующих принимаемые послабления в налоговой нагрузке.

Многие респонденты отмечают существенную проработанность сфер финансового и таможенного регулирования, в основном в соответствии с потребностями инвесторов (40% и 37% ответов).

Наиболее проблемными областями нормативно-правового поля, затрудняющими работу компаний, по мнению инвесторов, являются сфера технического регулирования, трудовое законодательство и административное право.

Наиболее значительные позитивные изменения в российском законодательстве, по мнению участников исследования, происходят в сфере финансового и таможенного регулирования. В частности, в области финансового регулирования к числу положительно сказавшихся на работе компаний изменений были отнесены принятие закона о специальной оценке условий труда и отмена командировочных удостоверений.

В сфере таможенного регулирования в качестве позитивных нововведений указываются принятие Таможенного кодекса Таможенного союза, внедрение принципов электронного документооборота в ряде сфер операционной деятельности, более корректное правоприменение в таможенной сфере.

Областями, в которых, по мнению респондентов, происходят наиболее негативные изменения, являются административное право и техническое регулирование.

В сфере административного регулирования респонденты выделяют такие инициативы, как закон о защите персональных данных, Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», ужесточение наказаний за ряд административных правонарушений (в том числе по экологическому законодательству), закон о СМИ, закон о нежелательных организациях.

В области технического регулирования к числу негативно сказавшихся на работе компаний изменений были отнесены ограничение допуска продукции иностранных компаний к госзакупкам, введение закона об обязательном лицензировании при обращении с отходами, принятие закона о карантине растений без необходимых подзаконных нормативно-правовых актов, избыточно жесткие правила водоснабжения и водоотведения.

Системные проблемы

Несмотря на ряд позитивных действий в настоящий момент, иностранные инвесторы отмечают наличие значительного количества проблем, связанных с нормативно-правовым полем, которые ограничивают российский потенциал в области привлечения прямых иностранных инвестиций.

Иностранные компании указывают на системные проблемы в вопросах совершенствования нормативно-правовой базы.

Одной из них является отсутствие координации между различными органами власти на федеральном уровне при разработке и продвижении нормативно-правовых актов, что значительно снижает скорость принятия решений, необходимых для эффективного функционирования рынка.

Другая системная проблема возникает в результате введения в действие законов и иных нормативных документов без разъяснительных подзаконных нормативно-правовых актов, что ухудшает правовое поле, создавая неопределенность и возможность для двоякого толкования законов. По мнению иностранных инвесторов, наиболее значимой проблемой существующего российского нормативно-правового поля, снижающей инвестиционную привлекательность России, является нестабильность законодательной базы, ее подверженность частым изменениям (77%).

Эта проблема считается гораздо более серьезной по сравнению с наличием высоких административных барьеров (включая проблему коррупции, на что указали 50% опрошенных), выборочным применением законов (33%), а также применением устаревших норм и правил (33%). Зачастую изменения в законодательстве и нормативно-правовых документах негативно сказываются на деятельности компаний.

К примерам негативной практики инвесторы относят ситуации, в которых уточнение неясных норм и улучшение системы контроля в ответ на несистемные нарушения подменяются постоянным ужесточением законодательства. Изменения не только затрудняют деятельность компаний, но и приводят к значительному завышению издержек.

В числе пожеланий инвесторов – оптимизация и унификация нормативно-правового поля, что сделает его более понятным и доступным.

Что нужно изменить?

Для значительного улучшения инвестиционного климата в России, по мнению представителей иностранного бизнеса, необходимо следующее:

  • Активизация усилий по снижению административной нагрузки за счет сокращения бюрократических процедур.

    Респонденты признают, что Правительство РФ осознает важность указанных задач и реализует отдельные инициативы, направленные на улучшение ситуации в этой сфере (например, сокращение количества документов, сопровождающих выход продукта на рынок).

    Однако эти меры носят ограниченный характер, и уровень бюрократии остается высоким. Необходимо дальнейшее упрощение процедур вывода продукции на рынок без ущерба для ее качества, а также уменьшение сроков взаимодействия бизнеса с государством.

  • Принятие мер по повышению прозрачности и эффективности законодательства за счет устранения избирательности правовой системы, создания предсказуемых правил игры для всех участников рынка.

    Следует устранить препятствия и неопределенности юридического характера, которые позволяют по-разному интерпретировать одну и ту же норму закона, что может быть использовано для создания искусственных барьеров.

    Для повышения прозрачности инвестиционного процесса необходимо исключить скрытые требования к инвесторам.

  • Дальнейшая либерализация миграционного законодательства, которая позволяет привлекать высококвалифицированных иностранных специалистов – носителей международного опыта, что позволяет использовать необходимые для работы технологии и знания, упрощает ведение проектов в РФ.

  • Снижение уровня государственного контроля экономической деятельности компаний-инвесторов: отказ от устаревших норм промышленной безопасности, сокращение избыточных требований к сырью и продукции, гармонизация отечественных и международных стандартов сырья и продукции.

Несмотря на то, что инвесторы вкладывающие средства в реальный сектор, рассматривают текущую ситуацию как неблагоприятную, они не планируют сокращать свое присутствие в стране. Отмечая позитив, в том числе по «дорожным картам» национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, компании видят потенциал российской экономики и склонны к увеличению объема инвестиций в ближайшие годы.

Информация по материалам исследования «Инвестиционный климат в России: мнение иностранных инвесторов» предоставлена компанией Ernst & Young LLS

Примеры позитивных и негативных изменений нормативно-правового поля

Позитивные изменения

Негативные изменения

Принятие Таможенного кодекса и технических регламентов в рамках Таможенного союза

Закон о защите персональных данных

Внедрение принципов электронного документооборота в ряде сфер операционной деятельности

Закон об ограничении иностранного капитала в СМИ

Конкретизация правоприменения в таможенной сфере

Закон о нежелательных организациях

Внедрение Федеральной контрактной системы

Закон о запрете заемного труда

Закон о территориях опережающего развития

Ужесточение регулирования оборота алкогольной продукции

Работа по внедрению долгосрочных контрактов

Резкие изменения учетной ставки

Предоставление льготы на налог на имущество при реализации инвестиционной инициативы

Планируемые изменения закона о торговле

Совершенствование миграционного учета; использование финансовых инструментов для поддержки инвесторов высококвалифицированных специалистов

Запрет импорта продовольствия в Россию

Использование финансовых инструментов для поддержки инвесторов

Ограничение допуска продукции иностранных компаний к участию в системе госзакупок

Источник: https://www.eg-online.ru/article/321726/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от юриста