Что такое государственный акт

Государственный акт на земельный участок

что такое государственный акт

В этой статье речь пойдет о государственном акте о праве собственности на земельный участок, о его эволюции, начиная с 1992г. по 2012 г. включительно. В течение указанного периода также выдавался госакт о праве постоянного пользования земельным участком, однако такой акт обычно получали только определенные категории учреждений и организаций. Мы вас познакомим с историей госакта, которым удостоверялось именно право частной собственности на земельный участок.

Как эволюционировал государственный акт о праве частной собственности на земельный участок в Украине?

Государственный акт в период 1992-2001 гг

С 1992-2001 гг. в Украине действовал государственный акт на земельный участок розового (красного) цвета, который не содержал кадастрового номера земельного участка. Исключение из этого случая было только в г. Киеве, в котором во второй половине 90-х годов был введен программный комплекс «Кадастр».

С помощью ПК «Кадастр» осуществлялось ведение Киевского городского земельного кадастра. Государственные акты на земельный участок, которые выдавались в Киеве после запуска городского земельного кадастра, содержали кадастровый номер земельного участка в сокращенном виде.

Например 66506038, без указания кода административно-территориального деления для г. Киева (8000000000).

Помимо отсутствия информации о кадастровом номере, розовые акты могли содержать данные о нескольких земельных участках с различными целевыми назначениями. Например, для ведения личного крестьянского хозяйства, а также для строительства и обслуживания жилого дома хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок). Это вызывало определенные неудобства в случае, когда владелец намеревался передать (продать, подарить) один из участков другому лицу.

Если Ваш государственный акт на земельный участок розового цвета без кадастрового номера, то для переоформления земельного участка на другое лицо должна быть выполнена кадастровая съемка и разработана техническая документация по установлению (восстановлению) границ земельного участка в натуре (на местности).

На основании разработанной технической документации государственный кадастровый регистратор вносит земельный участок в государственный земельный кадастр и осуществляет присвоение кадастрового номера земельному участку.

Выполнение указанных выше действий подтверждает выданная кадастровым регистратором выписка из Государственного земельного кадастра.

Нормативно-правовой акт для справки: Постановление ВСУ № 2 201-XII от 13.03.1992 «О формах государственных актов на право собственности на землю и право постоянного пользования землей»

Государственный акт в период 2002-2008 гг

Принятие новой редакции Земельного кодекса Украины в 2001 году обусловило необходимость принятия новых законов, которые были логическим продолжением положений Земельного кодекса, а также приведения подзаконных актов в соответствие с положениями последнего. В связи с этим в 2002 году была утверждена новая форма госакта зеленого цвета.

В новом госакте уже нельзя было указывать более одного земельного участка. Введение в действие базы государственного земельного кадастра позволило присвоить каждому внесенному в кадастр земельному участку отдельный уникальный кадастровый номер. Каждый кадастровый номер состоит из 19 цифр, разделенных двоеточиями и содержит информацию о коде региона, кадастровой зоне, квартале и номере конкретного земельного участка.

Особенностью было то, что зеленый госакт позволял определить доли совладельцев земельного участка непосредственно в самой форме госакта.

Государственный акт зеленого цвета, как и розовый, остается в силе и по настоящее время. Однако, для заключения сделок в отношении земельного участка, в любом случае необходимо получить выписку из государственного земельного кадастра.

Источник: http://zemlevporyadnik.com.ua/ru/gosakt-na-zemelniy-uchastok.html

Госакты на право собственности и постоянного пользования земельными участками больше не выдаются

что такое государственный акт

Недавно «ФАКТЫ» рассказывали о новом, действующем с 1 января 2013 года, порядке регистрации прав на недвижимость, в частности, дома и квартиры.

Однако новый год принес немало изменений и для собственников земли, поскольку вступил в силу Закон Украины «О Государственном земельном кадастре».

Отныне госакты на землю не выдаются, а главными правоустанавливающими документами становятся выписки из реестра прав собственности и земельного кадастра. Чтобы разобраться в этих нововведениях, «ФАКТЫ» обратились к экспертам.

«Землеустроительные работы теперь имеет право выполнять только сертифицированный специалист»

Об особенностях нового порядка перехода права собственности на землю рассказал президент Ассоциации «Земельный союз Украины» Андрей Кошиль.

— Сохраняют ли свою силу государственные акты на право собственности на земельные участки с 1 января этого года?

— Обращаю внимание, что, хотя государственные акты на право собственности и право постоянного пользования земельными участками с 1 января 2013 года уже не выдаются, все старые документы на землю сохраняют свою законную силу.

— А как быть человеку, если не только его имя не внесено в реестр прав собственности, но и участок не зарегистрирован в кадастре?

— Стоит отметить, что земельным участкам, сформированным до 2004 года, госакты на которые тоже выданы до 2004-го, изначально не были присвоены кадастровые номера.

Соответственно, информация о собственниках этих земельных участков не внесена и не может быть внесена в Государственный реестр прав на недвижимое имущество.

В таких случаях необходимо осуществить первичную регистрацию земельного участка с присвоением ему кадастрового номера и внесением в Государственный земельный кадастр, а затем включить данные о праве собственности в Государственный реестр прав на недвижимое имущество.

— Представим ситуацию, что человек имеет участок уже много лет. Госакт на землю есть, но старого образца. Сейчас гражданин решил разделить землю на две части и подарить сыновьям. Что для этого нужно сделать?

— Сначала нужно определить, присвоен ли земельному участку кадастровый номер. Дело в том, что некоторые участки, госакты на которые были выданы до 2004 года, все-таки внесены в Государственный земельный кадастр, и собственникам выдана справка о присвоении кадастрового номера.

Если же номера нет, то владельцу необходимо осуществить действия по формированию земельного участка с присвоением ему кадастрового номера и внесением данного участка в Государственный земельный кадастр.

А после этого нужно зарегистрировать право собственности на землю в Государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Регистрацией земельных участков и внесением данных в кадастр занимаются государственные кадастровые регистраторы, которым необходимо предоставить, кроме заявления и документа об оплате административных услуг, также соответствующую землеустроительную документацию.

Для разработки такой документации собственник участка должен самостоятельно обратиться к специалисту, имеющему сертификат на выполнение соответствующих работ. Хочу отметить, что до декабря прошлого года землеустройством занимались только организации, имеющие специальную лицензию. Теперь порядок изменился и важна не лицензия предприятия, а наличие в его штате специалиста с определенным сертификатом.

Обращаю также внимание, что государственный регистратор обязан произвести регистрацию земельного участка и внести данные в Государственный земельный кадастр в течение 14 рабочих дней с момента подачи всех необходимых документов.

Следующим шагом должно стать внесение информации о собственнике земли в Государственный реестр прав на недвижимое имущество. Теоретически данные включает в реестр государственный кадастровый регистратор. На практике же из-за технических проблем этого пока не происходит.

Собственнику приходится самостоятельно обращаться в местное отделение Государственной регистрационной службы Украины (Укргосреестр).

После предоставления всех необходимых документов регистратор обязан внести информацию о владельце участка в реестр права собственности на недвижимое имущество.

Это был первый этап подготовки к разделу земли, финалом которого стало получение выписки из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, подтверждающей, что человек — законный владелец. Еще раз напомню, что если участок ранее уже был внесен в земельный кадастр, то все вышеперечисленные процедуры проходить не придется, достаточно просто получить выписку из кадастра.

Теперь необходимо разделить землю на две части, для чего следует сформировать и зарегистрировать два участка по процедуре, указанной выше, а также зарегистрировать права на них.

Только после этого можно переходить к стадии передачи земельных участков от хозяина его двум сыновьям, например, путем заключения договора дарения, который заверяется нотариусом. При этом нотариус самостоятельно вносит данные о смене собственника земельного участка в Государственный реестр прав на недвижимое имущество.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Лучший ответ: Что общего в чем различие основного и оборотного капитала?

— А что делать людям, которые еще до нового года подали все документы на госакт, но так его и не получили? В Госземагентстве говорят, что госакт им уже не дадут. Люди в панике. Как проверить, что их право собственности узаконено?

— Действительно, с 1 января 2013 года госакты не выдают. По вопросам, был ли зарегистрирован до конца 2012-го ваш земельный участок и право собственности на него, необходимо обращаться к государственному кадастровому регистратору по месту подачи документов.

«Сегодня человек уже может самостоятельно отслеживать, как продвигается подготовка его документов»

— Еще недавно в процессе купли-продажи земельного участка нотариус ставил на госакте специальную отметку с именем нового собственника. Как теперь происходит купля-продажа земли?

— Никаких отметок на госакты нотариус ставить не будет. Схема перехода права собственности выглядит следующим образом.

Перед сделкой купли-продажи нотариус проверяет, зарегистрировано ли право собственности на земельный участок в Государственном реестре прав на недвижимое имущество, и распечатывает выписку из этого реестра.

После подписания сторонами договора купли-продажи нотариус удостоверяет документ и вносит измененные данные о собственнике в реестр. При этом нотариус выдает выписку из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, согласно которой владельцем земельного участка является уже покупатель.

О некоторых особенностях нового порядка получения выписки из кадастра рассказал в рамках информационной кампании проекта Всемирного банка «Выдача государственных актов на право собственности на землю в сельской местности и развитие системы кадастра» начальник управления землеустройства, использования и охраны земель Государственного земельного агентства Украины Александр Краснолуцкий.

— Какую информацию содержит выписка из земельного кадастра?

— Законом «О Государственном земельном кадастре» определено, что выписка содержит все сведения об участке, внесенные в поземельную книгу. А именно: данные о площади участка, ограничении его использования, о нормативной денежной оценке земли, ее целевом назначении, составе угодий и так далее. Кроме выписки, нужную информацию из кадастра можно получить также в форме справок, содержащих обобщенные сведения о землях, или в виде выкопировки из кадастровой карты (плана).

— Сколько времени потребуется, чтобы получить выписку об участке из Государственного земельного кадастра?

— Законом предусмотрено, что такая выписка выдается заявителю в день поступления заявления о ее предоставлении. Справки и кадастровый план должны быть выданы в течение десяти дней.

Кстати, кадастровый регистратор несет административную ответственность за нарушение сроков выдачи документов и может быть оштрафован на сумму от 340 до 850 гривен.

Кроме того, сегодня заявитель уже вправе самостоятельно отслеживать, как продвигается подготовка его документов. Национальная кадастровая система позволяет это сделать.

— Каким образом?

— Гражданин написал заявление, например, о получении выкопировки из кадастровой карты. Кадастровый регистратор зарегистрировал заявление, предоставив индивидуальный входящий номер документа. Этот номер и становится паролем для доступа к системе контроля за движением заявлений граждан. Вход в систему находится на сайтах Госземагентства и Центра земельного кадастра. Введя пароль, чтобы войти в систему, человек видит, на какой стадии рассмотрения находится его заявление.

Источник: https://fakty.ua/157599-gosakty-na-pravo-sobstvennosti-i-postoyannogo-polzovaniya-zemelnymi-uchastkami-bolshe-ne-vydayutsya

Почва уходит из-под рук — PRAVO.UA

что такое государственный акт

Среди множества оснований для признания недействительными гос­актов на земельный участок особое внимание обращают на себя случаи ущемления права собственности, возникшего в связи с решениями местных советов.

Так, судебная практика пестрит постановлениями, в которых добросовестные собственники лишаются своего права собственности вследствие отмены или признания неправомерными решений органов местного самоуправления.

Вместе с тем компенсацию за причиненный в результате ущерб они чаще всего не получают.

Незаконные решения

В 2009 году Конституционный Суд Украины (КСУ) сделал попытку защитить права добросовестных собственников.

В частности, в абзацах 5, 6 пункта 5 решения от 16 апреля 2009 года № 7-рп/2009 КСУ установил, что органы местного самоуправления не могут отменять свои предыдущие решения, вносить в них изменения, если в соответствии с предписаниями этих решений возникли правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, и субъекты этих правоотношений возражают против их изменения или прекращения. Ненормативные правовые акты органа местного самоуправления являются актами одноразового применения, исчерпывают свое действие фактом их выполнения, поэтому они не могут быть отменены или изменены органом местного само­управления после их выполнения. Однако КСУ не определил, что делать собственникам земельных участков в том случае, когда решение органа местного само­управления вынесено с нарушением действующего законодательства и формально не может быть отменено.

Верховный Суд Украины (ВСУ) в такой ситуации придерживается позиции, что государственный акт на право собственности на земельный участок является правоустанавливающим документом, который выдается на основании решения соответствующего органа местного самоуправления. Поэтому требование об отмене государственного акта относится к производной и зависит от доказанности незаконности решения органа местного самоуправления, на основании которого выдан оспариваемый государственный акт (определение ВСУ от 8 июня 2011 года).

В этом случае показательным примером может быть дело, рассматривавшееся недавно Васильковским городским районным судом по иску Васильковского прокурора и получившее довольно широкую огласку в СМИ.

Прокурор, выступая в интересах государства, требовал, в частности, признать недействительными гос­акты, выданные частным лицам, а земельный участок вернуть в пользование государственного предприятия «Опыт­ное сельскохозяйственное производство Института физиологии растений и генетики НАН Украины».

Ситуация усложнялась еще и тем, что спорный земельный участок долгое время не использовался по назначению, и Глевахский сельский совет принял решение об изъятии этих, по сути бесхоз­ных, земель. Правомерность такого изъятия подтвердил и ряд последующих решений хозяйственных судов.

Руководствуясь ими, сельский совет в 2009 году принял решение о передаче земельных участков в собственность граждан для застройки с соответствующей выдачей госактов. Таким образом, на тот момент местный совет действовал абсолютно правомерно.

Впоследствии решения судов были пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельствам, а решение местного совета было признано незаконным, в связи с чем прокуратура оспорила правомерность выдачи государственных актов на земельные участки.

Компенсация вне поля зрения

Не пытаясь предсказать исход судебных баталий, хочется обратить внимание на один существенный момент — отмена госакта означает лишение права собственности. При этом суды оставляют без внимания вопросы физического изъятия земельного участка у добросовестного собственника и компенсации понесенных убытков. Такая ситуация создает правовую неопределенность в отношении статуса фактического имущества бывших собственников.

В описанном выше судебном деле целый ряд граждан оказались в ситуации, при которой, не имея де-юре документального подтверждения права собственности на земельный участок, они де-факто продолжают пользоваться им и возведенными на нем строениями.

В то же время вопрос о компенсации потраченных средств, инвестированных в приобретение земельного участка и строительство домов, ни в одном из судебных разбирательств не рассматривался.

Однако стоит напомнить, что Конституция Украины и действующее законодательство содержат положения, регулирующие имущественные отношения граждан и государства в случае принятия незаконных решений государственными органами или местными советами.

Так, в статье 56 Конституции Украины закреплено право каждого на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий.

Кроме того, статья 1173 Гражданского кодекса (ГК) Украины устанавливает, что вред, причиненный физическому или юридическому лицу незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органа государственной власти, органа власти АР Крым или органа местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий, возмещается государством, АР Крым или органом местного самоуправления независимо от вины этих органов. Статья 1173 ГК Украины является специальной, поскольку предполагает определенные особенности, а именно: а) наличие властно-административного, то есть обязательного, одностороннего характера действий органов государственной власти, местного самоуправления; б) причинение вреда незаконными решениями, действиями или бездеятельностью указанных субъектов; в) наступление ответственности независимо от вины этих органов.

Найти виновного

По мнению ВСУ (постановление от 21 октября 2008 года), из содержания этой нормы также следует, что возмещение вреда, причиненного органом местного самоуправления при осуществлении им своих властных полномочий, возможно лишь при наличии еще одного обязательного элемента состава гражданского правонарушения — противоправного поведения лица, причинившего вред. Очевидно, что доказать противоправность поведения должностного лица возможно только в рамках уголовного дела.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой вид инструктажа должен пройти работник после длительного перерыва в работе?

Таким образом, прокуратура, выступая в защиту тех или иных нарушенных интересов государства, должна не просто возвращать имущество в государственную собственность, но и предпринимать меры для установления виновного лица или лиц, нанесших ущерб государству.

Соответственно, такое лицо и будет в дальнейшем нести ответственность за возмещение убытков, причиненных частным лицам. Следует заметить, что устанавливать такое виновное лицо прокуратура может не только по своей инициативе, но и по заявлению пострадавших граждан.

В этом случае предписания статьи 56 Конституции Украины и статьи 1173 ГК Украины, возможно, перестанут быть «мертвыми», и государство будет нести ответственность перед гражданами за свои противоправные действия.

КУЗЬМЕНКО Татьяна — парт­нер МЮГ AstapovLawyers, г. Киев

Акт или решение?

Александр СИДОРЕНКО,
юрист ЮК Legal Eagles

Вопреки большому количеству споров о признании недействительными государственных актов на право собственности или постоянного пользования земельным участком, которые пребывают на рассмотрении в хозяйственных судах, Пленум ВХСУ уделил этой категории споров лишь один пункт (2.3) своего постановления № 6 от 17 мая 2011 года.

ВХСУ установил, что в соответствующей категории споров могут признаваться недействительными как государственные акты, так и решения субъектов властных полномочий, на основании которых эти акты были выданы.

Видится, что признание недействительным решения автоматически влечет за собой недействительность акта, но не наоборот. К сожалению, ВХСУ не пошел дальше и не установил, в каких случаях должен признаваться недействительным государственный акт, а в каком — решение.

Следовательно, суды будут толковать этот вопрос по-своему, а юристы — по-разному формулировать свои исковые требования в аналогичных ситуациях.

Не исключено, что пункт 2.3 постановления ВХСУ может привести к противоположному результату, нежели тот, на который был рассчитан, — еще больше запутать судебную практику в таких делах.

Один на всех

Михаил СОРОКА,
адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры»

Даже видавших виды юристов шокирует информация о десяти и более (14!) госактах на один земельный участок в особо привлекательных районах. Такой хаос — следствие реализации приватизационно-инвестиционных схем. Большинство этих актов — технические (бронирование земель через подставных субъектов), а указанные в них собственники вряд ли будут добиваться компенсации.

Но, к сожалению, много случаев существования нескольких реальных приобретателей одного участка. В идеале после судебной «зачистки» должно остаться одно право, удостоверенное первым законным госактом. По остальным реальным и фиктивным собственникам суд должен установить незаконность приобретения прав на землю.

Учитывая ее стоимость, общий прямой ущерб, причиненный обманутым землепользователям, может измеряться сотнями тысяч долларов США.

Искать виновных эффективнее в рамках уголовного дела. Какова вероятность полной компенсации ущерба? Почти нулевая. Даже при наличии исполнительного документа ни осужденный (если система правосудия сработает), ни бюджет (если пойти путем доказывания нарушений госорганов при удостоверении права на землю) не смогут выплатить такие суммы. Поэтому пословица «Семь раз отмерь» в вопросе приобретения земли должна исполняться почти буквально.

Источник: https://pravo.ua/articles/pochva-uhodit-iz-pod-ruk/

С 1 января государственные акты отменяются, а переход прав на участки будут регистрировать нотариусы

С 1 января государственные акты отменяются, а переход прав на участки будут регистрировать нотариусы

Галина Ткаченко, юрист, г.Черкассы

С 1 января вступили в силу сразу два законодательных акта, которыми введен ряд революционных изменений в сфере земельных отношений. В частности, предусмотрено создание Государственного земельного кадастра и прописаны новые правила регистрации участков и оформления прав на них.

Отныне сведения о земельных участках будут содержаться в двух реестрах: в вышеупомянутом кадастре, где фиксируется формирование земельных участков, и в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, в который вносятся сведения об оформлении прав на участки.

Долгожданный кадастр

Принятый 7 июля прошлого года закон «О Государственном земельном кадастре» предусматривает создание и функционирование в Украине единого реестра земель.

Благодаря этому впервые в истории нашей страны все участки собраны воедино в электронном виде на публичной кадастровой карте.

Законом преду­смотрена обязательность отражения сведений кадастра в Интернете в режиме отрытого доступа за исключением сведений, свободное распространение которых запрещено законом (это прежде всего информация о собственниках и пользователях земельных участков).

В кадастр включаются следующие сведения:

• кадастровый номер;

• место расположения;

• описание границ;

• площадь;

• мерки линий по периметру;

• координаты поворотных точек границ;

• данные о качественном состоянии земель и о бонитировке почв;

• целевое назначение (категория земель, вид использования земельного участка в пределах определенной категории земель);

• состав угодий с указанием контуров зданий и сооружений, их названий;

• сведения об ограничениях в использовании участков;

• нормативная денежная оценка и т.п.

Соответственно, государственная регистрация участка являет собой внесение в кадастр предусмотренных законом сведений о формировании земельного участка и присвоении ему кадастрового номера.

Сведения в кадастр вносятся государственным регистратором, а информация, содержащаясяся в кадастре, имеет официальный характер.

Законом впервые определен исчерпывающий перечень документации по землеустройству и оценке земель, который является основанием для внесения данных в кадастр.

Так, сведения о границах участка вносятся на основании соответствующей документации по землеустройству относительно формирования земельных участков, на основании технической документации по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре и на основании проектов землеустройства по благоустройству имеющихся землевладений (в случае изменения границ смежных земельных участков собственниками последних).

Что касается сведений о целевом назначении участков, то они вносятся на основании соответствующей документации по землеустройству, которая разрабатывается при формировании участков, и проекта землеустройства по отведению участка, которым предусмотрено изменение его целевого назначения. Сведения о нормативной денежной оценке земель вносятся на основании технической документации.

Информация же о разделении земель между собственниками и пользователями вносится в соответствии с данными Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.

Формируй и нумеруй

Принятый закон вводит принципиально новые правила регистрации и оформления прав на земельные участки. Если раньше государственная регистрация проводилась во время каждой операции с земельным участком и включала процедуру выдачи государственных актов или регист­рации договоров аренды, то теперь эта процедура фактически сведена лишь к присвоению участку кадастрового номера при его формировании.

Так, государственная регистрация сформированного (нового) земельного участка осуществляется по соответству­ющему заявлению путем открытия поземельной книги на такой участок. К заявлению необходимо приложить оригинал документации по землеустройству, которая является основанием для формирования участка, и ее электронный вариант, а также документ, подтверждающий оплату этих услуг.

Государственный кадастровый регист­ратор должен зарегистрировать участок в течение 14 дней со дня поступления заявления. В подтверждение факта регистрации заявителю бесплатно выдается извлечение из кадастра, в котором содержатся все сведения о земельном участке, внесенные в поземельную книгу. Составляющей частью извлечения является кадастровый план земельной площади.

Участку присваивается кадастровый номер — индивидуальный цифровой код, который сохраняется за ним в течение всего времени существования. Именно с этого момента участок считается сформированным и завершается первый этап регистрации.

Регистрация земли и прав собственности на нее распределена между двумя ведомствами. Отныне органы земельных ресурсов лишь присваивают кадастровый номер и открывают поземельную книгу.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Лучший ответ: Как отменить отказ от наследства?

Государственный земельный кадастр содержит, так сказать, техническую информацию, а регистрация права собственности на участок в соответствии с законом «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» отныне будет осуществляться в Укргосреестре.

При этом обе информационные системы будут работать параллельно по принципу взаимодействия.

Следовательно, после регистрации участка в кадастре информация о нем будет передаваться в орган государственной регистрации прав. Таким образом, когда лицо, которому предоставлен земельный участок, обратится в Укргосреестр, у регистратора уже будет вся «техническая» информация об этой земле.

Кроме того, внесены существенные изменения в Земельный кодекс. В частности, впервые предусмотрен порядок формирования земельного участка как объекта гражданских прав. При этом нововведениями предусмотрено, что земельный участок может быть объектом гражданских правочинов лишь после внесения сведений о нем в обе информационные базы данных — Государственный земельный кадастр и Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество и их обременений.

Регистрируем права

Как уже отмечалось, регистрацией участка в кадастре процедура его оформления не заканчивается. Ведь право на недвижимое имущество, к которому относятся и земли, подлежит обязательной государственной регистрации. К этому обязывают нормы Земельного (стст.125, 202) и Гражданского (ст.182) кодексов.

Регистрация будет проводиться по месту расположения объекта недвижимости. Для регистрации прав на земельный участок в соответствующий орган Укргосре­естра необходимо подать соответствующее заявление. При этом законодательство предоставляет право подать его в бумажной или электронной форме.

Регистрация прав будет осуществляться на основании:

• договоров, заключенных в порядке, установленном законом;

• свидетельств о праве собственности на участок;

• государственных актов на право собственности на участок или постоянного пользования им;

• решений судов, вступивших в законную силу;

• других документов, подтвержда­ющих возникновение, переход, прекращение прав на землю.

Процедура регистрации не должна длиться более 14 рабочих дней с момента поступления заявления.

По результатам принятого решения в госреестр вносится запись. После этого участок будет считаться зарегистрированным в установленном законом порядке, а его собственник сможет реализовывать свое право собственности на него по собственному усмотрению.

За правами — к нотариусу

Однако эта процедура предусмотрена лишь для сформированного (нового) участка. Что касается объектов, которые уже имеют кадастровый номер и передаются от одного лица к другому, то их регистрация будет проводиться иным способом.

Начиная с января 2013 года специальным субъектом, на которого возлагаются функции государственного регистратора прав на земельный участок, стал нотариус. Раньше граждане, которые приобретали недвижимость, должны были заключить нотариально удостоверенный договор, а уже потом идти в органы государственной регистрации, чтобы официально оформить свое право собственности.

Однако в соответствии с законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования и упрощения процедуры государственной регистрации земельных участков и вещных прав на недвижимое имущество», начиная с января текущего года нотариус будет пользоваться Государственным реестром вещных прав на недвижимое имущество. Это значит, что государственная регистрация прав будет проводиться одновременно с совершением нотариального действия. При этом заявление о государственной регистрации прав на земельный участок будет подаваться нотариусу, который и будет совершать такое действие.

Государственных актов не будет

Важной является новость об отмене государственного акта на право собственности на земельный участок. Теперь результатом регистрации права собственности на земельный участок являются:

• извлечение из Государственного ре­естра вещных прав на недвижимое имущество, если регистрации подлежал переход права собственности на земельный участок от одного лица другому;

• свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество в случае бесплатной передачи земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности по решениям органов государственной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления.

Введение указанных норм связано с тем, что процедура изготовления и выдачи государственных актов стала причиной появления разнообразных бюрократично-коррупционных схем и создания существенных препятствий в реализации физическими и юридическими лицами своих прав. Неединичны случаи, когда акты не выдавались годами.

Новые положения позволят согласовать порядок государственной регистрации прав на землю с порядком, который регулирует вопросы государственной регистрации прав на другое недвижимое имущество, и существенно упростят процедуру их оформления. Будем надеяться, что нововведения защитят права собственников и землепользователей.

Источник: https://zib.com.ua/ru/pda/13846.html

Советы адвокатов

С момента становления Государства Украина стало возникать понятие частной собственности на земельные участки. Согласно земельного законодательства Украины, действующего до 01.01.2002 г., право на земельный участок, находящего в собственности граждан Украины подтверждалось государственным актом на право частной собственности на землю. Начиная с 2002г.

возникло такое понятие, как кадастровый номер земельного участка.

Кадастровый номер земельного участка — это индивидуальная, которая не повторяется на всей территории Украины, последовательность цифр и знаков, которая присваивается земельному участку во время его государственной регистрации и сохраняется за ним в течении всего времени существования ( ст.

1 Закона Украины «Про государственный земельный кадастр»). Кадастровый номер для земельного участка — это фактически идентификатор его в общей государственной системе учёта земель. На данный момент существует Публичная кадастровая карта Украины, где содержится вся информация о землях Украины. Данный ресурс находиться в общем доступе: http://map.land.gov.

ua/kadastrova-karta 

Что делать, если Вы являетесь собственником земельного участка, согласно государственного акта, выданного до 01.01.2002 г.

Вам понадобится:

  • Паспорт, код владельца земельного участка
  • Нотариально заверенная копия государственного акта
  • Договор с организацией, имеющей соответствующий сертификат на проведение работ в сфере землеустройства

Инструкция:

  • Обратиться в организацию, имеющей соответствующий сертификат на проведение работ в сфере землеустройства, для формирования землеустроительной документации
  • Обратиться в территориальный орган Госгеокадастра, для проведения регистрации земельного участка
  • Обратиться к регистратору для регистрации ( нотариус либо государственный регистратор )имущественного права на недвижимое имущество

Важно!

Проведение любых сделок с земельным участком, который находится в Вашей собственности, но не имеет кадастрового номера невозможно, так как согласно ст. 377 Гражданского Кодекса Украины размер и кадастровый номер являются существенными условиями договора, который предусматривает переход права собственности.

Совет:

В последовании годы участились случаи оформления земельных участков с учетом территории, которая, является собственностью согласно государственного акта, но земельный участок не имеет кадастрового номера и право на него не зарегистрировано в реестре недвижимого имущества. Основная причина таких «неприятных» случаев — это отсутствие данных об отведении в собственность земель в единой систему государственного кадастра.

Иными словами -отсутствие кадастрового номера не даёт возможности государственным органам, дающим разрешение на оформление права на земельный участок «узнать» о существовании владельца этой земли. зачастую это происходит с неосвоенными землями, без построек либо садовыми участками.

Конечно законодатель стоит на стороне первого собственника земельного участка, но право на собственность, при возникновении еще одного собственника, предстоит доказывать в судебном порядке. Для избежания таких ситуаций настоятельно рекомендуется привести документы на право собственности на земельный участок согласно требований действующего законодательства Украины.

В случае, если Вы оказались в ситуации, когда на Ваш земельный участок, кто — либо претендует, предъявляя какие — либо документы, следует обратиться за помощью Адвоката, который сможет защитить Ваши интересы в судебном порядке.

Спросите эксперта:

Источник: https://kau.in.ua/articles/gosudarstvennyj_akt_na_zemelnyj_uchastok_starogo_obrazca_kak_eto_ponimat_i_chto_s_nim_delat/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от юриста