Публичный сервитут что это

Сервитут

публичный сервитут что это

Сервитут — признанное законом право ограниченного пользования чужим имуществом (объектом).

Сервитут может быть срочным и постоянным.

Сервитут устанавливается по взаимному соглашению сторон, по решению суда или в соответствии с законом, и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Виды сервитутов

Земельный кодекс в статье 23 предусматривает 2 вида сервитутов:

Частный сервитут

Ст. 274-277 ГК РФ устанавливают следующее.

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;
  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута.

Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.

Частные водные сервитуты могут устанавливаться в силу договора, а также и на основании судебного решения.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

Публичный сервитут

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения.

Публичный сервитут может устанавливаться для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • выпаса сельскохозяйственных животных;
  • сенокошения;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

По правилам публичного лесного сервитута граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде.

По правилам публичного водного сервитута каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Источник: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/servitut.html

Сервитут – что это такое и как получить сервитут на земельный участок? — Рынок жилья

публичный сервитут что это

02.08.2019 | 08:00 7034

Что такое земельный сервитут? Как его оформить? А главное, кому он нужен? Разбирался БН.ру.

Большинству обывателей термин сервитут незнаком, поэтому кратко опишу простым языком, что он значит. Сервитут – это право использовать чужую собственность: земельный участок, жилое или нежилое помещение в своих (частный сервитут) или в общественных целях (публичный сервитут), для осуществления прохода, проезда, прокладки коммуникаций и т. д.

Установление сервитутов характерно, к примеру, для коттеджных поселков и садоводств, когда земельный участок окружен другими участками и к нему отсутствует доступ с улицы – то есть не могут попасть ни собственник, ни экстренные службы: пожарная, скорая помощь.

Другой пример: в садоводстве есть водный объект (озеро), но доступ к нему преграждают садовые участки, стоящие «забором».

В подобных случаях, когда иной вариант решения проблемы отсутствует, одного или нескольких владельцев земельных участков обязывают выделить землю в пользование, то есть устанавливают обременение в виде сервитута. При этом собственники таких участков не лишаются прав владения, пользования и распоряжения землей.

Существует великое множество сервитутов, у каждого свои особенности и сферы применения: лесные, водные, воздушные, земельные, гражданские (для сооружений и зданий, без привязки к земельному участку). В этой статье остановлюсь на земельном.

Как установить сервитут?

Сервитут может быть установлен как добровольно – через заключение договора с собственником земельного участка, так и принудительно – через судебную инстанцию либо через нормативный акт органов государственной власти регионов, местного самоуправления.

Независимо от способа установления, сервитут может быть срочным – тогда устанавливается срок действия обременения – и может быть бессрочным, без установления срока действия.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут (их называют обладателями сервитута), плату за пользование своим участком.

Сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в Росреестре, а сведения об обременении вносятся в ЕГРН.

Скачать типовой договор на установление сервитута

Если предстоит добровольная регистрация обременения – через договор, кроме договора сторонам потребуются паспорта (для удостоверения личности участников сделки), выписка из ЕГРН либо свидетельство о праве собственности на земельный участок (для подтверждения права собственности), межевой план земельного участка, на который будет наложено обременение (для конкретизации площади наложения сервитута), заявление по форме (для инициации соответствующего регистрационного действия), а также чек на уплату государственной пошлины в размере 1,5 тыс. руб. для граждан и 6,0 тыс. для юридических лиц (для подтверждения оплаты процедуры государственной регистрации наложения обременения).

В случае если устанавливается публичный сервитут, заключение договора, а также обращение в Росреестр гражданам и юридическим лицам не требуется. Сервитут накладывают региональные, муниципальные органы власти, для чего принимают нормативный акт, в котором перечисляются все основные условия обременения. Далее информация передается в Росреестр, и сведения о сервитуте фиксируются в ЕГРН.

Обладатель сервитута не может никаким способом распоряжаться землей, на которую наложено обременение, кроме срочного или бессрочного пользования. Права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику.

Сервитут может быть прекращен досрочно по требованию собственника, если отпали основания для установления такого обременения либо при установленном сервитуте стало невозможно пользоваться земельным участком по его целевому назначению. Для прекращения сервитута по данному основанию собственник земли обращается в суд.

Что там с судебной практикой?

Часто граждане и юридические лица не могут прийти к компромиссу по поводу установления сервитута: не могут договориться о стоимости пользования земельным участком, о площади обременения, о сроках наложения обременения. В том случае, если диалог зашел в тупик, единственный выход – обращение в суд. Если спор идет между гражданами, обращаться необходимо в районный либо городской суд. Если одна из сторон – юридическое лицо, спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Заинтересованная сторона должна обратиться с иском в тот районный, городской или арбитражный суд, к которому принадлежит земельный участок по территориальной подсудности. Перед обращением истец должен убедиться в обоснованности заявленных требований, так как обременение в виде сервитута – это, прежде всего, крайняя необходимость в отсутствие иных вариантов, а не роскошь выбора только потому, что «я так хочу».

По возможности истец должен заходить на судебную процедуру с уже готовыми вариантами возможных схем установления сервитута.

Для этого ему следует обратиться к земельным экспертам и судебным юристам – они помогут сориентировать заявителя по оптимальному способу (способам) из возможных, ведь нужно соблюсти баланс интересов сторон.

Также надо понимать, что чем больше по площади земельный участок находится под сервитутом, тем он дороже для заявителя: редко (практически никогда) собственники земли передают землю в ограниченное пользование на безвозмездной основе. Поэтому вопрос о стоимости условной «аренды» также должен стоять перед экспертом.

Граждане и юридические лица обычно не обладают должными познаниями в земельной сфере, поэтому в рамках судебного разбирательства для исследования участков практически всегда назначается экспертиза.

Проводится анализ земли (сопоставляется целевое назначение земельного участка с фактическим дальнейшим использованием участка), оцениваются риски для земельного участка в случае его использования не по назначению и возможность ухудшения его свойств, производятся замеры земли, устанавливается возможность прокладывания одного или нескольких возможных путей (если они одинаковые по площади и длине), к примеру, для доступа граждан к своему участку через сквозной проход по земле, принадлежащей соседям. На судебный процесс также может быть допущен кадастровый инженер – для рекомендаций по вышеупомянутым положениям относительно определения места и размеров земельного участка под ограниченное пользование.

Экспертизу чаще всего оплачивает заинтересованная сторона, то есть истец. В случае если ответчика не устроило экспертное заключение, проводимое по ходатайству истца, он может заявить о проведении повторной экспертизы.

Для этого потребуется рецензия на первичное заключение – ее готовит земельный эксперт. Далее рецензия кладется в обоснование ходатайства о проведении повторной экспертизы и подается вместе с ним в рамках судебного разбирательства.

Оплачивает повторную экспертизу, как и рецензию, в данном случае ответчик.    

Если проанализировать текущую совокупную судебную практику – положительную и отрицательную, можно прийти к выводу, что граждане часто в силу незнания и/либо ради возможной экономии личных средств пренебрегают обращением на досудебной и судебной стадиях к судебным юристам и земельным экспертам. Это приводит к отказам в исковых требованиях в полном объеме, а также компенсации юридических издержек с проигравшей стороны, чаще – в пользу ответчика.

Публичный сервитут может устанавливаться для

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд;

9) складирования строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

10) устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

11) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

12) проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений.

Источник: https://www.bn.ru/gazeta/articles/253914/

Публичный и частный сервитут на земельный участок: что это такое, для чего нужен, как установить, что содержится в договоре?

публичный сервитут что это

Установление сервитута на земельный участок – законный способ закрепить ограничение на право пользования чужим имуществом. Используется этот правовой инструмент в тех ситуациях, когда ограничение прав требуют интересы других собственников.

Что это такое?

Понятие сервитута описано в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и представляет собой установку частичного права на пользование соседним участком земли. Эта процедура существенно ущемляет права собственника на пользование своим имуществом, поэтому введение сервитута не может быть произвольным.

В соответствии с положениями статьи 274 ГК РФ сервитут может быть установлен в следующих ситуациях:

  • При необходимости установления беспрепятственного доступа на соседний земельный участок.
  • При необходимости проведения государственных работ по возведению, реконструкции или использованию объектов инфраструктуры.
  • При возникновении необходимости проведения линии энергоснабжения на соседний земельный надел.
  • Когда ограничения на пользование землей соответствуют интересам множества лиц.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Больничный при гайморите сколько дней

Важно! Введение сервитута накладывает серьезные ограничения на интересы собственника, поэтому требования всех законодательных актов должны исполняться неукоснительно.

Законом также предусмотрена государственная регистрация всех типов сервитутов в Росреестре. Сведения об установленных ограничениях и их сроках в обязательном порядке вносятся в базу ЕГРН.

Публичный

Понятие публичного сервитута закреплено в статье 23 Земельного Кодекса РФ. Его основной характеристикой является то, что одним из участников соглашения в обязательном порядке выступает государственный или муниципальный орган власти. При этом целью договора является защита прав и интересов неограниченного числа граждан.

Основаниями для применения публичного сервитута являются:

  1. Организация свободного доступа к водному объекту.
  2. Возможность проведения работ по ремонту и обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры.
  3. Необходимость проведения дренажных работ.
  4. Прогон животных сельскохозяйственного назначения.
  5. Сенокошение и организация выпаса скота в установленные временные периоды.
  6. Осуществление исследований и геологоразведывательных работ.

Частный

Частный сервитут – понятие, закреплённое в статьях 274–277 ГК РФ. Согласно установленным нормам владелец недвижимости (участка земли или построек) имеет право требовать от хозяина соседнего земельного надела права ограниченного пользования принадлежащим ему имуществом (землей).

Статья 277 ГК РФ. Обременение сервитутом зданий и сооружений

Применительно к правилам, предусмотренным статьями 274 – 276 настоящего Кодекса, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Основанием для установки частного сервитута является договор между заинтересованным лицом и владельцем земельного участка. Если мирным путем согласия достичь не удалось – спор может быть разрешен в судебном порядке.

Обременение, возникшее в результате установки сервитута, не лишает владельца недвижимости права на владение, пользование и распоряжение ею.

Основные причины для регистрации частных сервитутов

На законодательном уровне установлены следующие обстоятельства установления сервитута:

  • Приобретение законного права прохождения через соседний земельный надел.
  • Проведение прокладки линий связи, электропередачи или всех типов трубопроводов.
  • Снабжение земельного надела водой.
  • Для обеспечения возможности удовлетворения прочих нужд собственников.

Причины, которые могут повлечь наложение сервитута, указаны также в ФЗ № 123 «О племенном животноводстве» от 03.08.1995:

  • Обеспечение животных водой.
  • Для обеспечения выгона скота.
  • Для обеспечения возможности сбора и отвода воды.

Перечень документов

Набор документов, требующийся для установления сервитута, различается в зависимости от правовой принадлежности заявителя.

Для юридических лиц потребуются:

  • Правовой акт, являющийся основой для установки сервитута.
  • Учредительные документы организации, ее устав и учредительный договор.
  • Выписка из базы ЕГРЮЛ.
  • Доверенность, если интересы компании представляет доверенное лицо.
  • Согласие органов власти на установление ограничений.
  • Правоустанавливающие документы, подтверждающие статус муниципалитета.
  • Постановление о проведении общественных дебатов.
  • Кадастровый паспорт земельных наделов.

Граждане, имеющие статус физических лиц обязаны также предоставить:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Платежный документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.

Общими документами, требующимися для всех категорий граждан, являются:

  • Соглашение сторон.
  • Кадастровый паспорт с разметкой зон, на которые накладываются ограничения.

Если решение об установлении сервитута вынесено в ходе судебного процесса для проведения процедуры потребуется также предъявить постановление суда. Дополнительно потребуется приложить 2 копии документа заверенные печатью с отметкой о вступлении решения в законную силу.

Договор

Документ в обязательном порядке должен содержать следующие разделы:

  • Преамбула. Здесь должны быть указаны сведения об участниках сделки и информация о доверенностях, если интересы сторон представляют доверенные лица.
  • Предмет соглашения. В этом разделе указывается порядок установки сервитута и цели его введения.
  • Стоимость. Сервитут может быть установлен на возмездной основе, поэтому в тексте договора необходимо указать размер установленной платы, а также порядок расчетов.
  • Права и обязанности участников сделки.
  • Действия сторон при возникновении обстоятельств непреодолимой силы.
  • Реквизиты участников.
  • Подписи сторон.
  • Дату подписания соглашения.

К существенным условиям договора относят:

  1. Кадастровые данные на земельный участок.
  2. Информацию о формируемом обременении.
  3. Сведения о целях введения ограничений.
  4. Порядок расчетов между участниками сделки.

Как правило, к основному договору прилагаются:

  • Кадастровый паспорт земельного надела.
  • Схема участка и описание порядка его использования после установки обременения.
  • Расчет платы за сервитут.

Подписание соглашения должно происходить сразу после достижения сторонами договоренностей относительно его условий. Произойти это должно не позднее 30 календарных дней с момента разрешения имеющихся противоречий.

Как оформить на проезд к участку?

Для того, чтобы оформить согласительный договор на проезд к земельному наделу требуется:

  1. Обратиться к собственнику участка для проведения переговоров.
  2. Если участникам удалось достигнуть согласия – оформить договор о назначении сервитута в простой письменной форме.

    В тексте соглашения необходимо подробно описать все достигнутые договорённости. В будущем это позволит избежать двусмысленных трактовок и спорных ситуаций.

  3. После того, как договор будет подписан, стороны обязаны предоставить документы в Росреестр для проведения государственной регистрации.
  4. Если земля была арендована у государства помимо основного договора должны быть составлены также заявления в адрес органов местного самоуправления. Обращение администрация рассмотрит в течении 30 дней.

Судебное наложение

Если стороны не могут договориться об установлении сервитута мирным путем спор будет разрешен в судебном порядке.

Заявителю в ходе судопроизводства потребуется доказать:

  • Факт отсутствия возможностей реализации собственных прав без ущемления прав собственника спорного участка.
  • Факт наличия спорной ситуации между владельцем участка и истцом.
  • Обоснование использования для реализации своих прав именно этого участка земли.
  • Справедливость и достаточность платы для владельца земли, ущемленного в правах.
  • Срок установки ограничений.

Перед тем, как подать иск в судебные инстанции необходимо:

  1. Направить потенциальному ответчику соглашение о сервитуте и письмо с предложением в тридцатидневный срок подписать договор. В качестве доказательств суду потребуется предъявить документ о вручении владельцу земли обращения истца и его отказ от подписания договора.
  2. Получить результаты землеустроительного исследования, которые послужат доказательством необходимости установки сервитута.
  3. Провести оценку стоимости пользования чужим земельным наделом.

Заслушав доводы истца и владельца участка, суд самостоятельно определит оптимальные условия налагаемого обременения и его необходимость.

Плата за использование земли

Сервитут предполагает передачу третьим лицам прав на использование принадлежащего собственнику участка земли. Так как права владельца при этом ущемляются и он несет определенные убытки, законом предусматривается возможность установки соразмерной платы за сервитут на земельный участок.

Что влияет на размер?

Факторами, влияющими на размер взимаемой платы являются:

  • Доля земельного надела, на которую накладываются ограничения.
  • Степень ограничения права пользования участком собственника.
  • Частота использования и связанные с этим неудобства хозяина.
  • Степень влияния обременения на возможность проведения сделок и других манипуляций с недвижимостью.

Каждая из перечисленных выше характеристик делится на 5 значений, для чего вводится понятие дискретного диапазона значения факторов.

В зависимости от степени и интенсивности влияния фактора на землю его значение устанавливается в диапазоне от 0 до 100%. Шаг значений устанавливается в размере 25%, т. е. устанавливается 5 величин – 0, 25, 50, 75 и 100%.

Основания для прекращения

Действие сервитута может быть прекращено в связи со следующими обстоятельствами:

  1. Исчезновением причин, на основании которых она использовалась третьими лицами.
  2. Исчезновением физической возможности дальнейшей эксплуатации участка.

Также законными причинами прекращения действия обременения могут быть признаны:

  • Нанесение вреда окружающей среде.
  • Нанесение существенного вреда плодородному слою почвы.
  • Проведение не предусмотренных законом работ.
  • Нарушение установленных законом границ.
  • Отказ от внесения платы, установленной в договоре.

Отмена по согласованию

Действие сервитута также может быть прекращено по взаимному решению участников договора в том случае, когда у третьих лиц исчезают причины, из-за которых возникала необходимость использования участка.

В таком случае расторжение соглашения происходит согласно описанному в документе сценарию, а если данный пункт не был включен в текст соглашения – стороны составляют новый документ, в котором указывается факт и причина расторжения сделки.

Отменить действие публичного сервитута не представляется возможным если:

  1. Обремененный участок земли необходим для прохода к водоемам.
  2. Если земля используется для заповедников, охотничьих угодий и рыболовства.
  3. Если земельный надел используется государством для размещения коммуникаций или объектов инфраструктуры.

При возникновении споров относительно частных сервитутов любые конфликтные ситуации между участниками соглашения можно решить в судебном порядке.

Сервитут накладывает ограничение на права собственника в вопросе пользования и распоряжения земельным участком. Чаще всего это вынужденная мера, которая позволяет третьим лицам в полной мере реализовать свои права по пользованию недвижимостью. Так как права владельца обремененного участка существенно ущемляются государство строго контролирует процедуру оформления сервитута, а также разрешение спорных ситуаций и выплату компенсации за причиненные неудобства.

Источник: https://pravorzn.ru/zemelnye-voprosy/chastnyy-i-publichnyy-servitut/

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Сервитут – это получение возможности на ограниченное пользование недвижимостью, вещью или землей, которые находятся в чужой собственности.

Сервитут используется в земельных, вещных и иных отношениях. В рамках правоприменительной практики под сервитутом понимаются обстоятельства, согласно которым одна из сторон в рамках допустимой по закону договоренности, получает от другой стороны разрешение и допуск на использование своих объектов или территорий, находящихся в собственности.

Отметим, что большая часть прочих обстоятельств, связанных с сервитутом, относится к категории земельного права, когда речь идет о различных аспектах применения права ограниченно употреблять себе на пользу территорию чужого земельного владения.

Виды сервитута

Земельный кодекс различает два варианта сервитута: частный и публичный.

Разница здесь заключается в том, кто становится обладателем ограниченного права пользования.

Первая ситуация относится к частным лицам и организациям, которые урегулируют свои правоотношения в процессе эксплуатации соседних участков. Публичный сервитут устанавливается в случаях, когда речь идет об интересах государства в целом, отдельных его органов или местного населения.

Классификация сервитута

По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:

  • платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;
  • бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;
  • срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;
  • бессрочные – не имеющие определенного срока существования.

Процедура оформления сервитута

При этом обеспечение процедуры происходит по следующим правилам

1.Стороны (собственники) приходят к выводу о необходимости применения сервитута;

2.Участники соглашения заключают договор, в котором отмечают:

  • сферу, на которую распространяется действие сервитута;
  • платную или бесплатную форму взаимодействия в рамках сервитута;
  • сроки;
  • другие необходимые условия.

3.Если стороны приходят к соглашению, они переходят к процедуре государственной регистрации сервитута в Росреестре;

4. После рассмотрения и подтверждения сделки будет выдана соответствующая выписка из ЕГРП, в которой будут отмечены обременения, наложенные на соответствующую территорию. После регистрации сервитут будет считаться имеющим законную силу.

Регистрация сервитута

Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.

Случаи кода сервитут не подлежит регистрации

Регистрационные действия необходимо осуществлять во всех случаях кроме двух исключений:

  • территория с обременением отходит в собственность наследника. В этой ситуации и ограниченное право пользования передается по наследству вместе с землей. Обременение здесь неотделимо от земли, поэтому оно никак не меняется при смене собственников;
  • условия введения исчезли до того, как соседи пришли к подписанию договора.

Стадии регистрации сервитутного права

Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.

  1. Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.

  2. Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.

  3. Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.

  4. Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.

Документы для регистрации сервитутного права

Для оформления необходимо подавать следующие документы:

  • соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право;
  • заявление на выполнение регистрации;
  • паспорт лица, подающего данное заявление;
  • кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению;
  • бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру;
  • если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ;
  • при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.

Сервитут: подробности для бухгалтера

  • Справедливая стоимость нефинансовых активов пользования чужими земельными участками (сервитутами)*)
    Получение в безвозмездное пользование ст. 274 ГК РФ сервитут может устанавливаться по соглашению между могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут подлежит регистрации в порядке, на недвижимое имущество. Стоимость сервитута определяется установленной соглашением между сторонами или судом платы за пользование сервитутом, но в пределах кадастровой этом плата за пользование сервитутом относится на текущие затраты учреждения
  • Доходы и расходы по налогу на прибыль в казенном учреждении пользования чужими земельными участками (сервитут) (ст. 5 ЗК РФ ).
    Собственник участка, обремененного сервитутом, может, если иное не в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец;
    государственному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия предоставлению ограниченного права пользования (сервитута) освобождается от обложения налогом
  • НДС в 2018 году: разъяснения Минфина России участком по соглашениям об установлении сервитута указанной статьей 155 НК РФ ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) облагается налогом на добавленную стоимость ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за ноябрь 2019 при оказании услуг по предоставлению сервитута доходы от реализации данной услуги права ограниченного пользования земельным участком (сервитута) физическому или юридическому лицу право
  • Налог на прибыль в 2018 году: разъяснения Минфина России организациями по соглашениям об установлении сервитута, в статье 251 НК РФ предприятиями по соглашениям об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за декабрь 2018 года участком по соглашениям об установлении сервитута указанной статьей 155 НК РФ организациями по соглашениям об установлении сервитута, в статье 251 НК РФ
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за июль 2018 ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанной статьей 155 НК РФ предприятиями по соглашениям об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в
  • НДС в 2017 году. Разъяснения Минфина России ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанным пунктом 3 статьи 161 ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) физические лица к оплате покупателю
  • Обзор писем Министерства Финансов РФ за август 2017 года ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанным пунктом 3 статьи 161
  • Строительство объектов недвижимости: закупки, регистрация, учет владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в
  • Организация на земельном участке бюджетного учреждения платной деятельности ситуация
    – заключение соглашения об установлении сервитута, то есть о пользовании земельным
  • Подпадает ли под определение «распоряжение имуществом» организация на земельном участке АУ платной деятельности? ситуация – заключение соглашения об установлении сервитута, то есть о пользовании земельным
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за март 2019 ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) указанным пунктом 3 статьи 161
  • Изменения в Инструкции № 157н: бухгалтерский учет в учреждении пользования чужими земельными участками (включая сервитут), объектов, по которым сформированы капитальные
  • В Инструкцию № 157н внесены очередные изменения пользования чужими земельными участками (включая сервитут);
    объектов, по которым сформированы капитальные
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Первая пенсия как выплачивается

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/servitut.html

Сервитут — что это такое? Кто имеет право устанавливать сервитуты и пользоваться ими, виды, цели, регистрация сервитутов в 2020 году

Сервитут произошло от лат. Servitus, что означает рабство и подчинение. В наши дни это слово имеет иное значение – это урезанная возможность эксплуатировать в определенной части чужой земельный участок.
Сервитут – это не просто устная договоренность с собственником земли, это документальное подтверждение бремени. Что такое сервитут на земельный участок, какие бывают виды сервитутов разберем подробнее.

Что такое сервитут земельного участка простым языком?

Земельный сервитут – что это такое? Простым языком, сервитут — это ограничение, урезка прав на пользование землей или недвижимостью, оформленное документально.

В чем выражается это ограничение? Предположим, у вас есть в собственности земельный участок, а некое лицо, к примеру сосед, изъявляет желание частично воспользоваться вашей землей (пройти с краюшку, вдоль забора).

По закону, это частичное и ограниченное пользование оформляется соглашением между собственником, регистрируется надлежащим образом. Результат — установление сервитута на часть земли, которая нужна для прохода.

Обладатель сервитута

Лица, получившие возможность урезанного пользования чужой землей, называются обладателями сервитута.

Обладатели сервитута могут воспользоваться чужим владением, но только в той части, которая оговорена в письменном виде (например, для прохода к своему участку по выделенной для этой цели дорожке).

Собственник, при этом, не должен препятствовать такому проходу.
В результате получается у одного лица – права ограничены в части целевого использования, у другого – в части не препятствования.

Что такое сервитут? Понятие, утвержденное в законе

Понятие и порядок установления сервитута содержится в Гражданском кодексе РФ (ст. 274) и в Земельном кодексе РФ (ст. 23).На страницах гражданского кодекса раскрывается понятие сервитута, как предоставление возможности частичного (не выходя за рамки соглашения и договора) пользования соседним участком.

Земельный кодекс также говорит о сервитуте, как о возможности ограничения (обременения) прав, при этом раскрывает понятие публичного сервитута, а также особенности установления сервитута в отношении государственных земель.

Таким образом, сервитут — это некая урезка прав на земельный участок, которое необходимо в силу определенных обстоятельств.

Цели установления сервитута

Для того, чтобы обоснованно ограничить территорию должна быть веская причина. Законодательством перечислены примеры, в целях которых устанавливаются сервитуты, перечислим самые распространенные.

Цели установления частного сервитута:

  • для обеспечения доступа к своему участку, если миновать чужие земли при этом невозможно;
  • для иных нужд (стройка, установка оборудования и прочие причины, при которых необходимо пользование сервитутом).

Цели установления публичного сервитута:

  • обеспечение свободного доступа граждан к тем объектам, на которые они имеют право (например проход к реке);
  • необходимость установки геодезических пунктов;
  • прогон (выпас) скота, рыбалка;

Цели установления сервитута на государственные (муниципальные) земли:

  • размещение линий связи;
  • ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Сервитут. Публичный и частный сервитуты

Сервитут — право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для проездов, проходов, прокладки инженерно-технических коммуникаций, проведения ремонта, строительства и реконструкции зданий и иных целей, которые без установления сервитута не могут быть обеспечены.

Данные нормы устанавливают:

  • Гражданский кодекс РФ (статья 274)
  • Земельный Кодекс РФ (статья 23)

Слово «сервитут» (servitutus) привнесено из гражданского права Древнего Рима (servitutus — означало «рабство вещи», «служение её»).

Если устанавливался сервитут, то земельный участок служил не только своему собственнику, но и использовался для выгод собственника соседнего участка.

Сервитут относится к вещным правам и существует до тех пор, пока существует сама вещь. Владелец сервитута называется управомоченным лицом, а тот, на чьём земельном участке установлен сервитут, — обязанной стороной.

Управомоченная сторона имеет право лишь использовать вещь (ограниченно пользоваться земельным участком). Обязанная сторона — владелец вещи (земельного участка) обладает правом собственности.

Вместе с тем, сервитут не лишает собственника прав владения, пользования и распоряжения своим участком. Сервитут обременяет земельный участок, то есть создаёт определённые неудобства по его использованию для владельца (собственника, землевладельца, землепользователя).

В связи с этим обстоятельством законодательство предусматривает необходимость выплаты владельцу земельного участка соответствующей компенсации (соразмерной платы за пользование его земельным участком).

Сервитут может быть частным и публичным.

Полезно знать

  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) — читать здесь
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ – 2019 можно здесь
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь.
  • Ознакомиться с тем, чем грозит ненадлежащее использование земельных участков, можно ознакомиться здесь.

к теме о сервитутах

Источник: https://www.zemvopros.ru/page_253.htm

Госдума приняла закон о публичном сервитуте для размещения линейных объектов

МОСКВА, 26 июля. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, который предусматривает размещение линейных объектов на земельных участках на условиях публичного сервитута. Документ был инициирован правительством РФ по поручению президента РФ.

Закон направлен на снижение стоимости и сроков оформления линейных объектов.

Сейчас сроки оформления земельных участков для строительства линейных объектов составляют до трех лет, и значительная их часть строится с нарушением действующего порядка, отмечала глава Росреестра Виктория Абрамченко.

Закон закрепляет принцип сервитута (права третьих лиц на ограниченное пользование чужим земельным участком) для специфических объектов: линий коммунальной инфраструктуры, сопутствующих временных объектов строительства, «совмещенных» объектов типа пересечений автомобильной и железной дороги, объектов геологоразведки для дальнейшего недропользования и так далее.

Документ вводит в Земельный кодекс новую главу «Публичные сервитуты», которая будет регулировать установление, порядок использования и прекращения публичных сервитутов для размещения линейных объектов. Изменения вносятся в Градостроительный, Лесной кодексы РФ, а также в закон «О государственной регистрации недвижимости».

Особенности института

Для решения существующих на практике проблем закон предусматривает размещение линейных объектов на условиях публичного сервитута, то есть административного решения органа государственной власти или местного самоуправления, отмечается в пояснительной записке к документу.

Особенностями предусмотренного законом института публичного сервитута являются невозможность прекращения сервитута исключительно по желанию собственника обремененного земельного участка, возможность ограниченного оборота таких сервитутов в связи с оборотом размещенных на нем линейных объектов; оформление сервитута в упрощенном порядке (путем внесения сведений о нем в реестр границ) вне зависимости от точных границ земельных участков и наличия зарегистрированных прав на них.

Плата за публичный сервитут

Законом вводится обязательная плата за публичный сервитут, она рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от срока установления сервитута. Плата вносится до начала установления сервитута, она может устанавливаться в виде единовременного платежа или периодических платежей.

Плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, вносится обладателем публичного сервитута единовременным платежом не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении сервитута.

В законе оговариваются случаи, когда публичный сервитут может быть безвозмездным.

Собственник земельного участка имеет возможность судебного оспаривания как введения самого сервитута, так и условий его введения и компенсации.

Сервитут не может быть установлен в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства и огородничества, за исключением случаев необходимости установления сервитута для подключения к инженерным сетям объектов, расположенных на таких земельных участках.

Поправки ко второму чтению

Согласно принятым ко второму чтению документа поправкам, юрлица — собственники сооружений, которые могут размещаться на земельном участке на основании публичного сервитута, смогут переоформить право постоянного пользования земельным участком или право аренды земельного участка на публичный сервитут при условии, что право собственности на эти сооружения возникло до 1 сентября 2018 года.

Если же у юрлиц — собственников сооружений нет прав на земельный участок, на котором они расположены, вправе оформить публичный или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года. Речь идет о ситуации, когда право собственности на сооружения возникли до 1 сентября 2018 года.

Аналогичные нормы будут действовать и для юрлиц, которые владеют сооружениями на праве оперативного управления.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/5404444

Что такое сервитут земельного участка в России

Сервитут — это право частично использовать чужой земельный участок в личных или общественных интересах.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Начнем с объяснения, что такое сервитут земельного участка, простым языком. Представьте: в садоводстве, где все земли давно размежеваны, зарегистрированы и имеют своих собственников, возникает необходимость дать доступ пожарным машинам к пожарному водоему.

И оказывается, что сделать это можно не иначе, как через чей-то огород.

Или предприимчивые бизнесмены, взяв в аренду у муниципальных властей землю у водоема, перекрывают к нему проход, тем самым нарушая условия сервитута, а вместе с тем право граждан на беспрепятственный проход к водоему.

Далее разберемся, каковы условия передачи собственности в пользование, в каких случаях это делается добровольно, а когда — принудительно, в том числе через суд.

Сервитут на земельный участок: что это такое с юридической точки зрения

Понятие содержится в Земельном кодексе и Гражданском кодексе Российской Федерации. Юридически это сделка, по которой передается право ограниченного пользования чужим земельным участком; сервитут означает, что собственник передает иному лицу ограниченные права на использование своей земли (ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ).

Не стоит пытаться присвоить себе чужую часть земли, продать или использовать ее не по назначению. Это может привести к аннулированию сервитута (по п. 2 ст. 276 ГК РФ), если собственник подаст иск в суд. У владельца остаются все права: он полностью распоряжается своей землей, в том числе вправе и продать ее.

Когда собственник продает участок, права пользования сохраняются и переходят к новому владельцу.

Обычно устанавливается:

  • по соглашению между собственником участка и соседями (частный);
  • по нормативному акту органов государственной власти РФ, регионов, местного самоуправления (публичный).

Как устанавливается, оплачивается и прекращается частный или публичный сервитут

У частного сервитута персональный характер — он затрагивает конкретных лиц. Устанавливают его как добровольно, так и принудительно (об установлении сервитутов через суд расскажем в следующем разделе). При отсутствии возражений собственника ограничение оформляется письменным соглашением. В документе обязательно отражают все существенные условия, которые участники будут соблюдать, в том числе:

  1. Когда и где составлена бумага.
  2. Личные сведения собственников участка, который ограничивают, и смежных (всех участников соглашения).
  3. Информация о земельном участке, который ограничивают, его кадастровый номер, площадь и другие характеристики.
  4. Для чего нужен сервитут (проход, проезд или другие причины) — суть ограничений.
  5. Срок, на который он вводится (при наличии).
  6. Перечень пользователей.
  7. Описание зоны, где действует режим частного права, — на какой части участка.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Заработная плата как пишется

Сервитутное соглашение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сведения об этом вносятся в ЕГРН. Для регистрации сделки в службу Росреестра, помимо соглашения (всем участникам совместно), подают такие документы (ввиду персонального характера сделки пакет необходимых документов в отдельных случаях может меняться):

  • удостоверения личности участников сделки;
  • подтверждение права собственности на земли (выписка из ЕГРН, свидетельство);
  • квитанция (чек) об оплате государственной пошлины (физлица заплатят 1500 руб.);
  • заявление на соответствующие регистрационные действия;
  • межевой план участка, который ограничивают, с указанием зоны действия ограничения.

Публичный сервитут вводят без обращения в суд либо оформления соглашения между какими-либо лицами. Для этого федеральные, региональные, муниципальные органы власти принимают нормативный акт, где фиксируются все существенные сервитутные условия. Акт принимается с обязательным проведением общественных слушаний (с участием местных жителей).

Соблюдение всех требований действующих законов обязательно, поскольку такое публичное ограничение значительно ущемляет законные интересы собственника. Когда выявятся нарушения, землевладелец вправе через суд отменить нормативный акт властей.

Такое публичное ограничение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сервитутные сведения вносят в ЕГРН.

Плата за сервитут на земельный участок назначется соразмерной ее использованию. По п. 5 ст. 274 ГК РФ и п. 12-13 ст. 23 ЗК РФ, землевладелец, чья земля (частично или полностью) используется другими лицами в сервитутном режиме, может требовать от них соразмерной оплаты использования. При публичном сервитуте собственник вправе требовать соразмерную плату у властного органа, который установил сервитутный режим для его земли.

Прекращаются соглашения после:

  • окончания срока их действия;
  • удовлетворения судом иска заинтересованного в этом лица. В качестве основания такого иска часто выступает существенное нарушение условий.

Юридически соглашение перестанет действовать после регистрации прекращения его действия в службе Росреестра и появления соответствующих сведений в ЕГРН.

Установление сервитута на земельный участок: судебная практика

К помощи районных или городских судов общей юрисдикции (либо арбитражных судов, если кто-либо из спорящих занимается предпринимательством) прибегают, если переговоры с землевладельцем оказались безрезультатными. Подают иск в том районе, где находится спорная земля. Для судебного урегулирования спора рекомендуется использовать вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения.

В положительном для сервитутного пользователя решении суда фиксируются все условия. Все необходимые для регистрации сервитута документы в службу Росреестра подает только истец.

Выносит решение суд с учетом следующих моментов:

  • позиций истца и ответчика;
  • при недостаточности специальных знаний в земельной сфере назначается экспертное исследование или к участию в процессе привлекают, скажем, кадастрового инженера;
  • решение должно содержать точные пространственные метки, где будет действовать ограничение (нужно для его регистрации);
  • ответчиком по делу может быть только собственник спорной земли, а не ее временные пользователи (арендаторы и т. д.);
  • разрешается вопрос о размере платы (по судебной практике или экспертному заключению).

Скачать образец соглашения о сервитуте земельного участка

Источник: https://ppt.ru/art/rabota/servitut

Что такое публичный сервитут на землю

Понятие «сервитут» зародилось еще во времена Древнего Рима. Отношения, касающиеся земельной и иной собственности, которые применялись в те времена, послужили основой многих наших законов.

За прошедшие столетия многое изменилось, но базовое значение и применение сервитута остались во многом схожими с теми, что применялись в древнеримском праве.

Итак, этот термин обозначает, что земельными участками смогут пользоваться не собственники, а третьи лица и это право передаётся на временной основе.

Общие понятия

Многие граждане, не знают, как применяется публичный сервитут на земельный участок: что это такое. Итак, это понятие подразумевает передачу права использования земли местными органами. Важно учесть, что этот термин обозначает лишь то, что будут переданы права на использование участка. Лица, которые будут использовать выделенную землю не смогут её продать или обменять, так как фактически в документах они не будут числиться в качестве собственников.

Передача прав на использование участка может быть необходима в следующих случаях:

  • земельный участок нужен для государственных нужд. Если мы будем рассматривать такое понятие как частный сервитут и сравнивать с публичным, то заметим явные отличия. В первом случае будут удовлетворены нужды небольшой группы людей, во втором же это большие масштабы и чаще всего муниципального уровня.
  • передача прав на участок оформляется в строгом соответствие с законом. В зависимости от масштаба: муниципальный или федеральный и применяются соответствующие законодательные положения. В оформляемых документах должна быть четко обозначена вся информация: границы участка, срок на который будет применяться право использования, срок окончания. Важным пунктом, который должен быть указан является и цель использования надела.
  • решение о том, можно ли определенный участок передать во временное использование другим лицам, принимается исключительно только после рассмотрения всех нюансов и законодательных актов публичными органами.

Слушания также должны осуществляться в строгом соответствие с законом и должны соблюдаться все предписанные этапы. Далее собирается комиссия и определяется итоговое решение.

Виды публичного сервитута

Передача прав на земельный участок в государственных целях может быть двух видов:

  • Бессрочные ограничения. При передаче прав не указывается точный срок, когда права будут прекращены и надел необходимо будет вернуть. Прекращение прав возможно в тех случаях, когда в них отпадет необходимость или по решению суда;
  • Пользование землей определенный период времени. При обременении указываются точные даты и по истечению срока, земля вновь переходит к собственнику, при том этот процесс проходит в автоматическом режиме без необходимости дополнительного обращения в муниципальные органы или суд.

Такой метод обеспечения интересов государства может сочетать в себе ряд характеристик:

  • может быть временным или бессрочным;
  • регулируется ГК РФ;
  • служит в качестве одного из ограничения на использование земли.

Процесс установления государственного ограничения действует на Федеральном уровне и регламентирован ФЗ. Для того, чтобы рассмотреть процедуру наложения государственного ограничения, снятия и другие нюансы, стоит руководствоваться Земельным и Гражданским Кодексом.

Законодательство должно учитывать интересы собственника, а значит он не должен нести какие -либо убытки при наложении ограничений, а также предпринимаемые действия не должно мешать ему распоряжаться наделом. В случае, если убытки все же были зафиксированы, то в этом случае государство должно в полной мере возместить их.

Основные цели

Существует ряд случаев, когда целесообразно применение ограничений на землю:

  • в случае, когда требуется проведение водопроводов, линий электропередач и других инженерных коммуникации;
  • возведение проходов, проездов и обустройство дорог;
  • для сельскохозяйственных нужд, обустройства пастбищ, лесных угодий и других природных ресурсов;
  • для осуществления работ в области различных исследований в сфере природопользования;
  • для инных задач, решаемых в пользу государства на различных уровнях.

Этап 1: Подготовка и подача заявления

Для того, чтобы ограничить собственника земли вправе им распоряжаться в полной мере и в любой период времени, потребуется соблюдать определенный порядок действий, строго прописанных в законе.

В первую очередь, необходимо обратиться в муниципальные органы власти, так как именно они наделены правом инициировать процедуру наложения ограничений. Несомненно, обратиться с таким заявлением могут как государственные организации, так и частные лица, при этом порядок рассмотрения заявления и принятия решение будет всегда идентичным. Заявление обычно подаётся в государственные органы власти, которые далее формируют комиссию для принятия верного решения по каждому определенному объекту.

Если в установлении сервитута заинтересованы местные органы власти, то и заявление подаётся в соответствующие компетентные органы. Если установление публичного сервитута касается целей федерального значения, то заявление будет рассматриваться другой комиссией, уполномоченной решать вопросы федерального масштаба.

При подаче заявления потребуется указать нижеследующую информацию:

  • данные о владельце участка, координатах земельного надела;
  • причины или задачи для которых государство накладывает ограничения;
  • информация о лице инициаторе сервитута;
  • срок действия документа.

Этап 2: Предоставление документов и процесс их рассмотрения

В законе четко описано, кто и как должен принимать заявление о инициировании процедур, и как это должно проходить. Важно, что должны соблюдаться все пункты закона, также они должны быть документально зафиксированы. Устная форма договоренностей не имеет юридической силы. Кроме того, данными НПА определяются сроки рассмотрения поданных заявлений и пакета документов, а также последовательность административных процедур.

Этап 3: вовлечение общественности в процесс принятия решения

Публичные слушания предназначены для того, чтобы вовлечь общественность в решение вопросов, в которых заинтересовано население и органы государственной власти. Такие мероприятия имеют установленный законом срок (по ряду вопросов 1-4 месяца), в который население и другие заинтересованные лица могут подать свои предложения, выразить мнение или несогласие с теми вопросами, которые предстоит выслушать.

По итогам должно быть принято решение, которое должно быть зафиксировано в соответствующем протоколе. В таких обсуждениях могут принимать участие различные группы граждан и представители государственной администрации:

  • население того региона, где размещена земля, на которую планируется наложить ограничение;
  • ответственные лица, которые имеют право представлять интересы как организации, так и частного лица;
  • собственник земельного участка;
  • должностные лица, участвующие в процессе наложения ограничения.

Чаще всего такие мероприятия, где выявляется мнение сторон и обсуждаются текущие вопросы наложения публичного сервитута, носят рекомендательный характер. Однако важной целью этого процесса является соблюдение прав и интересов обоих сторон. Это значит, что в случае выявления разногласий, которые будут документально зафиксированы, одна из сторон может решить вопрос в судебном порядке.

Этап 4: Принятие решения

По результатам итогов публичных слушаний в установленные законом сроки производится подготовка и издание нормативного правового акта. После его вступления в силу начинает свое действие публичный сервитут на публичных землях или другие обременения.

В документе должны быть указаны максимально полные данные о земельном участке, его владельцах.

Этап 5: Основные принципы регистрации

Все данные, касающиеся наложения ограничения на землю должны быть зарегистрированы в определённом порядке, то есть информация вносится ЕГРП.

Для полного отражения всех данных потребуется представать определенный пакет документов:

  • заявления от органов государственной власти, которые самостоятельно инициировали процесс наложения обременения;
  • информация о платежном документе;
  • документы, подтверждающие право определённого лица выступать от имени организации или частного лица;
  • копию документа, демонстрирующее законно право устанавливать сервитут;
  • точная информация об участке, на который наложено ограничение, а именно границы участка, начало действия сервитута и его окончание.

Важно: Необходимо помнить о том, что земля это в первую очередь собственность и на неё имеет право определенное лицо. Закон всегда будет выступать на его стороне, независимо от целей и задач государства.

Нередко случаются такие ситуации, когда частное лицо не согласно с решением на ограничение и не желает уступать свои права. В таком случае урегулирование ситуации осуществляется посредством суда. При обращении в суд, можно рассчитывает на положительный результат именно для собственника земельного надела.

Однако перед принятие окончательного решения будут рассматриваться многочисленные многие аспекты, в том числе и важность земельного участка, сроки наложения ограничений, и цели для которых необходимо накладывать ограничения.

При любых разногласиях потребуется обращение в арбитражный суд, который вынесет решение, полностью защищающее интересы собственника.

Так, например, собственник может потребовать возместить ему ущерб в материальном выражении или просто предоставит ему право пользоваться другим участком, который в точности будет соответствовать тому, на который били установлены ограничения. Однако, идя на такую сделку, стоит помнить и том, что если на участке собственника были установлены какие-либо строения, обустроен сад, то все перейдет в пользование муниципальным органам.

Процедура: платная или нет?

Земельный кодекс также наделяет собственника земли правом на установление соразмерной платы за пользование обременением в случаях, если наложение ограничения стало причиной в использовании земельного надела по его прямому назначению.

Судебной практикой определена альтернатива для расчета такой платы: она определяется, исходя из соотношения площади участка, на который наложено обременение, и площади участка, находящегося в собственности. Кроме того, в стоимость сервитута может входить стоимость услуг по охране земельного участка или поддержания его в надлежащем виде, а также другие расходы, которые несет собственник земли.

Прекращение действия ограничения

Накладываемое ограничение носит обычно временный характер, а значит в документах должен быть чётко указан срок начала и окончания сервитута. Он может быть прекращен тогда, когда не требуется продление ограничения в государственных целях, а изначальные задачи полностью урегулированы и решены.

Ограничение на использование земельной собственности аннулируется еще в одном случае, а именно, при смерти собственника земельного участка. Государство может не выступить с инициативой и далее продлевать публичный сервитут, так как земельный надел больше не представляет для государства объект особой важности.

В подавляющем большинстве случаев прекратить обременение можно, обратившись с заявлением в органы местного самоуправления или государственной власти.

Источник: https://sunsochi.com/blog/chto_takoe_publichnyy_servitut/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от юриста