Как передать земельный участок в муниципальную собственность

Порядок безвозмездной передачи земельного участка в муниципальную собственность в 2019 году, перечень документов, передача земли в безвозмездное пользование | Земельный эксперт

как передать земельный участок в муниципальную собственность

В статье 17 Земельного кодекса РФ дается определение такому понятию, как федеральная собственность на земельные участки. К таким объектам относятся площади, которые находятся в полном распоряжении Российской Федерации и только государство имеет право ими пользоваться, но с соблюдением законодательных норм и положений.

Согласно закону, в федеральной собственности находятся земельные участки:

  • признанные федеральным владением в законодательном порядке;
  • ставшие собственностью государства в процессе разграничения территории или при пересмотре границ отдельных субъектов федерации;
  • полученные РФ на гражданско-правовых основаниях и в установленном порядке.

Данные права на землю официально фиксируются в реестре прав на недвижимое имущество. Периодически возникают ситуации, когда требуется передача земельного участка в безвозмездное пользование от федерального органа к муниципальному. Земельный кодекс РФ предусматривает отдельную главу, регулирующую данный вопрос.

Заявление на безвозмездную передачу земли в муниципальную собственность

Процедура перевода федеральной территории в муниципальную начинается с подачи стандартного заявления.

Законом предусмотрена унифицированная письменная форма документа. Заявка составляется главой муниципального образования или высшим должностным лицом. Получателем является федеральное исполнительное ведомство, которое выступает в роли распорядителя и полноправного владельца земельного массива.

В заявке должны быть обязательно обозначены такие сведения, как кадастровый номер надела, если территория числится в государственном кадастре недвижимости, реквизиты собственника (органа, который будет предоставлять землю в собственность муниципалитета), суть вопроса.

Документы, подаваемые вместе с заявлением на безвозмездную передачу земли

Помимо заявки, заполненной гражданином собственноручно, может потребоваться дополнительный перечень документов:

  • кадастровый план, если площадь стоит на учете в Росреестре;
  • схема расположения территории, если межевание отсутствует;

Согласно п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, от заявителя не могут потребовать дополнительные бумаги.

Порядок безвозмездной передачи земельного участка

Основным собственником земельного участка является федеральное исполнительное ведомство, по этой причине заявление на перевод территории из одной категории собственности в другую направляется именно ему.

Порядок безвозмездной передачи земельного участка в муниципальную собственность указан в ст. 39.30 и представлен следующими этапами:

  1. Главой муниципалитета оформляется заявление и необходимые документы к нему.
  2. Заявление с приложениями направляется в адрес федерального собственника земли.
  3. Не позже тридцати дней с момента подачи заявки, федеральный орган должен принять и оформить соответствующий акт о переводе площади в распоряжение муниципалитета или об отказе.
  4. Если принято решение об отказе, то в нем должны быть указаны причины отказа. Также федеральный собственник уведомляет Федеральный фонд содействия жилищному строительству о поступившем заявлении и принятом решении.

Отказ в безвозмездной передаче земельного участка в собственность

Земельное законодательство выделяет ряд конкретных оснований, которые могут стать причиной отказа в переводе площади в муниципальную собственность. К таковым относятся:

  1. Принадлежность земли к одной из групп территорий, которые не подлежат передаче.
  2. Отсутствие в заявлении кадастрового номера, межевого проекта или схемы расположения земельного участка ( в случае образования нового участка).
  3. Схема расположения участка не утверждена.
  4. Принадлежность земли одному из предусмотренных пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ субъектов при отсутствии оснований для прекращения этим субъектом пользования землей.

Несмотря на обозначенные причины, в некоторых ситуациях, они не могут стать основой для отказа. В том случае, если массив земли не зарегистрирован в Росреестре и отсутствуют сведения о его границах, решение о переходе территории не обязательно будет отрицательным.

Если участок будет в дальнейшем преобразован и межевой проект или схема на него отсутствуют, то схема утверждается на него в одно время с решением о переводе.

Решение оформляется в виде официального акта, где излагаются основания отказа в передаче земельной зоны. В качестве пояснительных бумаг, к решению прилагаются копии справок, выписок, заключений, обосновывающих принятие отрицательного решения.

Частный случай

Бывают частные случаи, в рамках которых территории, подлежащие передаче в распоряжение муниципалитета, предстоит образовать из другого земельного массива.

Чтобы это сделать, к заявлению потребуется приложить утвержденную схему или межевой проект, в котором будут обозначены границы нового участка. Дополнительно в заявлении обязательно требуется указать кадастровый номер начального участка, если образование нового участка происходило из надела, зарегистрированного в Росреестре.

Пример по порядку безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность

Администрация г. Пскова обратилась в территориальное управление Росимущества с заявлением № 234-З о переводе в состав муниципальной собственности земельного участка под застройку. Т.к. участок должен был быть образован, записи в кадастре о нем не было. В соответствии с законом, к заявлению был приложен утвержденный проект межевания территории.

 По истечении 35 дней в адрес заявителя так и не было направлено решение о передаче земельного участка в собственность либо об отказе в передаче. Администрация муниципалитета обратилась в Арбитражный суд. В рамках рассмотрения дела представитель Росимущества настаивал на том, что ответчиком было вынесено решение, представив соответствующие документы.

Однако суд установил, что указанные документы не имеют никакого отношения к заявлению № 234-З и направлены в ответ на более ранние обращения Мэрии. Таким образом, суд обязал ответчика устранить выявленные нарушения и принять соответствующее заявление.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Федеральная собственность – это земля, которая принадлежит непосредственно государству, находится в его полном ведении и распоряжении.
  2. В некоторых случаях возникает необходимость в передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную.
  3. Порядок перехода территории определен законодательно и содержит в себе несколько важных этапов.
  4. На начальном этапе оформляется стандартное заявление, в котором указывается кадастровый номер территории и прилагается межевая схема, если таковые имеются. Заявка рассматривается на протяжении тридцати дней с момента предоставления.
  5. В отдельных случаях в переходе земли может быть отказано. Это возможно в том случае, если требуемый участок принадлежит к территориям, не подлежащим передаче, или документы оформлены не должным образом.
  6. В решении об отказе должны быть указаны основания и причины. Если данные правила не соблюдены, то гражданин может оспорить предоставленный акт.
  7. В случае преобразования территории, решение о переходе и утверждение межевой схемы принимается одновременно.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по порядку безвозмездной передачи земли в муниципальную собственность

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Денис. Я работаю помощником главы муниципального образования.

Недавно мы подали комплект документов в территориальное управление Росимущества на передачу в муниципальную собственность земельного участка. Спустя некоторое время из федерального ведомства пришел ответ. » В передаче земельного участка отказано».

В качестве основания для отказа было названо отсутствие приложенной схемы расположения участка.

Законно ли такое решение федерального органа? Дело в том, что участок, который должен быть передан городу не планируется образовывать, соответственно, на него не требуется схема расположения.

Ответ: Здравствуйте, Денис. В сложившейся ситуации рекомендуем вам перепроверить комплект документов. Вероятно, произошла какая-то ошибка. Возможно, некорректно были оформлены документы.

Действительно, если планируемый к передаче участок уже образован и имеет кадастровый номер, на него не требуется утвержденная схема расположения в соответствии с п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ.

Если с документами все в порядке, то Вам лучше обратиться в территориальное управление указанного ведомства и обсудить данный вопрос.

Список законов

  • Статья 17 ЗК РФ
  • Статья 39.30 ЗК РФ
  • Статья 39.31 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/gosudarstvennye-zemli/bezvozmezdnaya-peredacha-zemli-iz-federalnoj-sobstvennosti/poryadok-bezvozmezdnoj-peredachi-zemli-v-municipalnuyu-sobstvennost/

Текущая ситуация по передаче в муниципальную собственность высвобождаемого военного имущества

как передать земельный участок в муниципальную собственность

В/г №315 (Одинцово-1)

  • 46 жилых домов;
  • 27 вспомогательных зданий;
  • 7 объектов инженерной инфраструктуры;
  • емельный участок площадью 59,43 га.

Все объекты включены в действующий договор о развитии застроенной территории г.Одинцово-1.

В муниципальную собственность городского поселения кубинка передано:

В/г №5/1 (Кубинка-1)

  • 1347 квартир;
  • земельный участок площадью 1,3 га;
  • в безвозмездное пользование уличное освещение.

На земельном участке обустроена парковая зона с организацией детских площадок, спортивных сооружений, сцены, дорожек и освещения.

Передача уличного освещения в безвозмездное пользование позволила участвовать в программе Правительства Московской области «Светлый город», обслуживать и модернизировать данные объекты.

В/г №120 (Кубинка-2)

  • здание ГДО;
  • в безвозмездное пользование уличное освещение.

Здание ГДО в настоящее время активно модернизируется.

Передача уличного освещения в безвозмездное пользование позволила участвовать в программе Правительства Московской области «Светлый город», что позволило обслуживать и модернизировать данные объекты.

В/г №85/2 (Кубинка, ул.Армейская)

  • 162 квартиры;
  • земельный участок площадью 1 га.

На земельном участке запланировано строительство здания муниципального дошкольного образовательного учреждения.

В/г Кубинка-8

Здание ГДО в настоящее время активно используется. Организованы многочисленные детские кружки и секции, работает кинотеатр.

В/г Кубинка-10

  • 1491 квартира;
  • вспомогательные строения, кафе, склады, объекты дорожной сети и инженерной инфраструктуры, необходимые для обслуживания жилой зоны.

Передача уличного освещения в безвозмездное пользование позволила участвовать в программе Правительства Московской области «Светлый город», что позволило обслуживать и модернизировать данные объекты.

Объекты дорожного хозяйства подлежат к включению в программу ремонта.

В муниципальную собственность городского поселения одинцово передано:

В/г №32/5 (с. Немчиновка)

  • объекты жилищного фонда в 7 многоквартирных домах;
  • земельный участок площадью 1,24 га.

В муниципальную собственность городского поселения Голицыно передано:

В/г №34 (дер. Бутынь)

  • объекты жилищного фонда в 8 многоквартирных домах;
  • объекты инженерной инфраструктуры.

В муниципальную собственность сельского поселения Ершовское передано:

В/г №32 (дер. Фуньково)

  • объекты жилищного фонда в 11 многоквартирных и 7 финских домах;
  • 16 нежилых здания;
  • 7 объектов инженерной инфраструктуры;
  • земельный участок площадью 29,2 га.

В/г №1 (дер. Ягунино)

В муниципальную собственность сельского поселения никольское передано:

В/г Кубинка-7 (пос. Новый Городок)

  • объекты жилищного фонда в 40 многоквартирных домах и 23 домах частного сектора;
  • 17 нежилых здания;
  • 27 объектов инженерной инфраструктуры и инженерные сети;
  • земельные участки площадью 40,9 га и 17,4 га.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как проверить квартиру на чистоту

В муниципальную собственность сельского поселения захаровское передано:

В/г №35 (дер. Кобяково)

  • объекты жилищного фонда в 27 многоквартирных домах;
  • 9 нежилых зданий;
  • 6 объектов инженерной инфраструктуры и инженерные сети;
  • земельный участок площадью 19,6 га.

В муниципальную собственность городского поселения большие вяземы передано:

В/г №17 (ул.Городок-17)

  • объекты жилищного фонда в 1 многоквартирном доме;
  • 42 нежилых здания;
  • земельный участок площадью 54,6 га.

Городское поселение Кубинка

В/г №5/1 (Кубинка-1)

Жилищный фонд, вспомогательные здания и строения, объекты дорожной сети и инженерной инфраструктуры, необходимые для обслуживания жилой зоны.

Направлена для утверждения схема границ земельного участка площадью 40 га, подлежащего передаче в муниципальную собственность.

Сформированные перечни направлены в органы военного управления.

В/г №120 (Кубинка-2)

Жилищный фонд, вспомогательные здания и строения, объекты дорожной сети и инженерной инфраструктуры, необходимые для обслуживания жилой зоны.

Направлена для утверждения схема границ земельного участка площадью 50 га, подлежащего передаче в муниципальную собственность.

Сформированные перечни направлены в органы военного управления.

В/г №85/2 (Кубинка, ул.Армейская)

Жилищный фонд, вспомогательные здания и строения, объекты дорожной сети и инженерной инфраструктуры, необходимые для обслуживания жилой зоны.

Направлена для утверждения схема границ земельного участка площадью 40 га, подлежащего передаче в муниципальную собственность.

Сформированные перечни направлены в органы военного управления.

В/г Кубинка-8

Жилищный фонд, вспомогательные здания и строения, объекты дорожной сети и инженерной инфраструктуры, необходимые для обслуживания жилой зоны.

Направлена для утверждения схема границ земельного участка площадью 24 га, подлежащего передаче в муниципальную собственность.

Сформированные перечни направлены в органы военного управления.

В/г Кубинка-10

Земельный участок площадью 48 га, схема которого в настоящее время находится на утверждении в Росреестре.

Городское поселение Одинцово

В/г №68/1 (пос. Баковка)

Жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры, дорожного хозяйства и земельный участок площадью 0,2 га.

Сформированные перечни направлены в органы военного управления.

Городское поселение Голицыно

В/г №34 (дер. Бутынь)

Земельный участок площадью 20-28 га, границы которого в настоящее время согласовываются.

Сельское поселение Ершовское

В/г №1 (дер. Ягунино)

Жилищный фонд, вспомогательные здания и строения, объекты дорожной сети и инженерной инфраструктуры, необходимые для обслуживания жилой зоны.

Направлены для утверждения схемы границ земельных участков площадью 32,3 га и 7,6 га, подлежащих передаче в муниципальную собственность.

Сформированные перечни направлены в органы военного управления.

Сельское поселение Никольское

В/г №3007 (дер. Чапаевка)

Жилищный фонд, вспомогательные здания и строения, объекты дорожной сети и инженерной инфраструктуры, необходимые для обслуживания жилой зоны, земельный участок площадью 14,1 га.

Сформированные перечни направлены в органы военного управления.

Сельское поселение Часцовское

В/г №317 (пос. Часцы-1)

  • объекты жилищного фонда в 25 многоквартирных домах;
  • 43 нежилых здания и 11 помещений;
  • 7 объектов инженерной инфраструктуры и инженерные сети;
  • земельный участок площадью 37 га.

В/г №12 (пос. Покровский Городок)

  • объекты жилищного фонда в 24 многоквартирных домах;
  • 10 объектов инженерной инфраструктуры и инженерные сети;
  • земельный участок площадью 57,7 га.

В/г №22/2 (пос. Гарь-Покровское)

  • 6 объектов инженерной инфраструктуры и инженерные сети;
  • земельный участок площадью 36,1 га.

В/г №84/1 (пос. Гарь-Покровское)

  • 4 объекта инженерной инфраструктуры и инженерные сети;
  • земельный участок площадью 15,3 га.

Сформированные перечни и схемы границ земельных участков направлены в органы военного управления.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ

Федеральный закон от 08.12.2011 №423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В соответствии с подпунктом 2.

1 пункта 2 статьи 2 данного Федерального закона одновременно с передачей в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность военного недвижимого имущества, за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, передаче подлежит земельный участок, на котором расположено указанное имущество и который необходим для его использования. Передача в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность указанного имущества без передачи земельного участка, на котором оно расположено, не допускается.

45.90.32.83

Источник: https://odin.ru/news/?id=51316

Статья:

как передать земельный участок в муниципальную собственность

В России идут земельные преобразования, и важно, чтобы уникальные природные ресурсы, богатейшая земля России использовались на благо каждого жителя нашей страны.

В современных условиях государственный контроль (надзор) за рациональным использованием земель приобретает все большее значение.

Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле.

В то же время такая деятельность не должна, как указано в  статье 36 Конституции РФ, наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц, а также государства.

Одним из ключевых посланий выступления президента России перед Федеральным собранием в декабре 2015 года было необходимость существенных реформ в АПК страны. В частности, президент заявил, что в следующую пятилетку необходимо полностью заместить импортные продукты сельского хозяйства теми, которые произведены в России. Для этого одной из мер предусмотрено отобрать (изъять) неиспользуемые земельные участки у нерадивых собственников и передать их тем, кто может землю обработать.

Для одних это послание стало поводом для серьезного беспокойства. Другие хорошо знают законодательство и необходимые в нем «лазейки» для защиты своих интересов. А третьи не обратили на него внимания и не знают, что их ждет в будущем.

В своем выступлении президент поручил Федеральному собранию до лета-осени 2016 года разработать новую нормативную базу для регулирования рынка сельхозземель. А инициативные депутаты из аграрного комитета заявили, что уже готовы представить предложения по этому поводу.

В данной статье также будут рассмотрены возможные новшества, которые помогут правительству ускорить и сделать более масштабным процесс изъятия «гулевых» земель.

Случаи изъятия земельных участков

Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика – в современных рыночных отношениях есть место этому понятию. К сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия земельных участков сегодня также нельзя обойтись.

Рассмотрим 4 ситуации, когда в Российской Федерации по закону предусмотрена возможность изъятия земли у собственников и других правообладателей: (см. таблицу).

Для государствен-х или муниципальных нужд В случае ненадлежащего использования земли В случае реквизиции В случае конфискации
Ссылки на нормативную базу ст. 279 ГК РФ; ст. 49 и глава 7.1 ЗК РФ (ст. 56.2 — 56.11) ст. 284-286 ГК РФ; и глава 7 ЗК РФ (ст. 44 – 47, 54); ст. 6 ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» ст. 242 ГК РФ; ст. 51 ЗК РФ ст. 243 ГК РФ; ст. 50 ЗК РФ; ст.104.1-104.3 УК РФ
Категория земель Любая Любая (но в большей мере относится к землям с/х назначения и землям для строительства) Любая Любая
Категория правообладателей Любые правообладатели (лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или на праве аренды) Любые правообладатели (лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или на праве аренды) Собственник Собственник
Причины изъятия В исключ-ных случаях, связанных с государст-ми (муниц-ными) нуждами:1)  для выполнения международ-х договоров Российской Федерации;2)  для строительства, реконструкции объектов государственного значения или объектов местного значения. Ненадлежащее использование земельного участка:1)  неисполь-ние по целевому назначению земельных участков с/х назначения или земельных участков, предназ-ных для строительства;2)  земельный участок используется с нарушением правил рационального использования;3)  порча земель;4)  невыполн-ие обязательств по рекультивации;5)  невыполн-ие обязательств по приведению земельного участка в состояние пригодное для целевого использования. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Применение санкции за совершение преступления (получение земельного участка в результате совершения преступления или получение земельного участка на средства, полученные в результате совершения преступления
Основания изъятия Решение уполномоченного органа и заключение с правооблад-лем соглашения или судебное решение о принудит-м изъятии земельного участка для государств-х или муницип-х нужд. Согласие правообладателя или решение суда. Решение уполномоч-го органа государственной власти. Обвинит-ный приговор суда.
Условия изъятия Прохождение длительной процедуры изъятия земельных участков для государствен-х или муниципальн-х нужд.Земельные участки для государствен-х или муниципальн-х нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий, приведенных в ст. 56.3 ЗК РФ. Принудительное изъятие земельного участка может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания. Принятие решения о реквизиции земельного участка. Вступление в силу обвинительного приговора.
Кто принимает решение об изъятии Решения об изъятии земельных участков принимают исполнительные органы власти соответствующего уровня (уполном-ные федеральные органы исполнит-ной власти, исполнит-ные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправ-ния Уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, суд. Уполном-ный исполнит-ный орган государств-ной власти. Суд.
Срок изъятия На постоянной основе. На постоянной основе. На постоянной основе или временно до прекращения обстоятельств, вызвавших необходимость реквизиции. На постоянной основе.
Цель изъятия Для выполнения международ-х договоров или строительства объектов государств-го или муниципальн-о значения. Для прекращения фактов ненадлежащего использования земельных участков и передачи земли в пользование тем, кто умеет на ней работать. Для защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи чрезвыч-ми обстоят-вами угроз. Для возмещения ущерба и в качестве наказания.
Плата при изъятии За изымаемый земельный участок его правооблад-лю предоставл-ся возмещение. При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок. Земельный участок изымается принудительно и безвозмездно.
Можно ли избежать изъятия Нет Да.Для предотвращения изъятия следует устранить факты ненадлежащего использования земельного участка и уплатить штраф по администр. правонарушению в сроки, указанные в предписании. Нет.Но лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранивш-ся имущества. Нет
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Куда сдавать права после лишения

Как избежать изъятия участка?

Если у вас есть земельный участок сельскохозяйственного назначения, участок для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и он уже давно не используется, есть вероятность, что его могут изъять. Для того чтобы узнать, как легально избежать изъятия, рассмотрим существующий порядок этой процедуры:

1)  Орган государственного земельного надзора проводит плановое или внеплановое административное обследование земельного участка. По его результатам составляется акт обследования.

В случае наличия нарушений орган государственного земельного надзора проводит внеплановую проверку и выдает собственнику земельного участка обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

Также одновременно назначаются административное наказание в виде штрафа за неиспользование земельного участка.

2)  Принудительное изъятие у собственника земельного участка может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования после назначения административного наказания. В этом случае подтверждением факта неустранения ненадлежащего использования земельного участка является назначение административного наказания в виде штрафа за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор.

3)  В случае неустранения правонарушений в срок, установленный предписанием, орган государственного земельного надзора, вынесший предписание, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4)  Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.

5)  В течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ по отношению до такого земельного участка и проводит публичные торги по его продаже.

6)  Если публичные торги по продаже признаны несостоявшимися, земельный участок в течение 2 месяцев может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене.

7)  Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение торгов.

Таким образом, земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

С учетом изложенного в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации определен перечень обязанностей не только собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков.

Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся — использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

Источник: https://rosreestr.ru/site/open-service/statistika-i-analitika/obzory-otchety-doklady-o-deyatelnosti-v-sfere-gosudarstvennogo-zemelnogo-nadzora/statya-kogda-mogut-izyat-zemelnyy-uchastok-/

Муниципальные земли

Перейти к следующей статье

Вместе с гражданами, юридическими лицами и государством (Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации) полноправными участниками земельных отношений являются муниципальные образования.

Муниципальная собственность на землю – это собственность муниципальных образований, составляющая вместе с другой муниципальной собственностью в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансово-экономическую основу местного самоуправления. Муниципальное право на землю создает предпосылки независимости и самостоятельности местного самоуправления, служит гарантом эффективного использования местных ресурсов.

Муниципальная собственность на землю ─ это еще и система отношений по присвоению земель населением муниципальных образований. Наряду с государственной собственностью на землю, муниципальная ─ разновидность публичной собственности.

Право муниципальной собственности на землю ─ исключительное право местных сообществ осуществлять правомочия владения, пользования, распоряжения и иные предусмотренные законом правомочия собственника в отношении земель. Как непосредственно, так и через органы местного самоуправления, муниципальные предприятия, учреждения и организации.

Ученые-правоведы отмечают наличие у муниципальной собственности дуалистической (двойственной) природы, сочетающей черты государственной и групповой форм собственности.

Сегодня муниципальная собственность, включающая развитую сеть объектов хозяйственного и социального назначения, а также ресурсы, в т. ч. земельные, локализованные в рамках муниципального образования (а иногда и за пределами его административных границ), является важным элементом экономической системы.

Притязания муниципальных образований в качестве земельных собственников скромнее, чем у государства. Если федеральные власти решают масштабные политические, экологические и социальные задачи, цели муниципалитетов ─ коммунальные проблемы, улучшение условий жизни населения, организация местного хозяйства и прочие вопросы локального значения.

Муниципальная собственность на землю

В соответствии со Статьей 19 «Муниципальная собственность на землю» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) к муниципальной собственности относятся следующие земельные участки:

  • признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
  • безвозмездно переданные в муниципальную собственность из федеральной собственности;
  • если право муниципальной собственности на землю возникло при разграничении государственной собственности;
  • приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Разграничение государственной и муниципальной собственности на землю осуществляется в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, со дня государственной регистрации прекращения права собственности на него становится собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо муниципального района.

Муниципальные и государственные земли, подобно сообщающимся сосудам, позволяют земельным участкам «перетекать» из одной формы собственности в другую.

Возможна передача земли в муниципальную собственность из государственной. Например, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, могут безвозмездно передаваться в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам.

В свою очередь, земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, в целях бесплатного предоставления гражданам могут безвозмездно передаваться в собственность субъектов Российской Федерации ─ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

С этой же целью земли одного муниципального образования могут быть (и также безвозмездно) переданы в собственность другого.

В то же время в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в т. ч. за пределами их границ. (Территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры, могут не входить в состав земель муниципального образования).

Земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность или в аренду гражданам и юридическим лицам, а юридическим лицам еще и в постоянное (бессрочное) пользование.

Предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. В отдельных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации оно может осуществляться бесплатно.

Рынок земли развивается стремительно и рынок муниципальной земли тоже, поэтому наряду с административными существуют рыночные механизмы регулирования количественного состава муниципальных земель. Муниципальные образования получили возможность приобретать объекты муниципальной собственности разными способами ─ это и купля-продажа муниципальной земли, и иные сделки об ее отчуждении.

На стоимость муниципальной земли оказывает влияние целый комплекс факторов. Цена земли муниципальной зависит от месторасположения участка, его размера и формы, назначения, наличия и развитости транспортной и социальной инфраструктуры, уровня экологической нагрузки и иных факторов. 

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, установленные в Статье 11 ЗК РФ, включают:

  • резервирование земель для муниципальных нужд, изъятие земли для муниципальных нужд в т. ч. выкуп муниципальной земли;
  • установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований;
  • разработку и реализацию местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Примерами оснований резервирования земель для муниципальных нужд являются размещение объектов инженерных сетей муниципального значения (электро-, газо-, тепло- и водоснабжение), строительство автомобильных дорог общего пользования в границах населенных пунктов и между ними (а кроме того, мостов и иных транспортных инженерных сооружений), размещение объектов социальной инфраструктуры, строительство искусственных водных объектов на землях, находящихся в муниципальной собственности и т. д.

Органы местного самоуправления осуществляют распоряжение и управление муниципальными землями ─ земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Муниципальное управление использованием земли – исключительная компетенция представительного органа муниципального образования.

Так, например, органами местного самоуправления из одной категории в другую переводятся земли, находящиеся в муниципальной собственности (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

На основании решений органов местного самоуправления осуществляется образование земельных участков из участков, находящихся в муниципальной собственности (исключения – раздел земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан или образование земельных участков из участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства).

Согласно Статье 72 «Муниципальный и общественный земельный контроль» ЗК РФ органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, осуществляется муниципальный контроль за использованием земель.

В соответствии с уставом муниципального образования субъекты муниципальной собственности на землю – городские, районные, поселковые и другие муниципальные образования в лице органов местного самоуправления наделяются собственной компетенцией в решении вопросов владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности.

Порядок и условия приватизации муниципального имущества (в т. ч. приватизация муниципальной земли) определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

Следует отметить, что Федеральный закон от 21.12.

2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы.

Дом на муниципальной земле

На сегодняшний день использование земли для строительства – один из самых выгодных и привлекательных способов инвестирования. Поэтому неудивительно, что муниципальная земля под строительство чрезвычайно востребована, а торги муниципальной земли вызывают огромный интерес.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как продать нежилое помещение

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлен в Статье 30 ЗК РФ.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно через торги.

В статьях 30.1. и 30.2. ЗК РФ говорится об особенностях предоставления земельных участков для жилищного строительства и их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в муниципальной (и государственной) собственности. В статье 36 ЗК РФ – о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

Аренда муниципальной земли

Развитие рынка муниципальных земель способно стать одним из путей увеличения доходов муниципальных образований. Аренда земли, как и иной муниципальной собственности, ─ важный источник пополнения местных бюджетов.

Констатируя этот факт, нельзя не отметить определенный антагонизм между двумя подходами к решению задачи поиска наиболее рационального механизма вовлечения земель муниципальных образований в экономический оборот ─ частной собственности на землю и долгосрочной аренды земли. Очевидно, что ставка только на аренду муниципальной земли сужает круг поиска эффективных землепользователей, а продажа муниципальных земель в частную собственность стимулирует приход инвестиций.

Но всегда ли для муниципального образования измеренный в денежном исчислении косвенный эффект инвестиционной привлекательности окажется весомее пусть не очень больших, но вполне конкретных платежей, которые приносит договор аренды муниципальной земли?

Максимально эффективное соотношение различных форм собственности на землю в муниципальных образованиях ─ задача со многими неизвестными.

Муниципальная собственность на землю является важным фактором возрождения и становления местного самоуправления в современной России. А муниципальные земли имеют значение, на порядок превышающее их долю в земельных ресурсах страны.

16 января 2015 г.

Перейти к предыдущей статье Перейти к следующей статье

Источник: https://zakadom.ru/municipalnye_zemli

Передача земельного участка в муниципальную собственность — в 2020 году, порядок осуществления процедуры

В государственную собственность входят те категории земельных участков, которые принадлежат непосредственно федеральным органам власти и находятся в их полном подчинении. В определенных случаях возникает нужда в передаче земли в пользу местных муниципалитетов. Порядок осуществления соответствующей операции регламентируется на законодательном уровне и проводится в несколько этапов.

Скачать форму межевого плана

Порядок передачи земельного участка в муниципальную собственность имеет определенные особенности. Для их понимания необходимо ознакомиться с перечнем земель, находящихся на федеральном балансе, с нюансами процедуры, с актуальным списком требуемой документации, а также с основаниями для отказа.

Какие земли находятся на балансе государства

Статья 17 действующего Земельного Кодекса Российской Федерации содержит в себе исчерпывающее определение понятия федеральной собственности. К таким объектам земли относятся участки, находящиеся в полном распоряжении государства с учетом соблюдения законодательных нормативов.

Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю

Закон устанавливает, что в собственности у государственных органов власти могут находиться следующие категории земель:

  • которые были ранее признаны в качестве федерального владения со ссылкой на законодательные нормативы;
  • перешедшие в собственность в результате разграничения территорий после пересмотра границ отдельных федеративных субъектов;
  • полученные на основаниях гражданско-правового порядка под строительство федеральных объектов.

Соответствующие права официально регистрируются в государственном реестре объектов недвижимого имущества. В некоторых случаях могут возникать ситуации, когда становится остро необходима передача участков земли в безвозмездное пользование муниципалитетам. Важно помнить о том, что Земельный Кодекс имеет в своем составе отдельную главу, посвященную рассматриваемому вопросу.

В подавляющем большинстве случаев государство проявляет содействие муниципалитетам в рамках дополнительного обеспечения землей.

Статья 655. Передача здания или сооружения

Порядок передачи земельных участков из федеральной в муниципальную собственность

Статья 154 Федерального Закона №122 гласит, что окончательная передача земель в собственность муниципальных органов власти производится, если конкретная территория уже используется органами местного самоуправления на безвозмездной основе, а также унитарными учреждениями для реализации определенных целей в рамках организации самоуправления в регионах РФ.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ

Из федеральной собственности могут быть переданы те категории участков, которые располагаются в пределах курортных зон. В этом случае право федеральной собственности должно быть в обязательном порядке зарегистрировано в едином государственном реестре до момента вступления в силу ФЗ №244.

Для этого необходимо соблюдение следующих условий:

  • если на земле расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в распоряжении муниципальных органов власти;
  • если земля была ранее предоставлена под временное распоряжение унитарных предприятий или некоммерческих учреждений;
  • если процедура в полной мере регламентируется законодательными нормами конкретного федеративного субъекта.

Соответствующий порядок, по которому происходит передача земельного участка в муниципальную собственность, может быть применен только в той ситуации, если в отношении участков земли отсутствуют основания для блокировки процесса.

Важно помнить о том, что в некоторых случаях возникают ситуации, когда земельные участки требуется предать в распоряжение местных органов власти, но до этого территорию следует образовать из отдельного земельного массива. Для выполнения данной операции к основному заявлению прикладывается утвержденная схема или проект межевания, в котором будут четко определены параметры нового участка.

В качестве дополнительной меры в заявлении требуется прописать действующий кадастровый код изначального земельного объекта, если образование участка происходит из территории, зарегистрированной в государственном реестре.

Какие документ подаются

Передача земельных участков, находящихся в непосредственной федеральной собственности, в соответствии с законодательными нормами производится на основании специального заявления, направляемого в компетентные государственные органы руководителем муниципалитета. Прием такого документа находится в компетенции территориального исполнительного органа власти, осуществляющего полномочия действующего собственника имущественного объекта.

Скачать бланк передаточного акта земельного участка

Стоит отметить, что представители компетентных органов не могут требовать прочих документов, за исключением тех бумаг, перечень которых предусматривается федеральным законодательством и Земельным Кодексом РФ. Например, это может быть свидетельство о внесении сведений о земле в Росреестр.

Орган власти, осуществляющий полномочия собственника, должен не позднее 30 дней с момента получения пакета документов принять и направить в пользу заявителя решение о факте безвозмездной передачи участка земли из федеральной собственности в муниципальную. Также в некоторых случаях может быть сформировано постановление об отказе в безвозмездной передаче.

В соответствующем решении должны быть в полной мере прописаны все объективные основания для отказа в передаче. Кроме того, к нему должны быть приложены копии тех документов, которые подтверждают законность предъявленных оснований. Все спорные ситуации решаются исключительно в порядке судебного разбирательства в компетентных инстанциях.

Основания для отказа

Решение об отказе в передаче государственного имущества в пользу муниципалитетов принимается с учетом следующих оснований:

  • участок земли, характеристики которого прописаны в поданном заявлении, не подлежит передаче на основании пунктов статьи 39.30 Земельного Кодекса;
  • в заявительной документации не был прописан действующий кадастровый номер или к этому участку не был приложен специальный проект о межевании территорий, в рамках которых располагается конкретный участок земли;
  • к заявлению не была приложена схема земли, если планируется образование соответствующего участка;
  • имеются основания для закрытия процедуры, предусмотренные статьей 11.10 Земельного Кодекса РФ.

Статья 39.30. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков

Стоит отметить, что, если в едином государственном реестре прав собственности на объекты недвижимого имущества отсутствует информация о границах земли, которую нужно передать, то это не может считаться прямым основанием для отказа. Эта норма в полной мере регламентируется Федеральным законом №361 от 3 июля 2020 года.

Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

Если предполагаемый к передаче участок земли предстоит образовать, но специальный проект о территориальном межевании отсутствует, то решение об утверждении схемы размещения конкретного участка принимается в то же время, когда составляется специальное постановление о передаче земли в пользу муниципалитета.

Каждый субъект Российской Федерации может претендовать на получение федерального имущества в постоянную собственность.

Соглашение о передаче имущества в безвозмездную собственность или договор, по которому осуществляется аренда, могут быть расторгнуты по взаимному согласию сторон или в порядке судебного разбирательства.

Что нельзя

В соответствии с нормами действующего федерального законодательства некоторые земельные участки не подлежат передачи в муниципальную собственность. Например, среди них стоит выделить земли, которые предоставляются федеральным органам власти, их территориальным представительствам, казенным предприятиям и учреждениям, некоммерческим структурам в тех случаях, если на таких участках располагаются определенные имущественные объекты.

Не может быть передана и та территория, которая входит в состав охраняемых природных памятников государственного значения, лесных фондов, а также специальных эконмических зон, сформированных на основании норм Федерального Закона №116 от 22 июля 2005 года. Данный нормативный акт регламентирует именно экономические зоны на территории Российской Федерации.

Также блокируются операции, в рамках которых планируется передача участков, закрепленных под государственные нужды и занятых объектами федерального значения, которые в свою очередь предназначаются для размещения конкретного имущества в соответствии с утвержденной документацией в рамках планирования территорий.

Статья 556. Передача недвижимости

Стоит отметить, что руководители муниципальных органов не могут рассчитывать на получение земель, полномочия по распоряжению которыми возложены на представительства государственной власти федеративных субъектов.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://1kvartirka.ru/peredacha-zemelnogo-uchastka-v-municipalnuju-sobstvennost/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от юриста