Что такое исключительное право на произведение

Статья 1291. Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение

что такое исключительное право на произведение

1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

Комментарий к ст. 1291 ГК РФ

1. Комментируемая статья решает вопросы разграничения права собственности на оригинал произведения (т.е. вещь, материальный объект) и исключительного права на само произведение (результат творческой деятельности, нематериальный объект).

В гражданском праве каждое из этих прав является самостоятельным и независимым друг от друга. Исходя из этого, в п. 1 ст. 1291 указывается, что отчуждение автором оригинала произведения само по себе не означает отчуждения исключительного права, если иное не предусмотрено договором. Это относится как к договору авторского заказа, так и к другим договорам, в соответствии с которыми автор может совершить отчуждение оригинала произведения.

В связи с упомянутым договором авторского заказа необходимо обратить внимание на то, что в п. 1 ст. 1288 ГК говорится о передаче произведения «на материальном носителе или в иной форме», в то время как в п. 1 ст. 1291 — об «оригинале произведения».

Безусловно, эти понятия связаны, поскольку оригинал произведения в смысле ст. 1291 предполагает выражение его на материальном носителе. В противном случае терялся бы предмет для регулирования указанной статьи.

Однако материальный носитель — понятие более широкое, чем оригинал произведения.

Отсюда следует два вывода. Во-первых, договор авторского заказа не всегда предполагает передачу именно оригинала произведения. Например, статья вначале была написана (создана в форме рукописи — оригинал произведения), а затем отпечатана или даже перенесена на электронный носитель (диск) и в таком виде передана заказчику. В данном случае оригинал произведения остался у автора, но он полностью и надлежащим образом исполнил свои обязанности по договору авторского заказа.

Во-вторых, презумпция п. 1 ст. 1291 о сохранении исключительного права на произведение за автором при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа касается только случаев отчуждения именно оригинала произведения, а не вообще любого случая передачи произведения на материальном носителе.

Как уже отмечалось, сохранение исключительного права за автором при отчуждении его оригинала связано с тем, что заказчику важен сам оригинал; именно он представляет для него ценность сам по себе, а не наличие исключительного права на него.

Однако, когда по договору авторского заказа передается не оригинал, а само произведение, выраженное на материальном носителе, и это ясно следует из содержания договора, должна действовать другая презумпция — презумпция предоставления права использования произведения на основе договора авторского заказа. При этом речь идет о заключении лицензионного договора, а не договора об отчуждении исключительного права на основании п. 3 ст. 1233 ГК.

Однако даже в том случае, если при отчуждении оригинала произведения исключительное право на него сохранилось за автором, приобретатель оригинала должен получить возможность его полновесного использования.

В связи с этим он получает определенные права, которые формально относятся к исключительному праву на произведение, но предоставление которых необходимо для нормального использования оригинала произведения. Поэтому в соответствии с абз. 2 п. 1 ст.

1291 приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

2. Если в отношении автора действует презумпция сохранения исключительного права при отчуждении оригинала произведения, то в отношении иных правообладателей ситуация другая. Одновременное приобретение и права на оригинал произведения, и исключительного права на произведение меняет его правовой режим, создавая презумпцию как бы единого комплекса прав, связанного с передачей оригинала произведения. Такая презумпция отражена в п.

2 комментируемой статьи. В нем установлено, что последующее отчуждение оригинала произведения лицом (не автором), которому принадлежит и право собственности на оригинал, и исключительное право на произведение, предполагает отчуждение не только права собственности на вещь (оригинал произведения), но одновременно с ним и отчуждение исключительного права.

Рассматриваемое положение носит диспозитивный характер, и договором может быть предусмотрено иное.

3. Пунктом 3 комментируемой статьи устанавливается: если оригинал произведения был отчужден после смерти автора и отсутствуют договоры об отчуждении исключительного права, заключенные ранее, презумпция сохранения исключительного права действует и в отношении наследников автора, их наследников и т.д.

Судебная практика по статье 1291 ГК РФ

Источник: https://gkrfkod.ru/statja-1291/

Договорное оформление прав на программное обеспечение

что такое исключительное право на произведение
1. Разработка программного обеспечения 1.1. Создание ПО работником 1.2. Разработка ПО на заказ 1.3. Создание ПО при выполнении договора подряда 1.4. Права на ПО в сложном объекте 2. Распоряжение правами на готовое программное обеспечение 2.1.

Отчуждение прав в полном объеме 2.2. Предоставление лицензии

Для полноты понимания программное обеспечение включает программы для ЭВМ и базы данных, как они понимаются в соответствии с законодательством (в отличие от представления программистов).

Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст.1261 ГК РФ)

Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ) (см. п.2 ст.1260 ГК РФ).

ПЭВМ и БД относятся к результатам интеллектуальной деятельности, которые охраняются как объекты авторского права, плюс на некоторые БД признаются с 2008 г. смежные права.

1. Разработка программного обеспечения

На основании п.3 ст.1228 ГК РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Поэтому необходимо уделять должное внимание оформлению отношений с непосредственным автором ПО.

Автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ (п.1 ст.1228 ГК РФ).

1.1. Создание ПО работником

Наиболее распространенный вариант – это разработка ПО работником организации, которая может в дальнейшем пользоваться ПО самостоятельно либо передать права на него третьему лицу, по заказу которого оно создавалось.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное (п.2 ст.1295 ГК РФ).

Следовательно, по общему правилу в отношениях «работодатель – автор (работник)» действует презумпция автоматического перехода исключительных прав на ПО работодателю.

Однако данное упрощение действует не во всех случаях. С 2008 г. (вступление в силу ч.4 ГК РФ) служебным произведением признается произведение, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. До 2008 г. к служебным произведениям относились также произведение, созданное работником в порядке выполнения служебного задания работодателя.

Т.о. с момента введения ч.4 ГК РФ служебным произведением является ПО, разработанное только работниками, в трудовые обязанности которых по трудовому договору или должностной инструкции входило выполнение подобных работ (например, программисты, дизайнеры). При создании ПО работником за пределами должностных обязанностей хоть и по заданию работодателя исключительные права на него сохраняются за работником.

Поэтому в трудовом договоре с штатным программистом и должностной инструкции по занимаемой им должности необходимо четко описывать круг должностных обязанностей (трудовую функцию). В случае привлечения специалиста, в обязанности которого не входит выполнение работ по созданию ПО, с таким работником следует заключать гражданско-правовой договор авторского заказа.

Готовое решение для вашего бизнеса

Документы для закрепления прав на разработки штатных сотрудников. Учитывают судебную практику. Использовались при продаже и инвестировании в проекты.

1.2. Разработка ПО на заказ

Вторым вариантом создания ПО является поручение его разработки фрилансерам. В таком случае отношения сторон должны оформляться гражданско-правовым договором. При выполнении работ по созданию ПО непосредственно физическим лицом (автором) заключается договор авторского заказа (ст.1288 ГК РФ). Аналогично решается вопрос при создании ПО коллективом авторов. В таком случае на стороне исполнителя просто указываются все авторы.

Особенностью договора авторского заказа является то, что в нем может быть предусмотрено как отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, так и предоставление заказчику права использования этого произведения по лицензии. Поскольку, как было сказано выше, исключительные права на произведение первоначально возникает у его автора, отсутствие в договоре авторского заказа условий об отчуждении исключительных прав на произведение заказчику влечет сохранение таких прав за автором.

Соответственно, в отношениях «заказчик – автор (фрилансер)» действует презумпция сохранения прав за автором, если договором не предусмотрено иное.

Поэтому в договоре авторского заказа необходимо четко прописывать, что автор отчуждает исключительные права заказчику. Помимо этого в нем необходимо предусмотреть срок выполнения заказа и размер авторского вознаграждения за отчуждаемые права. Иначе договор не будет считаться заключенным, и права не перейдут заказчику.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько работодатель отчисляет за работника государству

1.3. Создание ПО при выполнении договора подряда

Договор подряда применяется в случае, когда на стороне подрядчика (исполнителя) выступает юридическое лицо или предприниматель, не являющийся автором ПО (ст.1296 – 1298 ГК РФ).

При заключении договора на создание программного обеспечения действует презумпция перехода исключительных прав заказчику, установленная ст.1296 ГК РФ. Следует обратить внимание, что при поручении отдельных работ на создание дизайна, написание текстов и проч. объектов, которые не передаются по договору в составе ПО, данные положения закона не применяются. Поэтому исключительные права сохраняются за исполнителем, если договором не предусмотрено иное.

Аналогично решается вопрос с правами на ПО, созданное при выполнении договора подряда или договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, которые прямо не предусматривали его создание.

В таком случае исключительные права сохраняются за подрядчиком, если договором не предусмотрено иное (п.1 ст.1297 ГК РФ). При этом заказчик вправе использовать такое ПО на основании безвозмездной лицензии, но распоряжаться правами не вправе.

Такая же презумпция действует и при выполнении работ по государственному (муниципальному) контракту.

Указанные положения закона, относящиеся к договору подряда, не следует применять в отношениях с автором, поскольку для этого законом предусмотрен особый вид договора – описанный выше договор авторского заказа.

В настоящее время в ГК РФ имеется конкуренция норм ст.1288 (Договор авторского заказа) и ст.1296 (Программы для ЭВМ и базы данных, созданные по заказу), поскольку обе статьи содержат специальные нормы. При этом договор авторского заказа выделяется по субъектному составу (участие на стороне исполнителя – автора), а договор подряда на создание ПО — по объекту (разработка ПО). Теоретически закон прямо не запрещает заключение договора подряда с участием автора на стороне подрядчика.

Однако в этом случае автор получает меньшую защиту, чем по договору авторского заказа, т.к. автоматически утрачивает исключительные права на ПО, созданное по договору, а также ряд иных преимуществ, предусмотренных ст.

1289 и 1290 ГК РФ в части продления срока выполнения заказа и ограничения ответственности по договору суммой реального ущерба.

Поэтому с большой степенью вероятности при возникновении спорных ситуаций суд будет применять положения ГК РФ об авторском договоре заказа, которым предусмотрена презумпция сохранения исключительных прав за автором.

1.4. Права на ПО в сложном объекте

С 2008 г. законодательством из числа прочих выделяется особый объект исключительных прав – сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (ст.1240 ГК РФ).

К числу сложных объектов в частности относится и мультимедийный продукт.

Понятие мультимедийного продукта законом не раскрывается, однако можно с уверенностью предположить, что к нему может быть отнесено и ПО, исполняемое на различных устройствах и включающее помимо прочего, например, графику, тексты, музыку и прочий контент.

Особенностью создания сложного объекта является указание в законе двух презумпций распределения прав в зависимости от цели создания объектов, включаемых в его состав:1) В случае создания объекта для включения в сложный объект, соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон.2) В остальных случаях заказчик приобретает право, прямо предусмотренное договором или положениями закона, применяемыми к таким видам договора.

2. Распоряжение правами на готовое программное обеспечение

Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности в установленных договором пределах (лицензионный договор). Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату (п.1 ст.1233 ГК РФ).

2.1.Отчуждение прав в полном объеме

До 2008 г. законодательство прямо не предусматривало возможности отчуждения (уступки) исключительных прав по договору. Проблема решалась путем заключения авторского договора на передачу исключительных прав на весь срок действия авторских прав без ограничения территории.

При этом конструкция авторского договора не совсем подходила для случаев полной уступки, поскольку приходилось уточнять разрешенные способы использования, устанавливать размер вознаграждения за каждый способ использования, определять количество воспроизводимых экземпляров и проч.

С момента вступления в силу ч.4 ГК РФ допускается заключение договора, по которому правообладатель передает исключительное право на ПО в полном объеме (ст.ст.1234 и 1285 ГК РФ).

Это означает, что в настоящее время в договор отчуждения не нужно включать перечисленные выше дополнительные условия о сроках, территории и способах использования.

Достаточно указать конкретный объект, на который отчуждаются права, и установить сумму вознаграждения или порядок ее определения, что существенно упрощает задачу по чистой покупке прав. При отсутствии данных положений в договоре последний не считается заключенным, права остаются у правообладателя.

2.2. Предоставление лицензии

Лицензионный договор предусматривает предоставление права использования ПО с возможным ограничением по сроку, территории и способам использования (ст.ст.1235, 1236 и 1286 ГК РФ).

Помимо этого лицензия может быть простой (с сохранением за лицензиаром права выдачи аналогичных лицензий другим лицам на той же территории в течение срока действия лицензионного договора) или исключительной (без сохранения у лицензиара права предоставления лицензий другим лицам на той же территории в течение срока действия лицензионного договора). Действует презумпция предоставления простой лицензии, если в договоре не предусмотрено иное.

Поэтому при заключении договора необходимо уделять должное внимание данным моментам. Помимо этого в лицензионном договоре обязательно должно быть указано конкретное ПО, на которое предоставляется право использования, а также сумма вознаграждения или порядок ее определения. В противном случае договор не считается заключенным со всеми вытекающими из этого последствиями нелегального использования.

Виталий Селиванов, 2010
Юридическая фирма АйТи-Лекс

Авторское право Договор разработки Лицензионный договор

Источник: http://www.it-lex.ru/article/agreements/

Статья 1285. Договор об отчуждении исключительного права на произведение

что такое исключительное право на произведение

Новая редакция Ст. 1285 ГК РФ

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.

Комментарий к Ст. 1285 ГК РФ

1. Комментируемая статья дает легальное понятие договора об отчуждении исключительного права на произведение.

При регулировании отношений, возникающих в связи с заключением и исполнением договора об отчуждении и исключительного права, следует применять последовательно общие положения гл. 69, затем общие положения о договоре купли-продажи, поскольку в силу прямого указания п. 4 ст. 454 ГК РФ, если иное не вытекает из существа исключительных авторских прав, к продаже таких прав применяются положения о договоре купли-продажи, затем общие положения ГК РФ об обязательствах и договоре.

Квалифицирующим признаком договора об отчуждении исключительного права на произведение является его предмет — по такому договору отчуждается весь комплекс исключительных прав на весь срок их действия.

2. Исходя из легального определения договора об отчуждении исключительного права на произведение, соответствующий договор может быть построен как по модели консенсуального, так и реального договора, причем построение договора об отчуждении, не имеющего овеществленной субстанции объекта как реального, весьма сомнительно, поскольку вести речь «о передаче вещи» в отношении исключительных прав вряд ли возможно.

3. Применительно к требованиям ст. 1285 ГК РФ и абз. 2 п. 3 ст. 1234 ГК РФ существенными условиями такого договора являются предмет и цена.

Договор об отчуждении исключительного права подлежит заключению в простой письменной форме, а в случаях, предусмотренных в законе, — государственной регистрации, несоблюдение указанных требований влечет недействительность договора (п. 2 ст. 1234 ГК РФ).

4. В силу обязательства, возникающего из договора об отчуждении исключительного права на произведение, автор или иной правообладатель обязуется передать или передает в полном объеме исключительное право на произведение; в свою очередь, на приобретателе лежит обязанность оплатить отчуждаемые исключительные права на произведение (п. 3 ст. 1234 ГК РФ).

Другой к Ст. 1285 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. В части 4 ГК закреплен принцип единства исключительного права, и в соответствии с ним договоры, связанные с распоряжением этим правом, подразделены на договоры об отчуждении исключительного права и лицензионные договоры. Поскольку такое разделение является общим и относится ко всем объектам, перечисленным в ст. 1225 ГК, оно в равной мере применяется и в отношении произведений.

Основные условия авторских договоров содержатся в ст. ст. 1285 — 1290 ГК.

В статье 1285 раскрывается предмет договора об отчуждении исключительного права на произведение. Из нее следует, что указанный договор может быть как консенсуальным, так и реальным. Кроме того, указывается, что по данному договору исключительное право на произведение передается в полном объеме.

То есть в отличие от положений Закона об авторском праве комментируемая статья устанавливает, что при заключении договора об отчуждении исключительного права происходит замена правообладателя, поскольку приобретатель получает возможность использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1270 ГК РФ).

К приобретателю переходит и право распоряжения исключительным правом на произведение.

2. В вопросах, не урегулированных ст. 1285, к договору об отчуждении исключительного права на произведение применяются положения гл. 69 ГК. Это, в частности, означает, что такой договор должен быть заключен в письменной форме под страхом его недействительности (п. 2 ст. 1234 ГК РФ); он может быть возмездным или безвозмездным, причем действует презумпция его возмездности (п. 3 ст. 1234 ГК РФ).

Источник: http://gkodeksrf.ru/ch-4/rzd-7/gl-70/st-1285-gk-rf

Исключительное право на произведение: понятие и значение

Среди авторских прав можно выделить две группы: личные неимущественные и имущественное. Первые защищают интересы автора — гражданина, который своим творческим трудом создал произведение.

Назначение второго заключается в том, чтобы его обладатель мог использовать объект и извлекать из него определенную выгоду, в том числе и материальную. При этом использование должно соответствовать закону. Такое право называется исключительным, а его носителя закон именует правообладателем.

Способы использования

Здесь целесообразно обратиться к статье 1270 Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает основные варианты реализации исключительного права.

При этом в статье закреплены лишь отдельные случаи, правообладатель вправе использовать произведение и по-другому, главное, чтобы это было в рамках действующего законодательства.

Итак, в частности, указаны следующие способы:

  1. Воспроизведение. Это означает, что обладатель исключительного права может изготовить любое количество экземпляров в различной форме (например, автор произведения может отпечатать сколько угодно бумажных вариантов книги или сделать аудиокнигу). Кроме того, в качестве воспроизведения закон называет случай записи в память компьютера.

  2. Распространение. Здесь суть в том, что правообладатель может продавать (или отчуждать в других формах) экземпляры произведения, в большинстве случаев получая за это доход.

  3. Публичный показ. Например, презентация кинофильма. При этом демонстрация среди членов своей семьи не считается публичным показом по смыслу ГК РФ, необходимо значительное число посторонних лиц.

  4. Сообщение в эфир (по радио или телевидению), а также по кабелю. Например, когда по радио идет воспроизведение песни.

  5. Пераработка произведения (в частности, перевод). Только обладатель исключительного права может выполнить перевод книги на другие языки. Если перевод производится специалистом, у последнего с правообладателем должен быть лицензионный договор.

  6. Воплощение архитектурного произведения. Так, только с согласия архитектора (правообладателя) допускается создание физического объекта, являющегося реализацией проекта.

  7. Доведение до всеобщего сведения. Иными словами, это выкладывание произведения в сеть «Интернет».

  8. Иные.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Федеральная пенсия что это такое

Закон делает одну интересную оговорку: воплощение идей, изложенных в произведении, не считается его использованием (кроме случая с архитектурными объектами, рассмотренного нами в п. 6). Представим, что написана некая книга об алхимии. Человек, прочитавший ее, решает на практике превращать металл в золото. В данном случае он не будет нарушать исключительное право.

Знак охраны

С символом копирайта наверняка сталкивались все. Выглядит он так — (более подробно о нем см. статью).

Но немногие знают, что оповещает он не о праве авторства, а именно об имущественном, исключительном праве. Правильное написание в соответствии со статьей 1271 ГК РФ: «, Имя (наименование) правообладателя, дата первого опубликования».

В целом же этот знак выполняет только информационную функцию.

Срок охраны

Исключительное право на произведение действует на протяжении всей жизни автора, а также семьдесят лет после его смерти.

Обратите внимание, что срок привязан к фигуре автора, а не правообладателя.

Случаи использования без согласия

Как мы выяснили, исключительное право дает правообладателю возможность использовать произведение. Кроме того, те лица, которые им не обладают, не могут совершать никаких действий с произведением. Так, если кто-либо реализует один из рассмотренных нами способов, он нарушает закон.

Но ГК РФ упоминает ряд важных исключений, когда обычный гражданин может использовать чужое произведение без заключения лицензионных договоров. Они закреплены в статьях 1273-1279 ГК РФ.

Итак, свободно можно использовать произведение:

  1. В личных целях (к примеру, включать песню у себя дома для личного прослушивания);

  2. В информационных, научных, учебных, культурных целях (здесь главное, чтобы отсутствовала коммерческая направленность);

  3. Если оно используется библиотеками, архивами, образовательными организациями;

  4. В месте, постоянно открытом для посещения (например, в музее);

  5. На официальных, религиозных мероприятиях, похоронах можно воспроизводить музыкальное произведение;

  6. Для целей правоприменения (например, в следствии, судебном заседании);

Хотя даже с закреплением этих аспектов на практике существует огромное количество противоречий.

В качестве примера приведем довольно известное дело №А76-13283/2012, где РАО выступило против Челябинской консерватории. Все дело в том, что последняя публично показала мюзикл, и правообладатели сочли это нарушением. И первая инстанция, и апелляция не нашла в этом нарушения, сославшись на статью 1274 ГК РФ, указав, что произведение использовалось в учебных целях, а значит, закон это не нарушало.

Но Суд по интеллектуальным правам отменил эти решения и направил дело на новое рассмотрение, обратив внимание, что для учебных целей могут использоваться произведения в изданиях, в радио- и телепередачах, а также в звуко- и видеозаписях. При этом спектакли сюда не относятся, а значит, действия консерватории уже выходят за рамки закона.

И таких моментов всегда очень много. Именно поэтому простому обывателю следует быть осторожным и хотя бы в общих чертах понимать, что такое исключительное право, какие виды свободного использования есть в действующем законодательстве. Ответственность за нарушение исключительного права очень серьезна: некоторые правообладатели даже зарабатывают на этом деньги.

Источник: http://copylegal.ru/avtorskoe-pravo/isklyuchitelnoe-pravo-na-proizvedenie/

Авторское право в интернете. Памятка

Алексей Семёнов

Редактор

Чтобы к проекту не было претензий со стороны закона, важно соблюсти ряд формальностей. Рассказываем, что нужно помнить о защите авторского права.

Идеально, если вы всегда будете использовать только оригинальный, авторский контент. Но так получается не всегда — иногда приходится обращаться к чужим источникам. Избежать конфликта с правообладателем поможет знание закона об авторском праве. Авторское право защищает все виды контента — тексты, фотографии, видео, графику, дизайн, карты и программы. Это указано в статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 01.07.2017) — далее ГК РФ. «1. Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения;
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;
  • другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения».

Но это еще не всё. Вот что гласит пункт 2:

«К объектам авторских прав относятся:

  1. Производные произведения (представляют собой переработку другого произведения).
  2. Составные произведения (представляют собой результат творческого труда)».

Этот пункт относится к сайтам и аккаунтам в соцсетях — они также являются объектами авторского права и интеллектуальной собственности. А вот что говорит пункт 7:

«7. Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи».

Если говорить о сайте, то закон защищает его название, дизайн, весь контент и базу данных. Страница или группа в соцсетях также под защитой, поскольку так или иначе являются результатом интеллектуальной деятельности. Кроме того, защищены любые персонажи — это особенно актуально для соцсетей, где нередко продвигают свое творчество художники и авторы комиксов. «5. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах. 6. Не являются объектами авторских прав: 1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; 2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; 3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; 4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное)».

Авторское право защищает реальные объекты — то, что уже написано, сфотографировано, записано на камеру, опубликовано. Всё, что находится в «мире идей», авторское право не защищает, поскольку определить источник не представляется возможным. При этом нет разницы, публиковался ли где-то материал, — вы уже защищены как автор.

«3. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. 4. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей».

Права автора защищает статья 1255 ГК РФ. Рассмотрим второй пункт в ней:

«2. Автору произведения принадлежат следующие права: 1) исключительное право на произведение; 2) право авторства; 3) право автора на имя; 4) право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения».

Что это значит на практике?

Никто без разрешения автора не имеет права:

  • Публиковать произведения.
  • Использовать их для коммерческих или иных целей.
  • Присваивать себе авторство или изменять имя автора.
  • Компилировать, обрезать или каким-либо образом изменять исходный материал.

Всё перечисленное — нарушение авторских прав.

То есть повсеместная практика — обрезка изображений и логотипов, создание коллажей — незаконна, если автор не дал согласия. То же касается всех видов контента — текста, видео, любой графики. Вы должны запросить у автора право на исключительные права — купить, получить письменное разрешение или воспользоваться лицензией Creative Commons.

Последнее — это публичные лицензии, с помощью которых авторы свободно распространяют свои произведения, а потребители контента могут легально ими пользоваться.

Еще один важный момент — запрет на использование чужих материалов включен по умолчанию. Если автор прямо не разрешил пользоваться своим произведением, значит вам нельзя.

«Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением)».

9 июня 2015 года пленум Верховного суда РФ разъяснил что:

«обнародование изображения гражданина, в том числе размещение его самим гражданином в интернете, и общедоступность такого изображения не дает иным лицам права на свободное использование такого изображения без получения согласия изображенного лица».

Ответственность за нарушение
авторских прав

Доказать свою правоту автору несложно — достаточно предоставить суду скриншоты. Если даже правонарушитель удалит нелегальный контент, доказательства можно найти в кеше поисковых систем. Любой нелегально использованный контент — это риск. За нарушение авторских прав предусмотрена серьезная гражданско-правовая и уголовная ответственность.

«1.

Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев».

Здесь вступает в силу статьи 1252 ГК РФ — «Защита исключительных прав».
«1. Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, требования: 1) о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя; 2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия; 3) о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб».

Лица, которые нарушили права автора будут обязаны возместить убытки или выплатить компенсацию. Размер компенсации заявляет истец, а определяет суд. Причем иск может быть направлен ко всем лицам, которые принимали участие в нарушении права.

Срок действия авторских прав

«1. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти».

Изображения, тексты и музыка, срок действия авторских прав на которые истек, могут использоваться без ограничений.

Сюда относятся старинные картины, иллюстрации, средневековая музыка, классическая литература и прочее. Контент, возраст которого меньше 150 лет, наверняка имеет автора или его наследников.

Легальное использование контента

Можно ли использовать чужой контент и как это сделать? Закон предусматривает несколько вариантов применения объектов чужих авторских прав: с разрешения автора, а в ряде случаев и без его согласия.

Произведением можно воспользоваться с письменного согласия автора — документальное подтверждение очень важно. Подойдет письменное разрешение, согласие посредством электронной почты, на худой конец — переписка в соцсетях.

ГК Р Ф Статья 1229 — «Исключительное право»:

«Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом».

«Допускается без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования» — «цитированиев научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора произведений в объеме, оправданном целью цитирования».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как узнать сколько денег в пенсионном фонде

При этом следует учесть, что цитирование не должно превышать 30% от общего объема текста. Кроме того, цитата должна быть прямой и с указанием автора.

Основные моменты в авторском праве, которые касаются контента, регулируются главами «69. Общие положения» и главой «70. Авторское право» раздела VII Гражданского кодекса России. Они пришли на замену закону «Об авторском праве». Когда можно свободно использовать контент:

  • Контент — вашего собственного авторства.
  • Вы получили письменное согласие автора на использование его произведений.
  • Вы купили контент (изображения с фотостоков, видеостоков и т. д.)
  • Вы получили исключительные права — по лицензионному или трудовому договору.
  • Материалы находятся в свободном доступе с разрешения автора (бесплатные фотостоки, базы с музыкой и видео с лицензией Creative Commons).

За иностранными авторами закрепляется ряд неимущественных прав: право на защиту репутации, право на обнародование произведения, право на имя и право на авторство. Об этом прямо указано в п. 3 ст. 1256 Гражданского кодекса Российской Федерации. Права иностранцев защищаются по принципу национального режима. Это значит, что физические и юридические лица других государств в отдельных видах правоотношений приравниваются к гражданам страны. Также могут действовать двусторонние и многосторонние международные соглашения.

Источник: https://www.uplab.ru/blog/copyright-on-the-internet/

А автор кто? кому принадлежат письма, которые вы делаете — право на vc.ru

Компания, создавая продукт, получает на него исключительные права. Но как быть, если речь идет о неосязаемых результатах: изображениях, рекламе, видео или письмах? И как обстоят дела, если эти продукты создала не компания, а ее подрядчик? Давайте разбираться.

Что может являться объектом авторского права?

Согласно статье 1259 ГК РФ к объектам авторского права относятся любые произведения науки, литературы, живописи, скульптуры, дизайна, фотографии, программное обеспечение в форме кода, базы данных и т.д.

Для работы в нашей сфере важно, что под объекты авторского права попадают:

  • веб-страница;
  • email-письмо,
  • публикация ВКонтакте/Instagram и любой другой социальной сети;
  • видео на ;
  • статья;
  • презентация;
  • дизайн, шрифт;
  • любые графические и текстовые элементы (баннеры, упаковки, картинки);
  • картины;
  • музыка.

В этот список не входят идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения задач, открытия, факты, языки программирования.

Авторские права распространяются и на обнародованные, и на необнародованные произведения. От формы это не зависит. Она может быть письменной, устной, в виде изображения, звуко- или видеозаписи и др.

Как же авторские права возникают, передаются и как их правомерно использовать?

Чтобы авторское право возникло, достаточно создать произведение. В его регистрации нет необходимости. Но если ваше авторство будут оспаривать, вам придется доказывать, что вы создали произведение раньше того, кто объявил себя автором.

Как защитить свои права? Можно:

  • нанести водяной знак на фото, картину, дизайн и т.д.;
  • указать информацию о себе рядом с произведением: ФИО или псевдоним автора для частных лиц; название компании, ФИО руководителя и год основания, если правообладатель — юридическое лицо.

Без этой информации будет сложнее что-либо доказать.

Авторское право может быть:

  • непередаваемым, т.е. принадлежать автору или соавторам. Причем, обладателем права авторства может быть только физическое лицо;
  • передаваемым, когда на основании авторского договора исключительное право на произведение переходит к другому физическому или юридическому лицу.

Кто такой правообладатель?

Правообладатель — это человек, обладающий исключительным правом. Он может пользоваться произведением, публиковать, перерабатывать его и продавать или передавать другим лицам. Поэтому важно понять, кто же является правообладателем произведения. Если вы сами написали статью, создали презентацию, картину или скульптуру, не заключая договоров на передачу интеллектуальной собственности, автором и правообладателем являетесь вы.

Но бывают более сложные ситуации:

  • Пример 1. Вы — разработчик в маркетинговом агентстве.

Работодатель дал вам задание: создать программное обеспечение. Вы являетесь автором (или соавтором в случае совместной работы) всех текстовых элементов. Но вы ли правообладатель?

Ответ на этот вопрос надо искать в условиях трудового договора.

Право распоряжения результатами вашей работы переходит к маркетинговому агентству, если в документе указано, что «все исключительные права работника на созданные им результаты интеллектуальной деятельности в рамках трудового договора принадлежат Работодателю». Если же условия передачи исключительных прав в договоре не указаны, право остается за вами. Тем же образом можно разрешить ситуацию в случае работы по договору возмездного оказания услуг.

  • Пример 2. Маркетинговое агентство по договору оказания маркетинговых услуг готовит email-рассылки для продуктового ритейлера. В данном случае агентство — исполнитель, а ритейлер — заказчик.

Если предыдущая проблема решена, то на момент создания письма маркетинговое агентство — правообладатель, а его сотрудники — соавторы.

Но на каком основании это потом использует продуктовый ритейлер?

1. В договоре оказания маркетинговых услуг отдельным соглашением предусмотрено, что исполнитель полностью передает все права заказчику, т.е. отчуждает их. Отчуждение происходит после подписания Акта сдачи-приемки услуг или после полной оплаты заказчиком счетов: этот вопрос стороны решают сами. Авторство принадлежит сотрудникам, но они уже не могут распоряжаться тем, что создали.

Согласно статье 1234 ГК РФ отчуждение исключительных прав между юридическими лицами, в отличие от физических, не может быть бесплатным. Поэтому пропишите условную цифру, например, 500 руб. или укажите, что вознаграждение за исключение входит в стоимость оказания услуг и составляет 1% от стоимости договора.

2. Второе основание перехода прав — лицензия. Это регулируется статьей 1235 ГК РФ. Правообладателем остается маркетинговое агентство, а заказчик получает ограниченное право использования email-писем, например, в рамках конкретной рекламной кампании в определенное время. Фирменный цвет или товарный знак, который заказчик передал агентству для создания письма, продолжает принадлежать заказчику, и маркетинговому агентству ни в коем случае не передается.

Часто возникает путаница, кто же может использовать объект авторского права, поэтому в договоре всегда стоит четко разграничивать автора и правообладателя. Они могут совпадать в лице автора (у соавторов права делятся поровну), а могут не совпадать. Передача всегда оформляется письменно, устные договоренности не имеют юридической силы.

Каков срок действия исключительного права?

  • Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.
  • Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов и 70 лет после его смерти.
  • На произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, срок действия исключительного права истекает через 70 лет, считая с даты его обнародования.
  • Исключительное право продлевается для авторов времен Великой Отечественной Войны на 4 года.

После прекращения действия исключительного права произведение переходит в общественное достояние. Вы можете свободно использовать его без разрешения и выплаты авторского вознаграждения. Но нужно указывать автора: плагиат и контрафакт — это преступления. Часто по решению суда срок 70 лет после смерти автора продлевается еще на 50-70 лет, как это например произошло с музыкой группы The Beatles.

Что можно, а что нельзя делать с чужими произведениями?

Пользоваться результатами деятельности других лиц можно, но важно не пересекать грань между цитированием и плагиатом. Рассмотрим эти понятия:

  • Плагиат — использование чужого произведения и его публикация под своим именем. Запрещен и преследуется по закону.
  • Цитирование — использование чужого результата интеллектуальной собственности и публикация этого с указанием имени автора или ссылки на него. Разрешено, но при этом нужно соблюсти 4 условия:Произведение должно быть правомерно обнародованным. Нельзя процитировать то, что автор держит в секрете, а вы случайно получили к этому доступ.Цитирование возможно только в информационных, научных, учебных или культурных целях. Остальное вам нужно согласовывать с автором.Вы должны указать имя или псевдоним автора произведения и источник заимствования. Если возможности установить автора нет, то это не преступление: суды допускают объективную невозможность установить автора цитируемого произведения.Объем цитирования должен оправдываться его целью. Это правило не имеет ограничений или требований, поэтому оно очень субъективно.

Источник: https://vc.ru/legal/60148-a-avtor-kto-komu-prinadlezhat-pisma-kotorye-vy-delaete

Исключительное право на произведение

Центральное место авторского права занимает исключительное право на произведение. Именно оно определяет специфику авторских договоров. Что это такое и как защитить исключительное право на произведение, об этом информация ниже.

Что такое исключительное право на произведение

Статья 1229 Гражданского кодекса РФ посвящена исключительному праву. А 1270 ГК РФ – такому праву на произведение науки, литературы, искусства.

Общее определение – это право использовать произведение любым не противоречащим закону способом. Право владеть, пользоваться и распоряжаться, по аналогии с правом собственности. Получить право использовать произведение необходимо. А отсутствие запрета – это не разрешение на использование. 

Изначально исключительное право принадлежит автору произведения. То есть физическому лицу, которое своим творческим трудом создало определенное произведение, результат интеллектуальной деятельности.

Из такого правила законом прямо предусмотрены исключения – служебное произведение, договор авторского заказа (как правило) и т.п. И закон не называет собственником исключительного права автором. Он прямо указывает – правообладатель.

Причем законный правообладатель (в том числе и на основании договора передачи авторских прав).

Бывает и совместное исключительное право. То или иное произведение может быть создано соавторством. Каждый из авторов использует свое исключительное право по собственному усмотрению. Правда, они могут заключить соглашение и установить режим использования.

Распространенные способы использования произведения, как использование исключительного права

Способы использования произведения, которые включены в исключительное право, закон не ограничивает. Он лишь приводит перечень возможных способов использования произведения. И что важно, Гражданский кодекс подчеркивает:

  • независимо от того, совершает ли правообладатель действия по использованию произведения в целях извлечения прибыли или без такой цели, использовать произведение может только он. Или третьи лица, но с их согласия.

Использование произведения включает в себя такие действия, как

  • воспроизведение. То есть повторное создание объективной формы произведения (копии). Это материальная форма – запись на компьютер, флешку, иной материальный носитель и т.п. Это касается и части произведения, не обязательно в полной форме. Публичное исполнение произведения – не воспроизведение с точки зрения ГК РФ. Здесь важна именно материальная форма.
  • распространение. Это продажа или иная передача оригинала или копии произведения. Достаточно даже единичного факта, не обязательно массовое распространение.
  • публичный показ (третьим лицам, не членам семьи)
  • импорт
  • прокат
  • публичное воспроизведение
  • перевод, переработка произведения, в т.ч. программы для ЭВМ и т.п.

Правообладатель может свое исключительное право продать, подарить, сдать “в аренду”, заложить. И что интересно, обращение взыскания на него не допускается, если только автор не сдал его в залог сам.

Как защитить исключительное право правообладателя

Правообладатель может предпринять ряд мер. Во-первых, чтобы заявить о своем праве. Во-вторых, чтобы защитить его.

  1. Использовать знак охраны авторского права. На каждом экземпляре помещается знак . Далее имя или наименование правообладателя и год опубликования произведения (впервые). Можно зарегистрировать свое право в РАО (российское авторское сообщество). Автор также может обратиться к нотариусу и получить свидетельство об авторстве.
  2. Способы защиты устанавливает ст. 1252 ГК РФ. Это требования о признании, права, о возмещении убытков, об изъятии материального носителя, о публикации решения суда о допущенном нарушении права, о пресечении действий, которые нарушают или могут нарушить авторское право.

Таким образом, исключительное право очень похоже на право собственности, но защита его сложнее и требует осуществление автором активных действий по его защите.

Источник: https://iskiplus.ru/isklyuchitelnoe-pravo-na-proizvedenie/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы от юриста