Кто такой лужин преступление и наказание

Характеристика Лужина (Преступление и наказание)

кто такой лужин преступление и наказание

Достоевский был поистине Мастером Слова. В его произведениях даже второстепенные персонажи были выписаны ярко, зримо, значимо. Вот и образ и характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание» изображены настолько полно, хоть и несколькими, можно сказать, скупыми штрихами, что вполне можно говорить о том, что Петр Петрович, равно как и Свидригайлов, является «тенью», пародией на главного героя романа Родиона Раскольникова.

Портрет Лужина

Это господин лет сорока пяти, у него чин надворного советника (в противовес бедному студенту — брату невесты Лужина). Чин этот автоматически гарантировал в то время носителю право на потомственное дворянство, к такому господину обращались «ваше высокоблагородие». И какая же ирония, даже сатира звучала в таком обращении применительно к Петру Петровичу, который на самом деле внутренним, душевным благородством не блистал.

Здесь ярко видна разница между внешним, присвоенным извне званием, описанием, портретом и настоящей внутренней сутью, которая является разительный контраст с портретом.

Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией», «Всё платье его было только что от портного, и всё было хорошо, кроме разве того только, что всё было слишком новое и слишком обличало известную цель.

Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду.

В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин.

– Достоевский не случайно даже портрет Лужина расписывает очень подробно, словно это портрет главного героя, хотя Петр Петрович таковым вовсе не является.

Вся суть описания этого господина сводится к той же двойственности: «для параду» все в Лужине имеется, а за фасадом – просто тьма и отрицание.

Писатель не только сам рисует портрет персонажа, многое можно узнать и по отзывам, характеристикам, которые дают Петру Петровичу те, кто его знает: Свидригайлов, например, Лебезятников и другие. Реплики знающих Лужина только подчеркивают противоречия между внешностью и внутренней сутью этого персонажа.

Что за человек Петр Петрович Лужин

Он довольно обеспеченный, дворянин, выбившийся «в люди» — «из грязи в князи», малообразован, но — умен, ум свой ценит. У Лужина присутствует комплекс нарциссизма – Петр Петрович довольно часто любуется собой, нередко — перед зеркалом, гордится придуманной своей теорией. Он высокомерен, любит деньги, тщеславен, однако бывает несколько угрюм.

Не чурается господин и покрасоваться перед другими, любит, чтобы его слушали со вниманием. Лужин расчетлив, прагматичен, во многих вещах — прямолинейно-примитивен.

Адвокат и любовь

Прагматизм и примитивность способствовали выработке особой теории, которую Лужин придумал и объяснял другим персонажам романа. По этой своей теории он и выбрал расчетливо себе невесту. Сказать, что выбор состоялся по любви — значит оскорбить саму любовь. Петр Петрович хладнокровно и по расчету избрал для себя девушку благородную, умную, красивую, но — бедную.

В соответствии со своей теорией Лужин рассчитывал на то, что Дуня будет благодарить его всю жизнь, будет из чувства признательности выполнять безропотно все, что он захочет, что прикажет, что потребует. Девушка должна была добровольно стать его рабыней, служанкой, женой-любовницей, домработницей и т.д.

А он будет властвовать вволю, удовлетворять все свои прихоти, желания, тешить свое самолюбие.

С помощью невесты, а в будущем – жены Авдотьи Романовны, хорошенькой, умной, обаятельной и благодарной ему вечно, Петр Петрович рассчитывал продвинуться в высшее общество. Лужин понимал прекрасно, что женщинами возможно «весьма и весьма» много выиграть. Прелестная, добродетельная и образованная женщина могла удивительно скрасить его дорогу в высший свет, привлечь к нему важных людей, создать ореол и вот всё рушилось!».

Лужинская теория

Теория махрового эгоиста — «теория целого кафтана». Она гласит, что каждый человек должен любить только себя, преследовать и продвигать, блюсти только свои интересы. И когда человек, любя себя, станет и дела свои только обделывать как следует, то и кафтан его останется цел.

Лужинская «экономическая теория» оправдывает совершенно любую эксплуатацию других людей, выстроена теория на голом расчете и только личной выгоде.

По ней получается, что тот, кто стоит хотя бы чуть выше на социальной лестнице, имеет деньги, власть, имеет полное право использовать хоть жену, хоть приятелей, хоть тех, кто ниже него в сословных чинах, так, как ему вздумается, захочется и только ради собственной выгоды и достижения собственных целей.

Можно переступить через любого, кто ниже тебя, можно пройти хоть по трупам, в принципе — можно даже и убить, если это поспособствует личной его выгоде.

П.П. — отражение главного героя и не только

Понятно, что в чем-то теория Лужина перекликается с теорией Раскольникова. Только теория студента отличается бескорыстием помыслов, не проповедует достижение личных только эгоистических целей. Достоевский в романе развил мысль о том, что теория «наполеонизма», весьма модная в то время, не имеет своего логического конца и жизнь любого человека вне зависимости от происхождения, звания, чина, достатка и проч. священна.

Преступление же, вне зависимости от цели его совершения, все равно будет наказано либо человек преступивший придет через раскаяние и страдание к очищению и прощению.

Лужин, живущий исключительно ради себя, и Свидригайлов, проповедующий, что “единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша”, т.е. преступление опять же ради удовлетворения своих прихотей.

Раскольников же в этих персонажах как в кривом зеркале видит себя, хоть его цель, по сути: преступление оправдано, если совершено ради блага других сверхчеловеком.

Потому что Аркадий Иванович, что Петр Петрович — оба одинаково Родиону неприятны и омерзительны, причем Лужин является жалкой карикатурой даже на Свидригайлова.

И он не внутренне, на уровне подсознания сначала, а позже понимая четко и ясно отвергает все эти теории, через страдание приходит к раскаянию и покаянию, к полному душевному преображению через любовь.

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1378-harakteristika-luzhina-prestuplenie-i-nakazanie.html

Образ и характеристика Лужина в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

кто такой лужин преступление и наказание

Петр Петрович Лужин является одним из центральных героев знаменитого романа «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского. Многие называют его двойником Родиона Раскольникова, главного героя, из-за их схожих характеров и наличия собственных теорий.

Лужин является сорокапятилетним мужчиной, который из-за своей аккуратности и чистоплотности чересчур следил за своей внешностью и одеждой.

Его одежда всегда отличалась новизной, наличие шляпы и перчаток было для него обязательным даже в самый обычный день, а волосы всегда укладывались у парикмахера.

Герой когда-то смог выбраться из бедности, поэтому теперь ему были присущи самовлюбленность, высокомерие и эгоизм. Он стремился достичь успеха, богатства и высокого положения в обществе быстрым способом, идя по головам и ставя себя выше других.

Молодой человек имел собственную теорию о женах. По его мнению, брать в жены нужно ту девушку, которая на протяжении жизни испытывала трудности и была несчастна. Девушка по имени Дуня стала для него подходящим вариантом.

Ее семья находилась на грани бедности, и поэтому речи Лужина о его большом капитале и счастливой семейной жизни в будущем приводят к тому, что девушка соглашается выйти за него замуж. Она делает этот шаг ради спасения семьи, которую очень любит.

На самом деле Дуня в глазах Лужина – всего лишь вещь, которую он использует для собственной выгоды.

Раскольников, брат Дуни, является единственным человеком, который смог увидеть плохую сторону Лужина. Именно поэтому он против этого брака, но его мнение не воспринимают серьезно.

Лицемерие и подлость Лужина Дуня со своей матерью замечают только тогда, когда он пытается поссорить их с Родионом. Дуня моментально разочаровывается в этом человеке и отказывается от предложения руки и сердца.

Это поражает и унижает Лужина, ведь он считал себя спасителем и благодетелем, который, по его мнению, смог бы создать девушке прекрасную жизнь.

Несомненно, Лужин является отрицательным персонажем романа Достоевского. К сожалению, такие люди существуют и в современном обществе. Вокруг очень много лживых и лицемерных людей, от которых в любой момент можно ожидать подлости и предательства.

Сочинение про Лужина

Петр Петрович Лужин хотя и является второстепенным персонажем, но все же захватывает внимание читателя и заставляет его задуматься о мотивах поступков и смысле жизни этого человека.

Некоторые исследователи считают, что прототипом этого героя могут выступать несколько человек.

Возможно, им был Петр Андреевич Карепин – муж сестры Достоевского. Он женился на восемнадцатилетней девушке, в то время как ему самому было сорок пять лет.

Считают, что образ Лужина списан с самого Достоевского. Он также в свои сорок пять лет сватался к молоденькой Анне Снаткиной – своей будущей жене.

Кроме того, в черновиках романа упоминается имя Лыжина Павла Петровича – знакомого Достоевского, работавшего присяжным поверенным.

По описанию автора, Петру Петровичу Лужину было сорок пять лет, он был уже немолод, но, как пишет Пульхерия Раскольникова своему сыну, мог еще «нравиться женщинам».

Автор романа очень подробно описывает, как хорошо выглядит персонаж, точнее, как он старается хорошо выглядеть. Но читатель очень быстро понимает, что за красивым богатым костюмом пусто, как в выеденном яйце. В этом представительном осанистом мужчине не видно души.

Возможно, именно поэтому писатель при описании внешности персонажа обходит стороной тему глаз. Мы не знаем, как выглядят его глаза, какой у него взгляд и как он смотрит на мир.

Глаза – зеркало души, а у симпатичного внешне Лужина души нет, его взор, скорее всего, абсолютно пуст.

Лужин состоятелен и является надворным советником, а это достаточно высокая должность для времени, описываемого в романе. Но при этом свое состояние он сколотил, выбившись в люди из низов, как говорится, «из грязи в князи».

Лужин высоко ценит себя и свой ум, в то время как должного образования он не получил. Он никого не любит, кроме себя и своих денег, которые желает преумножить, поэтому стремится открыть в столице адвокатскую контору.

Именно для этого он решает жениться на Дуне Раскольниковой.

Лужин считает, что женитьба на Дуне откроет для него место в более высоких кругах общества и, конечно же, не любит ее. Персонаж считает, что муж не должен быть ничем обязан жене, в то время как супруга должна быть по-рабски предана своему мужу.

Более того, персонаж полагает, что любить нужно только себя и именно от эгоизма зависит успех всех твоих дел.

Именно поэтому он сватается к Авдотье Раскольниковой – молодой, красивой и образованной, но очень бедной девушке, которая соглашается выйти за него замуж лишь ради призрачного благополучия своего брата.

Раскольников, как и впоследствии Дуня, считает, что этот человек не достоин уважения и очень хорошо, что лживая и подлая натура Петра Петровича все же вышла наружу до брака и Дуня отказалась выйти за него замуж.

Вариант 3

Одной из фигур произведения «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского является Лужин Петр Петрович. Из-за похожего характера, с главным персонажем романа Родионом Раскольниковым некоторые читатели считают Лужина его двойником.

Лужин мужчина сорока пятилетнего возраста, который из-за любви к опрятности и порядочности слишком пристально ухаживает за своим внешним видом и тем как он одевается.

Его одежда отличалась изысканностью и современностью, он всегда и в любую погоду носил шляпу и перчатки, а свою причёску он всегда укладывал у парикмахера.

Некогда Пётр Петрович сумел выкарабкаться из бедной жизни, и потому герою свойственны самолюбие, высокомерность и эгоизм. Желая очень быстро достигнуть значительного влияния в обществе, богатства и успеха Лужин шёл на пролом, ставя свою личность выше других. У Лужина была личная точка зрения о женах.

По его точке зрения жениться нужно только на той девушке, которая в течении всей своей жизни была несчастна и испытывала трудности. Лучшим вариантом для женитьбы становиться девушка Дуня. Она соглашается выйти за него замуж потому, что ее семья жила в большой бедности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как убрать судимость из базы данных

Ради спасения своей семьи, которую она очень любит, Дуня совершает этот шаг.

Но для Лужина Дуня является всего лишь обычной вещью, которой он может пользоваться для личной выгоды. Лишь брат Дуни, Раскольников, единственный человек, который смог увидеть отрицательную сторону Лужина, поэтому он всеми силами противился этому браку, но никто не воспринимает всерьез его мнение.

Дуня со своей матерью увидели лицемерие и подлость Лужина только тогда, когда он пытается поссорить их с Родионом.

Дуня разрывает свои отношения со своим женихом и сразу же разуверяется в своём бывшем женихе, которого это унижает и удивляет, так как он считал себя спасителем и благодетелем для её семьи, по его мнению, он смог бы сделать для девушки прекраснейшую жизнь.

Лужин отрицательный персонаж произведения Фёдора Михайловича Достоевского. Такие люди к сожалению, встречаются и в нынешнее время. Слишком много лжецов и лицемерных людей вокруг, от которых в любой момент можно ждать подлости и предательства.

  • Главные герои рассказа Певцы Тургенева характеристикаКлючевыми персонажами произведения, входящего в состав цикла «Записки охотника», являются два участвующих в песенном конкурсе певца — Яшка-Турок и Рядчик.
  • Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе Преступление и наказаниеРодион Раскольников – главный персонаж в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, который стал совершенным и запутанным одновременно. Раскольников, будучи бедным студентом, совершает непростительное уголовное преступление
  • Мадемуазель Бурьен в романе Война и мир Толстого (образ, описание и характеристика) сочинениеМадемуазель Бурьен (полное имя – Амели Бурьен) – француженка по происхождению, является второстепенным персонажем, который сыграет значимую роль в жизни семейства Болконских
  • Образ и характеристика Эгля в повести Алые паруса Грина сочинениеМногим может показаться, что роль Эгля в сказке Грина «Алые паруса» второстепенная, не сильно влияющая на сюжет, однако я придерживаюсь другого мнения.
  • Главные герои произведения МауглиВ раннем детстве, еще годовалого, его уносит тигр, но в результате счастливого стечения обстоятельств он остается в живых. Маугли принимают в свою семью, а затем и в стаю, волки

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/obraz-i-harakteristika-luzhina-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie

Образ Лужина в романе Преступление и наказание Достоевского и характеристика

кто такой лужин преступление и наказание

Лужин в сюжете романа «Преступление и наказание занимает место жениха Дуни Раскольниковой. Мужчина в возрасте 45 лет. Внешность зрелого человека со строгой осанкой, переплетается с его деловым и занятым образом жизни.

Пётр Петрович самостоятельный и состоявшийся человек. Автор произведения подчёркивает факт выхода данного персонажа «из грязи в князи».

В романе чётко повествуется что данному гражданину пришлось пробираться с самых низов, чтобы стать таким каким мы его видим на данный момент.  

Если говорить о подробном описании внешности персонажа, можно выделить некоторые особенности. Юношеские цвета одежды преобладали в гардеробе Петра, довольно красивое лицо создавало образ настоящего жениха. Благодаря таким выделяющимся чертам внешности, выглядел он гораздо моложе своего возраста. Автор произведения акцентирует внимание на значимости внешности для женщин, в свои года Пётр Петрович благодаря приятной наружности мог нравиться противоположному полу.

Если говорить о жизненных целях персонажа, то главной своей задачей он считает заработать как можно больше денег. Его стремление к быстрому развитию подчёркивает довольно деловой и бережно рассчитывающий каждую минуту типаж. Он считает, что каждый человек имеет право на эгоизм и обязан заботится лишь о себе.  Только благодаря такому принципу жизни можно помочь другим.

Лужин является малообразованной личностью, но несмотря на это автор заявляет, что он довольно умён. Сам же Пётр склонен к нарциссизму и глубоко ценит свои знания. Свой капитал он бережно хранит и любит, по своей натуре является рациональным и расчётливым человеком. В его характере имеет место быть тщеславие и высокомерие. Любовь к деньгам заметно проявляется в скупости Лужина.

Довольно длительное время занимается адвокатской деятельностью, что приносит ему довольно неплохой доход. В будущем планирует расшириться и открыть собственную адвокатскую контору в Петербурге. Жениться на Дуне он желает в том числе из корыстных побуждений. Она хоть и небогата, зато хороша собой и образована. Он мечтает видеть возле себя послушную рабыню. Благодаря обаянию и уму своей избранницы планирует пробиться в высшие круги общества.

Лужин не достоин руки и сердца Раскольниковой. Он представляет собой довольно низкого человека, мошенника и клеветника. На людях она стараться выглядеть добрым и разумным человеком, но при малейшем конфликте проявляется его большая вспыльчивость. На самом деле Пётр любит лишь себя. Раскольников считает его недостойным человеком. В конечном итоге Дуня отказывается от предложения выйти замуж за Лужина.

Вариант 2

Ф.М. Достоевский в своем романе «Преступление  и наказание» очень четко описал одного из героев. Петю Петровича Лужина многие считают двойником Раскольникова. Между этими двумя героями прослеживается много общего в характере и поведении.

Лужин представляет собой мужчину в возрасте сорока пяти лет. Он очень аккуратный и чистоплотный человек. Мужчина переживает за свой внешний вид. Он тщательно подбирал себе одежду. Его образ всегда был модным и стильным. Все предметы гардероба всегда были новыми и идеально выглаженными. Лужин очень любил шляпы и перчатки.

Эти предметы гардероба мужчина надевал постоянно. Укладку волос он всегда делал в парикмахерской. Лужин рос в бедной семье, но ему удалось стать богатым. Именно из-за этого он стал самовлюбленным, эгоистичным и надменным. Он всегда стремился к лучшей жизни и успеху. Лужин хотел занять свою нишу в высшем обществе.

Для достижения своих целей он не стеснялся идти по головам. Он считал себя лучше остальных.

Мужнина придумал свою личную теорию о женах. Он считал, что брать себе в жены необходимо девушку несчастную и с тяжелой судьбой, которая долгое время испытывала различные трудности. Поэтому Дуня стала для молодого человека наиболее подходящим вариантом. Она росла в очень бедной семье.

Лужин смог завоевать ее сердце рассказами о его огромном состоянии и сказками об их счастливой семейной жизни. Девушка, немного подумав, согласилась стать его женой. Дуня решилась на этот поступок для того, чтобы спасти свою семью от нищеты. Девушка сильно любила своих родных и ради них готова была на многое.

Лужин в свою очередь считал Дуню своей вещью, которую можно использовать, чтобы получить личную выгоду.

Дуня была сестрой Раскольникова. По непонятной причине Лужин сразу же не понравился брату молодой девушки Радиону. Он единственный кто был против того, что бы свадьба состоялась. Но, Раскольникова никто не слушал и не хотел воспринимать его слова всерьез.

Лужин красиво рассказывал и ухаживал за девушкой, но за маской хорошего человека скрывался подлец. Дуня вместе с мамой, распознала лживую и лицемерную натуру мужчины уже слишком поздно. Это произошло тогда, когда Лужин попытался настроить Дуню и ее семью против Родиона. Этот поступок сильно разочаровал девушку.

Она даже отказалась от его предложения выйти замуж. Этот поступок бедной Дуни очень сильно разочаровал и унизил высокомерного Лужина. Отказ девушки стал личным поражением мужчины. Он считал, что он единственный спаситель их семьи от бедности. Он думал, что может сделать жизнь девушки счастливой и безбедной.

Лужин был шокирован решением девушки, ему казалось, что она должна носить его на руках и во всем ему потакать и соглашается.

Лужин является отрицательным героем романа «Преступление и наказание». Он лицемер и обманщик. Такие люди с легкостью могут предать.

Сочинение на тему Лужин (Преступление и наказание)

Достоевский является не только признанным гением литературы, но и непревзойденным мастером психологического портрета. Удивительно, как в своих произведениях он совмещает голубиную кротость и пустое высокомерие, благородство натуры и низменные человеческие страсти. Его творения многогранны не только по многочисленным идеям и мыслям, но и пестрят разнородными характерами.

Лужин — оправдывает ли этот человек свою фамилию? Неужели его душа действительно похожа на мутную, грязную лужу? Немного отвлечемся и вспомним Н.В. Гоголя, говорившем о Ноздреве как о типе людей, которые никогда не переведутся на этой земле. Можно утверждать, что к этой категории относится и господин Лужин.

На первый взгляд может показаться, что этот человек исполнен самых благих намерений, что его поступки исполнены единственно благородством его натуры. Конечно, ведь действительно большого уважения заслуживает человек, который решился взять в жены бесприданницу, да еще и оклеветанную людьми. Безусловно, это так, но на самом деле истинные причины не так великодушны, как кажется.

Лужин, обладая прагматичным и низким умом, хотел жениться именно на бедной девушке, чтобы она потом была благодарна ему всю жизнь. Он хотел возвыситься за счет чужого унижения, хотел казаться величественнее, снисходя до более, на его взгляд, слабых. На горе другого человека господин Лужин желал создать собственное величие, ведь так просто оказаться повелителем, властвуя над более слабыми. Даже самая маленькая и невзрачная мышь будет казаться великой, если поставить ее рядом с муравьем.

Он только лишь подыскивал подходящую кандидатуру, которая бы позволила осуществиться его эгоистичным планам.

Он действительно обладал незаурядным умом, но, прикрываясь мнимыми приличиями, он вершил свои дела, рассматривая всех людей с точки зрения выгод, которые те могут ему принести. Дуня, например, подарила бы ему тщеславие. Лужин из тех людей, которые, презрительно улыбаясь, готовы ломать судьбы даже незнакомых людей.

Так, на пути к его цели, то есть обладания Дуней, встал сам Раскольников, и Лужин решил компрометировать его в глазах семьи, погубив другого человека. Вспомним, как он незаметно подсунул несчастной Соне Мармеладовой деньги, а затем публично обвинил ее в воровстве.

Он расправляется со слабыми и беззащитными, потому что их так легко победить, но расправляется не насилием, а ложью и лицемерием, что в данном случае в разы хуже.

Конечно, стоит отдать ему должное, что он, не имея ни денег, ни образования, пользуясь только своим умом, сумел занять определенное положение. Но получив власть, на других он стал смотреть с нескрываемым презрением. А презрения заслуживает он сам. Лужин не спаситель, просто Авдотья и ее мать достигли вершины отчаяния, что решили доверить свои истерзанные судьбы в руки человека, который самодовольно использовал бы их в своих интересах.

Человек, возомнивший себя повелителем, вскоре разбивается, падая со своего карточного домика. Вот и Лужин стал тем самым муравьем в глазах других людей, которых высмеивал и ненавидел.

← Образ и характеристика Лебедева в романе Идиот← Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова ДостоевскийТоцкий в романе Идиот →Николай Ставрогин в рассказе Бесы →

  • ЦветаеваСочинения и анализ произведений Цветаевой
  • Сочинение Любимые герои Толстого в романе Война и мирВ эпическом романе Л.Н. Толстого «Война и мир» очень много действующих лиц. Безусловно, кто-то из них является положительным героем, а кто-то отрицательным. Каждый читатель проникается историей одного из персонажей
  • Сочинение Мой рабочий деньМой рабочий день начинается в 6 часов утра. В это время звенит будильник. Я специально выбрал мелодию звонка в виде легкой классической музыки, чтобы пробуждение от сна было не резким, а постепенным.
  • Сочинение по картине Кожина Церковь Покрова на Нерли 8 классНа картине изображен белоснежный храм на берегу реки. Река тихая, спокойная, течение ее будто оберегает Божий дом от невзгод. На том берегу, где стоит зритель, высокая трава едва колышется от легкого ветерка.
  • Анализ сказки Заюшкина избушкаРусскую народную сказку Заюшкина избушка знают все. И, казалось бы, нет в ней никакого сакрального смысла, потому как предназначена она для самых маленьких. Но это не так.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/dostoevskij/luzhin-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie

Петр Лужин

«Преступление и наказание» – классика мировой литературы. Глубокий по проблематике роман Федора Михайловича Достоевского поражает проработанностью образов и психологизмом героев. Петр Петрович Лужин – любопытный персонаж, чья роль в произведении велика. В дуэте со Свидригайловым это действующее лицо создает систему двойников с главным героем, Родионом Раскольниковым.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как убрать судимость из базы данных мвд

История создания

Писатель Федор Достоевский

В 1865 году Федор Михайлович Достоевский, находясь в Висбадене, написал издателю журнала «Русский Вестник» Михаилу Каткову письмо. Писатель сообщал о том, что у него зародилась идея о новом произведении, которое он характеризовал как «психологический отчет одного преступления».

В романе писатель рассказывал о молодом человеке, оказавшемся на краю бедности. Увидев в убийстве старухи-процентщицы путь к спасению, он идет на преступление, покушаясь на жизнь сварливой противной старухи, чье существование никем не замечено и не нужно миру. Убийство и ограбление, а также муки совести, испытываемые героем, решившимся на эти поступки, описаны Достоевским в романе «Преступление и наказание».

Иллюстрация к роману «Преступление и наказание»

Петр Петрович Лужин играет в романе не последнюю роль. Автор описывает персонажа в черновиках, давая ему следующую характеристику: тщеславный надворный советник, самовлюбленный и эгоистичный, мелочный алчный сплетник.

Лужин превозносит материальные блага, считая королем того, кто располагаем финансами. Его почтение легко купить, но уважения в ответ этот герой не видит. Значение имени характеризует личность героя.

Лужин мелок и жалок, наподобие грязного водоема, которому созвучна его фамилия.

«Преступление и наказание»

Знакомство читателя с Лужиным происходит заочно. Пульхерия Раскольникова описывает мужчину в письме сыну Родиону. Из него ясно, что Лужин сватается к сестре Раскольникова Дуне, девушке из небогатой семьи, не располагающей приданным. Красивая, умная и благородная девица всем была хороша, но невзначай вызвала сплетни. Несмотря на них, Лужин поступил порядочно и женился на сестре Раскольникова.

Внешность Петра Лужина

Достоевский писал, что внешность персонажа презентабельна, он держался щеголем. В зрелом возрасте, в 45 лет, Лужин молодился, держался подчеркнуто строго и следил за собой. С первого взгляда мужчина производил приятное впечатление благонадежного человека с целями и амбициями. В действительности все описанное было прикрытием. Раскольникову удалось разглядеть личину, которую скрывал Лужин. Тщеславие, подлость и алчность мужчины раскрываются перед Родионом.

Приехав в Петербург, Лужин наноси визит будущему родственнику. Считая себя благодетелем, он готовился к похвалам и воспеванию, демонстрируя самоуверенность и самолюбование. Выбившись «из грязи в князи», он преувеличивал имеющиеся таланты и способности, превознося себя выше, чем стоил. Жадность заставляла его во всем видеть выгоду и постоянно пересчитывать деньги, как свои, так и чужие. С их помощью Лужин возвышался над окружающими.

Дуня Раскольникова

Был в нем и еще один изъян. Герой выстроил теорию относительно того, что жениться стоит, скопив капитал. Он ждал, пока попадется бедная избранница, талантливая и благонравная. Отсутствие материальной составляющей в положении невесты привлекало Лужина, так как он верил в несчастную судьбу такой девушки. Мужчина думал, что биография бесприданницы наверняка была насыщена горестями, поэтому к потенциальному супругу она будет относиться с восхищением и благоговением.

Перспективы женитьбы на Дуне оправдывали все ожидания Петра Петровича. Он сколотил небольшое состояние, составил планы, нашел подходящую невесту. В фантазиях он рисовал идеальную картину брака, пока не получил отказ от Родиона Раскольникова.

Недостойный его студент умудрился дать отказ жениху. Гордость и честь героя были задеты. Он чувствовал себя униженным и затаил обиду. Месть настигла Раскольникова в неожиданный момент.

Соня Мармеладова была обвинена в хищении денег, которые подбросил Лужин.

Родион Раскольников

У обоих героев есть теории, которых они придерживаются. Так, Раскольников рассуждает о выдающихся и никчемных людях. Лужин развивает «теорию о кафтанах», по которой жить надо ради собственного блага, а не для окружающих. Обе теории приводят к преступлениям.

Равнодушие, с которым герои выстраивают предположения, провоцирует сравнительный анализ персонажей, выявляющий сходства. Петр Петрович Лужин – двойник Раскольникова. У героев много общего: оба умны, тщеславны и угрюмы, оба высокомерны и способны на подлый поступок ради собственной выгоды.

Экранизации

«Преступление и наказание» – произведение, востребованное для экранизаций. Первый кинофильм по роману снят в 1909 году Василием Гончаровым. Премьера ленты состоялась двумя годами позже, а пленка не сохранилась. В 1913 году Иван Вронский снял в главной роли в ленте «Преступление и наказание» Павла Орленева. Лужин как персонаж отсутствовал в киноверсии.

Владимир Басов и Андрей Зибров в роли Петра Лужина

Француз Пьер Шенал адаптировал роман для проекта, снятого в1934 году. А в 1935 году к экранизации приступил режиссер американского происхождения Джозеф фон Штернберг. Джин Локхарт воплотил в кадре Петра Лужина. В ленте 1956 года, созданной Жоржем Лампеном, роль Лужина досталась Бернару Блие.

В Советском Союзе первую картину по роману Достоевского снял Лев Кулиджанов в 1969 году. Роль Лужина в интеллектуальной драме досталась Владимиру Басову. В ленте 1994 года «Тихие страницы» Александра Сокурова этот образ отсутствовал. В проекте 2007 года – многосерийном фильме Дмитрия Светозарова «Преступление и наказание» – роль Петра Лужина сыграл Андрей Зибров.

Цитаты

Несмотря на показное равнодушие в отношении посторонних, Лужин старался присматриваться к каждому новому человеку, с которым его сводила жизнь. Мужчина осторожничал:

«Всякого человека нужно сначала осмотреть самому, и поближе, чтоб о нем судить».

Он не стеснялся своих взглядов на брак и с легкостью озвучивал их:

«Муж ничем не должен быть обязан своей жене, гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля».

Как человек, идущий на преступление, Лужин понимал, что всему есть дозволенные пределы, нарушая которые человек идет на сделку с собственной совестью:

Источник: https://24smi.org/person/6216-petr-luzhin.html

В помощь школьнику. 10 класс. «преступление и наказание»

В начале февраля учащиеся 10-х классов, как правило, начинают или продолжают проходить роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Тем, кто уже одолел роман, вкратце напомним сюжет, а остальным подскажем, на что обратить внимание при первом чтении

Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.

Ольга Разумихина

Как всё начиналось

Одним нестерпимо жарким летним днём (литературоведы установили, что это было 7 июля 1865 года) молодой человек по имени Родион Раскольников боязливо выходит из дому, чтобы не столкнуться с хозяйкой, которая сдаёт ему комнату и которой он давно задолжал, и направляется к процентщице Алёне Ивановне — женщине лет шестидесяти, которая устроила у себя нечто вроде ломбарда. Вот только денег за ценные вещи она даёт несусветно мало, а если уж отдал ей перстень или подвеску — можешь с ними попрощаться.

Раскольников это понимает, но он уже второй день ничего не ел, поэтому, ещё не выкупив кольцо, которое ему подарила сестра Дуня, закладывает часы покойного отца и просит за них четыре рубля, но получает только полтора.

Для сравнения, жалованье наёмных служащих, например приказчиков на железнодорожных станциях, составляло порядка 25 рублей в месяц; аренда комнаты обходилась не менее чем в 20 копеек в сутки, десяток яиц — в 10 копеек. Выходит, отцовские часы обеспечили Раскольникову дай бог если неделю сносного существования.

И, конечно, Родион мог даже не мечтать о том, чтобы отдать долги квартирной хозяйке.
Спустя два дня Родион снова придёт к Алёне Ивановне — но уже с топором.

И убьёт женщину, желая ограбить, а заодно и отомстить за несправедливость ко всем униженным и оскорблённым (кстати, именно так Достоевский назовёт другой свой роман, который вышел за пять лет до «Преступления и наказания»).

Вот только жертвой помутившегося рассудком студента станет не только Алёна Ивановна, но и её несчастная тридцатипятилетняя сестра Лизавета, женщина кроткая, безответная, привыкшая тяжело трудиться и отдавать все деньги старшей родственнице, а ещё — «поминутно беременная»: негодяи не раз брали её силой, понимая, что она не обратится в полицию. Лизавета вернётся домой раньше, чем предполагала, и застанет Родиона с топором рядом с телом сестры.

Вопреки всем законам такого жанра, как детектив, с момента убийства сюжет Ф. М. Достоевского только начинается. Писатель не ставит первостепенной задачей заинтриговать читателя: он сразу показывает, кто и почему совершил злодеяние. С этого момента начинается тяжелейший путь Раскольникова к раскаянию, очищению и спасению своей души (не будем забывать, что Достоевский — писатель, для которого особенно важны христианские идеи).

Расправившись с Алёной Ивановной и Лизаветой, Родион возвращается в съёмную комнату и впадает в состояние бреда. Тем временем совсем неподалёку разворачиваются ещё две трагедии.

Одна происходит в семье юной Сони Мармеладовой, вынужденной получить «жёлтый билет», чтобы не дать умереть с голоду вечно пьяному отцу, мачехе и её детям; другая — в семье самого Раскольникова, и снова из-за денег.

Его сестра Дуня собирается выйти замуж за богатого, но нелюбимого предпринимателя по фамилии Лужин, который кичится своей обеспеченностью и презирает тех, кто беднее, а почти нищую девушку берёт себе в жёны только для того, чтобы она всю жизнь была ему благодарна. Вскоре Дуня узнает о болезни брата и навестит его в съёмной комнате, а там и до знакомства с Лужиным недалеко

Герои-теоретики

Одна из мыслей, которые Ф. М. Достоевский доказал на примере судьбы Родиона Раскольникова, звучит так: «Любой человек, решивший жить в соответствии с какой-либо теорией, обрекает себя на мучения. Мир не исчерпывается философскими концепциями.

Люди же, которые живут «головой», забывают о сердце и теряют любовь к Богу и людям; они уже не помнят, что все мы — братья и сёстры.

Таким людям придётся пройти через многие мучения, чтобы очистить свою душу раскаянием, особенно если теория велит им совершать преступления — пусть даже под благовидным предлогом».

Именно такой теорией и одержим Родион Раскольников в начале романа. Он считает, что все люди делятся на две большие группы: «твари дрожащие» и «право имеющие». «Право имеющие» — это такие персоны, как, например, Наполеон Бонапарт, спартанский законодатель Ликург или афинский политик Солон: ради общественного блага они могут «идти по головам» и жертвовать жизнями простых смертных, которые, соответственно, считаются «тварями дрожащими».

Эту теорию Раскольников, некогда учившийся в университете на юриста, но отчисленный из-за нехватки денег, выводил в соответствии с изученной научной литературой. Но «последним штрихом» в формировании данной теории оказался разговор, случайно услышанный Родионом в трактире.

Два молодых человека обсуждали, дозволено ли убить богатую, но зловредную старуху-процентщицу, которая не тратит деньги на благие дела, — и отдать её сбережения девушкам и юношам, живущим в нищете.

Теория настолько захватывает несчастного Раскольникова, что он даже оформляет её в статью и посылает в журнал. Именно эту публикацию впоследствии отыскивает следователь Порфирий Петрович — и убеждается, что двойное убийство — дело рук Родиона.

Однако слуга закона не спешит арестовывать бывшего студента: он убеждён, что молодой человек раскается и сам придёт в участок с повинной. Благодаря Соне Мармеладовой, которая живёт вовсе не по теории, а по закону Любви, который заповедовал Иисус Христос, так и происходит.

Не случайно Соня читает Раскольникову евангельскую притчу о Лазаре, который был воскрешён Спасителем. Девушка убеждена, что каждый человек может духовно переродиться, какое бы страшное преступление он ни совершил.

Впрочем, Раскольников — не единственный персонаж-теоретик в романе. Ещё один герой, выработавший для себя свод правил и принципов и твёрдо им следующий, — тот самый несостоявшийся жених Дуни Лужин, придерживающийся «теории разумного эгоизма».

Лужин считает, что каждый человек должен заботиться прежде всего о самом себе. Ведь если бедный, у которого всего одна рубаха, отдаст половину рубахи другому страждущему, они оба будут раздеты.

А если преуспевающий человек купит условную рубаху самому себе, он таким образом статистически повысит число людей, не испытывающих нужды.

Наконец, стоит упомянуть и такого героя, как Свидригайлов, — своеобразного «двойника» Раскольникова, также уверенного, что цель оправдывает средства. Судьба этого человека складывается намного более трагично, чем судьба Лужина. Если последний «всего лишь» теряет невесту и ссорится со всей её семьёй, то Свидригайлов «отправляется в Америку» — эвфемизм XIX века, обозначающий самоубийство.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что относится к преступлениям

А вот Разумихин, добродушный, трудолюбивый и жизнерадостный, хотя и слишком импульсивный приятель Раскольникова по университету, для которого важны не теории, а душевное общение с близкими, обретает счастье с Дуней.

Он не отказывается от неё даже после того, как узнаёт о преступлении Раскольникова, — напротив, он планирует поселиться с новообретённой супругой в Сибири, чтобы иметь возможность помогать осуждённому Родиону.

Туда же перебирается и Соня Мармеладова, и не случайно роман заканчивается эпизодом, в котором Раскольников стоит перед девушкой на коленях: он преклоняется любви к человечеству, её большому и чистому сердцу.

Символы и детали в произведении

Ф. М. Достоевский — автор «плотных», глубоких текстов, наполненных символами, деталями и глубокими сравнениями, и роман «Преступление и наказание» не стал исключением.

В первую очередь бросаются в глаза говорящие фамилии. Раскольников, естественно, назван так потому, что в его душе происходит раскол. Когда-то он был сострадательным юношей (не случайно он с замиранием сердца наблюдает, как злые люди веселья ради убивают лошадь, и затем видит эту душераздирающую сцену во сне).

Но затем он пошёл на поводу у гордыни и возомнил, что он лучше большинства остальных людей. Мармеладова получила свою фамилию по принципу «от обратного», ведь её жизнь — не сахар, и это ещё мягко сказано.

С Разумихиным всё так же просто, ведь он умён, а также обладает чисто бытовой смекалкой, — как и с Лужиным: «лужа» — это нечто грязное и опасное, «мёртвая вода», место, которое лучше обойти стороной, чтобы не запачкаться.

Также стоит обратить внимание на менее очевидные символы и детали. Например, Сонечка Мармеладова получает за свой первый «позор» тридцать целковых (рублей).

В реальности никто не мог заплатить уличной девице настолько большую сумму: это — не что иное, как отсылка к библейским тридцати сребреникам, которые получил Иуда за предательство Христа. Появление Раскольникова в полицейском участке приходится на 20 июля — Ильин день, один из важнейших церковных праздников.

А ещё есть красивая филологическая легенда о том, что, если отметить на карте дороги, по которым ходит Родион Романович на протяжении всего романа, они образуют крест.

Использованные источники

А. Першкина. Семь секретов «Преступления и наказания».
Г. М. Фридлендер. «Преступление и наказание».
Сетевое издание «Фёдор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества».

Схему выигрыша в казино Достоевский обкатал в немецком Висбадене

РГАЛИ. Федор Достоевский

Зульфю Ливанели: «Достоевский очень важен для турецких писателей»

Достоевский или не Достоевский? Викторина

О чем заочно спорили Набоков и Достоевский?

Достоевский по Волгину

«Перерыть все вопросы в этом романе»

Итоговое сочинение. Направление «Гордость и смирение»

03.02.2020

в помощь школьнику Достоевский литература в школе Разумихина сочинение по литературе уроки литературы школьная программа

Просмотры: 0

Источник: https://godliteratury.ru/events-post/v-pomoshh-shkolniku-10-klass-prestuple

Преступление и наказание характеристика образа Лужина Петра Петровича

Петр Петрович Лужин является одним из центральных героев знаменитого романа «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского. Многие называют его двойником Родиона Раскольникова, главного героя, из-за их схожих характеров и наличия собственных теорий.

Лужин является сорокапятилетним мужчиной, который из-за своей аккуратности и чистоплотности чересчур следил за своей внешностью и одеждой.

Его одежда всегда отличалась новизной, наличие шляпы и перчаток было для него обязательным даже в самый обычный день, а волосы всегда укладывались у парикмахера.

Герой когда-то смог выбраться из бедности, поэтому теперь ему были присущи самовлюбленность, высокомерие и эгоизм. Он стремился достичь успеха, богатства и высокого положения в обществе быстрым способом, идя по головам и ставя себя выше других.

Молодой человек имел собственную теорию о женах. По его мнению, брать в жены нужно ту девушку, которая на протяжении жизни испытывала трудности и была несчастна. Девушка по имени Дуня стала для него подходящим вариантом.

Ее семья находилась на грани бедности, и поэтому речи Лужина о его большом капитале и счастливой семейной жизни в будущем приводят к тому, что девушка соглашается выйти за него замуж. Она делает этот шаг ради спасения семьи, которую очень любит.

Раскольников, брат Дуни, является единственным человеком, который смог увидеть плохую сторону Лужина. Именно поэтому он против этого брака, но его мнение не воспринимают серьезно.

Лицемерие и подлость Лужина Дуня со своей матерью замечают только тогда, когда он пытается поссорить их с Родионом. Дуня моментально разочаровывается в этом человеке и отказывается от предложения руки и сердца.

Это поражает и унижает Лужина, ведь он считал себя спасителем и благодетелем, который, по его мнению, смог бы создать девушке прекрасную жизнь.

Несомненно, Лужин является отрицательным персонажем романа Достоевского. К сожалению, такие люди существуют и в современном обществе. Вокруг очень много лживых и лицемерных людей, от которых в любой момент можно ожидать подлости и предательства.

​Петр Петрович Лужин — характеристика персонажа

Пётр Петрович Лужин один из второстепенных, но далеко не из незначительных персонажей романа «Преступление и наказание». Первое, весьма восторженное упоминание читатель встретит в письме матери Раскольникову.

Пульхерия Александровна представляет Лужина чуть ли не рыцарем на белом коне. Ведь этот милый человек посватался к её дочери-бесприданнице, сестре Родиона, не смотря на бедственное положение её семьи. Он готов жениться на Дуне и хотел бы познакомиться с её братом.

На подобный «подвиг» способен лишь благородный и достойный человек, считает пожилая дама.

Петру Петровичу 45 лет, он служит адвокатом и занимает пост надворного советника. Он в дальнем родстве с Марфой Петровной Свидригайловой. В целом производит впечатление человека скромного образования, но сметливого, надёжного, материально обеспеченного и перспективного — в планах героя открытие собственной адвокатской конторы в городе Петербурге. Но положительно только внешнее впечатление. На деле Лужин скупой, подлый, тщеславный и мелочный тип. 

Лужин выходец из низов с мелкой, завистливой душонкой. Поднявшись со дна, он полюбил самолюбование и привык к денежному благополучию. Деньги — вот его единственная ценность в жизни. Не суть, как они добыты, не важно, чьи они — главное их наличие. Именно денежные знаки возвышают Лужина над ему подобными и равняют его с тем, кто ещё недавно был намного выше. 

Роль в сюжете

О женитьбе герой помышлял давно, копил деньги и искал подходящий вариант. Не любви он ждал, а возможности посвататься к образованной, красивой, честной девушке из бедной семьи. Чтобы та, после церемонии заключения брака дышать на него не смела от глубочайшей благодарности, чтобы подчинялась ему в любых прихотях, чтобы он мог с ней вытворять всё, что душе угодно, не боясь отпора.

И эту истинную сущность с первой же встречей разгадал в Лужине Раскольников, как только тот, самоуверенным павлином и правах жениха Дуни пересек порог его петербуржской квартирки. Пётр Петрович ожидал радушный приём и массу сладких комплиментов в свой адрес, а получил серьёзные разногласия. Раскольников категорически отказался благословить их с Дуней брак.

Неожиданная «отставка» для героя становится шоком. А тот факт, что отворот поворот исходил от бедного студентишки, брата потенциальной жены-рабыни, в душе Лужина вызвал такую злобу, что справиться с ней ему стало не под силу.

Одержимый жаждой мести Лужин направляет свою злобу в сторону беззащитнейшего из существ — в адрес Сонечки Мармеладовой. На поминках по её родному отцу, негодяй незаметно подсовывает девушке деньги в карман и прилюдно обвиняет в воровстве. Учитывая род занятий бедной девушки, такое обвинение могло бы стоить ей свободы.

Но справедливость торжествует — находится свидетель, который спасает Соню. Лужина читатель с этих пор больше в романе не встретит.

Цитаты Лужина 

— Я же рад встречать молодежь: по ней узнаешь, что нового. Ну-с, а моя мысль именно такова, что всего больше заметишь и узнаешь, наблюдая молодые поколения наши.

— Всякого человека нужно сначала осмотреть самому, и поближе, чтоб о нем судить.

— Муж ничем не должен быть обязан своей жене, гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля.

— Женитьба на бедной девице, уже испытавшей жизненное горе, по-моему, выгоднее в супружеском отношении, чем на испытавшей довольство, ибо полезнее для нравственности.

Источник: http://fandea.ru/782-petr-petrovich-luzhin-harakteristika-personazha.html

Преступление и наказание — александринский театр

Амалия Людвиговна

ИЛЬЯ АНДРЕЕВ, УЛЬЯНА БАРЫШНИКОВА, АНЖЕЛИКА ВЕРИНА, АЛЕКСЕЙ ЗАЗЫБИН, АЛЕКСАНДРА ЛЕНЧЕВСКАЯ, ИЛЬЯ ШАНЦЕВ

Дети Мармеладовых

ТИМУР АКШЕНЦЕВ, НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВА, АЛЕКСЕЙ ДВОЕГЛАЗОВ, ЕЛИЗАВЕТА КОБЗАРЬ, ЕВГЕНИЙ КОШЕЛЕВ, ВЛАДИМИР МАЛИКОВ, ДАРИЯ МАЛЮШЕНКОВА, ВЛАДИМИР МИНАХИН, ЕФИМ РОДНЕВ, АННА СТЕПАНОВА, ИВАН СУПРУН, ЛЮБОВЬ ШТАРК,  СОФЬЯ ШУСТРОВА, МАКСИМ ЯКОВЛЕВ

Заняты в массовых сценах

Спектакль — лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска»
по итогам сезона 2016-2017 года в номинации «Мужская роль второго плана» — Дмитрий Лысенков.

«Для меня предложение поставить в Александринском театре спектакль по Достоевскому очень почетно. И я очень рад, что это происходит. Для венгров до сих пор «Преступление и наказание» – главный иностранный роман, основное произведение зарубежной литературы. Нам близки те вопросы, которые в романе подняты, и те ответы, которые здесь очень мощно и очень однозначно дает Достоевский.

 Это вечные вопросы существования, предназначения человека. О свободе и о вере в первую очередь. Утрата веры. Я не знаю насколько для России это актуально. На Западе это актуальнейшая проблема. Мир потихоньку стал атеистом и от этого не сделался счастливым, не нашел утешающих ответов на самые существенные вопросы.

 У Достоевского это так тонко написано, так многосторонне раскрыто, столько ассоциаций, разветвлений тем, что так или иначе роман касается фактически всего сущностного в человеческой жизни. Его и можно читать всю жизнь, и каждый раз он будет звучать немного иначе.  Через пару лет я обязательно хочу поставить «Преступление и наказание» в Венгрии. Я считаю, что это произведение должно быть в репертуаре.

Потому что это ответ театра, на все те вопросы, которые нас окружают. Правильный ответ».    Аттила Виднянский

Спектакль по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – первая работа на александринской сцене одного из самых значительных режиссеров современной Восточной Европы, художественного руководителя Венгерского Национального театра Аттилы Виднянского.

Аттила Виднянский в 1992 году окончил режиссерский курс Театрального института им. Карпенко-Карого (Киев). В 1993-м стал основателем и художественным руководителем Венгерского театра имени Дьюлы Ийеша на Западной Украине, в закарпатском Берегове, созданного на базе венгерского курса киевского театрального института.

В Венгрии его творческая биография развивается с начала нового века. В 2004 году Виднянский был назначен арт-директором Венгерской оперы в Будапеште; в 2006 – художественным руководителем Театра им. Михая Чоконаи в Дебрецене, где серьезно реформировал репертуар и организовал фестиваль, одной из главных задач которого являлось развитие современной драматургии.

 В июле 2013 года возглавил Национальный театр Венгрии.

Петербургскому зрителю работы режиссера знакомы по Международному театральному фестивалю «Александринский», в 2014 году Национальный театр представлял в его программе спектакли «Человек летающий» и «Йоханна на костре», в 2015-ом в офф-программе фестиваля был показан фильм Аттилы Виднянского «Сын, ставший оленем. Крики из врат таинств».  

Премьера — 10 сентября 2016 года

Александринский театр благодарит за помощь в работе над спектаклем Анастасию Фёдорову и Андраша Козьму

Пресса о спектакле

Аттила Виднянский поставил образцовый спектакль психологического театра виртуозного актерского мастерства (сценическая традиция, начавшаяся «Братьями Карамазовыми» Немировича-Данченко). Центральной темой александринского спектакля стал вызов маленького человека, решившего исправить мир при помощи топора.

Ольга Егошина. «Я себя убил»

Виднянский вернулся к роману во всем его объеме. Классический текст бережно сохранен. На сцене звучит подчеркнуто многоголосый и многотембровый ансамбль, состоящий из сложных, ярких партий исполнителей.

Елена Омеличкина. «Преступление и наказание». Полная версия

Театральный город №14. Октябрь-ноябрь

«Преступление и наказание» Виднянский находит созвучным сегодняшнему дню: проклятые или последние вопросы не только остались, но приобрели еще большую остроту и еще большую беспощадность. Не случайно топор, которым в романе зарубил Раскольников процентщицу и ее безропотную сестру Лизавету, в спектакле обретает гомерический масштаб и зависает в пространстве над всеми без исключения действующими лицами.

Ольга Галахова. Уроки топора

Независимая газета 26.09.2016

вообще в работе этого ансамбля нет ни на грош мелодрамы, герои «умозрительны» в самом благородном смысле этого слова. Холодный «умственный» Достоевский наконец-то появился на петербургских подмостках.

Наталья Скороход. Евангелие от топора

Петербургский театральный журнал 2016.№ 4 (86)

Источник: https://alexandrinsky.ru/afisha-i-bilety/prestuplenie-i-nakazanie/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от юриста